Общественное здоровье и здравоохранение как интегративная наука. Основные разделы, задачи, значение в системе подготовки врача
Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины — оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.
Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4) организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5) организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент, маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.
Методы медико-социальных исследований: 1) исторический; 2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статистический; 4) медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-нормативный и др.
Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохранения. Объектами медико-социальных исследований являются: 1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.
Источник
Определение предмета общественное здоровье и здравоохранение (В.О. Португалов, Ф.Ф. Эрисман, Н.А. Семашко, Н.А. Виноградов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын)
Общественное здоровье и здравоохранение как интегративная наука. Основные разделы, задачи, значение в системе подготовки врача.
Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины — оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.
Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4) организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5) организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент, маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.
Методы медико-социальных исследований: 1) исторический; 2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статистический; 4) медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-нормативный и др.
Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохранения. Объектами медико-социальных исследований являются: 1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.
Определение предмета общественное здоровье и здравоохранение (В.О. Португалов, Ф.Ф. Эрисман, Н.А. Семашко, Н.А. Виноградов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын).
В 1902 г. Ф.Ф. Эрисман писал: «не подлежит сомнению, что все главные факторы экономической жизни сильно влияют на состояние общественного здоровья и что нередко в этих условиях и кроется ключ к объяснению чрезмерной болезненности и смертности народонаселения» [1]. Не утратило своего значения это утверждение и в наши дни. На этот факт неоднократно указывали и эксперты международных организаций. Так, на 52-й сессии Всемирной организации здравоохранения вновь было подчеркнуто, что «все основные детерминанты здоровья связаны с социально-экономическими факторами. Связь между состоянием здоровья и занятостью, уровнем доходов, социальной защитой, жилищными условиями и образованием четко прослеживается во всех европейских государствах» [2].
Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П. Лисицын (1973) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.
В.П. Казначеев (1974) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.
Источник
Общественное здоровье и здравоохранение как интегративная наука. Основные разделы, задачи, значение в системе подготовки врача.
Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины — оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.
Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4) организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5) организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент, маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.
Методы медико-социальных исследований: 1) исторический; 2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статистический; 4) медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-нормативный и др.
Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохранения. Объектами медико-социальных исследований являются: 1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.
Определение предмета общественное здоровье и здравоохранение (в.О. Португалов, ф.Ф. Эрисман, н.А. Семашко, н.А. Виноградов, в.П. Казначеев, ю.П. Лисицын).
В 1902 г. Ф.Ф. Эрисман писал: «не подлежит сомнению, что все главные факторы экономической жизни сильно влияют на состояние общественного здоровья и что нередко в этих условиях и кроется ключ к объяснению чрезмерной болезненности и смертности народонаселения» [1]. Не утратило своего значения это утверждение и в наши дни. На этот факт неоднократно указывали и эксперты международных организаций. Так, на 52-й сессии Всемирной организации здравоохранения вновь было подчеркнуто, что «все основные детерминанты здоровья связаны с социально-экономическими факторами. Связь между состоянием здоровья и занятостью, уровнем доходов, социальной защитой, жилищными условиями и образованием четко прослеживается во всех европейских государствах» [2].
Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П. Лисицын (1973) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.
В.П. Казначеев (1974) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.
Источник
Раздел 2. Общественное здоровье
1. Общественное здоровье и здравоохранение это:
а) гигиеническая наука;
б) клиническая наука;
в) интегративная наука.
2. Укажите правильное определение общественного здоровья и здравоохранения как науки:
а) наука о социальных проблемах медицины и здравоохранения;
б) наука о закономерностях общественного здоровья, воздействии социальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения;
в) система мероприятий по охране здоровья населения.
3. Предметом изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» является:
а) здоровье индивидуума;
б) эпидемиология заболеваний;
в) здоровье работающего населения;
г) общественное здоровье, факторы, влияющие на него и методы его охраны.
4. Укажите основные методы исследования дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение:
5. Основоположник социальной гигиены в нашей стране:
6. Здравоохранение это:
а) комплекс медицинских организаций, осуществляющих медицинскую помощь населению;
б) система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения;
в) мероприятия по выявлению и эффективному лечению ранних стадий болезни для предотвращения ее развития и возникновения серьезных осложнений.
7. При проведении медико-социальных исследований применяются следующие методы:
е) все вышеперечисленные.
8. Факторами, оказывающими влияние на здоровье населения, являются:
в) уровень и образ жизни населения
г) уровень, качество и доступность медицинской помощи
д) все вышеперечисленное
9. Предметами изучения общественного здоровья и здравоохранения являются:
а) Общественное здоровье и факторы, его определяющие
б) Системы, обеспечивающие охрану и восстановление здоровья населения
в) Технологии лечения и оперативных вмешательств
10. Основными группами показателей общественного здоровья являются:
а) Показатели заболеваемости
б) Обращения за медицинской помощью
в) Показатели инвалидности
г) Показатели физического развития
д) Демографические показатели
ж) Все ответы правильные
з) Верно а, в, г, д
11. Среди факторов, определяющих здоровье населения, лидируют:
г) Уровень организации медицинской помощи
д) Качество медицинской помощи
12. Назовите методы общественного здоровья и здравоохранения:
е) Все вышеперечисленное
Факторами, оказывающими влияние на индивидуальное здоровье населения, являются
в) Уровень и образ жизни населения
г) Уровень, качество и доступность медицинской помощи
д) Все вышеперечисленное
14. Вторичная профилактика – это:
а) Предупреждение воздействия факторов риска развития заболеваний
б) Предупреждение обострений заболевания
в) Предупреждение возникновения инвалидности
г) Все вышеперечисленное
д) Нет правильного ответа
15. Первичная профилактика – это:
а) Предупреждение воздействия факторов риска развития заболеваний
б) Предупреждение обострений заболевания
в) Предупреждение возникновения инвалидности
г) Все вышеперечисленное
д) Нет правильного ответа
16. Медицинская профилактика включает все перечисленные мероприятия, кроме:
а) Проведения прививок
б) Проведения медицинских осмотров
в) Выявления заболеваний
17. Первичная профилактика включает все перечисленные мероприятия, кроме:
а) Проведения прививок
б) Мероприятий, предупреждающих развитие заболеваний
в) Выявления заболеваний
г) Повышения материального благосостояния
18. Вторичная профилактика включает:
а) Проведение прививок
б) Мероприятия, предупреждающие развитие заболеваний
в) Выявление заболеваний
г) Мероприятия, предупреждающие развитие осложнений и рецидивов заболеваний
д) Повышение материального благосостояния
19. Целью третичной профилактики является предупреждение возникновения:
а) Острых заболеваний
б) Инфекционных заболеваний
в) Несчастных случаев
г) Развитие осложнений и рецидивов хронических заболеваний
20. Основными направлениями формирования здорового образа жизни являются все, кроме:
а) Создания позитивных для здоровья факторов
б) Повышения эффективности деятельности служб здравоохранения
в) Активизации позитивных для здоровья факторов
г) Устранения факторов риска
д) Минимизации факторов риска
21. Укажите наиболее точное определение понятия “Политика здравоохранения”
а) политика ЗО – совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению проблем ЗО в обществе и государстве
б) политика ЗО – совокупность идеологических принципов по решению проблем ЗО в обществе и государстве
в) политика ЗО – совокупность практических мероприятий по решению проблем ЗО в обществе и государстве
22. Перечислите принципы гигиенического воспитания населения:
а) участие всего медицинского персонала, всех медицинских учреждений в проведении этой работы;
б) наличие в системе здравоохранения специальных учреждений, возглавляющих работу по пропаганде здорового образа жизни;
в) участие немедицинских организаций, учреждений и ведомств;
г) участие общественного актива из населения
д) все вышеперечисленное.
23. Укажите методы гигиенического воспитания населения:
а) метод устной пропаганды;
б) метод печатной пропаганды;
в) метод изобразительной (наглядной) пропаганды;
д) все вышеперечисленное.
24. Перечислите средства метода печатной пропаганды:
б) брошюра, книга;
д) лозунг, листовка;
е) статья в газете, санитарный бюллетень;
ж) все вышеперечисленное.
25. Перечислите средства метода устной пропаганды:
г) выступление по радио;
д) вечер вопросов и ответов;
е) выступление по телевидению;
ж) все вышеперечисленное.
26. Медицинская этика – это:
а) это специфическое проявление общей этики в деятельности врача
б) это наука, рассматривающая вопросы врачебного гуманизма, проблемы долга, чести, совести и достоинства медицинских работников
в) это наука, помогающая вырабатывать у врача способность к нравственной ориентации в сложных ситуациях, требующих высоких морально-деловых и социальных качеств
г) верно все перечисленное
д) нет правильного варианта
27. Медицинская деонтология — это:
а) самостоятельная наука о долге медицинских работников
б) прикладная, нормативная, практическая часть медицинской этики
Источник