Меню

Общественная организация охрана здоровья детей

Охрана здоровья

Об охране здоровья детей

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией прав ребенка на охрану здоровья в Российской Федерации.

Настоящий закон направлен на комплексное регулирование вопросов, связанных с особенностями охраны здоровья детей, с учетом специфики их возраста, устанавливает основные гарантии прав ребенка на защиту здоровья, способствует формированию здорового образа жизни, профилактике социально значимых заболеваний, наркомании, токсикомании, суицида.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

защита материнства и детства – система государственных, общественных и медико-социальных мероприятий, обеспечивающих условия для рождения здорового ребенка, всестороннего развития подрастающего поколения, предупреждения и лечения болезней у женщин и детей;

здоровое питание детей — рациональное, сбалансированное питание, обеспечивающее поступление пищевых, биологически активных веществ, в соответствии с физиологическими потребностями и возрастными особенностями, поддерживающее функциональное состояние организма на высоком уровне, организованное с учетом принципов щадящего питания;

здоровье детей – состояние физического, психического и нравственного благополучия ребенка, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

здоровый образ жизни детей – научно обоснованная, индивидуальная система поведения ребенка, обеспечивающая его физическое совершенство, благоприятные условия для успешной учебы, дальнейшего эффективного труда и жизнедеятельности.

охрана здоровья детей – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемая федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также организациями всех форм собственности, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, предоставления ему медицинской помощи;

новорожденный – ребенок с момента рождения до 28 дня жизни.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья детей

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья детей основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья детей.

Статья 4. Цели и задачи государственной политики в сфере охраны здоровья детей

1. Сбережение здоровья детей и создание условий для нормального физического, психического и нравственного развития подрастающего поколения является важнейшей функций семьи и государства и составляет цель государственной политики в сфере охраны здоровья детей.

2. Задачами государственной политики в сфере охраны здоровья детей являются:

формирование правовых основ гарантий прав ребенка на защиту здоровья;

содействие физическому, психическому и нравственному развитию детей,

развитие сети экспериментальных площадок в различных регионах России по формированию здорового образа жизни у детей;

разработка научных основ профилактики наиболее распространенных заболеваний детей, подростков и молодежи;

комплексное изучение здоровья детского населения России по материалам профилактических медицинских осмотров и материалам выборочных научных исследований;

изучение закономерностей изменений соматического и психического здоровья подростков, особенностей их физического и психофизиологического развития на современном этапе;

формирование здорового образа жизни у детей, организации работы школ, содействующих укреплению здоровья;

разработка предложений по охране репродуктивного здоровья детей;

установление общих закономерностей и механизмов влияния факторов окружающей ребенка среды на здоровье детей с целью обоснования и разработки современных научно-методических основ подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья детей, требований санитарно-эпидемиологического надзора за предметами детского обихода;

повышение уровня оплаты труда участковых врачей-педиатров, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-педиатров, медицинских сестер врачей общей практики (семейной медицины);

развитие сети современных центров высоких медицинских технологий в Российской Федерации;

улучшение экологической ситуации на территории Российской Федерации с целью снижения уровня заболеваемости детей.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья детей относятся:

установление общих принципов государственной политики в сфере охраны здоровья детей;

выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению охраны здоровья детей;

формирование и реализация федеральных целевых программ охраны здоровья детей и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений, организаций и должностных лиц;

софинансирование совместно с соответствующим субъектом Российской Федерации строительства центров высоких медицинских технологий для детей.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты здоровья детей относятся:

реализация государственной политики защиты здоровья детей, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время);

софинансирование строительства центров высоких медицинских технологий для детей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Источник

«НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»
консультация ( группа) на тему

Консультация для воспитателей.

Читайте также:  Сценарий физкультурного досуга для старшей группы день здоровья

Скачать:

Вложение Размер
natsionalnaya_strategiya.docx 18.37 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с «Черемушки»

города Балашова Саратовской области

«НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

воспитатель Фатеева Ю.А.

1 квалификационная категория

Национальная стратегия определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые моменты ее реализации. Стратегия базируется на общепризнанных признаках и нормах международного права.

Национальная стратегия осуществляется по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения, доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей, здравоохранение дружественное

детям, здоровый образ жизни, равные возможности детей нуждающихся в особой заботе государства, создание правосудия и обеспечение прав и системы защиты дружественной к ребенку.

Основными задачами в части гигиены и охраны здоровья детей являются: обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развитие всех форм безопасного дошкольного образования, включая негосударственный сектор.

Национальная стратегия действий в интересах детей

на 2012-2017 годы, утверждённая Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция РФ гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, РФ выразила приверженность к участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды комфортной и доброжелательной для жизни детей. В РФ Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 г. и рассчитан до 2000 г. В рамках очередного этапа социально экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа — Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

В последнее время обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов страны. В посланиях Президента Федеральному Собранию РФ ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально экономического развития РФ на период до 2020г., Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование»,федеральных целевых программ. Принят ряд законодательных актов направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты.

Учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. В ряде субьектов РФ создан институт уполномоченного по правам ребенка. Учрежден Фонд поддержки детей находящихся в трудной ситуации. Увеличился фонд финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ДЕТСТВА.

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка. Высокий риск бедности при рождении детей особенно в многодетных и неполных семьях. Распространенность семейного неблагополучия и семейного насилия. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями. Распространенность лишения родительских прав. Нарастание новых рисков связанных с увеличением информационного поля. Неравенство между субъектами РФ в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей. Социальная исключенность уязвимых категорий детей. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов касающихся их непосредственно.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Семейная политика детсвосбережения.

Первоочередные меры — разработка и принятие государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми. Совершенствование налоговых вычетов для таких семей. Разработка мер по своевременной выплате алиментов достаточных для содержания ребенка и создание государственного алиментного фонда. Разработка и развитие стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 г. и план мероприятий, но реализации в формате федеральной целевой программы. Разработка и принятие программы пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства. Разработка и нормативное обеспечение стандартов оказания профилактических услуг по жестокому обращению с детьми. Обеспечение внедрения современных технологий и реабилитационной работы с семьей. Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социально неблагополучных семей и комплексной работы с ними. Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительной социально- реабилитационной работы.

ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных учреждениях.

Первоочередные меры — обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений. Развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, центры игровой поддержки и другие, включая негосударственный сектор. Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов на включение в существующую образовательную среду. Нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ.

Национальная стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020г., с Концепцией демографической политики на период до 2025г. и приоритетными национальными проектами.

Координирующим органом является образуемый при Президенте координационный совет. Национальную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: с 2012 по 2014 и с 2015 по 2017г.

Механизмом контроля являются ежегодные аналитические доклады координационного совета и альтернативные доклады общественности и экспертного сообщества при участии детей.

Источник

Международные инициативы и законодательные документы по охране здоровья подростков

Международное сообщество уделяет большое внимание разработке программ по охране здоровья детей, подростков и молодежи, основанных на соблюдении положений и норм, закрепленных в Конвенции о правах ребенка и являющихся обязательными к выполнению государствами-участниками.

В Стратегии Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в области здравоохранения (1995) охрана здоровья подростков и молодежи определяется как новая приоритетная задача организации. Проблемы подрастающего поколения также упоминаются в ряде других решений Исполнительного совета ЮНИСЕФ, касающихся таких острых вопросов, как табакокурение (1989), употребление наркотиков и психотропных веществ (1989), безопасное материнство (1990), обеспечение прав и защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (1990), защита детей от насилия и жестокого обращения (1996), профилактика ВИЧ/СПИДа (1992), планирование семьи (1993), равенство полов (1994), доступное образование (1995).

Необходимость сконцентрировать внимание на вопросах охраны здоровья подростков и молодежи отмечается и в других конвенциях и решениях международных организаций. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Планах действий, принятых на Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994), и четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995) содержатся нормы, в которых основное внимание уделяется охране здоровья девочек-подростков.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оказывает поддержку странам в области охраны здоровья подростков по трем основным направлениям:

  • путем предложения всеохватывающих, межсекторальных и научно обоснованных подходов к охране здоровья подростков;
  • путем уточнения и поддержки той специфической роли, которую играет сектор здравоохранения, включая руководящую роль министерств здравоохранения и их влияние на другие сектора, а именно образования, занятости и социальной защиты;
  • путем планирования действий, нацеленных на сокращение неравенства в здоровье и развитии подростков, как в странах, так и между странами.

В марте 2001 г. в Женеве под эгидой ВОЗ представители более 20 стран выработали единые принципы и положения, регламентирующие деятельность служб, дружественных к подросткам и молодежи. В Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятых Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 г., выделены отдельные разделы, в которых рассмотрены вопросы формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения, обеспечения качественного и доступного образования, защиты детей от жестокого обращения, эксплуатации и насилия, борьбы с ВИЧ/СПИДом.

В Европейской стратегии ВОЗ «Здоровье и развитие детей и подростков» 2005 года впервые были выделены семь основных направлений охраны и здорового развития детей и подростков:

  • здоровье матерей и новорожденных,
  • питание,
  • инфекционные заболевания,
  • травмы и насилие,
  • окружающая среда,
  • здоровье подростков,
  • психосоциальное развитие и психическое здоровье.

В 2007 г. под эгидой ВОЗ и ЮНИСЕФ была разработана ориентационная программа «Здоровье подростков для медицинских работников», в которой предлагаются современные подходы к удовлетворению потребностей подростков и решению их проблем со здоровьем.

Приоритетные задачи в сфере охраны здоровья подростков

и молодежи и их здорового развития

Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» 2005 г. среди основных задач, решаемых в подростковом возрасте, выделяет следующие приоритеты:

  • формирование здорового образа жизни;
  • предупреждение опасных форм поведения;
  • развитие служб здравоохранения, ориентированных на молодежь;
  • профилактика всех форм насилия;
  • формирование здоровой школьной среды, способствующей физическому и психосоциальному благополучию подростков;
  • профилактика травматизма;
  • просвещение по вопросам взаимоотношений и родительских обязанностей.

Обновленная в 2014 г. Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков на 2015–2020 года «Инвестируя в будущее детей» нацелена на развитие успехов и использование уроков предшествующей стратегии 2005 г. с учетом современных фактических данных, тенденций в эпидемиологии, политических и социальных тенденций с целью совершенствования применяемых в странах подходов к охране здоровья детей и подростков. Современные руководящие принципы охраны здоровья включают:

  • подход с учетом всех этапов жизни,
  • подход, основанный на фактических данных,
  • стимулирование сильных партнерств и межсекторального сотрудничества,
  • подход, основанный на правах человека.

В 2009 г. молодежь Европы и Европейская Комиссия вышли с инициативой «Быть здоровым – это быть самим собой», основная цель которой – выдвижение на первый план вопросов охраны здоровья детей, подростков и молодежи в Европе. Инициатива подчеркивает важность различных факторов здоровья (образ жизни, образование, условия труда, средства массовой информации и окружающая среда) и важность вовлечения молодежи в решение затрагивающих ее вопросов здоровья. Молодые люди выделили следующие приоритетные сферы для охраны своего здоровья:

  • современные системы передачи информации и здоровье;
  • здоровая среда обитания;
  • пропаганда и поощрение использования средств профилактики;
  • здоровье и профессия; оздоровление на рабочем месте;
  • образование и обучение здоровью;
  • пропаганда и достижение здоровья в молодежном движении и молодежных лагерях;
  • специальные службы для молодежи.

Совещание Европейского бюро ВОЗ по вопросу о политике и службах, дружественных к молодежи, (Эдинбург, 2009 г.) расставило приоритеты в этой деятельности:

  • развитие служб здравоохранения, ориентированных на молодежь;
  • участие молодых людей в охране своего здоровья;
  • партнерство молодежи и взрослых в разработке эффективной системы охраны здоровья подрастающего поколения.

В 2010 г. была обнародована концепция 4S, разработанная ВОЗ для укрепления действий сектора здравоохранения в ответ на проблемы здоровья и развития подростков. Позднее этот подход был расширен до 5S, согласно которому, программа здравоохранения, нацеленная на обеспечение наивысшего достижимого стандарта здоровья и развития для подростков, должна включать:

  • Supportive policies – поддерживающие стратегии, которые уважают, защищают и выполняют/осуществляют/удовлетворяют права подростков на здоровье;
  • Strategic information – стратегическую информацию, необходимую для планирования и мониторинга;
  • Service delivery models – модели оказания услуг, дружественных к молодежи;
  • Sustainable resources – устойчивые ресурсы, такие как адекватно обученные медицинские сотрудники и механизмы финансовой защиты молодых людей;
  • Cross-Sectors approach – межсекторальный подход для работы с детерминантами здоровья и для сокращения неравенства.

Основы новой европейской политики здравоохранения «Здоровье 2020», разработанные при содействии ВОЗ, акцентируют внимание на необходимости согласованного объединения новых знаний и научных доказательств в области здоровья подростков и его детерминантов и предлагают правительствам стран пути решения и эффективные вмешательства, направленные на обеспечение лучшего здоровья, равенства и благосостояния.

Образование в области здоровья

Образование в области здоровья – важная составляющая комплексных программ охраны здоровья подростков и молодежи. Большую работу по внедрению образовательных программ в области здоровья и сексуального и репродуктивного здоровья в частности проводит Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). При содействии ЮНЕСКО проводятся важнейшие международные форумы по образованию и разрабатываются стратегии и руководства по продвижению образовательных программ в области здоровья для подростков и молодежи.

Достижение целей самой масштабной мировой инициативы «Образование для всех», принятой на Всемирном форуме по образованию в 2000 г. в Дакаре (Сенегал), предполагает обеспечение здоровья учащихся детей и подростков, что в свою очередь требует создания безопасной, здоровой, инклюзивной учебной среды, способствующей успешному обучению.

С целью обеспечения подростков комплексным и качественным образованием в области сексуального и репродуктивного здоровья ЮНЕСКО выпустило в 2010 г. «Международное техническое руководство по половому просвещению»

Разработки ЮНЕСКО способствуют реализации международной инициативы FRESH – Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школах. В 2013 г. под руководством ЮНЕСКО были разработано и опубликовано «Руководство по мониторингу и оценке школьных программ охраны здоровья»

Более подробно о международных инициативах по образованию в области здоровья см. статью (ссылка на статью Международные инициативы по охране здоровья школьников и образованию детей и подростков в области здоровья )

Профессиональная подготовка и профессиональные объединения

В поддержании профессиональной компетенции специалистов, работающих с подростками, значима роль Европейского центра по подготовке профессионалов в области охраны здоровья подростков – EuTEACH (European Training in Effective Adolescent Care and Health). Основная задача EuTEACH – разработка обучающих программ, методических планов и ресурсов для работников сферы здравоохранения, специализирующихся по данной тематике. Проект EuTEACH поддержан ВОЗ, ЮНИСЕФ, Европейской конфедерациией специалистов по педиатрии.

Специалистов, работающих с молодежью, объединяет Международная ассоциация здоровья подростков (International Association for Adolescent Health) Она было основана в 1987 г. в целях поддержки практической реализации Конвенции ООН о правах ребенка.

Международные правовые акты, регламентирующие вопросы обеспечения охраны здоровья подростков и молодежи:

(оформить как в статье Г2.Репродуктивные и сексуальные права

Генеральная Ассамблея ООН (1989). Конвенция о правах ребенка

  • Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г.)
  • Оттавская Хартия по развитию здоровья (принята Первой международной конференцией по развитию здоровья. Оттава, Канада, 17–21 ноября 1986 г.)
  • Международный кодекс медицинской этики (принят З-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949 г., дополнен 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 г. и 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 г.)
  • Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.)
  • Декларация принципов толерантности (утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 г.).

Источник

Adblock
detector