Родительское собрание «Формирование здорового образа жизни школьников»
материал (6 класс) на тему
Раздел Работа с родителями
Форма мероприятия Собрание для родителей учащихся 6-х классов
Цель: выявить основные причины и факторы, влияющие на здоровье детей.
Задачи:
1. показать влияние несоблюдения режима дня на здоровье
2. как организовать правильное питание
3. как избежать возникновения вредных привычек
4. основные приемы и способы профилактики компьютерной зависимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел Работа с родителями
Форма мероприятия Собрание для родителей учащихся 6-х классов
Цель: выявить основные причины и факторы, влияющие на здоровье детей.
- показать влияние несоблюдения режима дня на здоровье
- как организовать правильное питание
- как избежать возникновения вредных привычек
- основные приемы и способы профилактики компьютерной зависимости.
Каждый из вас хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, и не раз задумывался о том, как сделать, чтобы дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Нас пугает само понятие “режим” (жесткая дисциплина, ограничение свободы). «Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетелей», – утверждал великий педагог Я. А. Коменский.
Если ребенок с раннего возраста приучен к организованности и порядку, к систематическому труду, то постепенно это становится его внутренней потребностью, чертой характера.
Самое сложное и трудное для ребенка время – это утро. Утром ребенок требует особенного внимания. Между сонной негой, в которой ребенок находился и реальностью не должно быть резкого перепада. Нужно стараться постепенно размеренно вводить ребенка в атмосферу дневных забот. Ребенок, на которого накричали утром, не в состоянии высидеть спокойно пять-шесть уроков. Кроме того это обязательно скажется на общении с товарищами, учителем.
Вечер – это подведение итогов дня минувшего и раздумья о завтрашнем дне. Что можно посоветовать: Нельзя острые этические разговоры переносить на самое позднее время. Постарайтесь их закончить к семи-восьми вечера. За два последних часа перед сном не допускайте перевозбуждения, ребенок должен успокоиться. И наконец, самое серьезное – лечь вовремя спать.
Ни в коем случае не смотреть вечером фильмы детективного плана с убийствами и расследованиями.
нельзя перед сном пить кофе или есть острые блюда, играть в шумные игры или рассказывать ребенку жуткие истории, страшные сказки.
Если в вашей семье назрел конфликт и вам надо его разрешить между собой, подождите, когда ребенок уснет. Если у вас гости, постарайтесь ребенка вовремя уложить спать.
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет
Прогулка на свежем воздухе
Приготовление домашних заданий
Свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком)
Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе
Дорога в школу и прогулка перед учебными занятиями
Занятия в школе
Дорога домой или прогулка после учебных занятий
Прогулка или игры и спортивные занятия на свежем воздухе
Ужин и свободные занятия
Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия, чистка одежды, обуви, умывание)
Питание. Правильное питание – это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым. Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Правильное питание организовать не просто. Питание должно соответствовать возрасту, желательно четырех-пяти разовым, сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу и полностью обеспечивать энергетические затраты организма. Всем этим требованиям соответствует питание, организованное в школе. Я не понимаю позицию тех родителей, чьи дети не питаются в школе.
Как бы плотно не покушали дети перед школой, через три-четыре часа они захотят есть. Перекусы булочками приносят скорее вред, чем пользу. По данным школьного врача 10% шестиклассников страдают ожирением. От ожирения страдают внутренние органы, развиваются заболевания. Страдает не только физическое здоровье, но и психическое: развиваются комплексы.
Хочу обратиться к родителям девочек. В подростковом возрасте недовольство собой и своей внешностью, может подвигнуть их на применение различного рода диет, которые не всегда полезны для растущего организма, а часто приносят ему непоправимый вред. Поэтому внимательно следите, как и что кушают ваши дети.
Правильное формирование здорового образа жизни у школьников невозможно без воспитания у детей понимания необходимости для здоровья занятий спортом. Физические упражнения очень важны для школьников, так как умеренные нагрузки позволяют расти организму, способствуют правильному обмену веществ в организме. Кроме того, регулярные физические нагрузки дисциплинируют и способствуют соблюдению распорядка дня. Занятия каким-либо видом спорта дают молодому растущему организму стимул для правильного развития и ограждают детей от вредных привычек.
Что же касается вредных привычек, то оградить школьника от курения, употребления алкоголя или наркотиков, на сегодняшний день является крайне важным, хотя и очень непростым занятием. Переходный возраст – возраст самоутверждения. Как просто почувствовать себя взрослым, затянувшись сигаретой или попивая пивко, сидя на лавочке в компании сверстников. Наши дети считают, что таким образом они станут старше, с ними будут считаться.
При этом все подростки владеют информацией о вреде курения, алкоголизма и наркотиков, они уже знают, к чему ведут эти казалось бы невинные шалости. И, тем не менее, раз за разом на классных часах, в индивидуальных беседах, мы повторяем детям прописные истины. Очень хочется в вас, родителях, найти поддержку, чтобы мы с вами шли в одном направлении и прививали нашим детям тягу к здоровому образу жизни.
Самым лучшим способом для этого является личный пример родителей, образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Осознайте это и не пеняйте на зеркало.
Проблема компьютерной зависимости
В настоящее время большой популярностью среди детей пользуются компьютерные игры. У некоторых компьютерные игры становятся главным развлечением. Они погружаются в виртуальный мир, теряя интерес к реальности.
Что привлекает детей в компьютерных играх? Реалистичные компьютерная графика, звуковые эффекты.
Через какое-то время ребенок теряет связь с реальной жизнью и переносит себя в виртуальный мир, где чувства острее, а впечатления ярче. процесс приобретает необратимый характер, возникает зависимость.
Причем компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полутора-двух месяцев!)
Симптомы компьютерной зависимости, или когда пора забеспокоится.
- потеря контроля над временем, проведенным за компьютером,
- утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду,
- оправдание собственного поведения и пристрастия,
- важным симптомом компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером, а также раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается,
- ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.
Как же лечить заигравшихся детей?
Зависимому человеку способна помочь только «позиция жесткой любви» – есть у психологов такое понятие. В случае с компьютерной зависимостью оно означает запрет на компьютер. Окончательный и бесповоротный. Ребенок скандалит в ответ? Поймите: это тоже манипуляция. Поэтому проявите твердость
Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например спорт, творчество.
В современной жизни невозможно обойтись без компьютера. Поэтому ваша задача сделать его своим другом и помощником. Поиграйте вместе с ребенком, узнайте, как он реагирует на действия персонажей игры (радуется, огорчается) Сыграйте вместе с ребенком! В вашем доме живет настоящий эксперт в области игр – это ваш ребенок. Пользуйтесь этим и открывайте вместе с вашим ребенком цифровой мир видеоигр. Благодаря совместно пережитым впечатлениям у вас появится больше тем для разговоров, вы вместе будете захвачены одной игрой и гораздо раньше поймете, подходит ли та или иная игра вашему ребенку.
Источник
Родительское собрание «Формирование здорового образа жизни школьника»
методическая разработка по теме
Родительское собрание «Формирование здорового образа жизни школьника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit._sobranie_zozh.doc | 71.5 КБ |
Анкета для родителей «Формирование ЗОЖ ребенка» | 14.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреев А.Б. , классный руководитель 8 класса ГБОУ СОШ с.Кротково
Родительское собрание «Формирование здорового образа жизни школьника»
Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей семьи, своих детей.
Форма проведения: собрание-диалог.
Ход собрания: Уважаемые родители !
Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которая предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами – абсолютно здоровый ученик. Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье и о многом другом очень важном и серьёзном.
1. Что такое «Здоровье»?
Теоретики здоровьесбережения трактуют это важное понятие по-разному. «Здоровье – процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (В.П. Казначеев).
«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен» (В. И, Дубровский).
«Здоровье – это не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека» (И. Т, Фролов).
Самое популярное определение, данное Всемирной организацией Здравоохранения:
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Важным во всех этих и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
2 . Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:
Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей
3. В чём же причина кризиса детей России и округа в частности? Существуют различные точки зрения.
Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:
— зависит от образа жизни
— влияние окружающей среды и экологии
4 . Более глубоко говорим о первом факторе – зависимости от образа жизни. Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:
— малоподвижный образ учащихся;
— перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
— стрессовые воздействия во время обучения;
— отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
— несоблюдение режима дня;
— несоблюдение гигиенических требований.
5 . По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.
6 . Результаты диагностики учащихся и родителей (анкеты для родителей и учащихся).
Просим вас высказать своё мнение по вопросам сохранения и укрепления здоровья своих детей, а также вашего личного здоровья и работе над ним.
Приемлемый для вас ответ подчеркните или запишите другое мнение.
1.Подчеркните самую главную ценность для вас в сегодняшнем мире:
высокая зарплата, собственная квартира, крепкая семья, интересная работа, хорошее здоровье, высшее образование, импортная машина, новейший компьютер.
2.Считаете ли вы себя здоровым человеком? Да Нет
3.Какие факторы очень негативно влияют на ваше здоровье?
4.Укажите, каким образом вы укрепляете своё здоровье:
— занимаемся закаливанием, зарядкой,
— следим за своим весом, рациональным питанием,
— много двигаемся, ходим пешком,
— не имеем вредных привычек, занимаемся в спортивной секции,
— выполняем режим дня, занимаемся аутотренингом.
5.Ваше отношение к своему здоровью:
надеемся на медицину, всё в руках бога, моё здоровье в моих руках.
6. Какую цель современной школы вы считаете cамой важной задачей:
сохранение и укрепление здоровья учащихся, обеспечение на высоком уровне знаний, умений, навыков для поступления в высшие учебные заведения?
7. Довольны ли вы деятельностью школы в работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся? Да Нет Почему?
8. Насколько здоров ваш ребёнок, обучающийся в данном классе? Оцените по десятибалльной системе. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Что вы делаете в семье для сохранения и укреплении здоровья вашего ребёнка?
— контролируем выполнение режима дня,
— помогаем выполнять домашние задания,
— интересуемся результатами учёбы и поведения,
— оборудовано место для выполнения заданий дома,
— контролируем затраты времени на просмотр телепередач и работу с компьютером,
— беседуем по проблемам обучения детей в школе,
— поощряем занятия физкультурой и спортом,
— помогаем учителю проводить спортивные мероприятия и сами в них участвуем,
— создаём в семье комфортную обстановку.
10. Кого вы считаете ответственным за сохранение и укрепление здоровья вашего ребёнка: общество, самого ребёнка, семью, педагогов, медицинских работников.
11. Как часто разговариваете с ребёнком о ценностях здоровья:
12. Какие темы здоровья обсуждаются в вашей семье?
13. Что бы вы хотели узнать по теме здоровья на родительских собраниях?
14. Ваши предложения руководителю школы по улучшению сохранения и укрепления здоровья ваших детей.
Спасибо. Вы нам очень помогли!
Анкета для детей
«Как ты относишься к своему здоровью?»
1. Здоров ли ты? Да Нет
2. Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?
Гулять на свежем воздухе.
Проводить профилактику заболеваний.
Вести здоровый образ жизни.
Выполнять гигиену тела.
Соблюдать режим дня.
- Что ты делаешь для здоровья, чтобы не болеть?
- Откуда ты узнаёшь о том, как сохранить здоровье?
СМИ (средства массовой информации).
- Часто ли родители разговаривают с тобой о ценности здоровья?
- Какие темы здоровья обсуждаются в вашей семье?
Здоровый образ жизни.
Польза спортивных занятий.
- Что бы ты хотел узнать по теме «Здоровье» в школе?
- Что бы ты хотел изменить в школе для сохранения здоровья?
Спасибо! Ты нам очень помог.
Вам, уважаемые родители, было предложено ответить на вопросы анкеты «Здоровье в моей семье.
Анализируя ответы родителей и детей, можно сказать, что создание условий для формирования стиля здорового образа жизни зависит от конкретных условий, в которых живёт человек, от экономического состояния семьи, в которой воспитывается школьник, от установки самого ребёнка, от его потребностей и возможностей, от желания и стремления семьи – быть здоровыми.
7 . Послушайте, пожалуйста, притчу на эту тему.
Притча. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.
И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?»
Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал «Всё в твоих руках, человек!»
Вывод: всё в руках самого человека, и здоровье в том числе.
- А для этого родители должны создать такие условия, чтобы ребенок мог избежать первого фактора – малоподвижности. Движение как форма физиологической активности показатель физического здоровья, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.
У растущего организма создаётся некоторый избыток двигательной активности. Существует понятие «биологической достаточности движений».
Например, минимальная норма количества шагов в день для взрослого человека – 10 тысяч, а школьник должен сделать 25–30 тысяч шагов в день.
Если родители имеют избыточный вес, то 80 % детей его имеют тоже.
У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20 % выше. Это приводит к быстрому изнашиванию организма. По статистике у 20 % родившихся детей развивается плоскостопие. Это связано со слабостью мышц.
- Второго фактора — стрессовые воздействия во время обучения и перегрузка учебного процесса многими дисциплинами.
Повышение психоэмоциональной устойчивости.
По материалам исследований, особо опасны для любого человека и ученика в том числе, не активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками.
Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда будет эффективным, когда ученик будет испытывать радость от процесса познания.
Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где комфортная обстановка и понимающие родители, где царит взаимопонимание и любовь, где конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, только в такой семье воспитать поистине здоровое потомство.
- Третьего фактора – несбалансированное питание. Правильное питание – это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым. Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть” . Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания – основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать не просто. Нужно заботиться о том, чтобы в рационе ребенка правильно сочетались различные продукты и химические вещества.
Рациональное питание. Пища должна быть рациональной по химическому составу и содержать белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы. Быть безвредной и безопасной. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.
Современные учёные выявили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит фруктов, овощей и ягод, а также нарушение режима питания.
Родителям также надо помнить, что детям в младшем школьном возрасте надо питаться не менее 4–5 раз в день и придерживаться таких правил: разнообразие умеренность и своевременность питания.
Следует ли заставлять ребёнка кушать, если он отказывается? Заставлять нельзя, оценивая своё желание поесть, ребёнок прислушивается к потребностям своего организма.
Обязательно ли детям есть первые блюда? Да. Употребляемые только вторые блюда не вызывают достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, бродит и раздражает слизистую оболочку.
Кроме того следует научить ребенка есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу, не заниматься во время еды посторонними делами.
- Четвертого фактора — несоблюдение режима дня.
Значение сна для детей.
Особое место в режиме дня отводится сну. Младший школьник много времени проводит в школе, он подвижен, легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный сон. Первоклассникам надо спать 11 часов, а учащимся 8–10 лет до 10 часов в сутки.
Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение переутомления, головные боли, слабость, раздражительность, плаксивость.
И если ребёнок хронически не досыпает, у него развивается нервно-психическое заболевание.
- Пятого фактора — несоблюдение гигиенических требований.
Гигиенические требования при выполнении домашних заданий.
Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье детей. Гигиенистами установлен, что в помещении, где ребёнок работает, должна быть температура 18–20 градусов, относительная влажность до 60 %. Измерение температуры проводится в центре помещения на уровне роста ребёнка. Обязательным является ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения.
Световой режим – может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительно анализатора, препятствовать возникновению близорукости. Наиболее оптимальное расположение комнаты для уроков – южная или юго-восточная сторона. Недопустимо использование в интерьере тёмных цветов. Красный цвет используется только в качестве сигналов. Рекомендуются тёплые тона – оранжевый и жёлтый, Можно использовать оттенки зелёного. Можно использовать искусственное освещение в дополнение к естественному. В декабре месяце свет должен гореть до 10 часов утра и с 14 часов дня. Далее каждый месяц сокращать дополнительный световой режим на 1 час.
Мебель и другие предметы оборудования тоже влияют на здоровье школьников. Уровень столешницы должен быть на 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека.
При слишком низком стуле, ученик вынужден высоко поднимать правое плечо, а если стул высокий, ребёнок вынужден горбиться, а это всё приводит к искривлению позвоночника.
Поэтому лучше готовить домашние уроки так:
1-й урок – фаза врабатывания, уроки средней сложности.
2–3-й уроки – уроки максимальной сложности.
4-й урок – более лёгкий.
Длительность непрерывного чтения такова: от 10 минут до 30 минут, в зависимости от возраста.
Для работы с компьютером отводится такое же время.
- Шестого фактора — отсутствие здорового образа жизни во многих семьях.
Закон “Об образовании в РФ” возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, а все остальные социальные институты (в том числе школьные учреждения) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность. З доровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Задача родителей — создать ребенку условия для продвижения по этому пути. И в этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!» .
- Итак, давайте подведём итог всему сказанному выше.
Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.
— Внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношений к здоровью.
— Формируйте у ребенка положительное отношение к физическому Я.
— Помните, что ваше отношение к здоровью влияет на отношение ребенка к здоровью «Учи показом, а не рассказом».
— Помните, что для закрепления привычки хвала взрослого имеет гораздо большее значение, чем порицание.
Родительское собрание учащихся младших школьников решило:
- Формировать у учащихся активную жизненную позицию. Вести здоровый образ жизни, понимать необходимость и роль двигательной активности учащихся.
- Быть во всём примером своим детям, помогать школе, учителю сохранять и укреплять здоровье учащихся.
- Формировать представление о том, что полезно, а что вредно для детского организма.
- Учить детей определять своё состояние и ощущения, развивать положительные эмоции.
- Учить укреплять и сохранять своё здоровье.
- Обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности, формировать правильную рабочую позу при выполнении домашних заданий.
- Помните, уважаемые родители, что наше здоровье, здоровье наших детей в наших руках! Желаем всем здоровья.
Источник