Меню

Общение с природой для здоровья

Почему важно общение с природой?

Все мы дети природы, но большинство из нас живет в искусственно созданной среде – городах. Жизнь в больших мегаполисах чревата рядом проблем, возникающих практически у каждого современного человека. Это постоянная суета, нехватка времени для отдыха, различные стрессы, загазованность воздуха, беспрерывное общение и недостаток возможностей побыть наедине с самим собой.

Следовательно, у человека возникают такие состояния как апатия, усталость, депрессия, снижение работоспособности, и постоянное желание отдохнуть, а также проявляются различные «городские» болезни, например, астма или аллергия.

Многие из нас живя в городе и работая весь год от отпуска до отпуска, мечтают наконец-то в это прекрасное время хорошенько отдохнуть и сделать передышку в рабочих буднях. Большинство людей только во время отпуска выезжают куда-либо за город, для общения с природой.

А она – «дама» непредсказуемая. Может статься, что все дни будет плохая погода, холодно и дождливо, и вы либо спешно собираете вещи, возвращаясь в город, либо снова проводите дни в каком-то помещении. Поэтому общение с природой не нужно откладывать только на отпуск. Им можно наслаждаться гораздо чаще. Это, как минимум, обеспечит вам хорошее настроение.

Мы привыкли получать много информации за день и к постоянному шуму за окнами – неизменными городским спутниками, поэтому даже на природе городская жизнь не хочет отпускать нас. Мы выезжаем на шашлык или в поход, и боимся остаться в тишине. Берем с собой плееры, телефоны, включаем на полную магнитофон, заглушая естественные звуки природы.

Для того чтобы полностью погрузиться в первозданный мир и набраться сил, необходимо отключиться от городских реалий, поэтому «забудьте» телефоны и плееры, а если «забыть» не удается и нет такой возможности, то включайте их лишь изредка.

Влияние природы на человека

Общение с природой несет в себе ряд неоспоримых преимуществ.

  1. Мы наполняемся энергией и силами, получаем моральное удовлетворение. Конечно, мы тоже можем устать от такого отдыха, но эта усталость будет приятной.
  2. Мы получаем возможность пожить в настоящем времени. Погрузиться в себя и в свои эмоции, помедитировать. Ведь созерцание природы благотворно влияет на весь наш организм в целом.
  3. Мы можем ощутить себя частью природы, вернуться к нашим «корням». И тем самым испытать радость и покой от самого чувства, что мы живем и существуем в этом мире.
  4. Мы способны испытать незабываемые ощущения от общения с природой. Например, дотронувшись до речного песка, погрузив ноги в прокладную воду, прижавшись щекой к теплой, нагретой солнцем коре дерева, наблюдая за летящими по небу облаками.
  5. У нас улучшается самочувствие, и мы лучше высыпаемся. Воздух, наполненный кислородом, благотворно влияет на весь наш организм.
  6. Мы получаем эмоциональную разрядку, снижается уровень тревоги и стрессов, повышается иммунитет организма.
  7. Мы можем отвлечься от различных задач и проблем. Снижается поступление лишней избыточной информации, что позволяет нашему мозгу отдохнуть.

Как общаться с природой

  1. Заведите себе привычку регулярно гулять, желательно там, где нет транспорта и нет толпы. Это может быть парк, сквер, просто тихая улочка. Если гулять бесцельно у вас не выходит – займитесь бегом, тогда от таких прогулок будет двойная польза.
  2. Чаще берите своих домашних на пикник или покататься зимой на лыжах или на «плюшках». По возможности ходите в походы, это не только даст вам заряд бодрости, но и сблизит вас с вашими родным людьми.
  3. Если у вас нет возможности бывать на природе (а она есть почти всегда, все зависит от нашего желания), то создайте дома живой уголок – заполните его растениями. Уход за ними и работа с землей в свое удовольствие, тоже принесет вам много приятных моментов.

Помните, что наше здоровье и счастье зависит только от нас самих. А наше общение с природой помогает нам ощутить это счастье и гармонию внутри себя.

Источник

Общение с природой как условие формирования ЗОЖ

Анна Зарубина
Общение с природой как условие формирования ЗОЖ

В современных реалиях проблема формирования здорового образа жизни (далее ЗОЖ) у детей дошкольного возраста является актуальной,ведь воспитатели сталкиваются с проблемами: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т. д.

ЗОЖ в дошкольном возрасте является одним из главных компонентов нормального функционирования детского организма. Соблюдение правил и предписаний по сохранению здоровья также оказывает свое влияние на психическое состояние и развитие ребенка. Внедрение ЗОЖ в детском саду – основная задача всех членов образовательного процесса. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.

Здоровый образ жизни имеет настолько глобальное значение, что помогает человеку продлить саму жизнь. А также,здоровый образ жизни – понятие разностороннее, но важно понимать, что он направлен на укрепление организма и профилактику развития патологий.

Читайте также:  Папки передвижки консультации для родителей здоровье ребенка

Стоит отметить, что четкого определения данного понятия еще не сформулировано. Так,Исакова Е. определяет здоровый образ жизни как совокупность правил, направленных на улучшение психологического и физического состояния организма и на его продуктивную работу [2, C. 13].

Рахматов А. А., отмечает, что это деятельность человека по укреплению своего здоровья и профилактике различных заболеваний[6].

С нашей точки зрения, понятие здоровый образ жизни – это комплекс правил, выполнение которых ведет к улучшению физического и психологического состояния организма. Следуя данным правилам, у человека начинают хорошо функционировать все системы и органы. Что улучшает физическое и эмоциональное состояние и увеличивает продолжительность жизни.

Итак, здоровье – не просто отсутствие физических дефектов и заболеваний, но и совокупность социального, физического и душевного благополучия. Поддерживая здоровье и здоровый образ жизни, ВОЗ объявила 7 апреля Днем здоровья, поскольку именно в этот день в 1948 году, по Уставу ВОЗ, появилась первая трактовка понятия ЗОЖ, не изменившаяся по сей день [4, C. 58].

Если человек с детства ведет здоровый образ жизни, то он имеет здоровый организм и сильный характер. Но добиться данных результатов можно выполняя все его направления в комплексе. Если с раннего детства педагоги ДОУ и родители привьют дошкольнику, что входит в понятие ЗОЖ, то дальше будет совсем несложно.

Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического[4, C. 58-59].

В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.

В настоящее время ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) стало не только полезным, но и модным увлечением. Однако немецкий философ Шопеграуэр А.писал: «Здоровый образ жизни для детей дошкольников – не модный стиль жизни, а необходимость»[5, C. 31]. Чем раньше дети научатся заботиться о своем здоровье, тем легче им будет в дальнейшем, ведь они уже обретут не только цели, но также и руководство к действию. Подобная забота со стороны педагогов приведет к тому, что в более зрелом возрасте дети с большой долей вероятности не поддастся влиянию сверстников и не захочет пробовать психоактивные вещества за компанию.

Таким образом, ведение здорового образа жизни поможет детям, своевременно и гармонично развиваться и сохранить здоровье. Одним из основных факторов здорового образа жизни детей является фактор –«Общение с природой».

В любую погоду максимальное количество времени нужно уделять прогулкам на природе. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Природа, по мнению многих специалистов, имеет огромное влияние на детей и формирования ЗОЖ.

Педиатры, педагоги и психологи говорят, что лучший способ оздоровить ребенка – это «окунуть» его в природу. Но помимо благотворного влияния на здоровье ребенка, общение с природой развивает дошкольников, являясь неиссякаемым источником для наблюдения за явлениями природы и животным миром, а также является одним из элементов нравственного воспитания [3, C. 26].

Воздух обогащает кровь кислородом, что стимулирует клетки головного мозга и улучшает работу сердца, а солнце «напитывает» ребенка витамином D.

Так, по словам М. Л. Диас, общение с природой непосредственно влияет на физическое развитие. Также ученый считает, что оно позитивно сказывается на нервной системе и повышает мозговую активность, улучшает координацию, способствует интеллектуальному развитию и познавательной деятельности [2, C. 19].

Во многих случаях использование лекарств и фармацевтических препаратов для детей может быть значительно уменьшено, если вместо этого использовать природу в качестве естественной формы терапии. В исследованиях установлено, что многие дети значительно уменьшили проблемы с поведением и обучением после того, как провели время в общении с природой.

Правильно организованная воспитательная работа с детьми нередко в большей степени обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Оздоровление в детском саду предусматривает целый ряд мероприятий.Это :

— прогулки и экскурсии;

— разнообразные дидактические игры, способствующие познанию основ ЗОЖ и его составляющиx;

— ряд повседневныx занятий, приучающиx ребенка заботиться о своем здоровье.

Для организованной систематической работы по привитию детям ЗОЖ воспитателями разработаны всевозможные занятия.

Наиболее распространенной формой реализации образовательной программы по ЗОЖ в детском саду являются занятия на свежем воздухе. С их помощью детям доносят информацию о здоровом образе жизни и способах его ведения [1, C. 34].

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы. Необходимо помочь ребенку войти в прекрасный и таинственный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с её особенностями, солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Общение детей с природой способствует не только всестороннему развитию, но и укрепляет здоровье. Свежий воздух жизненно важная среда для детей.

Читайте также:  Здоровье позвоночника здоровье всего организма

Поэтому использовать свежий воздух необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет зимний воздух в сочетании с подвижными играми, на участке детского сада.

Например, можно провести занятие «Катание на ледянке», дети друг за другом скатываются с горочки. Спуск с ледяной горы – это остро ощущаемое, протяженное взаимодействие тела с землей – вечной опорой всего движущегося.

Игра на природе – это наиболее приемлемый способ обучения детей в дошкольном возрасте, поскольку она является их ведущей деятельностью. Каждая ЗОЖ-игра в детском саду имеет определенную направленность.

Во время игр на природе у дошкольников формируются знания об окружающем их мире природы, совершенствуются ловкость, быстрота движений, развивается инициатива, уверенность в своих силах, проявляется активность, настойчивость, самостоятельность. При этом дети становятся сильными, выносливыми, у них развивается умение действовать смело и напористо в незнакомых условиях, воспитывается чувства дружбы, взаимопомощи и честности.

Целью и задачами занятий на природе являются:

1. Улучшать дыхание, кровообращение и обмен веществ дошкольников;

2. Удовлетворять потребность детей в движении, учить их владеть своим телом;

3. Развивать не только физические, но и умственные, нравственные качества личности;

5. Формировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

6. Расширять и уточнять представления здоровом образе жизни;

7. Дать понятие об охране природы, закреплять правила поведения в природе;

8. Вести работу по закаливанию детского организма и укреплению здоровья детей;

9. Обеспечить длительную (соответственно возраста) двигательную активность детей в течение всего дня[6].

Например «Игры на лугу»Они планируются по тому же способу, что и игры на площадке, но с учётом природных условий. К примеру, бег с барьерами – в качестве барьеров использовались канавки, ямочки, пенёчки, сучки и прочее.

В прыжках то же самое (перепрыгни через ручеек, кто быстрее допрыгнет до кустика и т. п.). На лугу предлагается детям полежать на траве, вытянув ноги, а затем быстро соскочить на ноги и пробежать в заданном направлении.

Игры в лесу: пробежать между деревьями, не задевая их, пробежать по лесной тропинке, не наступая на корни деревьев, водить вокруг деревьев хоровод. «Найди своё дерево» (детей расставляют около деревьев, затем задаётся бег и по сигналу они должны найти дерево, около которого стояли до начала игры, «Найди такой же лист», прятки, «Птицы леса» – дети устраиваются на пенёчках, поваленном дереве, на низких сучках дерева. Это их гнёзда, вдалеке норка лисы. Птицы резвятся, а по сигналу «лиса!», они должны занять свои места [5, C. 24].

«Тропинка ловкости»дети получают задание: пробежать по тропинке так, чтобы не хрустнула ни одна ветка под ногами, не пошевелились ветви деревьев и кустиков. Неизменно проводятся различные лесные эстафеты, бега с препятствиями.

Игра «горелки» с интересной приговоркой–считалкой: «Косой, косой, не ходи босой, ходи обутый, лапочки закутай. Если будешь ты обут, волки зайца не найдут, не найдёт тебя медведь, выходи! Тебе гореть!». Различные лазания по наклонным деревьям.

Прогулки в лес и на лесные поляны проводятся в разные времена года, подбирая игры с ознакомлением с природой в соответствие времени.

Игры малой подвижности направлены на то, чтобы снять перевозбуждение, успокоить детей перед сном,они благотворно действуют и на психику: развивают умение логически мыслить и учат сосредотачиваться.

Очень полезно использовать спокойную музыку в качестве сопровождения. Так можно увлечь не только детей со спокойным темпераментом, но и собрать маленьких непосед, например, за увлекательной настольной игрой.К таким играм относятся:

2. Дыхательные гимнастики и упражнения на расслабление;

3. Творческие задания по ручному труду;

4. Игры, в положении;

–и лёжа (пальчиковые игры, викторины и др.).

Игра «Вода и суша». Тренировка внимательности и быстроты реакции. Все дети становятся в ровную линию.

Ведущий (сначала это воспитатель) говорит слово «суша», и вся шеренга должна прыгнуть назад, когда он произносит слово «вода»– соответственно, вперёд.

Вместо слова «вода» ведущий говорит и другие слова, имеющие отношение к воде (море, залив, ванна, лужа, река, ручей, океан, пруд, озеро и т. д.); «сушу» заменяет берег, почва, земля, дорога, остров и полуостров, песок и др.

Те, кто прыгнул невпопад, выходят из шеренги. Игра продолжается, пока не останется самый внимательный, последний игрок. Он может стать ведущим. Чем старше дети, тем быстрее темп игры [1, C. 38].

Можно констатировать, что увлекательные игры про природу для детей на открытом воздухе, развивающие игры о природе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные игры на природе для детей обогащают содержание прогулок, увлекают детей и увеличивают продолжительность прогулки, что особенно важно в холодный период времени.

Несмотря на то, что дети большую часть своего времени проводят в детском саду, многие режимные моменты, которые необходимо соблюдать и что являются основой здорового образа жизни, дети выполняют дома. Соответственно, необходимо просвещать родителей дошкольников для создания преемственности семьи и детского сада в решении вопросов привития ЗОЖ детям.

Читайте также:  Работа школы по сохранению здоровья школьников

Консультации по ЗОЖ в детском саду в основном проводятся на родительских собраниях, которые могут быть плановыми или внеплановыми, приуроченными к определенной теме. Тематика консультаций должна быть различной и охватывать насущные проблемы.

При реализации планов-проектов по ЗОЖ, описанных выше, консультации обычно предусмотрены прямо в плане, не менее 2-3 раз за весь проект.

Не все родители имеют возможность посещать родительские собрания, особенно когда они внеплановые. Для таких ситуаций предусмотрены памятки по ЗОЖ в детском саду. Они располагаются в основном в прихожих групп.

Памятки подготавливает воспитатель. Их внешний вид может быть абсолютно разным, однако наиболее распространенными являются папки-передвижки.

Главное условие таких памяток красочность и информативность, чтобы, во-первых, привлечь внимание родителей, во-вторых, дать наиболее полную информацию по вопросу ЗОЖ, которую родители смогут применить и в домашних условиях. Также пользуются популярностью памятки-листовки, которые также подготавливает воспитатель и раздает родителям. В данном случае родители имеют возможность прочесть информацию дома, в более уютной обстановке [2, C. 35].

Следует отметить формы организации работы с родителями по пропаганде ЗОЖ в детском саду.

Наглядные: информационные странички, консультации, рекомендации, плакаты, выпуск буклетов для родителей по пропаганде ЗОЖ.

Практические: совместные праздники и развлечения. Эта форма работы с родителями заслуживает особого внимания.

Благодаря системной работе, сотрудничеству с родителями, с социальными партнёрами повысится интерес к проблеме воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и их родителей. Взрослые станут больше проявлять интерес к успехам своих детей в области здоровья и физической подготовки. Опыт, приобретённый детьми и родителями в данном направлении, позволит выработать разумное отношение к своему организму, соблюдению санитарно-гигиенических навыков, ЗОЖ.

Укрепляясь в мысли о важности непосредственного контакта человека с природой, мы неизбежно приходим к выводу, что необходимо прививать детям бережное отношение к природе. Даже обычный пикник в лесу может стать примером того, как отдохнуть и не навредить ни растениям, ни животным.

Пусть игры на свежем воздухе для детей включают в себя элементы заботы:

– посадить цветок или деревце;

– забинтовать сломанную ветку;

– убрать с дороги неосмотрительного лягушонка.

Это маленькие, но важные шаги к экологической безопасности всей планеты, а значит – к здоровью наших детей и внуков.

В заключении стоит отметить, что экологическая ситуация в нашей стране далеко не идеальна, поэтому условия жизни в современном обществепредъявляют к состоянию здоровья детей дошкольного возраста повышенные требования. Детский сад – это то место, где ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому нужно уделять крайне повышенное внимание приобщению детей к ЗОЖ в детском саду. Для этого здесь должна быть создана, в первую очередь, соответствующая оздоровительная среда.

1. Дмитриева В. Г. Большая книга развивающих заданий и упражнений. – М. : АСТ, 2014. – 96 с.

2. Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – с. 13-16.

3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М–»Просвещение», 2004 – 122с.

4. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В. Кочеткова. – М., 2015. – 105 с.

5. Моргунова О. Н. Физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ. М – «Сфера», 2007 – 143 с.

6. Рахматов А. А. Научные основы здорового образа жизни // Образование и воспитание. – 2016. – №2. – С. 5-7. – URL https://moluch.ru/th/4/archive/29/757/ (дата обращения: 13.10.2019).

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация «Общение детей друг с другом» «Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Общение с гостем «Ваши права, дети» Общение с гостем «Ваши права, дети!» Права ребенка и их защита — тема, которая в последнее время все чаще поднимается в обществе. Все знают,.

«Общение с прекрасным». Фотоотчет об экскурсии на конезавод Добрый вечер,гости моей странички! Хочу поделиться своими впечатлениями, которые я получила после общения с прекрасными созданиями-лошадями.

Источник

Adblock
detector