Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
Приложение N 2
к Порядку проведения
профилактических медицинских
осмотров несовершеннолетних,
утвержденному приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 10 августа 2017 г. N 514н
Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:
1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:
1) I группа здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
2) II группа здоровья — несовершеннолетние:
у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
3) III группа здоровья — несовершеннолетние:
страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;
4) IV группа здоровья — несовершеннолетние:
страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;
5) V группа здоровья — несовершеннолетние:
страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений, требующими назначения постоянного лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Источник
Тема 11. Комплексная оценка состояния здоровья детей
Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.
I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.
II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.
Определение физического развития включает
1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).
2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).
3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).
— длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;
— состояние п/ж слоя;
— развитие мышечной системы;
— развитие костей позвоночника;
— развитие стоп (плантометрия);
— развитие грудной клетки (форма);
5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).
Оценка физического развития:
— отставание в физическом развитии;
— опережение в физическом развитии.
III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.
— отстает в нервно-психическом развитии;
— опережает по нервно-психическому развитию.
IV. Резистентность. Она считается:
— высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;
— сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;
— резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.
Нормальное количество острых заболеваний в год:
1 год – до 4 заболеваний;
2-3 года – до 6 заболеваний;
4 года – до 5 заболеваний;
5-6 лет – до 4 заболеваний;
старше 6 лет – до 3 заболеваний.
Часто болеющие дети (ЧБД)
1 год – 4 и больше раз;
2-3 года – 6 и больше раз;
4 года – 5 и больше раз;
5-6 лет – 4 и больше раз;
старше 6 лет – 3 и больше раз.
Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)
ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ
Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев
ИР = 6/12 х 100 = 50%
Если ИР = 33-40 % — относительно ЧБД;
Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;
Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.
V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.
Оценка функционального состояния:
— нормальное (функциональные показатели равны норме);
— ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);
— плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).
VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:
1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;
2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;
3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).
Источник
Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 декабря 2003 г. N 621
О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:
1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (Приложение N 1).
1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (Приложение N 2).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:
— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
— уровень функционального состояния основных систем организма;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.
Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.
Дети, отнесенные к III — V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей — отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ
ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)
Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития.
Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Источник