Меню

Общее физическое развитие состояние здоровья характеристика

Физическое развитие

Общая характеристика

Уровень физического развития характеризует здоровье ребенка и благополучность его роста, учитывает размеры и форму тела и соответствие их возрастной норме. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание, а также биологический возраст, конституция, состав тела. При оценке этих параметров используют либо абсолютные величины показателей (килограммы, сантиметры), либо относительные размеры (доля от возрастной нормы). Существенные отклонения этих показателей от возрастной нормы, как правило, вызваны нарушением обмена веществ, патологическими изменениями в работе эндокринной и центральной нервной системы. При этом отставание в физическом развитии может быть даже менее опасным, чем значительное опережение, которое обычно свидетельствует о наличии гормональных нарушений.

Человеку с рождения и на протяжении всей жизни приходится приспосабливаться к действию двух важнейших физических факторов – температуры внешней среды и земного тяготения, влияние которых связано с геометрическими размерами тела. Соответственно, физическое развитие непосредственно воздействует на функционирование всех без исключения органов и систем организма. Масса и площадь поверхности тела во многом определяют интенсивность обменных процессов. Для нормального функционирования клеткам организма необходима постоянная температура около 37 оС. Выработка энергии (тепла) тела зависит от массы, а отдача тепла в окружающее пространство – от площади его поверхности. При поддержании постоянной температуры тела небольшого размера проблемой является сохранение тепла (или его дополнительная выработка), а для тела большого объема – отвод лишнего тепла. Сразу вспоминается, как маленькие щенки или котята спят, тесно прижавшись друг к другу, и, наоборот, как часто утирают пот взрослые тучные люди. Дело в том, что маленький организм по своим пропорциям близок к шарику – самой экономичной форме теплоотдачи: в нем нагрузка на механизмы теплообмена наименьшая. Чем больше размер шаровидного тела, тем больше его относительная поверхность и, следовательно, теплоотдача.

Изменение размеров и пропорций тела в процессе роста и развития сказывается на балансе образования и отвода тепла и обязательно ведет к перестройке работы всех вегетативных систем, управляющих кровотоком, активностью дыхания и потоотделения, а следовательно, и систем управления – центральной нервной системы и эндокринной системы. С возрастом изменяются вегетативные функции, снижается частота сердечных сокращений, относительная скорость кровотока, частота дыхания, а кровяное давление, наоборот, повышается. Этот процесс не протекает плавно, так как он связан с созреванием организма. Это еще один довод в пользу важности контроля за физическим развитием.

Стандартные показатели

Наиболее показательные характеристики – масса и длина тела, окружность грудной клетки, окружность талии. Дело не только в том, что эти размеры проще всего определить. Эти признаки несут информацию о темпах и особенностях роста организма, позволяют оценить сбалансированность питания и специфику обменных процессов, а стало быть, и функциональные особенности организма. Наряду с этим часто оценивают и другие факторы – окружности отдельных сегментов тела (бедра, голени, плеча), кожно-жировые складки, а также силу кисти, становую силу, жизненную емкость легких.

При оценке физического развития определяют сначала длину тела, а затем соответствие ей массы тела и длин окружностей сегментов тела. Их соотношение позволяет описать три важнейшие составляющие физического развития: скелет, мускулатуру и жироотложение. При любой длине тела (кроме резко сниженной или чрезмерно высокой) физическое развитие считается средним (или гармоничным), если значения окружности грудной клетки и массы тела отличаются от среднего не более чем на 1 s (s – стандартное отклонение). Детям и подросткам среднего и выше среднего уровней физического развития присущи соответствующие функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хорошее развитие мускулатуры.

Для оценки показателей физического развития используют специальные таблицы – нормативы, или стандарты, физического развития. Они неодинаковы для ровесников, проживающих в разных климатогеографических условиях, а также в городе и на селе. В качестве стандартов используются результаты антропометрических измерений больших (не менее 100–150 человек), однородных по полу, возрасту и другим признакам групп населения. Стандарты физического развития всегда имеют региональный характер, причем в пределах регионов, населенных разными этническими группами, должны использоваться стандарты, разработанные отдельно для представителей этих групп. Это особенно важно для районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Кавказа, Поволжья и других регионов, где вместе проживают представители разных этносов, имеющих между собой существенные генетически предопределенные антропологические различия. Так, масса тела детей большинства северных народностей, как и их рост, в большинстве случаев ниже нормативных средних показателей. При этом относительно малый рост детей и взрослых вовсе не является фактором риска для здоровья, их физическое развитие гармонично.

Свойственная индивидуальному развитию неравномерность увеличения размеров тела усиливается еще более в зависимости от сезонных факторов (естественных – продолжительности светового дня, интенсивности солнечного и ультрафиолетового облучения, а также микросоциальных, связанных с учебными нагрузками, питанием, отдыхом и т.п.). Поэтому оценку показателей физического развития обычно стараются проводить в одни и те же периоды календарного года. Так легче выявить тенденции к задержке или отрицательным сдвигам характеристик физического развития, которые могут свидетельствовать о нарушении здоровья. Стандарты необходимо обновлять не реже 1 раза в 5–10 лет.

Читайте также:  Тарелка спутниковая чем вредна здоровью

Темпы роста

По данным динамики роста и развития детей можно судить об их здоровье, физическом и психическом благополучии. Темп физического развития – важная характеристика для оценки состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Умеренное ускорение или замедление его может зависеть от множества причин, но всегда должно учитываться и врачом, и педагогом, и психологом.

Рост организма – процесс неравномерный. Нормальную динамику роста нарушают хронические или длительно текущие заболевания, эндокринные нарушения, генетически обусловленные заболевания и состояния, влияние хронического стресса (в свою очередь вызывающего нарушения в работе желез внутренней секреции, «руководящих» работой всего организма), недостаточное или несбалансированное питание. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы, значит, условия жизни и деятельности ребенка соответствуют возможностям и потребностям его организма.

Заметное влияние на темп физического развития оказывают этническая принадлежность и влияние социальных, экономических и климатогеографических факторов. Физическое развитие ребенка сочетается с психическим – отсюда вытекает проблема «школьной зрелости» детей различных этнических групп и регионов страны. Поэтому при решении таких проблем необходимо участие не только педагогов, педиатров, психологов, но и антропологов.

Смешение различных групп населения с той или иной интенсивностью происходило на протяжении всей истории человечества. Это нормальный процесс, необходимый для существования любого биологического вида. Но в современном мире изменения общей политической или экономической ситуации могут стимулировать перемещение больших масс людей в очень короткие сроки, что может приводить к изменению демографической ситуации. Например, за время, прошедшее с начала «нефтяного бума» в Березовском районе Западной Сибири (с 1963 г.), из-за огромного количества мигрантов и большого числа межэтнических браков к коренному народу манси в последнее время себя причисляют лишь около 25% населения.

Периоды максимальной скорости прироста длины и массы тела у детей школьного возраста различных групп коренного населения северных регионов РФ задерживаются примерно на год по сравнению с русскими сверстниками, проживающими в Москве. При этом темпы роста и развития детей Российского Севера очень близки к их канадским сверстникам-северянам.

Процессы миграции, в том числе урбанизации, сказываются на изменениях в образе жизни. Модернизация жилища, изменение традиций питания, смена форм трудовой занятости и вариантов досуга, повышение или понижение уровня образования и медицинского обслуживания влекут за собой множество медико-биологических последствий. Однако наряду с индивидуальными и региональными в отдельные периоды наблюдаются популяционные сдвиги в темпах физического развития.

Акселерация и ретардация

В странах Европы, Северной Америки и некоторых странах Азии и Африки в послевоенные годы стало наблюдаться явление ускорения физического развития детей на уровне целых популяций. Явление это получило название «эпохального сдвига», или «акселерации» (от лат. аccelero – ускорять). Родившиеся в этот период дети стали значительно опережать своих родителей в соответствующем возрасте по массе и длине тела, а также по времени достижения половой зрелости. Окончательного объяснения этому феномену так и не найдено. По одной из гипотез, этот процесс связывался со значительным повышением уровня жизни и благосостояния населения планеты. Другие ученые предполагают, что резко возросший объем информации, получаемой детьми с раннего возраста, стимулирует деятельность мозга и опосредованно – процессы роста и развития организма. И наконец, третья точка зрения сводится к тому, что акселерация – явление временное, связанное с внешними (например, солнечной активностью) или пока необъясненными внутренними причинами колебаний популяционных циклов, которые неоднократно наблюдались в истории человечества.

Не исключено, что в процесс акселерации определенный вклад могла внести каждая из названных причин. Тем не менее в последние 10–15 лет процессы акселерации на популяционном уровне прекратились – как в России, так и в странах Европы и Америки отмечено даже некоторое снижение темпов физического развития (ретардация). В ряде публикаций это явление пытаются толковать как негативное следствие социально-экономической перестройки, происходящей в России с 1991 г. Однако никаких убедительных доказательств тому нет. Более того, дети из московских обеспеченных семей сейчас нередко растут медленней и имеют меньшую массу тела, чем их сверстники из семей с низкими доходами, что скорее может объясняться более адекватным подходом к рациону питания, исключающему переедание и предотвращающему развитие ожирения.

То обстоятельство, что у современных детей уменьшились длина и масса тела по сравнению со старшими детьми в семье, на 1–1,5 года позднее стало наступать половое созревание, свидетельствует более всего в пользу циклической теории ускорения и замедления развития. Об этом же свидетельствуют и многие исторические факты. Например, доспехи средневековых рыцарей сегодня подошли бы разве что пятикласснику. В то же время, судя по археологическим данным, жители древнего Рима и Греции по своему физическому развитию были близки к современным европейцам.

Читайте также:  Вредные здоровью условия рабочей среды

Акселерация, наблюдавшаяся в мире в течение 50 лет, практически не затрагивала темпов ментального и духовного развития, что вызвало определенные трудности в сфере обучения и воспитания. В частности, более раннее достижение половой зрелости привело к массовому раннему вступлению подростков в половые отношения, что представляет собой немалую социокультурную, педагогическую и медицинскую проблему.

Источник

Медицинская статистика: конспект лекций.

Физическое развитие.

Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни и др.). Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.

Отмечаются различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов. В связи с этим основными задачами изучения физического развития населения являются:

1) наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;

2) углубленное изучение возрастно-половых закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характера и формами медицинского обслуживания, занятиями спортом;

3) разработка возрастно-половых оценочных норм-стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;

4) оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

Наблюдение и контроль за физическим развитием человека начинаются с момента рождения ребенка: в родильном доме специально изучаются особенности физического развития новорожденных. Эта работа продолжается в детских поликлиниках и дошкольных учреждениях. Обязательному наблюдению и медицинскому контролю подлежит физическое развитие школьников и подростков. Школьные врачи, пользуясь разработанными возрастно-половыми стандартами, могут производить групповую и индивидную оценку уровня физического развития школьников и корректировать его по мере надобности методами физического воспитания. Наблюдение за физическим развитием взрослого населения проводится в допризывный период, при призыве на военную службу, во время прохождения военной службы, а также при единовременных периодических углубленных медицинских осмотрах различных групп рабочих, служащих, студентов, спортсменов и пр.

Данные о физическом развитии собирают всегда в процессе специально организованных исследований, на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе.

Антропометрические измерения должны проводиться в отношении отдельных групп населения в следующем порядке:

1) новорожденные измеряются в родильных домах при рождении и выписке;

2) дети первого года жизни и в возрасте от 1 года до 3 лет – в детских яслях и детских поликлиниках ежемесячно;

Читайте также:  Психологическое здоровье человека лекция

3) дети от 3 до 7 лет – в детских садах и детских поликлиниках 2 раза в год;

4) дети и подростки (школьники) от 7 до 18 лет – в школах 1 – 2 раза в год;

5) учащиеся и студенты ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений – по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;

6) допризывники – в военкоматах по местожительству;

7) рабочая молодежь – в МСЧ предприятий при проведении медосмотров;

8) военнослужащие – в медпунктах по месту службы при проведении углубленных медицинских обследований 1 – 2 раза в год;

9) спортсмены – в медико-санитарных учреждениях спортивных обществ и лечебно-физкультурных диспансерах в установленном порядке.

Так как физическое развитие зависит от возраста и пола, показатели вычисляются для однородных возрастно-половых групп в каждом районе наблюдения. В связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, группировка материала для различных возрастных периодов производится с разным временным «шагом»:

1) для детей первого года жизни – по месяцам;

2) для детей от 1 года до 3 лет – каждые 3 месяца;

3) для детей от 3 до 7 лет – по полугодиям;

4) для детей старше 7 лет – за каждый год.

Существуют основные признаки физического развития, обычно регистрируемые в процессе проведения массовых медицинских осмотров населения. К ним относятся следующие.

1. Антропометрические, основанные на измерении размеров тела и скелета человека, включающие:

1) соматометрические – размеры тела и его частей;

2) остеометрические – размеры скелета и его частей;

3) краниометрические – размеры черепа.

2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К ним относятся:

1) тип телосложения;

2) развитие жирового слоя, мускулатуры;

3) форма грудной клетки, спины, живота, ног;

5) волосяной покров;

6) вторичные половые признаки и пр.

3. Физиометрические, определяемые с помощью специальных физических приборов. К ним относятся:

1) жизненная емкость легких (измеряется спирометром);

2) мышечная сила кистей рук (измеряется динамометром) и др.

Таким образом, основными признаками физического развития являются длина и масса тела, выражающие упитанность, развитие костного скелета и мускулатуры. Кроме того, к ним относится окружность грудной клетки на вдохе и выдохе, которая характеризует ее вместимость и развитие дыхательных органов. Измеряется также рост сидя, характеризующий пропорциональность тела; у новорожденных измеряется окружность головы. При динамическом наблюдении оценивается прирост этих показателей за определенное время (например, за год).

Для всесторонней характеристики физического развития изучаются, кроме того, особенности морфологического созревания (смена молочных зубов на постоянные, степень выраженности вторичных половых признаков, возраст наступления менархе и т. д.).

Данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития.

Оценка физического развития имеет большое значение для многих областей медицины. Показатели физического развития используются для вычисления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний и патологических состояний. В акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов.

Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и подростков, оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий, они необходимы для определения режима дня и физической нагрузки ребенка.

Наряду с изучением данных антропометрии особое внимание уделяется оценке уровня биологического развития, т. е. биологического возраста. Замедленный темп биологического развития имеет существенное значение для решения вопроса о готовности ребенка к школьному обучению в связи с тем, что значительная часть этих детей испытывает серьезные трудности в школе, особенно в младших классах. Кроме того, оценка биологического возраста используется для определения спортивных возможностей ребенка, а также в судебно-медицинской практике.

В клинической практике ряд антропометрических показателей являются важными критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность», «масса тела при рождении» и др.

В гигиене показатели физического развития необходимы для стандартизации одежды, обуви, мебели, рационального устройства рабочих мест.

В военной медицине показатели физического развития помогают определить годность к военной службе и роду войск.

Комплексная оценка физического развития, учитывающая и уровень биологического развития, и морфофункциональное состояние организма, позволяет выявить как детей, имеющих соответствующее возрасту гармоническое физическое развитие, так и детей с различными отклонениями за счет избытка или дефицита массы тела.

Физическое развитие имеет важное медико-социальное значение. Его уровень во многом говорит о социальном благополучии общества. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях и образе жизни ребенка и являются одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социально неблагополучных семей, требующих мер медико-социального воздействия.

Источник

Adblock
detector