Меню

Общая характеристика основ охраны здоровья граждан

Характеристика основных понятий и принципов федерального закона № 323-ФЗ «об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

«ГлавВрач», 2012, N 8

Резюме. Здоровье населения и сфера охраны здоровья являются важнейшими элементами национального богатства. Именно с такой точки зрения необходимо рассматривать новый Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который на сегодняшний день является основополагающим нормативным документом, регулирующим отношения, возникающие в системе здравоохранения.

В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 1 ноября 2011 г.; одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г.; подписан Президентом Российской Федерации 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и опубликован 23 ноября 2011 г.) содержится 14 глав и 101 статья. Название, содержание и структура глав, статей, пунктов и подпунктов, представленных в законе, имеют здравоохранительные основы для граждан Российской Федерации.

В первой главе «Общие положения» и в статье 1 «Предмет регулирования настоящего Федерального закона» закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья в Российской Федерации, и определяет:

  • правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья;
  • права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья;
  • полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
  • права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
  • права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Необходимо отметить, что, исходя из названия статьи 1, законодательно регулируется только «предмет», при отсутствии целей настоящего Федерального закона.

Целью настоящего Федерального закона должно являться создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной (соответствующей стандартам) медицинской помощи, оказываемой бесплатно в случаях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Следовательно, статья 1 «Предмет регулирования настоящего Федерального закона» регулирует правовые, организационные и экономические основы, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения, полномочия и ответственность в сфере охраны здоровья.

В статье 2 Федерального закона даны основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, которые представлены ниже:

  1. здоровье;
  2. охрана здоровья граждан;
  3. медицинская помощь;
  4. медицинская услуга;
  5. медицинское вмешательство;
  6. профилактика;
  7. диагностика;
  8. лечение;
  9. пациент;
  10. медицинская деятельность;
  11. медицинская организация;
  12. фармацевтическая организация;
  13. медицинский работник;
  14. фармацевтический работник;
  15. лечащий врач;
  16. заболевание;
  17. состояние;
  18. основное заболевание;
  19. сопутствующее заболевание;
  20. тяжесть заболевания;
  21. качество медицинской помощи.

Сравнительная оценка основных понятий, используемых в статье 2 настоящего Федерального закона и в проекте данного закона, показывает наличие существенных изменений (см. таблицу).

Сравнительная характеристика основных понятий, используемых в Федеральном законе N 323-ФЗ и в проекте данного закона

Необходимо отметить, что принятый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по сравнению с проектом закона включает в себя такое важное понятие, как качество медицинской помощи, под которым подразумевается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

В статьи 3 главы 1 «Законодательство в сфере охраны здоровья» в пункте 1 сказано, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что такое содержание и перечень «иных» и «других» законов в пункте 1 статьи 3 не дают основание для публичного обсуждения значимости и правоверности учтенных в нем правовых актов. При этом в тексте пункта 2 сказано, что нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

В пункте 3 статьи 3 закона говорится, что в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Альфа здоровье фрунзенская врач

Содержание пункта 4 статьи 3, по нашему мнению, противоречит вышеуказанным пунктам 2 и 3: «Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Сложно понять содержание пункта 5 статьи 3: «В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора».

Таким образом, в первой главе Федерального закона не обозначены такие цели, как:

  • создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной медицинской помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • формирование и развитие государственной системы бесплатной медицинской помощи в сфере охраны здоровья населения.

Наряду с этим необходимо отметить, что впервые в настоящем Федеральном законе в статьях 12 и 30 определены принципы приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан.

Именно приоритет межсекторального формирования здорового образа жизни и профилактики определяет направленность закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Законом определено (статья 24, пункт 4) право создания здравпунктов на предприятиях, а также обязанность работодателей обеспечивать условия для диспансеризации и отпускать работников на диспансеризацию (статья 24, пункт 5).

Кроме того, закон вводит отдельный вид медосмотра — периодический медицинский осмотр (статья 46 пункт 3), проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся.

В результате обсуждений принципов охраны здоровья граждан (статья 4) их список по сравнению с первой редакцией проекта закона был уточнен и расширен с пяти до девяти:

  • доступность и качество медицинской помощи;
  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • приоритет охраны здоровья детей;
  • приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан;
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья;
  • обеспечение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • соблюдение врачебной тайны;
  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

В статье 21 «Право граждан на выбор врача и медицинской организации» раскрыт механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации, как в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, так и в рамках оказания платной медицинской помощи. Закон устанавливает управляемый выбор во избежание перезагруженности медицинской организации и врачей-специалистов. Механизм управляемого выбора позволяет сохранить сбалансированную систему охраны здоровья и медицинской помощи.

Таким образом, здоровье населения и сфера охраны здоровья являются важнейшим элементом национального богатства. Именно с такой точки зрения необходимо рассматривать новый Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник

отделения научных основ организации

муниципального здравоохранения ЦНИИ

организации и информатизации здравоохранения

Д-р мед. наук, проф., зав. отделением

научных основ организации

муниципального здравоохранения ЦНИИ

организации и информатизации здравоохранения

Канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник

отделения научных основ организации

муниципального здравоохранения ЦНИИ

организации и информатизации здравоохранения

Старший научный сотрудник отделения

научных основ организации

муниципального здравоохранения ЦНИИ

организации и информатизации здравоохранения

Источник

Подробнее про Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

4,91 (Проголосовало: 23)

Государственная политика в области обеспечения охраны здоровья граждан реализуется в соответствии с федеральным законодательством. Ее основные принципы прописаны в особом нормативном документе: мы имеем в виду федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года. Этот закон содержит все основные нормы и правила, которые используются в рамках регулирования деятельности по предоставлению медицинской помощи гражданам на всех уровнях, а также требования к организации работы профильных учреждений и в смежных направлениях. Проанализируем содержание этого правового документа более предметно.

Читайте также:  Олимп здоровья вакцина от коронавируса

Статус закона

Закон № 323-ФЗ вступил в силу в 2011 году после прохождения всех необходимых формальных процедур, включая принятие Государственной Думой и одобрение Советом Федерации. Приведенный нормативный документ содержит понятное описание механизмов функционирования системы охраны здоровья граждан в нашей стране. В этой связи с его принятием был упразднен длинный ряд правовых актов, включая те, которые были приняты еще во времена СССР. Общий список упраздненных и утративших силу документов приведен в статье 99 этого федерального закона.

Анализируемый нормативный документ применяется в нашем государстве уже почти 10 лет. Ясно, что за это время ситуация в области здравоохранения и охраны здоровья существенно изменилась – и в России, и во в других государствах. Поэтому текст интересующего нас закона регулярно пересматривается и обновляется с тем, чтобы обеспечить его соответствие текущей ситуации в этой области, а также гарантировать применение действенных технологий и методик для обеспечения благоприятной обстановки в этой области.

Этот правовой акт имеет статус федерального закона. Поэтому согласно существующему порядку для его изменения требуется принятие правовых актов, которые имели бы аналогичный статус. В общей сложности с 2011 года таких законов было принято более пятидесяти. Кроме этого, в содержании документа также учитываются позиции судебной власти, сформулированные в ходе рассмотрения прецедентных вопросов. Кроме этого, закон № 323-ФЗ гармонизирован с другими компонентами правовой базы, составляющей нормативную основу охраны здоровья граждан Российской Федерации, включая основной закон нашей стране – Конституцию РФ. При этом в пункте 3 статьи 3 анализируемого закона уточняется, что если по темам, связанным с областью здравоохранения, в федеральном, региональном или ином законодательстве присутствуют расхождения с текстом 323-ФЗ, то последний имеет приоритет перед другими нормативными актами.

Заказать расчет стоимости

Принципы охраны здоровья

Статья 4 323-ФЗ устанавливает, что на территории нашей страны должны соблюдаться основные принципы достижения благополучной обстановки в области здравоохранения. В их число входят:

  • обязательный характер соблюдения прав граждан в области охраны здоровья, установленных федеральным и иным законодательством;
  • ориентация на интересы пациента при подборе способов предоставления медицинской помощи и решении иных спорных вопросов;
  • безусловный приоритет здоровья несовершеннолетних детей при предоставление медицинской помощи;
  • гарантия социальной защиты для граждан, которые частично или полностью утратили здоровье в силу любых причин;
  • установление ответственности федеральной и муниципальной власти, а также должностных лиц профильных учреждений за выполнение необходимых операций в целях сохранности здоровья граждан;
  • гарантия высокого качества и доступности медицинской помощи для всех категорий граждан;
  • запрет на отказ в предоставлении требуемой помощи медицинского характера;
  • первоочередная ориентация на применение профилактических мер;
  • обязательный характер соблюдения врачебной тайны при выполнении медицинской деятельности.

При этом государство берет на себя обязательства по предоставлению медицинской помощи всем нуждающимся гражданам вне связи с их социально-демографическими или другими характеристиками. Любая дискриминация в этой области запрещена на законодательном уровне.

Сферы, регулируемые законом

Федеральный закон № 323-ФЗ покрывает все основные области, связанные с основной целью его применения – гарантией сохранности здоровья граждан страны. Текст нормативного документа разделен на несколько ключевых информационных блоков, каждый из которых посвящен конкретной сфере медицины. К ним относятся:

  • общие положения, связанные с применением интересующего нас нормативного акта;
  • основные принципы охраны здоровья;
  • права и обязанности российских граждан в области сохранности их здоровья;
  • деятельность в области организации работ по здравоохранению и достижению необходимых целей в сопутствующих направлениях;
  • вопросы репродуктивного здоровья, а также организация предоставления требуемой помощи в связи с материнством;
  • выполнение специализированных процедур, включая медицинские экспертизы и освидетельствования;
  • обязательные меры, выполняемые в случае смерти человека;
  • деятельность медицинских работников, фармацевтов и медицинских организаций;
  • предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы обязательного страхования и условия выполнения этой государственной программы;
  • финансирование деятельности в области здравоохранения;
  • организация контроля и выполнение надзорных мер в этой области;
  • ответственность за результаты работы, нацеленной на сохранность здоровья граждан;
  • заключительные вопросы, связанные со спецификой применения изучаемого нормативного документа.
Читайте также:  Медицина есть царица наук ибо здоровье

В общей сложности в перечисленных разделах содержится более 100 статей закона. Каждая из них используется для регулирования отдельных вопросов, в которых она имеет приоритет перед другими правовыми актами.

Основные права граждан

В соответствии с главой 4 приведенного федерального закона каждый гражданин Российской Федерации имеет ряд безусловных прав в области сохранности его здоровья. Они гарантированы ему действующим законодательством. Их список включает права на:

  • охрану здоровья;
  • получение медицинской помощи в соответствии с имеющимися нуждами и проблемами;
  • добровольное принятие решения о согласии на выполнение медицинского вмешательства или об отказе от такого вмешательства. В соответствии с действующим порядком такое действие со стороны пациента должно быть зафиксировано в письменном виде;
  • выбор медицинского персонала и организации, которые будут осуществлять предоставление медицинских услуг конкретному пациенту. Такой выбор производится в порядке и с ограничениями, предусмотренными статьей 21 федерального закона № 323-ФЗ;
  • получение достоверной и своевременной информации о состоянии своего здоровья от уполномоченных представителей медицинской организации, осуществляющей лечение или другие процедуры;
  • получение достоверной и своевременной информации о присутствии факторов, которые могут оказать воздействие на состояние здоровья пациента, и механизмах их влияния.

Задать вопрос

Перечисленные права становятся общими для всех категорий граждан независимо от их социальных, экономических или других характеристик. Кроме этого, статья 21 323-ФЗ предусматривает также ряд особых прав для отдельных категорий граждан, например, военнослужащих, заключенных и иных.

Виды медицинской помощи, предусмотренной законодательством

Интересующий нас правовой документ регулирует порядок работы всех медицинских организаций, оказывающих пациентам услуги в области здравоохранения. С целью конкретизации областей применения этого нормативного акта в статьях 30-36 перечислены конкретные виды медицинской помощи, на которые может рассчитывать гражданин, имеющий проблемы со здоровьем:

  • профилактические меры и действия, ориентированные на формирование здорового образа жизни и предупреждение появления заболеваний и травм;
  • первая помощь при острых состояниях или форс-мажорных обстоятельствах, направленная на ликвидацию последствий таких состояний как отравление, ожог, травма и проч.;
  • медицинская помощь, то есть основная деятельность по лечению и реабилитации патологий;
  • первичная медико-санитарная;
  • специализированная помощь, включая предоставление высокотехнологичных медицинских услуг;
  • скорая помощь при необходимости ликвидации острых состояний, включая профильную и особую медпомощь;
  • паллиативная помощь, нацеленная на облегчение состояния и улучшение качества жизни пациентов, имеющих неизлечимые заболевания.

Все перечисленные нами виды помощи должны предоставляться пациентам с соблюдением установленных стандартов. Они включают такие нормативы как оснащенность медицинской организации высокотехнологичным оборудованием, количество и уровень квалификации медицинского персонала, вовлеченного в предоставление медуслуг, правила организации врачебной работы и проч.

Регистрация медицинских товаров

Особую значимость для осуществления деятельности по предоставлению медицинских услуг получила статья 38 федерального закона № 323-ФЗ. Этот раздел правового документа представляет собой комплекс основных принципов и правил, которые используются для организации процедуры регистрации товаров медицинского назначения. В Российской Федерации ее прохождение становится необходимым условием для вывода на рынок таких продуктов.

Заказать расчет стоимости

Конкретный алгоритм ее выполнения и другие требования зафиксированы в отдельном постановлении Правительства от 27 декабря 2012 г. N 1416. Товар, прошедший регистрацию, получает особое регистрационное удостоверение, которое становится документальным подтверждением этого факта. Сведения о таком продукте вносятся в реестр, опубликованный на сайте Росздравнадзора. При этом продукты, изготовленные для применения конкретным пациентом с учетом назначений его лечащего врача освобождены от обязательной госрегистрации.

Источник

Adblock
detector