Меню

Общая характеристика государственной системы охраны здоровья граждан ее составные части

Вопрос № 7. Система государственной социальной помощи

Вопрос № 6. Государственная система охраны здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан тоже может быть представлена как общая государственная система, состоящая из следующих частей: социальная медицинская помощь; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение. Основу такого деления составляют перечисленные выше клас­сифицирующие признаки. В свою очередь, каждая из перечислен­ных частей общей системы охраны здоровья может рассматри­ваться в виде относительно самостоятельных систем с соответ­ствующим набором своих элементов.

К системе социальной медицинской помощи, которая оказывает­ся государственными и муниципальными учреждениями здраво­охранения бесплатно, относятся следующие ее виды: первичная медико-санитарная помощь; скорая медицинская помощь; спе­циализированная медицинская помощь; медико-социальная по­мощь гражданам, страдающим социально значимыми заболева­ниями; медико-социальная помощь гражданам, страдающим за­болеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Система лекарственной помощи гражданам включает в себя: бесплатную лекарственную помощь; лекарственную помощь, предоставляемую со скидкой от полной стоимости лекарств и препаратов медицинского назначения.

Исходя из вида источника финансирования система санатор­но-курортного леченияможет быть разделена на две основные под­системы: санаторно-курортное лечение за счет средств обязатель­ного социального страхования и санаторно-курортное лечение за счет средств государственного бюджета.

В зависимости от круга лиц и вида заболеваний система сана­торно-курортного лечения состоит из следующих подсистем: са­наторно-курортное лечение в санатории общего профиля; санаторно-курортное лечение в специализированном санатории; са­наторно-курортное лечение в санатории-профилактории; санатор­но-курортное лечение в пансионате с лечением; санаторно-ку­рортное лечение в пансионате с курортно-амбулаторным лечением.

(Об организации работы органов обязательного медицинского страхования см. в главе 7 настоящего учебника.)

Государственная социальная помощь по признаку формы со­циального обеспечения как способа удовлетворения потребностей граждан может быть определена в виде систем: государственная социальная помощь в денежной форме; государственная соци­альная помощь в натуральной форме.

Каждая из них имеет внутреннюю структуру. Так, система го­сударственной социальной помощи в денежной форме включает в себя подсистемы: социальной помощи в виде социальных посо­бий; социальной помощи в виде субсидий и других выплат.

Система государственной социальной помощи в натуральной форме включает в себя набор социальных услуг, определенных в перечне социальных услуг, предоставляемых отдельным катего­риям граждан, который закреплен в Федеральном законе «О го­сударственной социальной помощи». Эта система может состоять из следующих подсистем:

— дополнительной бесплатной медицинской: помощи, в том чис­ле предусматривающей обеспечение необходимыми лекарствен­ными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодатель­ством об обязательном социальном страховании;

— бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транс­порте, на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Государственная социальная помощь вне зависимости от форм и видов предоставляется малоимущим гражданам за счет средств государственного бюджета. Всю работу по ее оказанию малоиму­щим гражданам ведут органы социальной защиты населения.

Существует также государственная система социальных льгот и преимуществ, которые предоставляются за счет средств государ­ственного бюджета. В зависимости от категории лиц финансирова­ние льгот осуществляется путем выделения ассигнований из фе­дерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местного бюджета.

Итак, государственная система социального обеспечения пред­ставляет собой комплексное образование, состоящее из множе­ства относительно самостоятельных систем. Эти системы взаимо­связаны и взаимозависимы. Несмотря на отсутствие единой госу­дарственной системы органов социального обеспечения, они функ­ционируют, а как действует механизм осуществления социально­го обеспечения, мы рассмотрим дальше.

Контрольные вопросы и задания

Читайте также:  Формирование здоровья это тест

1.Сформулируйте общее понятие социальной защиты населения.

2.Что представляет собой социальное обеспечение как комплекс об­щественных отношений?

3.Что такое государственная система социального обеспечения, из каких относительно самостоятельных систем она состоит?

4.Охарактеризуйте государственную пенсионную систему. С помощью каких классифицирующих признаков различают пенсионные системы?

5.Дайте общую характеристику действующей государственной систе­мы социальных пособий и компенсационных выплат.

6.Какие элементы входят в систему социального обслуживания инва­лидов и граждан пожилого возраста?

7.Из каких частей состоит государственная система охраны здоровья граждан?

8.Что представляет собой система государственной социальной по­мощи?

Источник

Организация охраны здоровья и оказания медицинской помощи

В Конституции РФ система охраны здоровья, или здравоохранение в его широком, ВОЗ-овском, понимании, справедливо отделена от медицинской помощи (первая фраза ст. 41). Система охраны здоровья – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, поддержание их долголетней активной жизни и предоставление им адекватной социально-медицинской помощи в случае утраты здоровья и трудоспособности.

К системе охраны здоровья относятся такие проблемы, как бедность и здоровье, питание и здоровье, питьевая вода и здоровье, труд и здоровье, окружающая среда и здоровье и т.п. За систему охраны здоровья должны нести ответственность первые лица государства (на федеральном уровне) и губернаторы (на уровне субъекта федерации). Для этого должны быть разработаны не программы развития здравоохранения (как у нас принято), а программы улучшения здоровья населения страны в целом и отдельных ее регионов с непосредственной ответственностью губернаторов, а это принципиально разные вещи, серьезно отличающиеся друг от друга по целям, ресурсам, содержанию, ответственности и т.д.

В качестве оценочных показателей этих программ могут служить популяционные медико-демографические показатели здоровья. Низовым уровнем системы охраны здоровья является правильно организованная первичная медико-санитарная помощь (ПМСП, Primary Health Care), которая означает первичную заботу (!) о здоровье, а не, как у нас понимается, введение в структуру еще одного врача (врача общей практики или участкового врача), ведущего первичный прием пациентов. Ведь только врач ПМСП вместе с санэпидслужбой перед местными органами власти может ставить вопрос о неблагополучии здоровья граждан и в связи с этим требовать улучшения внешних факторов и условий. Он же должен проводить значительный объем профилактических мероприятий на контролируемом участке, об этом еще будет сказано ниже. Кроме того, на уровне ПМСП система охраны здоровья смыкается с организацией медицинской помощи компактно проживающему населению, и все это ложится на плечи врача общей практики.

В развитых странах основой организации медицинской помощи является именно ПМСП, от которой зависит эффективность, т.е. соотношение результатов и затрат, всех остальных медицинских организаций, служб и их уровней. На уровне ПМСП должны начинать и заканчивать свое лечение не менее 75% пациентов. У нас роль ПМСП явно недооценивается, и акцент делается на «тыловой» медицине.

Врач общей практики – дипломированный специалист, имеющий лицензию, который как клиницист оказывает индивидуальную, первичную и непрерывную помощь отдельным лицам, семьям и всему населению, независимо от пола, возраста и вида заболевания. Для этого он должен быть соответственно подготовлен, технически вооружен и иметь адекватный штат. Групповая врачебная практика, как правило, имеет преимущества при сравнении с индивидуальной, а врачи общей практики по сравнению с участковыми терапевтами. Клиническая медицина во всем мире и у нас в стране активно развивается: совершенствуются медицинские технологии и постепенно распространяются на всю сеть, обновляется медицинское оборудование, оно становится более доступным, выполняются уникальные, ранее не- возможные операции и т.д.

Читайте также:  Спираль вреден для здоровья или нет

Многие недоумевают: если это так и государство тратит немалые средства на все это, почему население и пациенты по-прежнему недовольны? И проблема здесь не только в проведенной пресловутой «оптимизации», когда совершенно необдуманно и только исходя из рентабельности закрывали или укрупняли многие медицинские организации (они и ранее были нерентабельными, но тогда исходили не из их экономичности, а из целесообразности), к чему привел перевод медицинской по- мощи (или здравоохранения в узком смысле) из социальной сферы в экономическую с внедрением рыночной системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

В результате «оптимизации» были закрыты многие ФАПы, сельские участковые и районные больницы, роддома. Да, они были экономически неэффективны со своими 300 и менее родами в год, но куда девать беременных: не в поле же им рожать, перекусывая зубами пуповину, или ехать за сотни километров в уже созданные и планируемые перинатальные центры?

Кстати, кто-нибудь объяснил нашим властям, для чего они нужны и что такое перинатальный период? В Японии, например, перинатальные центры стали создавать, только когда решили видимые проблемы родовспоможения и устранимые причины материнской и младенческой смертности; только после этого они занялись более тонкими проблемами на уровне «мать–плод», для чего и понадобились перинатальные центры.

В итоге проведенной «оптимизации» 25,8% жителей нашей страны, т.е. сельские жители и население в малых городах, остались без доступной и качественной медицинской помощи. На долю сельских участковых больниц приходилось 47% всех случаев госпитализации по стране, а на ФАПы и сельские амбулатории – 53% всех посещений, т.е. ликвидировали наиболее массовые медицинские учреждения, и эту массовость уже не восстановить. Из 4500 сельских участковых больниц на всю страну их осталось всего 400. В результате «оптимизации» нередко даже до фельдшера нужно добираться за 30–40 км, а это не каждый сможет. Из-за значительных расстояний (страна огромная) и состояния местных дорог (136-е место из 144 стран) для села, малых городов и населенных пунктов медицинская помощь фактически недоступна. А все достижения медицины концентрируются в крупных городах и в медицинских центрах.

Сейчас по количеству больниц мы стремительно приближаемся к 1930-м гг. Как бы поступил рачительный хозяин, переезжая в новое жилье? Он бы взял из прошлого все самое ценное и полезное, а от негатива бы избавился. Скажите, кому мешала хорошо организованная санитарная авиация, служба скорой помощи и помощи больным по экстренным медицинским показаниям с утвержденным списком неотложных состояний, система непрерывного медицинского образования, двух- и трехзвеньевая системы, кабинеты предварительного приема, гериатрические кабинеты в поликлиниках и т.п.

А куда исчезла пироговская система этапности медицинской помощи с маршрутизацией пациентов, которая легла в основу военно-медицинской доктрины, приводящей к наибольшему выходу в строй? Если раньше врач не только опрашивал, осматривал, аускультировал, пальпировал и перкутировал своих пациентов, разговаривал с ними, но и по походке в длинном кабинете мог составить гипотезу о заболевании (геморрой, артроз и т.п.), то сейчас врачу не до больного, поскольку исходя из его жалоб он должен правильно заполнить документацию на компьютере (иначе могут быть штрафы) или направить больного дальше на обследование и консультацию. Врача отучили думать. Стыдно сказать, но только сейчас и только в Москве врачей будут учить общению с пациентами. Не каждый может быть врачом. Если он, как пресловутый врач скорой помощи, в детстве мучил и вешал кошек, из него выйдет убийца, в лучшем случае патологоанатом. А сданные даже на отлично вступительные экзамены не гарантируют, что из абитуриента получится хороший врач. Он должен обладать определенным набором человеческих качеств, которые легко устанавливаются соответствующей системой тестирования. К тому же врача нужно иначе готовить на дои последипломном уровнях.

Читайте также:  Как у аллаха просить здоровья для мамы

Кроме всего вышеперечисленного, проблемы здравоохранения связаны с системой ОМС, когда государственные деньги направляются государственным же медицинским организациям (а таких 96%) посредством частных коммерческих страховых медицинских организаций (СМО), главной целью которых, как это не маскируй, является не оказание помощи пациентам, а получение прибыли, в том числе путем наложения штрафных санкций на медицинские учреждения, придираясь к ошибкам в заполнении документов. Иначе говоря, проверяющие СМО экономически заинтересованы в некачественной работе медицинских организаций. Да и сама система ОМС себя изживает, даже в Германии, что следует из сайтов депутатов бундестага, поскольку прирост взносов значительно отстает от потребностей населения, особенно пожилых людей, число которых нарастает, а на мигрантов рассчитывать не приходится. Более того, все участники ОМС экономически заинтересованы в увеличении числа медицинских услуг, в том, чтобы лечить, но не вылечить, в росте числа больных людей, хотя интересы государства должны быть прямо противоположными. Кроме того, страны с медицинским страхованием демонстрируют гораздо меньшую эффективность (по соотношению затрат и управляемых показателей) здравоохранения, чем страны с государственно-бюджетной моделью (Британия, Испания, Италия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада, Австралия и др.).

Частные коммерческие клиники, хотя по Конституции РФ они входят в национальную систему здравоохранения, положение не спасают, так как в любой момент они могут трансформироваться, перепрофилироваться, закрыться и т.д. и потому не должны быть доминирующими, а лишь дополнительными, заместительными и конкурирующими по отношению к государственным клиникам. Платными услугами в государственных и частных клиниках может частично воспользоваться только пятая часть населения страны, поскольку разрыв в доходах и возможностях между бедными и богатыми только нарастает. Соплатежи граждан – тоже не выход, поскольку люди для получения нужной медицинской помощи и в нужное время платят налоги и недополучают часть заработной платы, и потому может нарастать их недовольство в связи с бессилием властей правильно планировать расходы бюджета с учетом приоритетов. Исходя из вышеизложенного первое, что нужно сделать незамедлительно, – это отделить СМО от системы ОМС и поручить им развивать зачаточное добровольное медицинское страхование, а функцией страховщиков следует наделить территориальные фонды ОМС, сделав их филиалами Федерального фонда ОМС – единственного пока страховщика во всей стране. Это позволит выкроить время для подготовки и проведения необходимых преобразований. Далее очень важно сместить все акценты (финансовые, кадровые, организационные, интеллектуальные) с «тыловой» медицины, с центров высоких технологий, в которых при правильной организации всей медицинской по- мощи будут нуждаться

Источник

Adblock
detector