Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация по теме
В данной презентации освещена краткая информация о детях с ОВЗ: определение, классификация, причины появления детей с ОВЗ, факторы влияющие на развитие, особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общая характеристика детей с ОВЗ | 48.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Презентацию подготовила: педагог – психолог Вакалова Анна Павловна МБДОУ детский сад № 24 г. Балашиха
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ст. 2 п.16: « Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: — «дети с проблемами», — «дети с особыми нуждами», — «нетипичные дети», — «дети с трудностями в обучении», — «аномальные дети», — «исключительные дети».
Классификация детей с ОВЗ — Дети с нарушением слуха (глухие , слабослышащие и позднооглохшие ) — Дети с нарушением зрения (слепые и слабовидящие) — Дети с нарушением речи (логопаты); — Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; — Дети с умственной отсталостью; — Дети с задержкой психического развития; — Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; — Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами
Причины появления детей с ОВЗ: 1.Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы: — Пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность. — Натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков. — Постнатальные (после рождения): травмы, ушибы, несвоевременная или неквалифицированная помощь после них. 2.Экзогенные (или внешние) причины: — экология, — табакокурение, — наркомания, — алкоголизм, — СПИД и пр.
Факторы влияющие на развитие ребенка с ОВЗ: — Вид (тип) нарушения. — Степень и качество первичного дефекта. — Срок (время) возникновения первичного дефекта. — Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды.
Особые образовательные потребности для детей с ОВЗ — выявления первичного нарушения развития ребенка ; — начало специального обучения; — при обучении необходимо использовать методы, приемы и средства соответствующие выявленному нарушению; — максимально индивидуализировать обучение; — обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды.
«Для человеческого общества естественно разнообразие. Вместе живут взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, умные и не очень. Такое разнообразие приводит к взаимопониманию, умению общаться, доброжелательности». А.Цыганок
Литература: — Гаркуша Ю.Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями. Методическое пособие / Ю.Ф. Гаркуша, Г.Н. Кувшинова. – М.: Изд-во В. Секачев, 2008. – 132 с. — Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с — Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 160с. — Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ» www.edu-open.ru — Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ3 «Об образовании в Российской Федерации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики.
характеристика особенностей развития детей с ОВЗ.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол.
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обес.
Адаптированная образовательная программа разработа для детей с 3 до 7 лет с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития, посещающих группы общеразвива.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах.
Источник
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Людмила Подопригорина
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Педагогическая характеристика Педагогическая характеристика на Домашний адрес___ Дата рождения___ ___ посещает детский сад с ___ года. Воспитывается в неполной.
Педагогическая характеристика семьи 1. Состав семьи, образование ее членов, имел ли место распад семьи: полная малодетная семья; мать — среднее специальное образование, отец.
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста После младенчества начинается новый этап развития человека -раннее.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.
Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Игра является важнейшей частью в жизни ребенка. На игру нельзя смотреть.
Психолого-педагогическая характеристика на девочку 4,5 лет Психолого-педагогическая характеристика на Машу М. 1 (4 лет 6 мес.) 1. Анамнестические данные Ребенок от второй беременности (первая беременность.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося ДОУ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В МДОУ Д/С №4 «СОЛНЫШКО». Д. (д/р 15.08.201*г.) посещает МДОУ д/с №4 «Солнышко» с августа.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.
Психолого-педагогическая подготовка детей к обучению в школе в условиях дополнительного образования Современное состояние разработанности в научной литературе проблемы психолого-педагогической подготовки детей старшего дошкольного возраста.
Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важной задачей.
Источник
Особенности детей с ОВЗ
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_detey.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психофизического развития детей с ОВЗ
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.
Соответственно дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ так же чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Психофизическое развитие это понятие содержащее в себе 2 важные , равноценные составляющие — психическое развитие и физическое развитие. В детстве эти 2 составляющие связаны наиболее тесно и, обеспечивая ребенку полноценное психофизическое развитие мы создаем прочный фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни. И так, психическое и физическое развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, ), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.
Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики.
Психофизическое развитие включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
На основании педагогического опыта и имеющихся психолого-физиологических исследований принято выделять следующие возрастные этапы психического развития детей: младенческий — от рождения до 1 года, преддошкольный — от 1 до 3 лет, дошкольный — от 3 до 7 лет, младший школьный — от 7 до I2 лет, подростковый — от 12 лет.
Особенности психофизического развития у детей с ТНР.
дошкольный-от 3 до 7 лет;
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Появление речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.
Присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Особенности психофизического развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.
дошкольный-от 3 до 7 лет;
Более 30% детей 3-7 лет гиперактивные, агрессивные, легковозбудимые, характерна низкая работоспособность, повышенная утомляемость, двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания низкая познавательная активность как результат ограниченный запас знаний и представлений об окружающем. Недостаточность ручной моторики и зрительно-моторной координации, несформированность пространственных представлений и слабость кинестетических ощущений в общей, ручной и речевой моторике. Таким детям тяжело выслушать информацию до конца, выполнить задание правильно и четко. Уже после трехминутного сидения за столом эти дети ощущают дискомфорт, неудобство, часто отвлекаются и не могут до конца выполнить задание.
Обычно имеют место наиболее тяжелые недостатки звукопроизносительной стороны речи, которые нередко сочетаются с нарушениями слуха.
Дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других — робость, застенчивость, заторможенность.
Наличие насильственных движений и тонических спазмов в мышцах верхних конечностей резко затрудняет развитие у них манипулятивной деятельности и навыков самообслуживания.
Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития.
дошкольный-от 3 до 7 лет;
Первое, что необходимо отметить в качестве общих проявлений, — поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4—5 лет, т.е. разница в 2—3 года. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками они более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников. Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста — игровая деятельность — у них тоже еще недостаточно сформирована. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот.
Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Недостаточность, отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз руки и пальцев , устанавливаемых взрослым.
Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.
Дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследования показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не всегда значительны.
По уровню сформированности всех трех (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) видов мышления дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников.
Особенности психофизического развития у детей имеющих сложные дефекты.
Психофизиология детей со сложными нарушениями развития — это отрасль, которая изучает особенности психофизического развития человека, имеющего два или более нарушений.
По сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений. Это могут быть различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений друг с другом (сложное сенсорное нарушение как сочетание нарушений зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушение зрения и движений), а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения и умственная отсталость; разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).
Самые большие научные традиции в этой области имеет наука об особенностях психического развития слепоглухого ребенка — ребенка с двойным сенсорным нарушением.
дошкольный-от 3 до 7 лет
В развитии слепоглухого ребенка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения — жестов. Благодаря взрослому, ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т. п.). Предмет или жест, изображающий действие с предметом, могут стать сигналом каждой такой значимой для ребенка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребенком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определенного отдельного предмета и действия с ним. Все это подготавливает замену естественного жеста условным знаком (жестом языка глухих, дактильным или устным словом), дает возможность в дальнейшем заменить жест дактильным словом, а затем и письменной фразой (написанной большими буквами или рельефно-точечным шрифтом Брайля).
Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей, когда одним названием можно обозначить реальный предмет и его изображение, реальный предмет и предмет, замещающий его в игре.
Источник