Проект «За здоровьем в детский сад» преемственность со школой.
Ирина Наниева
Проект «За здоровьем в детский сад» преемственность со школой.
«Кто сказал, что должны молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух.
Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!» (Я. А. Каменский)
Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. За последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10%, 30-35 % страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения от контингента детей, поступающих в школу. Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким и здоровым. Около 25% детей испытывает значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья.
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольногообразования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей.
Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма.
Многие родители полагают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности, уделяя этому максимум времени. Но для успеха ребенка в школе важна и физическая готовность.
Физическая готовность ребенка к школе – это уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.
Преемственность дошкольного и начального образования не имеет смысла без охраны и укрепления физического здоровья детей.
В вопросах преемственности физического воспитания в детском саду и школе, как в теории, так на практике остается много нерешенных проблем.
В школе физическое воспитание претерпевает значительную перестройку. По сравнению с детским садом как по содержанию, методике, так и по организационным формам.
Учитывая важность заложенного в детстве фундамента здоровья, в нашем детском саду был разработан проект «За здоровьем в детский сад».
Проблемный вопрос: Как сохранить здоровье дошкольника?.
Целью нашего проекта является поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества педагогов детского сада с начальной школой и родителями, по проблемам укрепления физического здоровья детей.
1. Выявить интересы, потребности, запросы родителей, уровень педагогической грамотности.
2. Формирование представления о вопросах здоровьесбережения дошкольников в условиях семьи, детского сада и школы)
3. Обеспечить условия для физического развития дошкольников путем совместной работы участников проекта.
4. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, создание атмосферы совместного творчества.
Тип нашего проекта информационно- практический, долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, медицинские работники.
Для всех участников проекта определены ожидаемые результаты, которые вы видите на экране, но главный предполагаемый результат нашего проекта: выпускник детского сада физически готов к началу обучения в общеобразовательной школе.
Реализация проектаосуществлялась в 3 этапа: подготовительный этап, основной и заключительный.
Цель подготовительного этапа: выявление недостатков знаний педагогов и родителей по физическому воспитанию детей, расширение представлений участников проекта о
формах эффективного сотрудничества.
Было проведено анкетирование педагогов и родителей, повышена мотивация к предстоящей проектной деятельности, изучена методическая литература. Благодаря обогащению среды по физическому развитию, были созданы условия для реализации практической работы.
Процесс этого этапа был длительным и основательным.
По завершению подготовительного этапа мы перешли к реализации основного- практического.
Цель этого этапа- Организация и проведение запланированных в проектной деятельности совместных мероприятий. (школа, семья, детский сад).
Активными участниками в процессе реализации практического этапа были родители, которые, помогая своим детям, показывали свою заинтересованность, тем самым мотивируя своих детей.
Сотрудничество школы- гимназии № 16г. Владикавказа и нашего детского сада осуществляется на основе договора. Совместно со школой был разработан план спортивных мероприятий «Календарь спортивных дат».
Экскурсия- знакомство с педагогами и детьми начальной школы. Посещение спортивного зала, площадки и рассматривание спортивного оборудования.
1. Конкурс утренней гимнастики «На зарядку становись!» среди первоклассников и детей подготовительной группы
2. Мы живем в веке со стремительно развивающимися информационными технологиями, которыми овладевают уже и дошкольники. Так называемая «Веселая Мульт- Зарядка», дыхательная гимнастика «Бос- Здоровье» явились мультимедийной формой, а также средством обучения и оздоровления.
3. Выпуск газет нашего детского сада «Мир дошколенка», а также «Я, здоровый первоклашка» для родителей детей начальной школы и родителей будущих выпускников с целью информирования о спортивно- оздоровительной жизни двух учреждений.
4. Также ярко прошел творческий конкурс рисунков «Папа, мама, я – мы здоровая семья», фотовыставка «Мы спортсмены».
5. Выставка «На книжной полке». Здесь представлены произведения о спорте и авторские сказки о здоровье, придуманные детьми совместно с родителями.
6. «День здоровья» совместно с начальной школой.
7. Весёлые старты между детьми подготовительной группы и первоклассниками.
8. «Игры Нартов» осетинские подвижные игры с участием родителей.
9. Праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»
10.«День космонавтики» проведенный учителем физкультуры и детьми среднего звена школы № 7 по их инициативе.
11. Веселые старты для родителей.
12. Открытое мероприятие на воздухе для педагогов и родителей «Сохрани своё здоровье» .
Итогом основного этапа явилось участие в городском конкурсе проектов «Мы вместе», а также в дистанционном всероссийском конкурсе «Школа Здоровья», за что были награждены дипломами.
Таким образом, все эти совместные мероприятия дали возможность расширить представления воспитанников нашего детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться, расти здоровыми.
На заключительном этапе нашего проекта было повторно проведено анкетирование родителей и сделан анализ проведенной нами работы.
По инициативе родителей был составлен журнал отзывов о результатах совместной работы.
Как подведение итогов проекта, был представлен отчет в виде презентации «За здоровьем в детский сад». Своим накопленным материалом мы поделились с коллегами на сайте ДОУ и других образовательных порталах.
Несмотря на положительный опыт, мы столкнулись и с рядом проблем по вопросам преемственности, которые мы планируем корректировать в ходе дальнейшего нашего сотрудничества.
Делая вывод о проделанной работе, нам удалось постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость за последнее время, приобщить к здоровому образу жизни. Благодаря правильному физическому воспитанию, дети пойдут в школу физически развитыми, что поможет им освоиться с новыми условиями школьной жизни. У родителей, у нашего детского сада и школы теперь одна цель — ВОСПИТЫВАТЬ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ.
Источник
Программа «Школа-детский сад-территория здоровья»
«Школа-детский сад – территория здоровья»
Здоровье подрастающего поколения – важнейший показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков и молодежи. По мнению большинства исследователей данной проблемы, именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшую тревогу и опасения. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются Конвенцией ООН о правах ребенка, законом «Об образовании», «Семейным кодексом Российской Федерации», «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и отражены в концепции модернизации российского образования.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного, психологического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни.
В современном научном понимании показателями здоровья молодого поколения являются:
u Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);
u Гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;
u Быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (приход в детский сад, поступление в школу, переход с одной ступени обучения на другую);
u Высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься умственным трудом);
u Отсутствие болезней в течение города либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.
Созданию программы предшествовал анализ причин, обуславливающих отсутствие здоровья у учащихся школы и воспитанников детского сада. Можно выделить три группы причин:
1-я – организация и условия проведения учебного процесса в целом не оказывают нужного воздействие, как на физическое, так и на психическое здоровье учащихся .
2-я – образовательное учреждение в явно недостаточной степени решают свою образовательную задачу в этой сфере: знания, умения и навыки учащихся по вопросам здоровья, их мотивация на ведение здорового образа жизни находятся на не нужном уровне, что является одной из предпосылок неблагополучия.
3-я – не менее важная группа причин – это здоровье самих педагогов. Для реализации своей главной профессиональной цели (формирование здорового человека) педагог сам должен обладать достаточно высоким уровнем здоровья.
Профессиональное здоровье педагога – способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности преподавателя во всех условиях профессиональной деятельности.
Переход на формирование в учебном заведении здорового человека требует совершенствования существующих форм управления педагогической деятельностью учителя. Необходимо научить педагогов умениям ставить и решать оздоровительные задачи, планировать и применять педагогические средства, необходимые не только для формирования знаний и умений, но и достаточные, чтобы стимулировать обучающихся к здоровому образу жизни, вносить коррективы в обучение, позволяющие добиться более высокого оздоровительного результата.
Вся вышеприведённая печальная статистика говорит о том, что нужна реальная продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
На сегодняшний день, очевидно, что каждой учебное заведение должно стать «Учреждением здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие в основном определяется средой, в которой он проводит достаточно большое количество времени. Для ребенка от 3-х до 16-ти лет такой средой является образовательное детское учреждение, поэтому школа должна работать по принципам здоровьесберегающей педагогики:
u Медицинский кабинет (фиточай, ингаляции, физиопрофилактика, бактерицидная лампа)
u Физзарядка утром
u Физминутки на каждом уроке и занятии в дошкольных группах
u Уроки физической культуры в спортзале и бассейне
u Спортивные секции (лыжи, коньки, игровые виды спорта)
u Ледовая площадка
u Внеурочные занятия (туристические походы в летний и зимний период)
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности:
u Вариативное меню.
u Изучение курса ОБЖ на классных часах ( 1 раз в месяц)
u Климатический режим в здании образовательного учреждения.
Экологические здоровьесберегающие технологии:
u Выращивание зеленых растений в классах, рекреациях, коридорах, на пришкольной территории .
u Соблюдение чистоты в помещениях школы и на пришкольной территории
Создание целостной системы, способствующей сохранению и укреплению здоровья воспитанников, учащихся и педагогов; формирование мотивации здорового образа жизни у воспитанников и учащихся; активное использование межведомственного взаимодействия в расширении образовательной среды: работа спортивных сооружений (спортзала, бассейна, катка) на «округ».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи :
u Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровью воспитанников, учащихся и педагогов;
u Пропаганда здорового образа жизни;
u Воспитание потребности вести здоровый образ жизни, формирование культуры здоровья;
u Практическое овладение здоровьесберегающими технологиями;
u Просвещение педагогов, учащихся и их родителей в вопросах сохранения здоровья;
u Формирование негативного общественного мнения в ученическом коллективе к алкоголизации, наркотизации общества.
u воспитанники дошкольных групп;
u учащиеся школы;
u медицинская сестра;
u работники сельской библиотеки;
u инспектор ПДН;
u технический персонал.
Общее руководство реализации, координации, контроля программы за директором школы и его заместителями по УВР, ВР, старшим воспитателем; за учителем физического воспитания.
Программа включает в себя следующие основные направления :
- Медико-профилактическая работа.
- Социальное здоровье.
- Физкультурно-спортивная деятельность.
- Охрана труда и здоровья участников образовательного процесса.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Профилактическая работа по предупреждению вредных привычек.
- Материально-техническая база.
u Принятие данной программы к реализации педагогическим советом школы, общим родительским собранием, общим собранием учащихся;
u Организация проведения информационно-практического блока с учащимися, родителями, педагогами;
u Планирование школы коллективно-творческих дел по реализации активно — деятельностного направления программы;
u Повышение квалификации педагогов, направленных на приобретение специальных знаний и умений для реализации программы.
- Создание Центра содействия по укреплению здоровья участников образовательного процесса, созданию безопасных условий жизнедеятельности обучающихся и охране труда работников школы.
- Формирование образовательной среды, способствующей сохранению и развитию здоровья физического, психического, социального и формирующей способность к творчеству.
- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся и воспитанников дошкольных групп.
- Уменьшение количества учащихся, склонных к вредным привычкам.
- Стимулирование повышения внимания учащихся и их родителей к вопросам здорового образа жизни.
- Укрепление взаимодействия с социумом села.
- Осознание приоритета здорового образа жизни, стойкий интерес к познавательной и двигательной активности, устойчивое стремление к регулярным занятиям физическими упражнениями, самоконтроль и личностное развитие (серди учащихся, их родителей, педагогов).
Прогнозируемая модель личности учащегося – это физически, нравственно, духовно здоровый человек, образованный и адаптированный к условиям нестабильного социума.
Программа действий по реализации цели и задач:
- Подготовительный этап (2012– 2013)
u изучение всех действующих Федеральных, региональных, муниципальных программ по проблеме «Здоровья»;
u разработка локальных актов, необходимых для функционирования программы;
u разработка медицинских рекомендаций в помощь педагогам по профилактике психоматических заболеваний;
u углубленный медицинский осмотр всех учащихся школы.
u Проведение тематического педагогического совета с целью погружения в проблему;
u Проведение тематического семинара;
u Повышение профессиональной компетенции преподавателей в области реализации здоровьесберегающих технологий.
u Продолжить работу по эстетическому оформлению школы;
u Обновление спортивного инвентаря.
u Капитальный ремонт спортзала и бассейна.
u Строительство хоккейной коробки.
2. Организационный этап (2013-2014)
u изучение изменений в федеральном и региональном законодательстве:
u корректировка программы «Здоровье».
u проблемно-ориентированный анализ выполнения 1-го этапа реализации программы;
u обеспечение текущего медико-психологического наблюдения за учащимися;
u подбор и изучение специальной литературы;
u выявление учащихся группы риска по социальной дезадаптации;
u проведение тренингов для учащихся и педагогов по актуализации знаний о собственном здоровье.
u Совершенствование оборудования медицинского кабинета;
u Косметические ремонты кабинетов, спортивного зала.
3. Практический этап (2014-2015)
u обеспечение текущего медико-психологического наблюдения за учащимися;
u диагностика состояния здоровья учащихся;
u осуществление просветительской деятельности учащихся и их родителей, педагогов, направленного на формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни среди учащихся, их родителей и педагогов
u реализация дифференциации и индивидуализации обучения;
u проведение массовых спортивно — оздоровительных мероприятий;
u выпуск школьной газеты «Здоровым быть модно».
Обобщающий этап – май-июнь 2015 года.
u Анализ работы по программе.
u Подведение итогов реализации программы.
u Составление рекомендаций по работе в данном направлении исходя из полученных данных.
u Обобщение опыта.
Для реализации задач, намеченных программой «Школа-детский сад – территория здоровья», в учреждении созданы следующие условия:
u имеется зал для физкультурных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты,, гимнастические стенки, наклонные доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, оборудование для вестибулярного аппарата («диски здоровья»), мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
u спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, «полосой препятствий» для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном;
u имеется картотека подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами;
u имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;
u в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
u имеется бассейн
u закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, в плавательном бассейне, других режимных моментах;
u закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
u постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
Данная программа рассчитана на 3 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:
u Отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы, воспитанников дошкольных групп и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
u Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
u Просвещение педагогов, учащихся, и их родителей в вопросах сохранения здоровья;
u Углубление мониторинга спортивно-оздоровительной работы в школе;
u Расширение участников в реализации программы;
u Профилактическая работа по предупреждению распространения вредных привычек среди учащихся школы.
Источник