МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при включении в образовательное пространство»
методическая разработка
Цель семинара: Повышение уровня методической компетенции педагогов в сфере инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar1.doc | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при включении в образовательное пространство»
Подготовила : Здобяхина Мария Станиславовна
Учитель высшей категории
Руководитель школьного методического объединения
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
ИОП – индивидуальный образовательный план
АООП — адаптированная основная общеобразовательная программа
ИПРА — индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.
ДЦП – детский церебральный паралич
РАС – расстройство аутистического спектра
НОДА – нарушения опрно-двигательного аппарата
ЗПР – задержка психического развития
ТНР – тяжёлые нарушения речи
ЦЕЛЬ: Повышение уровня методической компетенции педагогов в сфере инклюзивного образования.
— познакомить педагогов массовых школ с особенностями психического развития детей с ОВЗ
— дать характеристику образовательных потребностей каждой группы детей с ОВЗ
I. Теоретическая часть «Общая характеристика развития лиц с ОВЗ».
• Термины и понятия инклюзивного образования.
• Общие закономерности психического развития лиц с ОВЗ
• Специальные образовательные условия и особые образовательные потребности: понятие, структура, общая характеристика
II. Практикум «Особенности психического развития и образовательные потребности учащихся с ОВЗ»
III. С чего начать: документы и программы.
Инклюзивное (франц.inclusif- включающий в себя, от лат.include- заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. (ЮНЕСКО) В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
- Дети с нарушением слуха
- Дети с нарушением зрения
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
- Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
- Дети с умственной отсталостью
- Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
- Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)
При поступлении ребёнка с ОВЗ:
1.Работа с документацией :
- медицинская карта
- заключение ПМПК
- ознакомление с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида
2.Диагностика всеми специалистами образовательного учреждения (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог)
- составление адаптированная основная общеобразовательная программа на основе ПрАООП , которая имеется в ФГОС для детей с ОВЗ и ФГОС для детей с умственной отсталостью
Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены закономерностями нарушенного развития.
Важнейшее значение для специальной психологии и специальной педагогики имеет вывод отечественных ученых Г.Я Трошина, Л.С. Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка.
Проявление общих закономерностей может быть своеобразным в зависимости от типа нарушенного развития.
Наряду с закономерностями, общими для нормального и аномального психического развития, выделяются закономерности, общие для всех типов аномального развития (Т.А.Власова, В.И.Лубовский, В.Г.Петрова, Ж.И.Шиф, Л.С. Выготский, , Г.Я. Трошин и др.):
- трудности взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми, нарушения развития личности;
- меньшая скоростью приема и переработки сенсорной информации;
- меньший объемом информации, запечатляемый и сохраняющийся в памяти;
- недостатки словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов);
- недостатки развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);
- замедленный темп психического развития в целом;
- повышенная утомляемостью, высокая истощаемость
С учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия.
Работа с методическими материалами:
Задание «Диагностика»: Определите по перечисленным особенностям развития о какой группе детей с ОВЗ идёт речь. Внесите название группы в заголовок каждой таблицы.
- Дети с нарушением зрения
В период школьного инклюзивного обучения дети с нарушениями зрения не только получают общеобразовательную подготовку, но и проходят адаптацию к жизни и труду в контакте со зрячими людьми. Это позволяет накопить им определенный социальный и коммуникативный опыт, преодолеть страх перед общением со зрячими, сформировать большую уверенность в пространственной ориентации и передвижении, сформировать адекватное представление о себе, своих способностях и возможностях, повысить свой социальный статус.
- Дети с тяжёлыми нарушениями речи
- Дети с нарушениями слуха
Для полноценного понимания речи говорящего школьники с нарушением слуха должны видеть его лицо, губы и слышать с помощью слухового аппарата. Это и есть основной способ восприятия устной речи детьми с нарушениями слуха – слухо-зрительный. При проведении уроков и внеклассных мероприятий необходимо учитывать эту особенность детей.
Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к группе расстройств развития для которых характерны обширные отклонения в социальных взаимодействиях и коммуникации, а также узость интересов и явно повторяющееся поведение.
Двигательные расстройства у детей с НОДА могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой степени двигательных нарушений ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных расстройств дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений. Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами
- Дети с умственной отсталостью
1.2. Специальные образовательные условия и особые образовательные потребности: понятие, структура, общая характеристика
Особые образовательные потребности – это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и другие), которые проявляет ребенок в процессе обучения (В.И. Лубовский).
Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.
Когнитивные (познавательная сфера) составляющие – это владение мыслительными операциями, возможности восприятия и памяти (запечатление и сохранение воспринятой информации), активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире.
Энергетические составляющие — умственная активность и работоспособность.
Эмоционально-волевая сфера – направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания.
Принцип учета зоны ближайшего развития. Л.С.Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и зоны его ближайшего развития. Актуальный уровень развития определяется степенью трудности задач, которые ребенок решает самостоятельно, без помощи взрослого. Зона ближайшего развития определяется степенью трудности задач, которые ребенок решает – на данном этапе – с помощью взрослого, в сотрудничестве с ним, а в будущем будет решать их самостоятельно.
Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на те психические процессы, которые начинают складываться у ребенка в совместной работе со взрослым, а затем функционируют в его деятельности, становятся его достоянием.
Особые образовательные потребности, выражаются в конкретных требованиях к специальным образовательным условиям, содержанию и темпу педагогической работы, необходимых для всех детей с ОВЗ:
1. медицинская (лечебная и профилактическая) помощь;
2. подготовка детей к овладению школьной программой путем пропедевтических занятий (т.е. формирование у них необходимых знаний)
3. формирование у них познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
4. замедленный темп преподнесения новых знаний;
5. меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов т.к. объем запоминаемой информации у них меньше;
6. использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности, применение на доступном уровне проблемного подхода);
7. организация занятий таким образом, чтобы избегать утомления детей;
8. максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
9. контроль понимания детьми всего, особенно вербального, учебного материала;
10. ситуация обучения должна строиться с учетом сенсорных возможностей ребенка, что означает оптимальное освещение рабочего места, наличие звукоусиливающей аппаратуры и т.д.
II. Практикум «Особенности психического развития и образовательные потребности учащихся с ОВЗ»
ЗАДАНИЕ: Изучите содержание приложения (карточки) и соотнесите образовательные потребности и особенностями развития детей с ОВЗ.
Общие подходы к определению специальных условий
в общеобразовательных организациях
Под специальными условиями получения образования, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.79, п. 3) понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Специальная педагогика устанавливает, что обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями органично взаимосвязаны и взаимодополняемы с саморазвитием, и реализуются они в специальных образовательных условиях . Важнейшими составляющими этих условий для любой категории обучающихся с особыми образовательным потребностями являются следующие:
- наличие адаптированных к особым образовательным потребностям конкретного обучающегося образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);
- учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения компенсации и коррекции (в том числе и технических);
- создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях класса, школы, так и вне ее;
- необходимое участие в образовательном процессе специального педагога соответствующего профиля – это может быть учитель-ассистент либо тьютор; для осуществления гигиенических и лечебно-
профилактических мероприятий в инклюзивной школе для обучающихся с нарушениями развития должны быть предусмотрены ставки врача, медицинской сестры, инструктора лечебной физкультуры.
- предоставление психологических и социальных услуг.
В зависимости от степени ограничения возможностей, и в первую очередь от сохранности интеллекта, а также от качества и своевременности обеспечения специальными образовательными условиями обучающиеся , имеющие нарушения развития, могут осваивать разные уровни образования.
ИТОГ Рефлексия СИНКВЕЙН «Что такое инклюзивное образование»
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Характеристика особых образовательных потребностей детей с нарушением зрения
- замедленность формирования основных свойств восприятия.
- Низкий уровень развития зрительномоторной координации, плохое запоминание учащимися букв, трудности в различении конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов, наличие серьезных затруднений в копировании букв
- Трудности в определении цвета, формы, размера предметов, формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов
- трудности в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке в малом и большом пространстве
- не в состоянии самостоятельно обрести многие навыки общения, в том числе в полной мере овладеть невербальными средствами общения (жест, мимика, пантомимика),
- трудности в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке в малом и большом пространстве
- потребность в формировании адекватных зрительных образов.
- потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики.
- потребность в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами.
- потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы
- потребность в формировании целого ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы