Меню

Образовательно воспитательная по формированию зож

Программа «Формирование ЗОЖ»
рабочая программа по зож

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Воспитание обучающихся бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного образования.

Скачать:

Вложение Размер
Программа «Формирование ЗОЖ» 49.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование здорового образа жизни»

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Воспитание обучающихся бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного образования.

Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название «формирование культуры здоровья учащихся». Зачастую состояние уже младших школьников (а в нашем случае школьников уже с отклонениями в здоровье) вызывает большую тревогу.

К чему могут привести их проблемы со здоровьем? Разумеется, к ограничению жизненных и социальных функций. Впоследствии же всё это чревато ограничением физической независимости, мобильности, способности заниматься обычной деятельностью, возможности получить достойное образование, затруднением в вопросах интеграции в общество, подготовки к профессиональной деятельности и экономической самостоятельности.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Начиная именно с младшего возраста у ребёнка необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность и воздержанность, чувство собственного достоинства, самоуважения, своей значимости и неповторимости в этом мире.

Основные аспекты здорового образа жизни:

— научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими;

— следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму;

— научиться правильно питаться;

— негативно относиться к вредным привычкам;

— уважать физическую культуру, заниматься спортом;

— соблюдать советы гигиены, сформировать ответственное гигиеническое поведение.

Компоненты здоровьесберегающих технологий:

— Обеспечение комфортности процесса обучения, его «мажорный» лад: ученик не объект, а субъект обучения; он эмоционально вовлечён в процесс обучения.

— Построение обучения с учётом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей: личностно ориентированное обучение; переход от совместных действий к самостоятельным.

— Осознание успешности обучения: создание ситуации успеха; веры в собственные силы; включение эмоций; самовыражение и самореализация личности.

— Личность педагога: уровень преподавания; квалификация; творческий потенциал.

— Обеспечение адекватного восстановления сил: смена видов деятельности; использование физкультминуток, динамических пауз.

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

— глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;

— дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;

— методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путём, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

Работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни направлена на реализацию следующих задач:

— формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

— расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

— формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей;

— формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

— развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

— формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

— пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;

— привлекать психолого-медико-педагогическую службу школы-интерната для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся.

Значительная часть из общего бюджета времени режима дня отводится отдыху детей на воздухе . При проведении послеобеденных прогулок необходимо иметь в виду, что дети после уроков устали, утомлены, поэтому необходима умеренно подвижная деятельность и дифференцированный подход к учащимся, располагающими разными физическими возможностями. В период пребывания детей на воздухе важно проводить различные подвижные игры . Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь класс, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют более быстрому и полному переключению детей на другой вид деятельности, а следовательно, и более полноценному отдыху. Самостоятельные игры и спортивные развлечения в малых группах или в парах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям, выявляют и развивают их социальные способности. Творческую инициативу детей необходимо направлять и контролировать. Я контролирую, чтобы воспитанники во время подвижных игр не перегружались, не имели повода для обид, тренирую их в доброжелательности и умении замечать настроение окружающих, помогать им.

Одной из задач по охране и укреплению здоровья обучающихся с интеллектуальными нарушениями является содействие социализации личности ребёнка через формирование культуры здоровья как интегративной формы современных видов культуры и реального воплощения «культуры жизненного самоопределения».

Большая роль в решении этой задачи принадлежит воспитательной и просветительной работе, пропаганде ценностей здорового образа жизни.

— декады здорового образа жизни;

— спортивные мероприятия в школе;

— участие в спортивных соревнованиях;

— выставки плакатов и рисунков о ЗОЖ;

— акции, спортивные эстафеты

— проведение ролевых игр;

— рисование, выпуск газет, плакатов по здоровому образу жизни;

— просмотр тематических презентаций.

Такие воспитательские мероприятия решают следующие задачи:

— профилактика социальных вредностей;

— формирование у воспитанников представлений и понятий «культуры и ценности здоровья»;

— повышение социальной активности воспитанников;

— внедрение традиций, пропагандирующих ЗОЖ и способствующих ему;

— воспитание у учащихся потребности в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);

— формирование устойчивых навыков и установок на ЗОЖ.

Свою работу я разделила на этапы:

— 1 этап я помогала детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, учила рассказывать о себе другим, учила не стесняться своих чувств и управлять ими.

Внеклассная работа позволяла детям увидеть изменения в своём физическом развитии и работоспособности, дети должны понимать важность соблюдения режима дня. Чередования труда и отдыха (сна, прогулок, занятий и т.д.).

— 2 этап работа направлена на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей, выработку своего мнения, способности отстоять свой выбор или линию поведения; на умение детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками.

Содержание занятий я стараюсь наполнять сказочными, игровыми сюжетами и персонажами. Введение сказки или игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста, это способствует эмоциональному сопереживанию героям, а у меня больше шансов научить детей действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. На поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, я не реагирую отрицательно на их ответы. Ребёнок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Имейте терпение и уважение к самым неожиданным ответам. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова.

Моя работа по «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на достижение следующих результатов:

— полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

— дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;

— дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;

— дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к вредным привычкам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Источник

Программа воспитательной работы по формированию ЗОЖ «Здоровячек»
учебно-методический материал на тему

Программа по ЗОЖ.

Скачать:

Вложение Размер
programma_po_zozh.docx 63.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

с.Малый Толкай Похвистневского района Самарской области

Программа воспитательной работы

по формированию ЗОЖ «Здоровячек»

Современное состояние здоровья всех детей, а тем более c ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни (ЗОЖ) вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека.

У наших детей стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной сферы, возникшее вследствие органического поражение коры головного мозга. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций, нарушение познавательных процессов. Страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Нарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев сочетается с нарушениями в развитии двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. В физическом развитии, так же как и в умственном, у большинства обучающихся воспитанников наблюдается существенное отставание или отклонение от показателей развития нормального ребёнка. Несомненно, что раннее нарушения в центральной нервной системе вызывает нарушения в эмоционально – волевой сфере и влияет на характер ребёнка. Эти дети не защищены от негативного влияния в окружающей среде.

В своей педагогической деятельности мы столкнулись с проблемой здоровья у детей с умственной отсталостью, их неприятием здорового образа жизни (в том числе развитие санитарно-гигиенических навыков, питания и т.д.). Это связано с рядом причин:

  • почти все воспитанники имеют негативное прошлое, что предполагает отсутствия примера здорового образа жизни. Подавляющее большинство детей – из неблагополучных семей. Их родители ведут асоциальный образ жизни: употребляют алкоголь, не работают и не заботятся о своем здоровье. Многие дети начинают рано курить, с младшего школьного возраста начинают употреблять алкоголь, ПАВ.
  • нежелание и неумения заниматься спортом;
  • неумение планировать и контролировать свое свободное время.

Воспитательная программа составлена для формирования у младших школьников навыков ЗОЖ. Нормативно-правовой и документальной базой программы являются:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015;

Концепция ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

1. Формировать мотивацию и ответственность за сохранение собственного здоровья, обеспечивать ЗОЖ путем создания в группе среды, благоприятной для укрепления здоровья.

2.Организовывать многообразную и разностороннюю деятельность детей по формированию физически здоровой личности.

3.Разработать целостную систему здоровьесбережения и ее применение в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участников воспитательного процесса.

Предполагаемый результат: достижение социальной компетентности воспитанника с ОВЗ в деле сохранения и укрепления здоровья:

  • обладание основными гигиеническими навыками (уход за кожей лица, рук, ног, волосами; правила выбора гигиенических средств ухода за телом);
  • знание болезней кожи, связанных с нарушением правил гигиены;
  • знание основных органов человека (сердце, легкие, желудок, позвоночник, кожа, голова — глаза, нос, уши, рот);
  • понимание опасности приема лекарственных препаратов;
  • знание правил безопасного поведения на улице и дома;
  • знание правил поведения на природе, при контактах с животными;
  • умение правильно вызвать службы 01,02,03,04.

Личностными результатами программы является формирование следующих жизненных компетенций:

  1. Овладение ребёнком с ОВЗ основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
  2. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.
  3. Формирование умения следить за своим физическим состоянием.
  4. Формирование умения отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Стремления к максимально возможной для данного ребёнка физической независимости.

5. Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.

6. Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

Программой предусмотрены следующие направления:

2. Здоровье и ребёнок

3. Ребёнок и другие люди

4. Ребёнок и окружающий мир

5. Эмоциональное благополучие ребенка

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Программа адресована специалистам и воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ в условиях коррекционного учреждения. В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся, воспитанников.

Источник

Читайте также:  Зож агитбригада для выступления сценарий
Adblock
detector