Образовательная среда как фактор риска здоровья детей самостоятельная работа
Педразвитие
Автор: Коткова Наталия Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №51 Населённый пункт: город Хотьково, Московская область Наименование материала: статья Тема: Факторы риска образовательной среды для здоровья участников образовательного процесса. Основы психологии здоровья. Дата публикации: 09.02.2019 Раздел: дошкольное образование
Факторы риска образовательной среды для здоровья участников
образовательного процесса. Основы психологии здоровья.
Здоровье – понятие многогранное и включает в себя физический, социально –
психологический и духовно – нравственный аспект.
В условиях социально-экономического кризиса проблемы здоровья детей в
о б с т а н о в к и ,
неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие условий и культуры
здорового образа жизни в малообеспеченных и неблагоприятных семьях,
высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.
Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения,
отдыха, условий семейного воспитания.
Происходящие в обществе негативные социально-экономические процессы
особенно болезненно сказываются на детях. Постоянно увеличивается число
детей, лишенных родительского попечения.
Состояние здоровья детского населения во многих регионах страны вызывает
очень серьезное опасение специалистов. По статистическим данным, лишь
20% детей здоровы. 80% – имеют функциональные нарушения и отклонения
в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство
Источник
Образовательная среда и здоровье сберегающие факторы материал на тему
Цель и задачи работы
Цель данной работы – рассмотреть особенности образовательной среды и здоровье сберегающие факторов.
Задачами работы являются:
-определить ценность здоровья в адаптивно-развивающем образовании
-рассмотреть принципы и прикладные аспекты организации адаптивно-развивающей образовательной среды
-проанализировать факторы образовательной среды, значимые для психологического здоровья и развития личности
-выявить социально-педагогические модели сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно- образовательного процесса
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов
Адаптивная школа
образовательное учреждение, в котором обучаются дети с разными образовательными возможностями и потребностями. Процессы адаптации в такой школе имеют встречный характер: образовательный процесс должен гибко учитывать особенности обучения разных детей, с другой стороны — школа должна обеспечить адаптацию ребенка к образовательной среде на уровне, требуемом государственными образовательными стандартами
Под адаптивной образовательной средой :
понимаем все протекающие в школе процессы, в которых ученик без принуждения, по собственному выбору может принимать участие, развивать свои индивидуальные способности, получать возможность для саморазвития, самоопределения, самореализации при условиях сохранения здоровья.
Факторы образовательной среды
• Первый из этих факторов обобщает все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляцию учебных помещений, полиграфические параметры учебников — всё то, что подлежит гигиеническому нормированию.
• Второй фактор отражает информационную сторону учебного процесса и организацию обучения: объем заданий, распределение видов учебной деятельности в течение учебного дня, недели, четверти, года.
• Третий фактор характеризует стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности. В конечном счете к «факторам риска» относится любое несоответствие условий, требований, взаимоотношений индивидуальным возможностям и особенностям учащихся в ходе учебного процесса.
Адаптивно-развивающая образовательная и ее подходы
• — системного — взаимодействие специалистов всех уровней (администрации школы, педагогов, психологов, медицинских работников и т. д.);
• — комплексного — использование различных средств, методов и приемов для сохранения, укрепления здоровья и адаптации к воспитательно-образовательному процессу;
• — индивидуального — учет типологических психофизиологических особенностей развития учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности;
• — личностно ориентированного подхода к развитию ценностных ориентаций — опора на уже сформированные структуры учеников (их мотивацию, когнитивное развитие, эмоционально-волевые качества, адаптивные ресурсы, самосознание);
• — позитивного — опора на сильные стороны в личности и поведении ребенка (учить тому, что нужно делать для формирования адаптивных, идентифицирующих, самоактуализирующих ценностных ориентаций).
Образовательная среда и здоровье сберегающие факторы Рощина Оксана Михайловна
Цель и задачи работы Цель данной работы – рассмотреть особенности образовательной среды и здоровье сберегающие факторов. Задачами работы являются: -определить ценность здоровья в адаптивно-развивающем образовании -рассмотреть принципы и прикладные аспекты организации адаптивно-развивающей образовательной среды -проанализировать факторы образовательной среды, значимые для психологического здоровья и развития личности -выявить социально-педагогические модели сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно- образовательного процесса
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов
Адаптивная школа образовательное учреждение, в котором обучаются дети с разными образовательными возможностями и потребностями. Процессы адаптации в такой школе имеют встречный характер: образовательный процесс должен гибко учитывать особенности обучения разных детей, с другой стороны — школа должна обеспечить адаптацию ребенка к образовательной среде на уровне, требуемом государственными образовательными стандартами
Под адаптивной образовательной средой : понимаем все протекающие в школе процессы, в которых ученик без принуждения, по собственному выбору может принимать участие, развивать свои индивидуальные способности, получать возможность для саморазвития, самоопределения, самореализации при условиях сохранения здоровья.
Факторы образовательной среды Первый из этих факторов обобщает все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляцию учебных помещений, полиграфические параметры учебников — всё то, что подлежит гигиеническому нормированию. Второй фактор отражает информационную сторону учебного процесса и организацию обучения: объем заданий, распределение видов учебной деятельности в течение учебного дня, недели, четверти, года. Третий фактор характеризует стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности. В конечном счете к «факторам риска» относится любое несоответствие условий, требований, взаимоотношений индивидуальным возможностям и особенностям учащихся в ходе учебного процесса.
Адаптивно-развивающая образовательная и ее подходы — системного — взаимодействие специалистов всех уровней (администрации школы, педагогов, психологов, медицинских работников и т. д.); — комплексного — использование различных средств, методов и приемов для сохранения, укрепления здоровья и адаптации к воспитательно-образовательному процессу; — индивидуального — учет типологических психофизиологических особенностей развития учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности; — личностно ориентированного подхода к развитию ценностных ориентаций — опора на уже сформированные структуры учеников (их мотивацию, когнитивное развитие, эмоционально-волевые качества, адаптивные ресурсы, самосознание); — позитивного — опора на сильные стороны в личности и поведении ребенка (учить тому, что нужно делать для формирования адаптивных, идентифицирующих, самоактуализирующих ценностных ориентаций).
Социально-педагогические модели сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно — образовательного процесса Совершенствование и обновление управления здоровьесберегающими процессами в муниципальной системе образования возможно при соблюдении следующих условий: планомерном взаимодействии всех субъектов здоровьесберегающей деятельности в муниципальной системе образования; сочетании организационно-педагогических, правовых и здоровьесберегающих форм и методов деятельности; системном и рациональном учете и контроле здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений; комплексном мониторинге образовательной среды и состояния здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Источник
Статья «Образовательная среда, как фактор риска здоровья детей». статья по теме
Что такое школьный стресс? Почему дети в школе страдают физически и психически? Какие факторы влияют на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования? Данные приводимые в этой статье будут интересны не только учителям и учащимся, но и широкому кругу читателей.
Скачать:
Вложение
Размер
причины школьного стресса, факторы, влияющие на профессиональное выгорание педагогов, результаты исследования
76 КБ
Предварительный просмотр:
«Образовательная среда, как фактор риска здоровья детей»
Выполнил: Яковлева Л.Г.
Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Однако последние исследования доказали, что дети, так же как их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического давления…, в итоге каждый третий ребенок испытывает стресс. Причины могут быть самые разные: потеря близкого родственника, развод родителей, пропажа дорогих вещей, переход в другую школу, завышенные требования значимых людей к ребенку.
Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Школа сегодня — серьезный психогенный фактор. Никто не сомневается в том, что большое влияние на развитие и состояние психического и физического здоровья детей оказывают социальные проблемы и экологические вредности. Никто не отрицает генетической отягощенности. И все же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения. Как показывают исследования, дети, которые попадают на школьную скамью и в 6, и в 7 лет – подвергаются атаке со всех сторон. Дискомфортны и смена уютной детсадовской группы на однообразно обставленный класс, и необходимость часами сидеть в неудобной позе, когда природа требует игры, не всегда корректные высказывания педагогов и обидные выпады одноклассников. Но все это может быть и мелочи по сравнению с нагрузкой, которая обрушивается на учеников, с постоянной гонкой за призрачным успехом: не опоздать, быть лучше других, прочитать, написать, вовремя сдать. В соответствии с данными Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. Но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60 – 70%. Задумаемся, за 8 -9 месяцев обучения существенно не меняется влияние ни гигиенических, ни социальных, ни экологических факторов, но резко ухудшается состояние психологического здоровья, что свидетельствует о том негативном влиянии, которое оказывает именно школа. По данным Института возрастной физиологии РАО, за последние пять лет заболеваемость детей выросла на 25 процентов. При этом число страдающих хроническими заболеваниями в старших классах увеличилось более чем на 50%. Свыше 70% школьников испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы. Каждый пятый ученик к окончанию школы становится хронически больным. И только 5% выпускников могут быть признаны практически здоровыми.
Почему дети в школе страдают физически и психически? Разные специалисты ищут ответ на этот вопрос, и отвечают, в конечном счете, по-разному. Кто-то предпочитает подход социально-экономический: все дело — в низком жизненном уровне большинства российских семей, в плохой оснащенности школ, в низкой зарплате учителей. Кто-то сетует на слишком большие учебные нагрузки: современному ученику приходится много часов сидеть за уроками в вынужденной позе и мало времени гулять и заниматься физкультурой. Одни видят недостатки в медицинском обслуживании школьников, другие — в методиках преподавания. Истина, видимо, требует суммирования всех мнений и фактов.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Директор Института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких выделяет следующий комплекс педагогических факторов риска (ранжированы в зависимости от силы влияния):
стрессовая педагогическая тактика;
интенсификация учебного процесса;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
нерациональная организация учебной деятельности;
функциональная неграмотность педагога;
отсутствие системы работы по формированию здоровья и здорового образа жизни.
Наиболее значимым из педагогических факторов риска является стрессовая педагогическая тактика, поскольку стресс, испытываемый ребенком из-за гонки, ограничения времени, неудач, неудовлетворенности взрослых (и педагогов, и родителей), длится бесконечно. Система окрика ( «Опять все тебя ждут!», «Опять ты не выполнил задание!» или «Ну что это за почерк!», «Ты опять не успел», «Совсем не стараешься», «Откуда таких понабирали» …) становится типичной и в конечном итоге приводит к сильнейшему стрессу.
Микрострессы, которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам, действуют практически ежеминутно. В такой системе «педагогических пощечин» и педагоги, и родители часто не видят ничего особенного. Но негативное, враждебное, пренебрежительное, скептическое, а, нередко, подавляющее ребенка отношение учителя или несдержанное, грубое, излишне аффективное поведение невоспитанного, невротичного или личностно измененного воспитателя, пытающегося справиться с детским коллективом «с позиции силы» — является очень трудной, а порой неразрешимой проблемой для ученика. Важно помнить, что авторитарный учитель, считающий знание своего предмета самой главной целью обучения детей, представляет серьезную опасность для психологического здоровья школьников.
Результаты исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким педагогом, воспитателем текущая заболеваемость в 2 раза выше, число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5 — 2 раза больше, чем в классах со спокойным и доброжелательным педагогом (при равных условиях обучения). Одним из стрессовых факторов в школе является ограничение времени в процессе деятельности. В постоянном «цейтноте» школьник живет в течение 10 – 11 лет школьного обучения. Физиологам хорошо известен негативный эффект ситуации ограничения времени в процессе любой деятельности. При этом ограничение может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Так в практике современной школы успешность обучения, часто определяется не качественными, а количественными показателями (скоростными). «Испытание секундомером» приводит к развитию не только пограничных нарушений психического здоровья, но и к тяжелейшим психическим расстройствам. Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников.
Интенсификация учебного процесса
Интенсификация учебного процесса идет различными путями. Первый, наиболее явный – увеличение количества учебных часов. Вместе с приготовлением домашнего задания рабочий день современного школьника составляет 9 – 10 часов в начальной школе, 10 – 12 в основной и 13 – 15 в средней. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна и отдыха, вызывает утомление и тревогу…
Известно, что каждые 10-12 лет объем информации в мире удваивается, т.е. за 10 лет обучения в школе, нынешним школьникам необходимо усвоить учебной информации в 4 раза больше, чем в этом возрасте их родителям, и в 16 раз-бабушкам и дедушкам. Есть второй вариант интенсификации – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению домашних заданий, и также к перегрузкам и утомлению. Микросимптоматика переутомления может быть четко не выражена, а такие его проявления как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности часто принимаются за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности.
Эдуард Днепров, бывший Министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часов в неделю, чтобы выполнить домашние задания, а в неделе всего 168 часов. При школьной нагрузке в 65-70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 – психоневрологические отклонения, в 3 –патология органов пищеварения. В конце учебного года до 78% школьников страдают различными формами невротических состояний.
Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей
Форсирование обучения письму и чтению; методика обучения безотрывному письму выступает третьим по значимости фактором риска, вызывающим повышенное напряжение, переутомление.
Недостаточная двигательная активность, в результате гиподинамия в процессе обучения в школе выявляются у 50% 6-8 летних, у 60% 9-12 летних и у 82% старшеклассников.
Нерациональная организация учебной деятельности
Сокращение перемен, отсутствие часа активного отдыха после 3 урока, концентрация контрольных и самостоятельных работ в один день, характерная для современной школы нерациональная организация урока, в течение которого 4 – 5 раз изменяется вид деятельности школьника, что затрудняет переключение и фактически лишает ребенка периода максимальной работоспособности. Школьники всех классов недосыпают 1,5 – 2,0 часа в 80 – 90% случаев. Какое-то время ребенок может выдержать такую напряженную жизнь, а потом жертвует – или школой (исчезает мотивация: стал лениться, не хочет учиться, не старается), или здоровьем.
Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создают «идеальные» условия для развития нервно- психических заболеваний.
Функциональная неграмотность педагога
Еще одним фактором риска для ребенка является сам учитель. Он может знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Школе необходим педагог, осознающий свою ответственность за эмоционально – комфортное развитие и здоровье школьника (а не только за знания), педагог, умеющий отстаивать (а в этом есть необходимость) интересы ребенка.
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. Установлено, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно учитель в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения школьников. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.
Как показывают результаты исследования, проведенного в Южном, Центральном, Северо-Западном регионах России, в качестве факторов, влияющих на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования, можно выделить следующие (см. диаграмму):
Фактическое отсутствие «права на ошибку». Известно, что для того, чтобы избежать профессиональных неудач большинство учителей «расширяют» свое рабочее время (берут работу на дом и др.). В результате, они лишают себя полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы..(89%)
Страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, вследствие снижения уровня рождаемости.(71%)
Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег. (Этот фактор наиболее часто наблюдается у молодых специалистов, а также у учителей, которые приходят из других учебных заведений).(67%)
Отсутствие условий для самовыражения и самореализации.(35%)
Риски, связанные с особенностями профессиональной деятельности участников образовательной ситуации (педагоги, психологи, руководители образовательных учреждений)