Меню

Образовательная область здоровье у детей с овз

Статья на тему «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ»
статья

В статье рассматриваются пути формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_predstavleniy_o_zdorovom_obraze_zhizni_u_detey_s_ovz.docx 20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ.

Последнее время здоровье людей стало ухудшаться в связи со снижением уровня жизни, наличием социальных проблем и нервных перегрузок, отрицательным влиянием окружающей среды, ослаблением инфраструктуры здравоохранения и безответственным отношением к своему здоровью. Поэтому появилась потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившая название «формирование здорового образа жизни учащихся».

Потребность в формировании здорового образа жизни и создании специальных программ обучения здоровому образу жизни обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека [3].

Основные аспекты здорового образа жизни:

— научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими;

— следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму;

— научиться правильно питаться;

— негативно относиться к вредным привычкам;

— уважать физическую культуру, заниматься спортом;

— соблюдать правила гигиены, сформировать ответственное

Обучать здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего возраста ребенка, так как зачастую состояние здоровья уже младших школьников (в нашем случае школьников уже с отклонениями в здоровье) вызывает большую тревогу. Ситуация осложняется тем, что дети, не осознавая значимость своего здоровья, как необходимого условия для полноценной жизни, часто пренебрегают элементарными нормами заботы о здоровье. Отсутствие культуры здоровья у школьников приводит к росту количества соматических заболеваний, функциональных отклонений и психических расстройств.

Проблемы со здоровьем детей приводят к ограничению жизненных и социальных функций, что впоследствии может вызвать затруднения в вопросах интеграции в общество, подготовки к профессиональной деятельности и экономической самостоятельности.

Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья школьников становится главным направлением в основе интеграции содержания учебных предметов и развития общеобразовательной системы. В связи с этим перед педагогом стоит задача в формировании у школьников понятия о важности сохранения здоровья. Ведь здоровый образ жизни в дальнейшем будет способствовать улучшению состояния общего здоровья нации [3].

В процессе формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ решаются следующие задачи:

— формирование представлений об основных компонентах здорового

— побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье

(формирование заинтересованного отношения к своему здоровью) в результате соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

— формирование представлений о рациональной организации режима

дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

— формирование установок на использование здорового питания

— использование оптимальных двигательных режимов для

обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;

— развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

— соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

— развитие готовности самостоятельно поддерживать собственное

здоровье, используя навыки личной гигиены;

— формирование негативного отношения к факторам риска здоровью

обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

— становление умений противостоять вовлечению в табакокурение,

употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

— формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

Успех работы педагогов по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников с умственной отсталостью и воспитанию у них определенных навыков и привычек может быть достигнут только при активной поддержке со стороны общества, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих технологий, и семьи. Их совместные усилия в данном направлении будут способствовать эффективности мер по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Работа по формированию здорового образа жизни может быть организована по следующим направлениям:

— создание здоровьесберегающей инфраструктуры

— реализация программы формирования здорового образа жизни в

— реализация программы формирования здорового образа жизни во

— работа с родителями (законными представителями);

— просветительская и методическая работа со специалистами

Создания здоровьесберегающей инфраструктуры учебного учреждения для обеспечения процесса комфортности обучения подразумевает выполнение следующих условий:

— соответствие состояния и содержания здания и помещения

общеобразовательной организации санитарно-гигиеническим нормам, требованиям охраны здоровья обучающихся;

— наличие и необходимое оснащение помещений для питания

обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

— организацию качественного горячего питания обучающихся в том

числе горячих завтраков;

— оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок

необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

— наличие помещений для медицинского персонала;

— наличие необходимого (в расчете на количество обучающихся) и

квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за обеспечение вышеперечисленных условий по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры возлагается на администрацию общеобразовательной организации.

В результате успешной реализации программы формирования здорового образа жизни в урочной деятельности учащиеся приобретут следующие умения и навыки, которые помогут им быть компетентными в жизни:

— навыки личной гигиены;

— активного образа жизни;

— умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность

(режим дня, зарядка, закаливание, подвижные игры);

— давать оценку собственному поведению и поведению окружающих;

— умение правильно питаться;

— навыки противостояния приобщения к вредным привычкам

(табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ);

— навыки безбоязненного общения с работниками медицины

(адекватное поведение при посещении лечебных учреждений, а также при появлении признаков заболеваний у себя и окружающих, умения общего ухода за больными).

Нельзя пренебрегать работой по формированию здорового образа жизни и во внеурочное время.

Важнейшим направлением по внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью является спортивно-оздоровительные мероприятия . Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности при организации спортивно-оздоровительных мероприятий обеспечивает усиление оздоровительного эффекта. В данном случае дети с умственной отсталостью

применяют приобретенные на уроках знания, способы и физические упражнения, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физкультурой.

Для реализации программы по формированию здорового образа жизни во внеурочной деятельности в образовательных учреждениях должны быть предусмотрены спортивные секции и кружки, проведение просветительской работы с учениками с умственной отсталостью по вопросам здорового образа жизни, а также проведение спортивно-оздоровительных мероприятий на регулярной основе.

Большую пользу приносят детям кружки, отвечающие их индивидуальным интересам и склонностям. И в этом основная задача ложится как на плечи родителей, так и школы. Задача взрослых – помочь детям сориентироваться в выборе секции или кружка. Во внеурочное время учащиеся активно участвуют в спортивных секциях и кружках (танцы, художественная самодеятельность).

Внеклассные мероприятия могут быть реализованы как: декады здорового образа жизни; спортивные мероприятия в школе; участие в спортивных соревнованиях; выставки плакатов и рисунков о здоровом образе жизни; акции, спортивные эстафеты; внеклассные занятия; классные часы, посвящённые здоровому образу жизни; проведение ролевых игр; беседы; ситуативные практикумы; интегрированные занятия; рисование, выпуск газет, плакатов по здоровому образу жизни; просмотр тематических презентаций.

Для повышения уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей с родителями проводится просветительская работа.

С этой целью с родителями проводятся родительские собрания, семинары, тренинги, лекции, конференции, а также для совместной работы педагогов и родителей организовываются совместные оздоровительные спортивные мероприятия в различных формах.

Эффективность реализации просветительской работы с родителями зависит от всех специалистов общеобразовательной организации.

С целью повышения квалификации с педагогами и специалистами общеобразовательной организации проводятся просветительская и методическая работа, которая заключается в проведении лекций, консультаций, семинаров, педагогических советов по вопросам формирования здорового образа жизни, а также совместная работа медиков, педагогов и родителей. Для этих целей приобретается необходимая научно-методическая литература.

От совместной работы специалистов общеобразовательных учреждений и родителей по формированию здорового образа жизни ожидаются следующие результаты:

— потребность в занятиях физической культурой и спортом;

— негативное отношение к вредным привычкам и инфекционным

— ценностное отношение к здоровью;

— установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном

поведении и поступках;

— готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

— готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе

использования навыков личной гигиены.

Также для успешной реализации программы по формированию здорового образа жизни необходимы следующие компоненты:

обеспечение комфортности процесса обучения: ученик не объект, а субъект обучения; он эмоционально вовлечён в процесс обучения;

— построение обучения осуществляется с учётом возрастных и

индивидуальных психофизиологических особенностей: личностно ориентированное обучение; переход от совместных действий к самостоятельным;

— осознание успешности обучения: создание ситуации успеха; веры в

собственные силы; включение эмоций; самовыражение и самореализация личности;

— личность педагога: уровень преподавания; квалификация; творческий потенциал;

— обеспечение адекватного восстановления сил: смена видов

деятельности; использование физкультминуток, динамических пауз.

Знания, навыки и привычки в области охраны и укрепления здоровья, приобретённые в раннем возрасте, впоследствии позволят повысить уровень культуры здорового образа жизни, что отразится на гармоничном развитии личности и общества в целом.

1. Астапов, В.М. Дети с нарушениями развития. – Флинта МПСИ, 2015. – 384 с.

2. Барабаш, О.А. Возрастная динамика формирования двигательных умений и навыков у детей и подростков с умственной отсталостью / Образование и наука. – № 5. – 2006. – С. 28-34.

3. Барков, В.А. Физкультурно-оздоровительная работа в начальных классах вспомогательной школы: Учебно-методическое пособие. – Гродно: ГрГУ, 2013. – 98 с.

4. Вайнер, Э.Н. Адаптивная физическая культура. – М.: Флинта, 2015. –144 с.

5. Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников : автореф. дисс. …канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.П. Васильева; Гос. НИИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и Мин-ва труда и соц. развития РФ. – М., 2010. – 26 с.

В настоящее время отмечается ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, обусловленное рядом проблем и причин. В связи, с чем наряду с физическим воспитанием возникла необходимость формирования у учащихся с нарушением интеллекта программы здорового образа жизни. Основной задачей программы является содействие социализации личности ребенка. Данная программа – комплексная программа формирования у детей знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья. Успешная реализация программы формирования здорового и безопасного образа жизни достигается в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в результате совместной работы школы, семьи и других институтов общества. Значение работы по формированию представлений о здоровом образе жизни в том, что знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, получаемые ребенком, превращаются в важнейший компонент общей культуры человека и оказывают влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребляя это выражение, мы чаще всего не задумываемся над его смыслом. В последнее время люди действительно начинают заботиться о своём здоровье. Всё популярнее становятся походы в тренажёрный зал. .

Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у .

Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни».

Здоровье учащихся является одной из острых проблем современной жизни. Понимание здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями несет в себе самое широкое понятие.

В статье представлен материал о формах, разных направлениях и системе коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллекту.

Актуальность темы данного проекта определена тенденцией уменьшения количества здоровых детей дошкольного и школьного возраста и увеличения уровня детей с физическими отклонениями здоровья, количества .

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попеч.

Источник

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Автор: Кидняева Оксана Николаевна

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые мы

используем в своей работе:

Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.

Арттерапевтические техники , помогающие снять нервное напряжение и

подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Психогимнастика — снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

СУ-ДЖОК терапия , обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.

Также в своей работе мы используем элементы педагогической системы Марии Монтессори . Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание самостоятельности в ребенке. Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть педагог должен разобраться, чем интересуется ребенок, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.

Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики , задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.

Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Источник

Читайте также:  Жень шень для здоровья
Adblock
detector