Статья на тему «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ»
статья
В статье рассматриваются пути формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavleniy_o_zdorovom_obraze_zhizni_u_detey_s_ovz.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ.
Последнее время здоровье людей стало ухудшаться в связи со снижением уровня жизни, наличием социальных проблем и нервных перегрузок, отрицательным влиянием окружающей среды, ослаблением инфраструктуры здравоохранения и безответственным отношением к своему здоровью. Поэтому появилась потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившая название «формирование здорового образа жизни учащихся».
Потребность в формировании здорового образа жизни и создании специальных программ обучения здоровому образу жизни обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека [3].
Основные аспекты здорового образа жизни:
— научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими;
— следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму;
— научиться правильно питаться;
— негативно относиться к вредным привычкам;
— уважать физическую культуру, заниматься спортом;
— соблюдать правила гигиены, сформировать ответственное
Обучать здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего возраста ребенка, так как зачастую состояние здоровья уже младших школьников (в нашем случае школьников уже с отклонениями в здоровье) вызывает большую тревогу. Ситуация осложняется тем, что дети, не осознавая значимость своего здоровья, как необходимого условия для полноценной жизни, часто пренебрегают элементарными нормами заботы о здоровье. Отсутствие культуры здоровья у школьников приводит к росту количества соматических заболеваний, функциональных отклонений и психических расстройств.
Проблемы со здоровьем детей приводят к ограничению жизненных и социальных функций, что впоследствии может вызвать затруднения в вопросах интеграции в общество, подготовки к профессиональной деятельности и экономической самостоятельности.
Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья школьников становится главным направлением в основе интеграции содержания учебных предметов и развития общеобразовательной системы. В связи с этим перед педагогом стоит задача в формировании у школьников понятия о важности сохранения здоровья. Ведь здоровый образ жизни в дальнейшем будет способствовать улучшению состояния общего здоровья нации [3].
В процессе формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ решаются следующие задачи:
— формирование представлений об основных компонентах здорового
— побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к своему здоровью) в результате соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
— формирование представлений о рациональной организации режима
дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
— формирование установок на использование здорового питания
— использование оптимальных двигательных режимов для
обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
— развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
— соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
— развитие готовности самостоятельно поддерживать собственное
здоровье, используя навыки личной гигиены;
— формирование негативного отношения к факторам риска здоровью
обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
— становление умений противостоять вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
— формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
Успех работы педагогов по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников с умственной отсталостью и воспитанию у них определенных навыков и привычек может быть достигнут только при активной поддержке со стороны общества, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих технологий, и семьи. Их совместные усилия в данном направлении будут способствовать эффективности мер по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Работа по формированию здорового образа жизни может быть организована по следующим направлениям:
— создание здоровьесберегающей инфраструктуры
— реализация программы формирования здорового образа жизни в
— реализация программы формирования здорового образа жизни во
— работа с родителями (законными представителями);
— просветительская и методическая работа со специалистами
Создания здоровьесберегающей инфраструктуры учебного учреждения для обеспечения процесса комфортности обучения подразумевает выполнение следующих условий:
— соответствие состояния и содержания здания и помещения
общеобразовательной организации санитарно-гигиеническим нормам, требованиям охраны здоровья обучающихся;
— наличие и необходимое оснащение помещений для питания
обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
— организацию качественного горячего питания обучающихся в том
числе горячих завтраков;
— оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок
необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
— наличие помещений для медицинского персонала;
— наличие необходимого (в расчете на количество обучающихся) и
квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Ответственность и контроль за обеспечение вышеперечисленных условий по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры возлагается на администрацию общеобразовательной организации.
В результате успешной реализации программы формирования здорового образа жизни в урочной деятельности учащиеся приобретут следующие умения и навыки, которые помогут им быть компетентными в жизни:
— навыки личной гигиены;
— активного образа жизни;
— умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, зарядка, закаливание, подвижные игры);
— давать оценку собственному поведению и поведению окружающих;
— умение правильно питаться;
— навыки противостояния приобщения к вредным привычкам
(табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ);
— навыки безбоязненного общения с работниками медицины
(адекватное поведение при посещении лечебных учреждений, а также при появлении признаков заболеваний у себя и окружающих, умения общего ухода за больными).
Нельзя пренебрегать работой по формированию здорового образа жизни и во внеурочное время.
Важнейшим направлением по внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью является спортивно-оздоровительные мероприятия . Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности при организации спортивно-оздоровительных мероприятий обеспечивает усиление оздоровительного эффекта. В данном случае дети с умственной отсталостью
применяют приобретенные на уроках знания, способы и физические упражнения, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физкультурой.
Для реализации программы по формированию здорового образа жизни во внеурочной деятельности в образовательных учреждениях должны быть предусмотрены спортивные секции и кружки, проведение просветительской работы с учениками с умственной отсталостью по вопросам здорового образа жизни, а также проведение спортивно-оздоровительных мероприятий на регулярной основе.
Большую пользу приносят детям кружки, отвечающие их индивидуальным интересам и склонностям. И в этом основная задача ложится как на плечи родителей, так и школы. Задача взрослых – помочь детям сориентироваться в выборе секции или кружка. Во внеурочное время учащиеся активно участвуют в спортивных секциях и кружках (танцы, художественная самодеятельность).
Внеклассные мероприятия могут быть реализованы как: декады здорового образа жизни; спортивные мероприятия в школе; участие в спортивных соревнованиях; выставки плакатов и рисунков о здоровом образе жизни; акции, спортивные эстафеты; внеклассные занятия; классные часы, посвящённые здоровому образу жизни; проведение ролевых игр; беседы; ситуативные практикумы; интегрированные занятия; рисование, выпуск газет, плакатов по здоровому образу жизни; просмотр тематических презентаций.
Для повышения уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей с родителями проводится просветительская работа.
С этой целью с родителями проводятся родительские собрания, семинары, тренинги, лекции, конференции, а также для совместной работы педагогов и родителей организовываются совместные оздоровительные спортивные мероприятия в различных формах.
Эффективность реализации просветительской работы с родителями зависит от всех специалистов общеобразовательной организации.
С целью повышения квалификации с педагогами и специалистами общеобразовательной организации проводятся просветительская и методическая работа, которая заключается в проведении лекций, консультаций, семинаров, педагогических советов по вопросам формирования здорового образа жизни, а также совместная работа медиков, педагогов и родителей. Для этих целей приобретается необходимая научно-методическая литература.
От совместной работы специалистов общеобразовательных учреждений и родителей по формированию здорового образа жизни ожидаются следующие результаты:
— потребность в занятиях физической культурой и спортом;
— негативное отношение к вредным привычкам и инфекционным
— ценностное отношение к здоровью;
— установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном
поведении и поступках;
— готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
— готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе
использования навыков личной гигиены.
Также для успешной реализации программы по формированию здорового образа жизни необходимы следующие компоненты:
обеспечение комфортности процесса обучения: ученик не объект, а субъект обучения; он эмоционально вовлечён в процесс обучения;
— построение обучения осуществляется с учётом возрастных и
индивидуальных психофизиологических особенностей: личностно ориентированное обучение; переход от совместных действий к самостоятельным;
— осознание успешности обучения: создание ситуации успеха; веры в
собственные силы; включение эмоций; самовыражение и самореализация личности;
— личность педагога: уровень преподавания; квалификация; творческий потенциал;
— обеспечение адекватного восстановления сил: смена видов
деятельности; использование физкультминуток, динамических пауз.
Знания, навыки и привычки в области охраны и укрепления здоровья, приобретённые в раннем возрасте, впоследствии позволят повысить уровень культуры здорового образа жизни, что отразится на гармоничном развитии личности и общества в целом.
1. Астапов, В.М. Дети с нарушениями развития. – Флинта МПСИ, 2015. – 384 с.
2. Барабаш, О.А. Возрастная динамика формирования двигательных умений и навыков у детей и подростков с умственной отсталостью / Образование и наука. – № 5. – 2006. – С. 28-34.
3. Барков, В.А. Физкультурно-оздоровительная работа в начальных классах вспомогательной школы: Учебно-методическое пособие. – Гродно: ГрГУ, 2013. – 98 с.
4. Вайнер, Э.Н. Адаптивная физическая культура. – М.: Флинта, 2015. –144 с.
5. Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников : автореф. дисс. …канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.П. Васильева; Гос. НИИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и Мин-ва труда и соц. развития РФ. – М., 2010. – 26 с.
В настоящее время отмечается ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, обусловленное рядом проблем и причин. В связи, с чем наряду с физическим воспитанием возникла необходимость формирования у учащихся с нарушением интеллекта программы здорового образа жизни. Основной задачей программы является содействие социализации личности ребенка. Данная программа – комплексная программа формирования у детей знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья. Успешная реализация программы формирования здорового и безопасного образа жизни достигается в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в результате совместной работы школы, семьи и других институтов общества. Значение работы по формированию представлений о здоровом образе жизни в том, что знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, получаемые ребенком, превращаются в важнейший компонент общей культуры человека и оказывают влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Употребляя это выражение, мы чаще всего не задумываемся над его смыслом. В последнее время люди действительно начинают заботиться о своём здоровье. Всё популярнее становятся походы в тренажёрный зал. .
Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у .
Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни».
Здоровье учащихся является одной из острых проблем современной жизни. Понимание здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями несет в себе самое широкое понятие.
В статье представлен материал о формах, разных направлениях и системе коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллекту.
Актуальность темы данного проекта определена тенденцией уменьшения количества здоровых детей дошкольного и школьного возраста и увеличения уровня детей с физическими отклонениями здоровья, количества .
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попеч.
Источник
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Автор: Кидняева Оксана Николаевна
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые мы
используем в своей работе:
Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.
Арттерапевтические техники , помогающие снять нервное напряжение и
подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)
Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Психогимнастика — снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.
СУ-ДЖОК терапия , обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.
Также в своей работе мы используем элементы педагогической системы Марии Монтессори . Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание самостоятельности в ребенке. Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть педагог должен разобраться, чем интересуется ребенок, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.
Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики , задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.
Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).
Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Источник