Семинар Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде «Здоровым будешь, все добудешь»
методическая разработка по теме
Методическая разработка проведения семинара с педагогами МДОУ по реализации образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 27.26 КБ |
prezentaciya_k_seminaru.ppt | 544.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде «Здоровым будешь, все добудешь»
(Подготовил: старший воспитатель Бабиева Л.А.)
1. Приветственное слово заведующей МДОУ детский сад № 6 «Буратино»
2. Старший воспитатель лекция «Найди правильный ответ»
Охрана и укрепления здоровья подрастающего поколения – актуальный социальный вопрос. Как для отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство – здоровье. Здоровье – одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, неважного настроения. Дошкольник, освоивший основную общеобразовательную программу дошкольного образования должен обладать следующими интегративными качествами: физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму. «Здоровье – не все, но без здоровья – ничто», — говорил Сократ. Предлагаю вашему вниманию задание «Найди правильный ответ», выполнив которое мы выделим компоненты здорового образа жизни, итак первый вопрос:
1. Закончи определение: отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие:
2. Закаливание это —
- Тренировка организма к действию различных метеорологических факторов
- Физические упражнения
- Прогулки
3 . Система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального личностного и физического здоровья всех субъектов образования:
- Физическая культура
- Здоровьесберегающие технологии
- Компьютерные технологии
4. Что согласно известному лозунгу, является залогом здоровья:
5. Как называется наука о здоровье:
6. Существует множество пословиц и поговорок о здоровье. В какой из перечисленных пословиц допущена ошибка:
- Здоровье за деньги не купишь
- Здоровье дешевле богатства
- Здоровье дороже всего на свете
7. Состояние, при котором замедляется большинство
физиологических процессов и создаются лучшие условия для восстановления работоспособности организма
8. К какой образовательной области можно отнести следующую пословицу:
«Двигаюсь, значит, живу» —
9. Какое из перечисленных высказываний нельзя отнести к образовательной области «Здоровье»
- Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой
- Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов
- Специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнования
10. Рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток это –
У меня есть могучее дерево – дуб (нарисованное на ватмане). В древности люди его ассоциировали со здоровьем. Но наше дерево без листочков. Я предлагаю вам сейчас украсить этот “Дуб” листочками, на которых вы напишите компоненты здорового образа жизни.
3. «Аукцион идей» — Зам. Зав. по УВР
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
— сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
— воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Зам. Зав. по УВР Пантикиди Л.Ю. предложит вашему вниманию «Аукцион идей».
4. «Занимательные упражнения» — инструктор по физической культуре
Двигательная активность – это естественная потребность ребенка, такая же важная, как сон, еда. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Инструктор по физической культуре Мазурик А.С. продемонстрирует комплекс упражнений с педагогами направленных на развитие физических качеств.
5. «Реклама закаливанию» — воспитатель
Раскроем один из компонентов здорового образа жизни – закаливание.
6. Практическое задание «“Педагогическое сопровождение семьи в вопросах физического воспитания детей и повышение роли родителей в приобщении их к ЗОЖ”»
Отвечая на вопрос: что мы можем сделать в повышении роли родителей в приобщении детей к ЗОЖ? Только постоянная последовательная просветительская квалифицированная работа персонала детского сада можно добиться того, чтобы дети были здоровы. – предлагаю задание: подберите формы работы с родителями по проблеме: “Педагогическое сопровождение семьи в вопросах физического воспитания детей и повышение роли родителей в приобщении их к ЗОЖ” по разделам: «Просветительские формы», «Формы совместной деятельности» заполняется ромашка.
Просветительские формы: (примерные ответы)
- Дни открытых дверей;
- Эпизодические посещения родителями д./сада;
- Открытые просмотры занятий, физкультурных досугов, праздников;
- Видеофильмы или их фрагменты на темы воспитания ЗОЖ;
- Выставки детских работ по теме;
- Фотовыставки;
- Информационные проспекты;
- Информационные стенды;
- Папки – передвижки;
- Тематические выставки;
- Мини — газеты, книги, статьи по данной проблеме;
- Консультации, рекомендации, беседы (индивидуальные и групповые);
- Различные формы родительских собраний, лекториев;
Формы совместной деятельности: (примерные ответы)
- Семейные клубы;
- Общественные объединения;
- Совместное проведение семейных праздников, развлечений, походов, экскурсий;
- Совместное проведение досуга родителей и детей;
- Организация дополнительных услуг родителями в группе по физической культуре;
- Организация общих дел в группе и помощи родителей по физическому воспитанию детей;
Совместная организация каникулярного отдыха детей
Источник
Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»
план-конспект занятия на тему
Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное развитие ребёнка. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, современна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Поэтому перед дошкольным учреждением стоит задача формирования культуры здоровья дошкольников.
Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.
Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Для решения этой задачи в детсокм саду используются здоровьесберегающие технологии. Технология (от греческих слов «techne» — искусство, умение и «logos» — учение, наука) — совокупность знаний и способов деятельности. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Уважаемые коллеги, тема нашего семинара «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий».
Какие здоровьесберегающие технологии используются в дошкольном учреждении.
1. Зрительная гимнастика (проводится 2 раза в день для снятия напряжения глазной мышцы и профилактики близорукости)
2. Физминутки (проводятся на статичных занятиях – математике, развитии речи, обучении грамоте, рисовании – для снятия мышечного напряжения)
3. Пальчиковые игры (проводятся 2-3 раза в день для развития мелкой моторики)
4. Дыхательная гимнастика (проводится 1-2 раза в день на утренней гимнастике и физкультурном занятии или прогулке для восстановления дыхания и с целью укрепления дыхательной мускулатуры)
5. Упражнения для коррекции плоскостопия (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии для формирования опорно-двигательного аппарата и укрепления свода стопы)
6. Упражнения для коррекции и укрепления осанки (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии -для профилактики нарушения и укрепления осанки)
7. Гимнастика пробуждения (проводится ежедневно после сна для поднятия тонуса и бодрости)
8. Массаж и самомассаж (проводится 1-2 раза в неделю на физкультурном занятии для положительного воздействия на все органы и системы)
9. Стрейчинг. Термин «стретчинг» происходит от английского слова «stretching» — «растягивание». Название говорит само за себя: стретчинг – это особый вид аэробики, направленный главным образом на растяжку мышц тела, развитие гибкости и эластичности. Заниматься стретчингом можно в любом возрасте, независимо от имеющегося уровня подготовки.
10. Логоритмическая гимнастика (проводится на утренней гимнастике, физкультурном занятии для коррекции речи и движения)
11. Подвижные игры и игры-эстафеты (проводятся на физкультурном занятии и на прогулке для поддержания необходимого двигательного режима)
12. Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия – хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, купание под душем и обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегченной одежде (трусики – майка), летняя инсоляция на прогулке до 11 час.утра)
Сегодня мы остановимся на некоторых из них.
Дыхательная гимнастика — это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. С её помощью очень легко справиться с переутомлением, бессонницей и чрезмерной усталостью. В настоящее время дыхательная гимнастика заслужила признание миллионов людей, которым, благодаря ей, удалось вернуть себе здоровье. Это один из самых чудодейственных методов оздоровления. Предлагаю вам ознакомиться с дыхательной гимнастикой для использования в работе с детьми.
Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносим звук «ф». Затем на одном выдохе произносим несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускаем руки вниз («листья опадают»)
И.п.: лежа или сидя.
Кладем ладонь на область диафрагмы и глубоко дышим. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение сопровождается словами:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.
Гимнастика для глаз – это простые и доступные упражнения. Не нужно тратить деньги на какие-то препараты, чтобы гимнастика сработала, да и времени она занимает не много. Главное не забывать о ней, делать ее часто и регулярно, не оставляя без упражнений ни одного дня. Результат в зависимости от личных особенностей может появиться через несколько недель или несколько месяцев. В детском саду следует проводить ее ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
«Носик» (по методике йогов).
Смотрит носик вправо-влево,
Смотрит носик вверх и вниз.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались?
Резко перемещают взгляд вправо и влево
Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Мягко проводят указательными пальцами по векам
Осень
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Слева — сосны, справа – ели.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
Выполняют круговые движения глазами
Выполняют движения глазами влево – вправо
Выполняют движения глазами вверх – вниз
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).
Самомассаж. Его основная цель – снятие нервного напряжения, общее расслабление, улучшение работы внутренних органов и систем
жизнедеятельности. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
Основные условия проведения самомассажа для детей:
-не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;
-движения должны быть плавными, массирующими;
-двигаться необходимо в направлении от периферии к центру, то есть от кистей рук к плечу;
-начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрацию, то есть потряхиванию.
Массаж рук:
Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на соответствующие слова.
Чтобы не зевать от скуки,
Постучим и тут, и там,
Встали и потерли руки,
И немного по бокам.
А потом ладошкой в лоб
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу.
Щеки заскучали тоже?
Чуть нагнулись, ровно дышим,
Мы и их похлопать можем.
Хлопаем как можно выше.
Ну-ка дружно, не зевать:
Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок.
По сухой лесной дорожке-
А теперь уже, гляди,
Ходит-бродит вдоль дорожек
Добрались и до груди.
Весь в иголках серый ежик.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
Упражнение «Путешествие по телу»
Вам необходимо прикасаться и массировать ту часть тела, о которой идет речь в стихотворении.
Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Су – джок терапия — стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Для этой работы используются массажные мячики.
«Мячики»
Я кругом мячи катаю,
Взад – вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну (дети катают между рук мячик).
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.
Релаксация — комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Упражнение «Шивасана».
Человек ложится на пол, руки и ноги слегка расставлены в сторону, голова запрокинута вверх, глаза закрыты. Про себя на фазах «вдох-выдох» следует в течение приблизительно 10 мин. произносить фразу: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь»:
На вдохе надо представить, что ваше тело наполняет прохладный свежий воздух, наполненный ярким солнечным свечение, а на выдохе – теплый воздух распространяется по всему организму. Направляйте воображаемое тепло в область рук, ног, лица попеременно, помогая им все больше расслабиться. Представляйте, как тяжелеет ваше тело.
Работа с мышцами рук.
Сожмите кисти в кулак, напрягите предплечья и плечи. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, а затем плавно расслабляйте мышцы, до состояния «тряпки». Повторите 3 раза.
Напряжение мышц шеи и плеч.
Самая «любимая» стрессом зона. Поднимите плечи вверх, стараясь максимально напрячь при этом мышцы спины, шеи. Расслабьтесь. Почувствуйте, как наслаждается ваше тело, получившее освобождение. Повторите 3 раза.
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот. Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз.
Семинар (мастер-класс) для педагогов детского сада в форме телевизионной передачи «Я здоровье берегу — сам себе я помогу!»Цель: обмен опытом педагогов-воспитателей, музыкальных руководителей, инструкт.
Конспект мастер — класса для педагогов детского сада по применению технологий здоровьесбережения в практике работы детского учреждения.
В семинаре представылены методические рекомендации для педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Мой мастер-класс поможет построить эмоционально-доверительные взаимоотношения между педагогом и родителями, сформировать элементарные представления о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их.
Мастер класс проходит в игровой форме. Педагоги в непринужденной форме получают знания о правильном применении оздоровительных технологий.
Краткая аннотация: Семинар-практикум разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления но.
Источник