Образовательны области по ФГТ
материал по теме
Все воспитатели моего детского сада уже неоднократно обращались к ФГТ, я постаралась адаптировать материалы ФГТ для более простого применения в работе и составила по материалам ФГТ краткую таблицу по образовательным областям .Надеюсь , она пригодится вам для работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_oblasti.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные области по ФГТ:
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-воспитание культурно-гигиенических навыков;
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
-формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
-развитие игровой деятельности детей;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
формирование положительного отношения к труду.
-развитие трудовой деятельности;
-воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развития детей
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-формирование элементарных математических представлений;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Чтение художественной литературы»
формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-развитие литературной речи;
-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
-развитие детского творчества;
-приобщение к изобразительному искусству.
развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
-развитие музыкально-художественной деятельности;
-приобщение к музыкальному искусству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение знаний детей о труде строителей,о строительных профессиях.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе .
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных .
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных .
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател.
«Новые приключения Колобка»Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи).
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М.
Источник
Доклад: «Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГТ»
Юлия Раздайбедина
Доклад: «Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГТ»
Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья обучающихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье воспитанников. Сегодня стоит острая необходимость взглянуть на образовательную среду с точки зрения экологии детства, и как её основной лини, охраны и укрепления здоровья детей.
Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок.
К сожалению, по данным медицинской статистики заболеваемость среди дошкольников постоянно растет. Увеличивается число детей с врожденными пороками.
Вся работа в нашем учреждении в плане здоровьесбережения сегодня полностью нацелена на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Основным нормативно-правовым документом на данный момент является:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Большинство статей настоящего Федерального закона вступили в силу с 1 января 2012 года.
Часть статей вступили в силу с 1 января 2013 года.
Оставшиеся статьи настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014, 2015, 2016 года
В данном законе сформулированы основные принципы отечественного здравоохранения:
Основные положения, касающиеся охраны здоровья детей,изложены:
Глава 2. Основные принципы охраны здоровья
Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей
Глава 6. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья
Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья
2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106
Документ предусматривает восемь групп требований,которые должны соблюдаться в ходе образовательного процесса:
1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
2. Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников.
3. Рациональная организация образовательного процесса.
4. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОУ.
5. Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.
6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ (нацелена на родителей)
7. Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
8. Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
3. СанПиН, требованиям которых должны соответствовать детские сады.
4. Федеральные государственные требования
Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, которому соответствуют две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура».
Именно содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья (сохранения и укрепления физического и психического здоровья) детей и формирования основы культуры здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.
Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области «Здоровье», но и интегрированно, при решении задач других образовательных областей. (пример на слайдах)
В связи с этим, актуальной становится тема «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Здоровьесберегающие технологиибывают нескольких видов:
1. Медико-профuлактические технологии -технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ (врач-педиатр, старшая медсестра) в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.К ним относятся:
• организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
• организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
• организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; .
2. Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика (будет продемонстрирована сегодня, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию, педагога по танцам и воспитателями ДОУ.
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения его оберегать. (Программа «Разговор о правильном питании»)
Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального его благополучия. Реализацией данных технологий занимается педагог-психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и учителя-логопеды.
5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчингом называется метод, с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, не опасаясь переломов. Иными словами, это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и тренировать лишь её.
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении
Чем полезен стретчинг?
— напряжение – расслабление — растяжение, отсутствие травм;
— статическое растягивание, значительно улучшает нашу гибкость;
— улучшается подвижность суставов;
— растягивая мышцы, мы увеличиваем нашу гибкость и ловкость;
— снимает мышечное напряжение;
-во время занятий статическим растягиванием происходит гармоничное и естественное развитие и укрепление систем и функций организма;
— способствует лучшей координации движений, повышает способность двигаться;
— улучшает самочувствие и поднимает настроение;
— укрепляются мышцы спины, тем самым появляется красивая осанка.
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы
«Кошечка», выполняем прогибания, выгибания спины, тянем и задерживаем вытянутую ногу в течении 10-30 секунд.
«Гимнаст» в ней мы так же выполняем упражнения, тянем спину, ноги демонстрируем всю свою пластичность и грацию, что очень интересно для детей показать свои умения.
Руководитель физического воспитания
Занятия по фитболу Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы
Руководитель физического воспитания
Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО
Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Воспитатели
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр Воспитатели, руководитель физического воспитания
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог
Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса Все педагоги ДОУ
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Воспитатели, логопед
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Все педагоги
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ Воспитатели
Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Воспитатели, руководитель физического воспитания
Гимнастика ортопедическая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Воспитатели, руководитель физического воспитания
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст — 20-25 мин., старший возраст — 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Воспитатели, руководитель физического воспитания
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Воспитатели, психолог
Коммуникатив-ные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Воспитатели, психолог
Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Воспитатели, руководитель физического воспитания
Точечный самомассаж Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал Воспитатели, ст. медсестра
Реализация программы «Разговор о правильном питании» Еженедельно, в рамках реализации области «Здоровье» Могут быть включены в сетку занятий, отдельные праздники, телемост с МДОУ № 10, Молоченской СОШ, по обмену опытом (регулярно) Воспитатели подготовительной группы
3. Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Все педагоги
Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей Воспитатели, психолог
Технологии воздействия цветом Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Воспитатели, психолог
Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку — дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий Воспитатели, психолог
Психогимнастика 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам Воспитатели, психолог
Фонетическая ритмика 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий — фонетическая грамотная речь без движений Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед
Логопедические занятия Проводится ежедневно В рамках реализации программы Логопед воспитатели
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
В своей работе мы используем общеизвестные средства:
• упражнения, на формирование осанки и развитие опорно-двигательного аппарата;
• упражнения на развитие физических качеств;
• физические упражнения, способствующие психическому развитию.
• Игры, которые лечат
• проведение «Дней здоровья»
• Прием адаптогенов (настои шиповника, смородины)
• Полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры;
• Дорожки здоровья;
• Умывание с использованием художественного слова,
• Прогулки на свежем воздухе (климатотерапию)
• Использование натуропатии (чесночные бусы, луковые гренки)
• Массаж грудной клетки
• Соблюдение Санэпидрежима (жесткий режим проветривания, влажной уборки).
Немало важным направлением является работа с родителями.
• Дни открытых дверей
• Консультации дефектолога, психолога, логопеда
• Уголки здоровья
• Праздники и досуги
• Функционирование клуба для родителей «Коррекционная мозаика»
Это хорошие и проверенные временем формы работы, но парадокс заключается в том, что ребенок даже в очень хорошем детском саду оказывается отдаленным от родителей, если они стремятся удовлетворить лишь органические и материальные его потребности, забывая о психологических и духовных. Заботясь о телесном благополучии нельзя забывать о его внутреннем мире. Одним из вариантов решения этой проблемы можно считать функционирование Клуба «Коррекционная мозаика», консультационного центра.
Еще одно направление работы — обеспечение психологического благополучия.
• Коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями речи.
• Музыкотерапия (музсопровождение ритмичных моментов);
Регулярно проводимые музыкальные паузы, игры на музыкальных инструментах, использование музыки по утрам в момент прихода в детский сад, для пробуждения после дневного сна.
Музоформление фона занятий.
Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляется на основе общепринятых критериев.Главные из них:
• Снижение частоты случаев острой заболеваемости;
• Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
• Улучшение физического развития;
• Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);
• Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
• Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
В процессе выполнения и проведения оздоровительныхмероприятий ожидаются следующие результаты:
1. Формирование понимания данной проблемы и ответственности за выполнение рекомендаций педагогов со стороны родителей.
2. Снижение простудных заболеваний на 3% за год
Вывод:Важным путем, позволяющим мобилизовать весь коллектив учреждения на борьбу за здоровье детей, является, на мой взгляд, работа на конечный результат – показатели заболеваемости и посещаемости детей, выступающие в качестве критерия материального поощрения работников.
Для работы мы решили использовать следующие программы и технологии
• Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
• Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. «Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века.
• Безруких М. М., Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5 – 6 лет»
• Бычкова С. С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста»
• Галанов А. А. «Игры, которые лечат» и др.
Стретчинг.Упражнения для мышц рук:
Встаньте прямо, ноги слегка согнуты в коленях, стопы развёрнуты наружу, руки в замке и выпрямлены перед собой. Из положения максимально выпрямите руки перед собой, слегка потяните их вперёд — вниз так, чтобы ладони были направлены вперёд. Почувствуйте растяжение мышц плеча. Задержитесь в этом положении на 30 секунд и медленно вернитесь в исходное положение.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-оздоровительной работе педагогов ДОУ. По данным органов образования и здравоохранения России состояние психического и физического здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста.
Источник