Статья на тему «Проблемы и перспективы развития обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью!»
статья
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья даёт шанс включиться в трудовую деятельность, быть социально значимыми гражданами, обеспечить свое благосостояние, духовный и творческий рост. Иначе говоря, это особый социальный ресурс, имеющий первостепенное значение, целенаправленно действующий на уменьшение изоляции и экономической зависимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mineeva_yu.v.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы и перспективы развития обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью
преподаватель ГАПОУ «Нижнекамский индустриальный техникум»
Проблема инвалидности, потери здоровья сегодня является одной из самых острых. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 600 млн. инвалидов, что, к примеру, намного превышает население стран Европейского Союза (495 млн. на начало 2008-го года). Каждый десятый человек на планете имеет инвалидность; один из десяти страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов, не менее 25% всего населения обладают теми или иными расстройствами здоровья; одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями.
Серьезные ухудшения здоровья делают жизнь чрезвычайно сложной, как правило, самым негативным образом определяя настоящее и будущее инвалидов, зависящее не только от их потенциальных возможностей, но и от помощи и поддержки государства. По данным Всемирной организации здравоохранения, 80% инвалидов (более чем 400 млн. человек), живут в бедных странах, где нет достаточных условий для удовлетворения самых насущных потребностей. Инвалидность усугубляет бедность, затягивая в её пучину не только граждан с ограниченными возможностями здоровья, но и членов их семей, вынужденных преодолевать различного рода финансовые, психологические, социальные и материальные барьеры. Бедность затрудняет доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья к здравоохранению и обучению, ведет к их изоляции и дискриминации.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья даёт шанс включиться в трудовую деятельность, быть социально значимыми гражданами, обеспечить свое благосостояние, духовный и творческий рост. Иначе говоря, это особый социальный ресурс, имеющий первостепенное значение, целенаправленно действующий на уменьшение изоляции и экономической зависимости. Но организация образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ не соответствует принципам Конвенции ООН о правах инвалидов: она устанавливает жесткие барьеры, закрепляя и так существующее неравенство и сегрегацию. По мнению экспертов, именно эта, внутренне сложная и многообразная, категория людей служит своего рода социальным индикатором истинной доступности образования для населения в целом.
К настоящему времени лишь 15% из числа всех трудоспособных инвалидов России имеет работу. Но даже эта работа в большинстве своём не является постоянной и достойной усилий людей с ограниченными возможностями здоровья: она не престижна и низкооплачиваема. И только среди тех, кто получил высшее и среднее образование, доля имеющих постоянную работу значительно выше — около 60%.
Сегодня образование инвалидов начинается с дошкольного возраста, способствуя приобретению ими начальных навыков обучения и совместной работы в коллективе.
В настоящее время наиболее эффективным методом решения образовательных проблем инвалидов является инклюзивное образование. В тексте 24-ой статьи Конвенции ООН о правах инвалидов записано следующее: «В целях реализации этого права ( права на получение образования ) без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: a) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения, усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; c) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества».
Инклюзивное образование подходит для всех студентов — не только для студентов с ограниченной возможностью здоровья; все студенты имеют равный доступ к процессу обучения, имеют равные возможности для установления и развития важных социальных связей; планируется и проводится эффективное обучение на основе специально разработанных образовательных программ; преподаватели, вовлеченные в процесс обучения, используют методики, облегчающие процесс включения студентов с ограниченными возможностями в единую социальную студенческую среду, а также применяют методики, облегчающие процесс включения студентов-инвалидов в образовательный процесс; образовательные программы и процесс обучения учитывает потребности каждого студента; вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности; адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов; мероприятия направлены на включение студента, но достаточно для него сложны; индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует студентов; появляются возможности для обобщения, передачи и углубления полученных знаний; появляются возможности для развития личностных, творческих и научных компетенций; вырабатываются навыки индивидуальной, самостоятельной и групповой работы. Таким образом, результатом инклюзивного обучения является выпускник (вне зависимости от состояния здоровья), обладающий таким набором профессиональных компетенций, который делает его конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, что соответствует задачам российской школы и ставит инклюзивное образование на первое место при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и условием их интеграции в общество. Успешная профессиональная самореализация лиц с инвалидностью и ОВЗ является производной от многих составляющих, в число которых входят условия, качество воспитания и обучения на разных ступенях общего образования, начиная с дошкольного возраста, содержание и качество реализации предпрофессиональных и основных этапов профессионального образования.
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов.
Существующая система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьезные изменения и во многом стоит на пороге своего сокращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеобразовательной и специальной школой.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.
Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.
Современные целевые установки в области профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью связаны с обеспечением преемственности различных этапов их профессионально-образовательной карьеры, что предполагает выстраивание следующей вертикали: учреждения дошкольного и общего образования и профориентационная работа в них – успешное обучение в организациях среднего профессионального и высшего образования – выход на открытый рынок труда через сопровождение трудоустройства – постдипломная поддержка инвалида на месте работы.
При более благоприятных вариантах нарушенного развития, предполагающих возможность получения профессионального образования не только в системе СПО, но и в высшей школе, показатели трудоустройства и трудовой деятельности получивших образование инвалидов существенно ниже ожидаемых. При этом далеко не всегда причины кроются во внешних факторах (недостаток квотируемых рабочих мест, стереотипные предубеждения в неспособности инвалидов к качественному выполнению работы, объективная невостребованность той или иной профессии в районе, городе, регионе и др.). Даже отсутствие всех этих препятствий не гарантирует стабильного включения инвалида в профессиональную деятельность.
Исследование причин этого явления, распространенного не только в отечественной, но и в зарубежной практике, выявило ряд факторов, связанных с наличием у инвалидов и, отчасти, у членов их семей, иждивенческих установок, низкой активностью инвалидов в поисках работы, отсутствием реалистичных представлений о выбранной профессиональной деятельности, неспособностью к продуктивному взаимодействию в коллективе и к самостоятельному решению относительно несложных проблемных ситуаций и т.п.
Целевые установки, задачи, организационные, нормативные и правовые аспекты профессионального образования отражены в современной законодательной базе и формально способны поддерживать и регулировать процессы приобретения доступных профессий лицами с инвалидностью и ОВЗ, защищать их право на трудовую деятельность и регламентировать необходимые для этого условия. Задачи социальной интеграции инвалидов постепенно становятся доминирующими в нашей стране, ранее ориентированной на компенсационную модель социальной помощи инвалидам, предполагающую расширение системы льгот.
Практической реализации задач профессионального образования инвалидов и обучающихся с ОВЗ, как сложной, развивающейся и многоуровневой системы, посвящено значительное количество исследований и методических разработок как локального (на уровне конкретной образовательной организации), так и регионального, и федерального уровней. Разработаны различные направления и формы работы по профориентации обучающихся с ОВЗ, примерные адаптированные программы для организаций СПО, определены перечни профессий, потенциально доступных лицам с ОВЗ конкретных категорий, внедряются модели дуального образования, предполагающего теоретическую подготовку в образовательном учреждении и практическую – на рабочих местах и др. Однако все эти, несомненно, необходимые разработки существенно не меняют ситуацию с профессиональной самореализацией и трудоустройством инвалидов и лиц с ОВЗ.
Ожидаемые результаты реализации концепции профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ:
- создание предпосылок для дифференцированного определения условий и перспектив профессионального образования конкретных категорий обучающихся с инвалидностью и ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей на каждом уровне образования;
- общее повышение результативности предпрофессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, работы по их профориентации и включению в профессиональную деятельность;
- снижение рисков социальной дезадаптированности и десоциализации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, связанных с несостоятельностью в сфере профессиональной самореализации.
Таким образом, результатом инклюзивного обучения является выпускник (вне зависимости от состояния здоровья), обладающий таким набором профессиональных компетенций, который делает его конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, что соответствует задачам российской школы и ставит инклюзивное образование на первое место при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Гусева С.В. Противоречия, ограничения и риски инклюзивного образования детей с ОВЗ//http://valeocentre.blogspot.ru/p/blog-page.html
- Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2010. № 4 (40).
- Портал психологических изданий PsyJournals.ru —
http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44147_full.shtml [Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы — Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]
- Ворошилова Е.Л., Ворошилова О.Л. К вопросу о реализации карьерных устремлений молодых людей с инвалидностью // Дефектология. – № 1. – 2016. – С. 70-79.
Источник
Современные возможности и проблемы получения среднего, высшего профессионального образования лицами с ограниченной трудоспособностью в России
презентация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuziya.pptx | 251.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные возможности и проблемы получения среднего, высшего профессионального образования лицами с ограниченной трудоспособностью в России Презентацию подготовила: Стукалова Елизавета Владимировна ИНО181МВ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ нормативно регулирует право на образование без дискриминации по состоянию здоровья (ст.5) и определяет возможности получения образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.
В Российской Федерации за последние годы сложилась следующая система образования лиц с ОВЗ: служба ранней диагностики и сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии ; дошкольные образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ ; образовательные организации, реализующие адаптированные основные образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ОВЗ ; специальные классы, реализующие адаптированные основные образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ОВЗ в общеобразовательных организациях; обучение в классах общеобразовательных организаций совместно с нормально развивающимися детьми (инклюзивное образование); профессиональное образова ние лиц с ОВЗ
Важным условием является успешная социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Достижение этой цели возможно при обеспечении их качественного, профессионального образования и трудоустройства . Наличие профессионального образования является одним из важнейших факторов социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый год потребность в реализации права на образование испытывают 120 тысяч молодых россиян с инвалидностью , но поступает в ВУЗ или колледж намного меньше. По экспертным оценкам, в университетах страны на всех курсах учатся 30 тысяч студентов с ограниченными возможностями, что составляет 4% от общего возможного числа
Одной из наиболее острых проблем, ограничивающих доступ инвалидов к получению профессионального образования, является: неприспособленность инфраструктуры в учебных заведениях для нужд инвалидов. отсутствие специальных лифтов, пандусов , поручней , специально оборудованных учебных мест в аудиториях, оборудования технических средств обучения
«Доступная среда» В планах развития на 2011-2015, результатом которой должно стать увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов, в частности учебных зданий. К 2016 году доступных архитектурных сооружений с 12% возрасло до 45 %. Согласно государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 г. предусмотрено увеличение доли образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ с 3 до 25%
Инклюзия в образовании предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса от студентов с ограниченными возможностями здоровья оно требует интеллектуальной и психологической мобилизации , от условно здоровых студентов — толерантности , понимания, готовности оказывать помощь .
Организация инклюзивного пространства в высших учебных заведениях будет способствовать: — получению полноценного образования лицами с ОВЗ; — адаптации и интеграци в общество; — пониманию обществом проблем инвалидности; — воспитанию отзывчивости и понимания у сверстников без инвалидности; — общению со сверстниками
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и в системе образования. Многообразие форм и методов обучения сопровождается избират.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка привело к постановке практической задачи максимального охвата образовани.
Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной.
Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения.
изучение проблемы готовности к школьному обучению детей в теории и практике образования.
Правильно — организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования.
Источник