Организация обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса: опыт, проблемы и перспективы.
статья
Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование.
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitsya_mogut_vse_deti.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса: опыт, проблемы и перспективы
Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование.
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия — более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то — пандус, лифт.
Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития. Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.
Если раньше ребята с задержкой психического развития учились в специальных интернатах, то сегодня многие школы пошли на своеобразные эксперименты и стали принимать детей в обычные классы. Обучаясь по месту жительства, ребенок не теряет контакта со своими товарищами, а общение со здоровыми сверстниками стимулирует его работоспособность.
Такая модель инклюзивного образования используется и в нашей школе.
Я расскажу об опыте работы с ребёнком ЗПР. В мой класс он пришел на третьем году обучения. Первое время он был замкнут, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ему трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное. Было очень трудно и ему, и нам. С родителями мальчика мы быстро нашли общий язык и работали сообща. Хочется отметить, что Саша (имя изменено) быстро адаптировался в классе, а вскоре у него почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко.
Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, личные наблюдения за Сашей, психологическое тестирование, я поняла, что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила следующие принципы организации работы с детьми с ЗПР :
- максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
- оптимизация психических процессов;
- широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
- опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
- стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
Теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией и учителями в нашей школе, построенная на доверии и ответственности друг перед другом, помогает детям с задержкой психического развития быстрее адаптироваться к учебно-воспитательному процессу.
Работа с такими детьми требует большого терпения и кропотливости. Но даже такой подход к организации учебно-воспитательного процесса не обходится без проблем.
Во-первых, это проявилось в отношении родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживали её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников, однако практика доказала обратное.
Во- вторых, недостаточное обеспечение необходимыми учебниками, пособиями, дидактическим материалом, техническими средствами.
Для детей с ЗПР очень важно показывать все наглядно, поскольку зрительная память у них самая продуктивная.
Поэтому пришлось стать настоящим изобретателем, придумывая такие пособия, которые приемлемы для детей с ЗПР. Сама мастерю, вырезаю, клею дидактический материал.
В-третьих , ученики других классов не воспринимали этого ребенка.
Отношения ребят с мальчиком складывались по-разному. Дети есть дети. Много конфликтов было, пока дети «притирались». Но поскольку школа является институтом социализации детей, именно она и должна помочь понять ребенку, что право на существование в мире имеют все люди, какими бы разными они не были. Саша посещал все праздники, конкурсы, викторины проводимые совместно с другими классами, то есть этот ребенок не выпадает из школьного социума.
Самое главное для меня в моей работе – не навязывать Саше своего решения, а давать ему возможность обменяться мнением, высказать свою точку зрения наравне со всеми. Причем делаю это деликатно, с оговорками: «Мне кажется», «Может быть» и т.п., чтобы не подавить авторитетом самостоятельного суждения, не убить желания думать, разбудить любознательность.
Если на каком – то этапе ребенок «споткнулся», не спешу с подсказкой. Выполнение нового задания – это творческая задача для ребенка. Пусть он приучается мыслить самостоятельно, тренирует усидчивость и волю. Но когда он сам «совершит открытие», сам справится с заданием, радости ребенка не будет предела.
В работе с детьми с задержкой психического развития эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации совместной деятельности с детьми считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния
В своей педагогической практике я использую следующие правила работы с детьми, имеющими проблемы в развитии:
- всегда и во всем до конца доводить начатую с детьми работу, проявлять настойчивость;
- не смеяться ни над какими слабостями и ошибками детей, быть терпеливым, когда дети проявляют неумение;
- спокойствие и самообладание во все моменты жизни;
- ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми; говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда следует остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение;
- спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, так как у детей с ЗПР часто встречается очень значительная подражательность;
- твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям, так как замечания и советы имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение.
- меньше слов, никакой болтливости, помнить, что слишком много объяснять – значит думать за детей;
- детей надо учить учиться, а начинать надо с элементарных вещей: организации учебной деятельности, подготовки рабочего места, работе с книгой, учить работать с образцом, учить списыванию и, самое главное, проверке выполненного задания.
Считаю, что большое значение имеет речь учителя, как организатора деятельности детей. Он дирижёр, но не исполнитель. Вопросы формулирую точно. Обязательно представляю, что могут ответить дети. Не должно быть стереотипных вопросов, в таком случае новый вопрос может поставить ребенка в тупик. Ответы должны быть точными. Не тороплюсь сразу помогать в организации правильного ответа, даю время на обдумывание. Обязательно обсуждаем всем классом правильность и неправильность ответов, а не исправляю сама.
Работа с детьми с ЗПР пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, замечать свои успехи, радоваться им, у ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы.
Отбираю те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повышает его самооценку, улучшает настроение, поднимает готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не даю слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не отразится на повышении самооценки ребенка.
Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед. Учу детей не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением .
Дети с особыми образовательными потребностями требуют индивидуального подхода и особого понимания, поэтому в своей работе пользуюсь принципом: «Воспитывай сердце — сердцем. Действуй на благо ребенка»
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Источник
Статья «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы»
статья по коррекционной педагогике на тему
Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) посредством пластилинографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Участник II Всероссийской (заочной) научно-практической конференции
«Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья:
опыт, проблемы, перспективы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81
г. Ангарск , Россия
Развитие художественно – творческих способностей старших дошкольников с ОВЗ (нарушением интеллекта) посредством пластилинографии (опыт работы)
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) посредством пластилинографии .
В связи с введением ФГОС ДО намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Дети с легкой умственной отсталостью имеют нарушение интеллекта и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, психической, эмоциональной и личностной сферах. Для этих детей характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с интеллектуальной недостаточностью в развитии; у детей наблюдаются нарушения в формировании процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитии речи, у них также нарушена эмоциональная сфера, наблюдаются трудности в общении с детьми и взрослыми. Возникает объективная потребность в других способах педагогического воздействия на детей, то есть специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить все необходимые условия для развития детей.
Развитие творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином — пластилинография. Пластилин основной материал, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Задания носят дифференцированный характер. Исходя из имеющихся возможностей детей и необходимости коррекции тех или иных недостатков, одним детям можно поручить только, скатывать шарики, делать капельки или только закрывать фон, другим детям делать основную композицию. От участия в общем деле «на равных» при неравных возможностях выигрывают все, так как все воспитанники задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Если ребенок сделал что-то неудачно, то это легко исправимо, неудачное изображение просто счищается стекой. Возможность исправить ошибку придает детям уверенность, самостоятельность. Эта методика очень гибкая и позволяет подобрать ребенку задание в соответствии с его возможностями.
Организационная работа по созданию продуктов детского творчества в рисовании пластилином позволяет решать не только коррекционные, практические, но и воспитательные задачи, которые способствуют всестороннему развитию личности ребенка.
Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок — здоровым и успешным. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют специфические нарушения центральной нервной системы и поэтому самостоятельно не овладевают, ни одним из видов детской деятельности, ни социальными нормами поведения, ни речью. Многолетние исследования доказывают, что только в ходе целенаправленного специального обучения у детей с ограниченными возможностями здоровья развиваются все виды детской деятельности.
Таким образом, актуальность поставленных проблем, запросы практики создали необходимость в дополнительном занятии по развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством нетрадиционной техники работы с пластилином -пластилинографии.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных методов работы: рисование пластилином на картоне, на орг. стекле, на дисках, на пластмассовых крышках, на деревянных досточках и т. д.; использование нетрадиционных приемов: размазывание пластилина на горизонтальной поверхности, раскатывание жгутиков надавливание, отщипывание, вдавливание и т. д. в работе с детьми с нарушением интеллекта является инновационной.
Работа направлена на развитие художественно творческих способностей детей, развитие мелкой моторики, так как пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.
Цель занятий пластилинографией – развитие художественно – творческих способностей и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста. В задачи входит обучение умению передавать простейшие образы предметов, явлений окружающей природы; формирование основных приёмов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание); обучение работе в заданном пространстве; развитие умения слушать и слышать речь воспитателя, впоследствии правильно выполнять инструкции; обучение обследованию различных предметов (объектов) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, цвета, пропорции; использованию навыков аккуратной работы с пластилином; воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и групповых работах; развитие мелкой моторики рук, координации рук и глазомера; развитие изобразительной деятельности детей; развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, умения соотносить пропорции и цвета.
Совокупность этих задач позволяет считать методику не только как развивающую, но и как коррекционную. Доступность теоретического и практического материала, зримые результаты работы.
Работа в технике пластилинография, отвлекает детей от грустных событий, снимает психологическое напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, что важно для детей с отклонениями в развитии.
Работа с пластилином не только развивает мелкую моторику, но и удовлетворяет потребность в творческом поиске. Воспитанники обогащают собственный познавательный и практический опыт. При выборе задания, учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, уровень сформированности мелкой моторики рук. Все занятия строятся с учётом индивидуальных и психофизических возможностей детей;
Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по пластилинографии с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта является интеграция образовательных областей. Пластилинография позволяет интегрировать различные образовательные сферы согласно ФГОС ДО:
Художественно-эстетическое развитие : используются произведения познавательной направленности, все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.
Познавательное развитие : осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность. Формируется наглядно- образное и наглядно- действенное мышление.
Социально-коммуникативное развитие : развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие фразовой речи.
Физическое развитие : дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.
Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) была апробирована методика Г.Н. Давыдовой «Пластилиногрфия», «Пластилинография — цветочные мотивы».
Г.Н. Давыдова в пособиях предлагает методику создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста.
Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования.
Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация помощи на уровень развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
Педагогическая практика в ДОУ выстроена на инновационных подходах, а именно:
— разработаны перспективно-тематические планы по развитию художественно – творческих способностей старших дошкольников посредством пластилинографии;
— разработан цикл коррекционно – развивающих занятий по развитию художественно – творческих способностей старших дошкольников посредством пластилинографии;
— подобран перечень оборудования и дидактического материала;
— разработаны планы работы с родителями (законными представителями),
— разработаны планы работы с работниками ДОУ.
Результаты освоения методики по пластилинографии представлены в виде следующих целевых ориентиров:
— воспитанник активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
— воспитанник использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;
— воспитанник при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
— у воспитанника развиты сенсорные эталоны;
— у воспитанника развита умелость рук, пинцетное хватание;
— воспитанник способен принимать задачу;
— воспитанник умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.
У дошкольников с легкой умственной отсталостью к выпуску в школу сформируется:
Познавательная активность . Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Обогатится словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Появятся элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Разовьются сенсорные эталоны . Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
Разовьётся умелость рук, укрепится сила рук, разовьётся согласованность движений обеих рук, дифференциация движений пальцев.
Особенностью образовательного (коррекционного) процесса является организация различных видов детской деятельности (игровой; коммуникативной, познавательно-исследовательской; восприятия художественной литературы и фольклора; самообслуживания и элементарный бытовой труд; конструирование; музыкальной и двигательной деятельности) и их интеграции, в рамках которой дети активно развиваются, и совершенствуют уже имеющиеся знания, умения, навыки, а так же получают новую информацию об окружающем мире в процессе взаимодействия друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой.
При этом процесс обучения остаётся в виде занятий, а также реализуется по средствам использования различных форм и методов работы с детьми.
Темы занятий составляются совместно с учителем – дефектологом, учитель – дефектолог включает элементы пластилинографии в свои занятия, в индивидуальную работу с воспитанниками, они тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, формировании элементарных математических представлений, чтении художественной литературы…). Это помогает создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив знания из различных областей. Получение ребёнком метазнаний способствует: снижению уровня агрессивности; повышению уровня рефлексии и самосознания; росту познавательной активности и познавательных интересов; изменению мотивов поведения.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографии помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
На занятиях по пластилинографии рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно-действенное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности, которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Воспитанники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам пластилинографии.
Список использованной литературы:
1.Давыдова Г. Н. «Пластилинография» — 1,2. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006
2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография — М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008
3. Давыдова Г.Н. «Пластилинография: цветочные мотивы» М., Скрипторий,
4. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА $СИНТЕЗ, 2014
Источник