Меню

Образец оценка риска здоровью населения при

Оценка риска для здоровья населения от воздействия химических факторов (воздух атмосферный, вода и водные объекты, почва, товары для бытовых нужд, жилые и общественные здания, планировка и застройка), в том числе при много средовом воздействии.

ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Заведующий отделом Судакова Екатерина Викторовна 8-499-188-81-56

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» выполнит работы по оценке риска здоровью населения любой степени сложности для объектов 1 и 2 классов опасности по всей территории Российской Федерации, а также для предприятий любого класса опасности по желанию Заказчика.

Наш опыт успешной работы в этой области — более 15 лет.

Среди наших заказчиков ГУП «Экотехпром», ЗАО «Таманьнефтегаз», TOTAL E&P RUSSIE и др.

Разработка проекта «Оценка риска для здоровья населения»:

Методология оценки риска рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения в качестве ведущего инструмента при определении количественного ущерба для здоровья от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция с изменениями №№1, 2, 3, 4), с целью обоснования достаточности размеров санитарно-защитных зон, обеспечивающих наибольшую безопасность для здоровья населения, для предприятий 1 и 2 классов опасности обязательно проведение оценки риска для здоровья населения.

Оценка риска для здоровья населения проводится для существующих предприятий, проектируемых/реконструируемых предприятий 1 и 2 классов опасности в составе проекта санитарной защитной зоны и разделов проектной документации.

Оценка риска для здоровья населения может быть выполнена как в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия, так и как отдельное комплексное эколого-гигиеническое исследование влияния производственного объекта.

Оценка риска для здоровья населения не требуется:

· Если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);

· Для животноводческих и птицеводческих предприятий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);

· Для кладбищ (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122).

Нормативно-правовая основа для проведения оценки риска для здоровья населения:

· Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

· СанПиН 2.2.1.-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»

· Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду»

Стоимость проведения оценки риска для здоровья населения — от 150 тысяч рублей и определяется следующими параметрами:

· Сроками выполнения работ;

· Наличием необходимых исходных данных;

· Количеством источников выбросов и загрязняющих веществ.

Порядок, этапы и сроки проведения оценки риска для здоровья населения:

Оценка риска для здоровья населения представляет собой количественную и качественную характеристику вредных эффектов для населения от воздействия исследуемого предприятия. Концепция исследования включает в себя несколько этапов:

· Идентификация опасности – определение приоритетных загрязняющих веществ и источников загрязнения.

· Оценка зависимости «доза-ответ» — обобщение токсикологической информации о выбросах предприятия, установление связи между выбросами загрязняющих веществ и заболеваемостью населения.

· Оценка экспозиции – определение количественного поступления выбросов предприятия (химических веществ) в организм человека.

· Характеристика риска – расчет рисков для исследуемой популяции: оценка ожидаемых неблагоприятных эффектов для здоровья населения. Графическое представление рисков с помощью геоинформационной системы.

Срок выполнения оценки риска для здоровья населения — до 3 месяцев (при условии наличия всех необходимых данных).

Порядок осуществления оказываемых работ и услуг

По заявлению Заказчика разрабатываются:

· Договор на проведение работы,

· Календарный план работы,

· Соглашения о договорной цене.

Требования, предъявляемые к Заявителю

Работа проводится по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;

· Заявка — официальный документ, подаваемый Заявителем на имя Главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Иваненко А.В., о проведении работы по оценке риска для здоровья населения от воздействия загрязнений объектов окружающей среды

· тома проектов «Охрана окружающей среды от объекта»;

· «Оценка воздействия на окружающую среду»;

· «Проект санитарно- защитной зоны»;

· Протоколы лабораторных исследований содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды в районе размещения предприятия.

Документы, получаемые Заявителем

Отчет по оценке риска для представления в Роспотребнадзор с целью утверждения СЗЗ; для принятия мер по снижению рисков здоровью населения или для других целей.

Контактный телефон для ответов на возникшие вопросы

Читайте также:  Дети с ограниченными возможностями здоровья какие диагнозы

8-495-687-36-31 — ведущий исполнитель работ – Скворцов Сергей Алексеевич

Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и не является публичной офертой

Источник

Оценка риска для здоровья населения

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», зарегистрирован в Реестре Системы добровольной сертификации органов по оценке риска здоровью населения (Сертификат соответствия № СДС 056 зарегистрирован в Реестре Системы от 20.04.2018г., действителен до 19.04.2021 г.).

Оценка риска для здоровья – процесс установления вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных последствий для здоровья человека или здоровья будущих поколений, обусловленных воздействием факторов среды обитания.

Основная задача оценки риска состоит в получении и обобщении информации о возможном влиянии факторов среды обитания человека на состояние его здоровья, необходимой и достаточной для гигиенического обоснования наиболее оптимальных управленческих решений по устранению или снижению уровней риска, оптимизации контроля (мониторинга) уровней экспозиций и рисков.

В практическом приложении оценка риска необходима при обосновании расчетной санитарно-защитной зоны, применительно к химическому воздействию основных компонентов, содержащихся в выбросах источников загрязнения атмосферного воздуха.

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается санитарно-защитная зона, размер которой устанавливается до значений, установленных гигиеническими нормативами и величиной приемлемого риска здоровью населения.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» обязывает обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно — защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция с изменениями и дополнениями), при обосновании размеров санитарно – защитных зон для предприятий 1 и 2 классов опасности введено обязательное проведение оценки риска для здоровья населения.

Кроме того, оценка риска здоровью населения выполняется для:

— определения приоритетов экологической политики и политики в области охраны здоровья населения на территориальном и, особенно на местном уровне с целью регулирования источников и факторов риска, представляющих наибольшую угрозу для здоровья населения.

— количественной и качественной оценки уровня влияния того или иного фактора окружающей среды (атмосферного воздуха и др.) на здоровье населения.

— оценки эффективности природоохранных мероприятий и др.

Оценка риска проводится в установленном порядке в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» от 5.03.2004 г.

В процессе выполнения работ по оценке риска используются современные узкоспециальные программные средства, такие как УПРЗА «Эколог» «ООО Фирма «Интеграл» с блоками «Стандарт», «Средние» и «Риски», а также геоинформационные системы на базе ESRI ArcGis, в том числе ArcViev.

Оценка риска здоровью населения выполняется сертифицированным органом по оценке риска ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» на возмездной основе по заявлению.

Адрес: 650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 20

Справочная информация по телефону (3842) 64-20-98

отделение социально-гигиенического мониторинга

Источник

Образец оценка риска здоровью населения при

Употребление продуктов, содержащих вредные вещества для здоровья человека, приводит к нарушению экологии внутренней среды организма. Особую опасность среди веществ представляют соединения тяжелых металлов, ввиду того, что они один раз поступив в организм, задерживаются в нем длительное время. Вопросы токсичности элементов в минимальных дозах и при сочетанном действии остаются пока не изученными [4].

В настоящее время Ханты-Мансийский округ формирует рынок продуктами питания собственного производства, в том числе обеспеченность мясом и мясопродуктами, но значительная часть продукции завозится из других регионов РФ и по импорту [2].

Это обстоятельство послужило основанием для обобщения результатов химико-токсикологических исследований и проведения оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих ввозимое и производимое в регионе мясное промышленное сырьё.

Целью работы явилась оценка риска здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих мясное сырье (на примере промышленных районов Севера).

Материал и методы исследования. Исследование проводилось в химико-токсикологическом отделе Филиала Учреждения ХМАО-Югра «Ветеринарная лаборатория» ­ — Сургутской межрайонной ветеринарной лаборатории (Аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21ПЧ20).

Комплекс исследований включал унифицированные и стандартизованные методы: химико-токсикологические, биохимические, статистические. Исследовалось мясное сырье (говядина и свинина) производимое и ввозимое в регион, а также мясопродукты, производимые в регионе из этого сырья в динамике 4 лет.

Читайте также:  Вред айфона для здоровья

Материалом для исследования были следующие группы мясного сырья и мясопродуктов. Говядина импортного производства (ГИ), отечественного (ГО) и местного производства (ГМ). Свинина импортного производства (СИ), отечественного (СО), местного производства (СМ). Мясопродукты (МП), изготавливаемые в регионе.

Материал для исследования отбирался и доставлялся в лабораторию ветврачами подсобных хозяйств, технологами мясоперерабатывающих цехов и инспекторами государственной ветеринарной службы ХМАО-Югры. Исследование местного мясного сырья проводилось в подсобном хозяйстве «Сайгатино», МУП СХ «Тундринское», МУП СХ «Сытомино», МУП СХ «Северное» Сургутского района, совхоз «Нефтеюганский», НПУ СХ «Чеускино» Нефтеюганского района.

Проведен мониторинг фактической концентрации химических веществ в мясном сырье и продукции в динамике 4 лет.

При оценке экспозиции и дозы токсичных веществ, в процессе которого устанавливали количественное поступление химического агента в организм с продуктами питания, условно проведено разделение населения региона на 3 возрастные группы [3]. Возраст детей 6 лет и средней массой тела 15 кг (группа № 1), дети от 6 лет и до 18 лет, средняя масса 42 кг (группа № 2), взрослые — 30 лет, средняя масса 70 кг (группа № 3).

Количественная характеристика токсикологической информации химических элементов в мясном сырье проведена по следующим показателям [3].

  1. Оценка канцерогенного риска по формуле.
  2. Оценка экспозиции и дозы: расчет среднесуточных доз, получаемых населением при употреблении мясного сырья по формуле.
  3. Оценка канцерогенного риска по показателю пожизненной суточной дозы (LADD) как средневзвешенная доза для трех периодов жизни.

При оценке опасности риска для населения включены Pb, Cd, As и Hg.

Результаты собственных исследований и их обсуждение. Начальным параметром для оценки канцерогенного риска является величина единичного риска (UR), который представляет собой верхнюю, консервативную оценку риска у человека, подвергающегося на протяжении всей жизни постоянному воздействию анализируемого канцерогена (рис. 1).

Рис. 1. Единичный канцерогенный риск (URo [мг/кг]) для населения региона при употреблении мясного сырья

Установлено, что сырье местного производства имеет меньший единичный риск для здоровья населения региона, чем ввозимое сырье. За период наблюдения за потенциальными канцерогенами в мясном сырье показано, что As представляет больший единичный риск для здоровья населения, особенно в импортной говядине. Меньший единичный риск потенциальных канцерогенов для здоровья населения представляет Pb.

Оценка риска воздействия химических веществ мяса на здоровье населения включала определение потенциальных доз химических веществ (TPD), употребляемых населением с учетом показателей концентрации этих химического вещества, величины поступления и продолжительности воздействия. Общая потенциальная доза при потреблении говядины и свинины с возрастом постепенно увеличивалась. Так, в 6 лет дети получают Cd с импортной говядиной 0,128 мг, что составляет 20,0 % от общей потенциальной дозы канцерогенов и системных токсикантов. К 18 годам этот показатель составляет 59,9 % общей потенциальной дозы.

В большей степени население региона получает Pb и Hg при потреблении ввозимого в регион сырья импортного и отечественного производства. За период исследования с ГМ и СМ в организм населения региона поступало меньше всего потенциальных канцерогенов и системных токсикантов.

Для определения средней суточной потенциальной дозы (ADDpot) или средней суточной дозы (ADD) потенциальные дозы усреднялись с учетом массы тела и времени воздействия. Установлено, что дети до 6 лет при потреблении говядины и свинины ежесуточно получают дозу канцерогенов и системных токсикантов в среднем в 4-5 раз больше, чем взрослые, и в 2-3 раза больше, чем подростки до 18 лет.

На последующем этапе исследования были рассчитаны пожизненная суточная доза (LADD) на основании нескольких хронических суточных доз (ADDch) как средневзвешенная доза для трех возрастных периодов (таблица 1).

Таблица 1 Пожизненная суточная доза (LADD) как средневзвешенная доза для трех периодов жизни населения региона, мг/кг×день×10 -5

Из приведенной табл. 1 следует, что в течение трех возрастных периодов население региона больше всего получает Pb с импортной говядиной (0,028 мг/кг день), Hg и Pb c импортной свининой (0,011 мг/кг×день и 0,006 мг/кг×день, соответственно). Употребление в пищу мясного сырья местного производства снижает пожизненную дозу потенциальных канцерогенов и системных токсикантов в среднем в 100 раз, по сравнению с употреблением импортного сырья, и в 10 раз меньше, чем употребление отечественного сырья различных регионов. Население региона, потребляя свинину, получает в течение трех возрастных периодов меньшую суточную дозу потенциальных Pb, Cd и As, чем с говядиной.

Для характеристики риска проведено интегрирование результатов опасности анализируемых химических веществ, величин экспозиции, параметрах зависимости «доза-ответ», полученных на всех предшествующих этапах исследований. Это послужило основанием количественной и качественной оценки риска, выявляя и сравнительно оценивая значимость существующих проблем для здоровья населения.

Читайте также:  Тибетские упражнения молодости здоровья

Показатели популяционного канцерогенного риска для населения региона при употреблении говядины и свинины представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Величина популяционного канцерогенного риска для населения региона при употреблении говядины и свинины

При определении величин популяционного канцерогенного риска (PCR), отражающих дополнительное (к фоновому) число случаев злокачественных новообразований, способных возникнуть на протяжении жизни вследствие воздействия исследуемого фактора, установлено, что ввозимое мясное сырье импортного и отечественного производства имеет больший канцерогенный риск для населения региона, особенно As и Pb в импортной говядине и свинине. Меньший канцерогенный риск для популяции при потреблении мясного сырья представляет Cd. В местном сырье необходимо обратить внимание на концентрацию Pb в говядине и As в свинине.

Характеристика риска развития неканцерогенных эффектов при комбинированном воздействии химических соединений проведена на основании расчета индекса опасности (HI) при условии одновременного поступления нескольких веществ пероральным путем (рис. 3).

Рис. 3. Индекс опасности (HI), при условии одновременного поступления нескольких веществ пероральным путем с говядиной и свининой

Из приведенного рис. 3 следует, что в мясном сырье наибольший индекс опасности, по сравнению с другими исследуемыми элементами, имеет Hg. Индекс опасности при условии одновременного поступления нескольких веществ пероральным путем в говядине больше, чем в свинине.

На последующем этапе определены величины коэффициента опасности воздействия вещества (HQ) путем сопоставления величин потенциальной суточной дозы вещества, поступающего определенным путем, и уровня безопасного воздействия при этом же пути поступления. Если рассчитанный коэффициент опасности (HQ) вещества не превышает единицу, то вероятность развития у человека вредных эффектов при ежедневном поступлении вещества в течение несущественна и такое воздействие характеризуется как допустимое. Если коэффициент опасности превышает единицу, то вероятность возникновения вредных эффектов у человека возрастает пропорционально увеличению HQ [3].

Коэффициент опасности воздействия химических веществ при употреблении мясного сырья исследуемыми группами населения представлен в таблице 2.

Таблица 2. Коэффициент опасности (HQ) ввозимого и производимого в регионе мясного сырья для населения региона

Из приведенной таблицы следует, что при употреблении ГМ и СМ вероятность развития у населения вредных эффектов в течение жизни меньше, чем при употреблении ввозимого мясного сырья. Высокая вероятность возникновения вредных эффектов у населения региона при употреблении сырья импортного производства, при этом наибольший коэффициент опасности имеет Hg, в меньшей степени Cd.

Оценка риска для здоровья населения, обусловленного воздействием химических веществ, загрязняющих мясное сырье, ориентируется на систему критериев приемлемости риска. При планировании долгосрочных программ, установлении региональных гигиенических нормативов целесообразно ориентироваться на величину целевого риска, т.е. такого уровня риска, который должен быть достигнут в результате проведения мероприятий по управлению риском. В большинстве стран, а также в рекомендациях экспертов ВОЗ величина целевого риска принимается равной 10 -6 [3].

Оценка вероятности канцерогенного риса у населения региона на протяжении трех возрастных периодов (CR) позволила установить, что при употреблении говядины и свинины местного производства население региона подвергается первому диапазону риска, т. е минимальному риску. При употреблении ввозимого в регион мясного сырья население региона подвергается второму диапазону индивидуального риска, т.е верхней приемлемой границы. Данный уровень диктует необходимость проведения постоянного контроля. Именно на этом уровне установлено большинство рекомендуемых международными организациями гигиенических нормативов для населения в целом. При таких величинах риска необходимо проведение постоянного контроля и дополнительных мероприятий по их снижению.

Таким образом, в результате проведенных исследований установлено, что в наибольшей степени индивидуальному канцерогенному риску население региона подвергается при потреблении мясного сырья, ввозимого в регион. Наибольший индивидуальный канцерогенный риск для населения региона может быть вероятен при потреблении сырья, ввозимого в регион, особенно при потреблении импортного сырья. Вероятность канцерогенного риска у населения региона при потреблении говядины и свинины местного производства в среднем в 10 раз меньше, чем при потреблении ввозимого мясного сырья. При существующем соотношении потребления говядины и свинины, ввозимой в регион и производимой в регионе, население в течение всей жизни подвергается второму диапазону индивидуального риска, т.е. верхней приемлемой границы. При таком уровне риска необходим постоянный контроль и проведение дополнительных мероприятий по его снижению.

Рецензенты:

  • Бондарь А. А., доктор биологических наук, профессор кафедры ветеринарной радиобиологии и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях ФГБОУ ВПО «Санкт-петербургская государственная академия ветеринарной медицины», г. Санкт-Петербург.
  • Александров В. Н., доктор медицинских наук, профессор, доцент кафедры военно-морской и радиационной гигиены ФГБОУ ВПО «Военно-Медицинская академия им. С. М. Кирова», г. Санкт-Петербург.

Источник

Adblock
detector