Меню

Оборудование сенсорной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья

Доклад «Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»
материал по теме

Региональный круглый стол по теме «Использование инновационных форм и методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ». 2016 год.

Скачать:

Вложение Размер
«Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ» 20.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога – психолога с детьми с ОВЗ

Орехова Екатерина Сергеевна

Региональный круглый стол по теме:

«Использование инновационных форм и методов

коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ»

г.о. Электрогорск 2016

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:

— снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

— активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

— стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрения, осязания, слух и т.д.);

— развитие двигательных функций;

— устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;

— создание положительного эмоционального фона.

Занятия в сенсорной комнате приносят ребятам с ОВЗ массу позитивных эмоций, помогают снять лишнее напряжение, разрешить внутренние конфликты, лучше познать себя и окружающих. Такие занятия позволяют детям достичь психологического равновесия, а значит, создают основу для благополучного развития.

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной среды, расширения мировоззрения ребенка.

Главное назначение сенсорной комнаты – выполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Наш детский сад комбинированного вида посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому была острая необходимость организовать коррекционный блок, в которую входит сенсорная комната.

Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей с ОВЗ. Широкий диапазон возможностей сенсорной комнаты и разнообразие оборудования позволяет использовать ее многофункционально.

Для осуществления поставленных задач в сенсорной комнате используются следующие методы, приемы и средства: сказкотерапия, музыкотерапия со звуками природы, песочная терапия, игры и игровые упражнения, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения, специальное игровое оборудование для развития восприятия, внимания, мышления.

Оборудование нашей сенсорной комнаты состоит из:

  1. Световой стол для рисования песком.

Решает следующие задачи:

— развитие мелкой моторики, а, следовательно, мышления детей;

— упражнение пальцев и кистей рук (мелкая моторика).

2. Ширма «Цветные фишки».

Предназначен для изучения счета, развития мелкой моторики и зрительной стимуляции.

Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики у ребенка воспитывается целенаправленность деятельности, внимательность и наблюдательность.

  1. Музыкальный игровой стол .

Предназначен и для игровой терапии, и для развития мелкой моторики, и для звуковой стимуляции. С его помощью можно изучать цвета, фигуры и счет.

  1. Звуковая панель «Звуки воды».

Предназначен для изучения различных звуков. Панель оснащена шестнадцатью кнопками, нажав на который воспроизводится звук, и картинками, которые соответствуют звукам воды.

Ширма состоит из 12 тканевых мешочков, которые предназначены для развития навыков идентификации и исследования через прикосновения. Для обучения и игр можно использовать самые разные материалы – маленькие игрушки, части конструктора «Лего», камешки, орехи.

  1. Интерактивная воздушно пузырьковая труба.

Сочетает в себе как визуальный эффект, так и множество полезных функций – это и зрительная стимуляция, и релаксация, и стимуляция тактильных ощущений.

  1. Подвесной фибероптический модуль «Веселое облако».

Способствует развитию фантазии, восстановлению зрения, развивает тактильные ощущения и моторику.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и их физиологических особенностей. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

  1. Кокорева А.В. Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении. Психолог в детском саду. 2008.
  2. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М., 2006.
  3. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

Источник

Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Кирюшкина Наталья Сергеевна
Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется и отдыхает от негативных воздействий внешней среды. Метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление») путем свето-, цвето-, звуко-, и ароматерапевтического воздействия.

Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении.

Применение сенсорной комнаты:

Неврозы и неврозоподобные состояния;

Задержка психомоторного и речевого развития;

Аутизм, адаптационные расстройства;

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

Развитие двигательных функций.

В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорная система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность.А именно:

Развитие и гармонизация эмоционально –волевой сферы детей:

— снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка);

— развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, умения расслабляться, освобождаться от напряжения;

— развитие умение управлять своим телом, дыханием;

— развитие умение передавать свои ощущения в речи;

— формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

— развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру;

— развитие уверенности в себе.

Развитие коммуникативной сферы воспитанников:

— развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

— формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

— коррекция негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Развитие психических и познавательных процессов дошкольников:

— развитие произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости;

— развитие памяти, мышления, воображения, восприятия (зрительное, тактильное, слуховое, умственных способностей;

— развитие координации, в том числе зрительно – моторной.

сенсорное развитие (цвет, форма, величина);

— формирование пространственных представлений.

Для осуществления поставленных задач применяться методы работы в сенсорной комнате такие как:

— игры и игровые упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;

— игры и игровые упражнения со специальным оборудованием для развития восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;

— элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;

— ролевые игры, театрализации, драматизации;

— музыкотерапия со звуками природы и животных.

Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по назначению врача невролога, по решению ПМПК, по наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.

Занятия имеют следующую структуру:

вводная часть – ритуал начала занятия (ритуал приветствия, разминка);

основная часть – игровое задание на развитие психических процессов;

основная часть – релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

завершающая часть – ритуал окончания занятия (ритуал прощания, подведения итогов, рефлексия).

Занятия проводятся в 2 этапа:

1. Подготовительный (2 занятия) – спонтанная игра, знакомство с сенсорной комнатой, другими детьми.

2. Основной – коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакция, посредством использования сказкотерапии, сюжетно – ролевой игры, разыгрывания проблемных жизненных ситуаций.

Длительность занятия – 20 – 25 минут.

Рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми,имеющими нарушения в развитии:

— Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате;

— Ограниченное число детей;

— Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий;

— Системность и структурированность занятий.

Занятия в комнате с дошкольниками проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях (в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Игры и упражнения со специальным оборудованием позволяют значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия.

Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.

После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.

Занимающиеся на занятиях, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста также нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

Для этого возрастахарактерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.

В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, сухой душ, ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально – волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.

Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

В результате опыта использования потенциала сенсорной комнаты для работы с детьми, имеющими нарушения развития, можно говорить о неоспоримых преимуществах наличия такого оборудования в арсенале педагога-психолога и других специалистов ДОО. Понятно, что сенсорная комната является лишь одним из инструментов психологического воздействия, однако ее роль, без преувеличения, очень велика и подтверждена эффективными результатами совершенствования сенсорных представлений, перцептивных действий, формирования аналитического восприятия и познавательных психических процессов, улучшения эмоционального состояния детей, что делает сенсорную комнату незаменимой в дошкольной организации.

Использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ В наше время, когда произошла электронизация и компьютеризация всех сфер жизни общества, а мы не можем это игнорировать, перед нами встала.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых.

Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Выступление на тему: «Использование условных обозначений и мнемосхем в опытно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного.

Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ Цель: Знакомство со свойствами кинетического песка Задачи: -Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; -Формирование.

Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.

Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Доброго времени суток посетители моей странички. Сегодня.

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

Презентация «Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ» Цель: Знакомство со свойствами кинетического песка Задачи: -Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; -Формирование.

Использование интерактивной песочницы в работе с детьми с ОВЗ В последнее время активно разрабатываются определенные направления работы, которые связаны с увеличением детей с ограниченными возможностями.

Источник

Читайте также:  Почему для здоровья важно движение
Adblock
detector