Доклад «Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»
материал по теме
Региональный круглый стол по теме «Использование инновационных форм и методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ». 2016 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ» | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога – психолога с детьми с ОВЗ
Орехова Екатерина Сергеевна
Региональный круглый стол по теме:
«Использование инновационных форм и методов
коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ»
г.о. Электрогорск 2016
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы.
Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:
— снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
— активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
— стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрения, осязания, слух и т.д.);
— развитие двигательных функций;
— устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;
— создание положительного эмоционального фона.
Занятия в сенсорной комнате приносят ребятам с ОВЗ массу позитивных эмоций, помогают снять лишнее напряжение, разрешить внутренние конфликты, лучше познать себя и окружающих. Такие занятия позволяют детям достичь психологического равновесия, а значит, создают основу для благополучного развития.
Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной среды, расширения мировоззрения ребенка.
Главное назначение сенсорной комнаты – выполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.
Наш детский сад комбинированного вида посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому была острая необходимость организовать коррекционный блок, в которую входит сенсорная комната.
Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей с ОВЗ. Широкий диапазон возможностей сенсорной комнаты и разнообразие оборудования позволяет использовать ее многофункционально.
Для осуществления поставленных задач в сенсорной комнате используются следующие методы, приемы и средства: сказкотерапия, музыкотерапия со звуками природы, песочная терапия, игры и игровые упражнения, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения, специальное игровое оборудование для развития восприятия, внимания, мышления.
Оборудование нашей сенсорной комнаты состоит из:
- Световой стол для рисования песком.
Решает следующие задачи:
— развитие мелкой моторики, а, следовательно, мышления детей;
— упражнение пальцев и кистей рук (мелкая моторика).
2. Ширма «Цветные фишки».
Предназначен для изучения счета, развития мелкой моторики и зрительной стимуляции.
Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики у ребенка воспитывается целенаправленность деятельности, внимательность и наблюдательность.
- Музыкальный игровой стол .
Предназначен и для игровой терапии, и для развития мелкой моторики, и для звуковой стимуляции. С его помощью можно изучать цвета, фигуры и счет.
- Звуковая панель «Звуки воды».
Предназначен для изучения различных звуков. Панель оснащена шестнадцатью кнопками, нажав на который воспроизводится звук, и картинками, которые соответствуют звукам воды.
Ширма состоит из 12 тканевых мешочков, которые предназначены для развития навыков идентификации и исследования через прикосновения. Для обучения и игр можно использовать самые разные материалы – маленькие игрушки, части конструктора «Лего», камешки, орехи.
- Интерактивная воздушно пузырьковая труба.
Сочетает в себе как визуальный эффект, так и множество полезных функций – это и зрительная стимуляция, и релаксация, и стимуляция тактильных ощущений.
- Подвесной фибероптический модуль «Веселое облако».
Способствует развитию фантазии, восстановлению зрения, развивает тактильные ощущения и моторику.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и их физиологических особенностей. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
- Кокорева А.В. Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении. Психолог в детском саду. 2008.
- Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М., 2006.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
Источник
Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Кирюшкина Наталья Сергеевна
Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется и отдыхает от негативных воздействий внешней среды. Метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление») путем свето-, цвето-, звуко-, и ароматерапевтического воздействия.
Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении.
Применение сенсорной комнаты:
Неврозы и неврозоподобные состояния;
Задержка психомоторного и речевого развития;
Аутизм, адаптационные расстройства;
Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
Развитие двигательных функций.
В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.
Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорная система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность.А именно:
Развитие и гармонизация эмоционально –волевой сферы детей:
— снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка);
— развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, умения расслабляться, освобождаться от напряжения;
— развитие умение управлять своим телом, дыханием;
— развитие умение передавать свои ощущения в речи;
— формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
— развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру;
— развитие уверенности в себе.
Развитие коммуникативной сферы воспитанников:
— развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
— формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
— коррекция негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических и познавательных процессов дошкольников:
— развитие произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости;
— развитие памяти, мышления, воображения, восприятия (зрительное, тактильное, слуховое, умственных способностей;
— развитие координации, в том числе зрительно – моторной.
— сенсорное развитие (цвет, форма, величина);
— формирование пространственных представлений.
Для осуществления поставленных задач применяться методы работы в сенсорной комнате такие как:
— игры и игровые упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;
— игры и игровые упражнения со специальным оборудованием для развития восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;
— элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;
— ролевые игры, театрализации, драматизации;
— музыкотерапия со звуками природы и животных.
Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по назначению врача невролога, по решению ПМПК, по наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.
Занятия имеют следующую структуру:
вводная часть – ритуал начала занятия (ритуал приветствия, разминка);
основная часть – игровое задание на развитие психических процессов;
основная часть – релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
завершающая часть – ритуал окончания занятия (ритуал прощания, подведения итогов, рефлексия).
Занятия проводятся в 2 этапа:
1. Подготовительный (2 занятия) – спонтанная игра, знакомство с сенсорной комнатой, другими детьми.
2. Основной – коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакция, посредством использования сказкотерапии, сюжетно – ролевой игры, разыгрывания проблемных жизненных ситуаций.
Длительность занятия – 20 – 25 минут.
Рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми,имеющими нарушения в развитии:
— Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате;
— Ограниченное число детей;
— Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий;
— Системность и структурированность занятий.
Занятия в комнате с дошкольниками проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях (в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Игры и упражнения со специальным оборудованием позволяют значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия.
Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.
После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.
Занимающиеся на занятиях, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста также нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.
Для этого возрастахарактерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.
В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, сухой душ, ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально – волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.
Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.
В результате опыта использования потенциала сенсорной комнаты для работы с детьми, имеющими нарушения развития, можно говорить о неоспоримых преимуществах наличия такого оборудования в арсенале педагога-психолога и других специалистов ДОО. Понятно, что сенсорная комната является лишь одним из инструментов психологического воздействия, однако ее роль, без преувеличения, очень велика и подтверждена эффективными результатами совершенствования сенсорных представлений, перцептивных действий, формирования аналитического восприятия и познавательных психических процессов, улучшения эмоционального состояния детей, что делает сенсорную комнату незаменимой в дошкольной организации.
Использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ В наше время, когда произошла электронизация и компьютеризация всех сфер жизни общества, а мы не можем это игнорировать, перед нами встала.
Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых.
Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Выступление на тему: «Использование условных обозначений и мнемосхем в опытно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного.
Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ Цель: Знакомство со свойствами кинетического песка Задачи: -Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; -Формирование.
Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.
Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Доброго времени суток посетители моей странички. Сегодня.
Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был.
Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.
Презентация «Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ» Цель: Знакомство со свойствами кинетического песка Задачи: -Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; -Формирование.
Использование интерактивной песочницы в работе с детьми с ОВЗ В последнее время активно разрабатываются определенные направления работы, которые связаны с увеличением детей с ограниченными возможностями.
Источник