В рамках государственных программ (2015, 2016, 2017 гг.) АНО НМЦ «СУВАГ» осуществлены разработка, запуск и сопровождение информационных систем – банков лучших практик дополнительного образования детей, профориентации и самореализации школьников, мониторинга мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. Все информационные системы находятся в открытом доступе и адресованы широкому кругу пользователей
Одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является на создание условий для реализации права на образование детей с ОВЗ и инвалидностью. АНО «НМЦ «СУВАГ» разработана и тиражируется модель системы доступного и непрерывного образования «Школа для всех».
В рамках проекта Государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы» АНО НМЦ «СУВАГ» разработан и апробирован порядок профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательных организациях, проводится комплекс мероприятий по организации рабочих (учебных) мест для данной категории обучающихся.
Начиная с 2014 года, АНО «НМЦ «СУВАГ» осуществляет организационное, информационное и техническое сопровождение Всероссийской спартакиады обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Организатор и учредитель мероприятия – Министерство просвещения Российской Федерации. В 2018 году Всероссийская спартакиада проводилась в городе Москве. В ней приняли участие 305 обучающихся из 50 субъектов Российской Федерации.
В 2018 году в России впервые состоялся Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2018» (далее – Конкурс), организатором которого выступило Министерство просвещения Российской Федерации. Организационное, информационное и техническое сопровождение осуществляла АНО «НМЦ «СУВАГ».
АНО НМЦ «СУВА Г» является координатором и разработчиком комплектов примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам внеурочной деятельности (включая курсы коррекционно-развивающей области) для 4-5 класса, адресованных обучающимся с ОВЗ. В 2018 году в рамках реализации проекта Государственной прогр аммы «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы» разработано и апробировано 9 комплектов примерных рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов для обучающихся 4 класса с ОВЗ.
Источник
Оборудование для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Аннотация: Одним из предметов специального оборудования, является инвалидное кресло
Статья:
Использование специального оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами, позволяет существенно повысить зффективность воздействия за счет включения дополнительных возможностей.
Прибор «Топаз», который позволяет увеличить нужный материал, для того чтобы ребенок с низкой остротой зрения мог его лучше воспринимать.
Одним из предметов специального оборудования, является инвалидное кресло, которое позволяет ребенку перемещаться как по пространству д/сада. так и в условиях игровой комнаты,
ВОС мы начинаем продумывать уже с улицы.
Участки оснащены малыми игровыми формами с пандусами, которые позволяют ребенку-инвалиду на коляске заезжать в них.
Мы видим карусель, на которой катаются дети с особыми возможностями здоровья.
А вот качели, на которых могут качаться дети-инвалиды, поскольку сиденье имеет цепочку, карабин и является для ребенка безопасным.
Вместе со своим ребенком может качаться и взрослый или же другие дети.
В нашем д/с есть вход оснащенный пандусом. Мама с ребенком-колясочником без проблем попадает в помещение детского сада..
Ребенок имеет возможность присутствовать на музыкальном занятии, участвовать в танцах, играть на музыкальных инструментах.
Благодаря разнообразию – оборудование всегда соответствует настроению и потребностям ребенка.
В связи с этим при подборе специального оборудования важно ответить на вопросы о том, каковы его функции и назначение.
Функции специального оборудования
- Облегчение установления отношений с участниками коррекционно-развивающей работы.
- Усиление готовности к предстоящей работе, повышение ее привлекательности.
- Создание необходимых условий для моделирования среды.
- Создание безопасной среды для деятельности.
- Обеспечение возможностей для отработки и развития определенных качеств и навыков.
Мы видим назначение специального оборудования как средство психологического развития и коррекции.
Ребенок дошкольного возраста учится во время игры. Игра для детей с ОВЗ и детей-инвалидов – тоже средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникаций, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок может развиваться медленнее.
Причина – двигательные нарушения, которые зависят от формы и тяжести его заболевания, а кроме этого, снижение зрения и трудности в обучении.
Только наша помощь, руководство и поддержка, позволят ребенку с ОВЗ, и особому ребенку у которого нарушены восприятие, внимание, ответная реакция, память получить от игр и удовольствие, и пользу.
Играя, с детьми, имеющими проблемы развития, надо помнить, главное – его интерес и любознательность, которые реализуются с помощью игрушек.
Ребенку-инвалиду, часто трудно координировано и ловко действовать пальцами рук из-за того, что он не может правильно выполнять определенные крупные движения – правильно сидеть, стоять и т.д. Трапецевидное дидактическое пособие активно используется всеми детьми в д/саду. Но для ребенка, с повышенным тонусом, который плохо удерживает равновесие в положении сидя, стоя, действия с ним затруднены.
Наша задача следить за тем, чтобы у такого ребенка было устойчивое положение тела, надежная опора. Для реализации этой задачи мы используем мягкий валик, на котором сидит ребенок и поддерживающий прием взрослого для сохранения правильной осанки.
Все дети любят играть с различными пирамидками. Специальное оборудование отличается своей многофункциональностью. Пирамидка в руках ребенка с диагнозом ДЦП– многофункциональное пособие. У многих детей для которых, характерна недостаточность двигательных навыков снижена тактильная чувствительность, часто у них нарушено зрение, слух. Вследствие этого возникает «сенсорный дефицит», т.е. им не хватает ощущений или эти ощущения смазаны, неточны, а каждая деталь этой пирамидки имеет сенсорное назначение.
У многих детей с проблемами развития отмечается недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Движения бывают неловкими несогласованными. Всем известное упражнение — нанизывание бус на нить. В тифлогруппаах мы используем его для коррекции зрительного восприятия, т.к. некоторым детям с нарушениям зрения врачом-офтальмологом рекомендована работа с мелким материалом и их двигательные навыки позволяют им это делать.
В работе с детьми-инвалидами, мы также применяем данное задание, но используем крупные деревянные бусы, а вместо нити – толстый шнур.
Ребенку с двигательными нарушениями, легче освоить тонкие движения пальцев рук, держать предмет одной рукой и действовать другой, если сидя за столом, он опирается на локти, а педагог помогает ему фиксировать эту позу.
Для отработки одних и тех же навыков необходимо использовать различные материалы. В этом нам поможет – специальное оборудование – ящик «Пертера». Все детали сделаны из дерева, окрашены в основные цвета, удобны для захвата. Деревянные элементы легко одеваются на колышки.
У детей-инвалидов плохо развито взаимодействие двух рук, им полезно отвинчивать, привинчивать, открывать, закрывать. Поможет в этом специальное оборудование «Винтовые цветочки» – цветочки имеют очень удобную форму, окрашены в яркие цвета, все это вызывает положительные эмоции и ребенок с удовольствием играет.
Для развития тонких координированных движений пальцев рук используются пособия, предназначенные для наматывания-разматывания.
При работе с ребенком с ДЦП, педагог использует коррекционный прием совмещенных действий – руки ребенка в руках педагога.
Если ребенок плохо владеет пальцами рук, то хорошая развивающая игра доска с ячейками. Ребенку легче брать фигурки, если к ним приделаны ручки. Чтобы ручка не искажала картинку, она должна быть небольшой.
Из-за плохой координации движений и неловкости рук и пальцев ребенку бывает трудно одновременно удерживать игрушку руками и передвигать ее. На помощь приходят игрушки с магнитами.
Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. Результатом этого восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека.
Поэтому очень важно обогащать образные представления, как детей с ОВЗ, так и детей-инвалидов.
Для детей с синдромом двигательных нарушений сложно работать с плоскими карточками, поэтому очень удобны объемные фигуры с магнитами, позволяющие крепить отдельные части друг к другу и получать целостную объемную фигуру.
Для детей с ОВЗ качалки используются как развлечение. У детей с Синдромом Дауна, с ДЦП часто недостаточно развито равновесие, поэтому таким детям полезны раскачивания на различных качалках, мячах уже с коррекционной целью.
Замечательное пособие «Рисуем ногами», которое представляет собой деревянную панель-лабиринт. Оно способствует развитию двигательной активности. ловкости, координации движений.
У детей-инвалидов отмечается неполный объем движений, нарушение их произвольности. Всем известное пособие стол с фасолью, используется для самомассажа кистей пальцев рук, а также оказывает положительное влияние на нормализацию мышечного тонуса, способствует развитию произвольных движений рук у детей,
Это оборудование хорошо использовать и для развития сенсомоторных навыков,
Дети- играют с фасолью, пересыпают ее. Им весело и приятно слушать разные звуки.
Очень полезны для детей упражнения – одновременно двумя руками сгребать фасоль, песок, то к ближней, то к дальней, то к правой, то к левой стенкам. Когда ребенок научиться действовать двумя руками, это же упражнение надо делать одной рукой, что позволит ему научиться пересекать рукой среднюю линию тела. Этот навык необходим ребенку во время письма.
Очень важно для нас помочь детям-инвалидам освоить простые бытовые действия.
Ребенок с удовольствием перетирает между ладонями песок, а на самом деле ребенок учится мыть руки.
У детей с особыми образовательными потребностями в силу диагноза движение рук и пальцев нередко осложняются различными синкинезиями (содружественными движениями).
В связи с этим многие дети не умеют держать карандаш, рисовать кисточкой, лепить из пластилина, не доступны действия с ножницами.
Ребенок-инвалид работает со специальным пластилином, которой по своей консистенции напоминает тесто.
Это позволяет ему без труда предавать пластилину разную форму и производить различные манипуляции.
Дети с удовольствием пользуются ножницами, но часто у них плохо развита мелкая мускулатура рук, поэтому должны быть специальные ножницы, при работе с которыми у такого ребенка работает кисть.
Дети инвалиды, и дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Если рисуем кистью, то она должна быть большая (молярная). Кисть держать удобно, она побуждает к широким и плавным движениям.
Для ребенка-инвалида творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат.
В ходе этого процесса он лучше осознает себя, расширяет свой опыт в познании окружающей его действительности, радуется общению с мамой, педагогом, начинает больше доверять себе.
Стеклянный мольберт – удобное, многофункциональное специальное пособие, которое позволяет особому ребенку получить результат своей работы, а значит настраивает его на успех. Ребенок сидит на колене мамы и рисует ладошками на зеркале с помощью красок. В этом случае применяется коррекционный прием: мама, подняв плечи ребенка направляет их вперед, помогая ему нажимать ладошками на поверхность стекла во время рисования, а также фиксирует правильную осанку ребенка.
В работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать пособия, которые формирует положительные эмоции ребенка. К таким пособиям относится и этот стеклянный мольберт. Ребенку-инвалиду самостоятельно нарисовать портрет мамы, очень трудно, а порой просто невозможно. А этот волшебное оборудование помогает ребенку получить результат своей деятельности, и что не менее важно оно доставляет удовольствие, как ребенку, так и маме.
Говорить об этом можно бесконечно, т.к. вариантов использования специального оборудования может быть огромное количество. Все зависит от фантазии, творчества и опыта тех людей, которые работают с данной категорией детей и наличия самого специального оборудования.
В процессе коррекционно-развивающих занятий необходимо заинтересовать ребенка. В тот момент, когда ребенок заинтересован и проявляет собственную активность, он достигает максимально возможного для себя уровня цельности.
Собственная активность особого ребенка может быть незначительна, но она должна быть, так как именно на нее опирается творчество ребенка, а это будет способствовать его самовыражению.
Если мы поможем ребенку во время игры, занятия использовать уже приобретенные, пусть и весьма ограниченные, навыки, мы позволим ему учиться.
Источник
Использование современных технических средств при обучении детей с ОВЗ
специалист в области арт-терапии
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей»
Доклад в рамках семинара : «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения»
Выполнила учитель начальных классов :
Нижний Новгород 2016
Тема: Использование современных технических средств при обучении детей с ОВЗ.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
У детей с ОВЗ отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, импульсивность, чувство тревоги, агрессии,а также отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.
Неоценимым помощником в преодолении проблем обучения детей с ОВЗ могут стать технические средства.
Техника — (от греч. Techne — искусство, мастерство, умение) — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники — облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей. Под техническими средствами понимаются все устройства, приборы и аппаратура, предназначенные для осуществления оптимального процесса фиксации, хранения и распространения различной информации, повышения наглядности, зрелищности и художественной выразительности.
Правильная классификация технического средства помогает точно определять их функциональное назначение и правильно выбирать необходимый носитель информации. Даже простейшая классификация поможет разобраться с имеющимися и поступающими техническими средствами. Педагог должен умело применять наиболее нужное в каждом конкретном случае техническое средство.
Универсальная классификация технических средств ещё не создана, да и вряд ли будет создана в будущем. В основе классификации могут лежать различные критерии: по функциональному назначению, по воздействию на органы чувств, по принципу работы и т.д.
По воздействию на органы чувств:
1)Визуальные средства (зрительное восприятие) ;
2)Аудиосредства (слуховое восприятие);
3)Аудиовизуальные (зрительный образ+звук).
По функциональному назначению:
1)Средства передачи информации;
3)Средства художественной выразительности;
4)Вспомогательные технические средства;
5)Прикладные технические средства.
По принципу устройства и работы:
3)Электронные оптические (лазеры, светодиоды — используются для передачи данных в виде световых сигналов).
Существует и более расширенная классификация технических средств:
I. Аналоговые технические средства:
1) Аудиосредства (магнитофоны, диктофоны, радиоприемники, кассеты, пластинки, аудио-диски);
2)Графические и фотографические средства (фотоаппараты, фильмоскопы, диапроекторы, эпидиаскопы, слайды, видео-диски);
3)Кинопроекционная техника (кинокамеры, кинопроекторы, кинопленки); 4)Видео и телевизионные средства (телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеопроекторы, видеокассеты).
II. Цифровые технические средства :
1)Аудиосредства (цифровые диктофоны и плееры, цифровые компакт-диски); 2)Графические и фотографические средства (цифровые фотоаппараты, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти)
3)Проекционная техника (мультимедийные проекторы);
4)Видео и телевизионные средства (цифровые видеокамеры, DVD-проигрыватели и DVD-плееры, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти).
III. Средства оргтехники (средства копирования и размножения — принтеры, ксероксы).
IV. Компьютерные средства:
Компьютерные мультимедиа — (MULTIMEDIA в пеpеводе с английского означает «многосpедность») — это современная компьютерная информационная технология, позволяющая компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) различные виды информации: текст, звук, речь, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию), т.е. это инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа с сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники (компьютер+миди-клавиатура, колонки или компьютер+мультимедийный проектор)
V. Телекоммуникационные средства; средства доступа к информационным ресурсам Средства дистанционной передачи информации получили названия “телекоммуникации” (от греч. tele — далеко, лат. communucatio — общение). К техническим средствам коммуникации относятся: телефон, телетайп, телеграф, факсимильный аппарат, усилительную аппаратуру (микрофоны, динамики), видеосвязь (телеконференция), двухсторонняя радиосвязь, электронная почта – двусторонняя связь и печать (газеты, журналы и другие печатные материалы), телевизор, радио- и киноаппаратура — односторонняя связь (между субъектом и неопределенным объектом. В наше время широкое распространение получило такое средство телекоммуникации, как компьютерная сеть.
На последних двух пунктах классификации нужно остановиться подробнее, так как именно эти технические средства являются наиболее современными и востребованными во время компьютерных технологий.
Роль телекоммуникаций и компьютерноопосредованных технологий деятельности постоянно возрастает в современном обществе. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научнообоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Современный период образования характеризуется процессом информатизации, который предполагает реализацию возможностей информационных технологий для совершенствования методов обучения, воспитания. Информатизация обучения требует от учителей профессиональной компетенции, которая выражается, прежде всего, в умении использовать средства изучения и обучения ребенка, основанные на ТС. ТС и информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают большую информационную емкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях); интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика –повышается работоспособность, активизируется познавательная деятельность детей; создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника –мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;создание благоприятного психологического климата -создание правильной реакции на ошибку; учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами;качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений; возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей; изменение ситуации взаимодействия «учитель –ученик»: ситуация меняется на «учитель–ученик-компьютер», происходит смена акцента взаимодействия; насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.Поэтому применение в коррекционнообразовательном процессе специализированных
технических средств , учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации школьников с особыми образовательными потребностями.
Использование технических средств в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций –внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Применение технических средств является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом. В связи с этим особую актуальность приобретают разработка, создание и внедрение специализированных компьютерных программ, учитывающих общие
закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями.
Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения. При этом одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья. В этом направлении ведутся различные разработки.
Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики.
Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.
Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, специальные увеличенные клавиатуры, накладки на клавиатуру, персональный комплекс для работы с мобильным USB устройством
увеличения экрана и речью, портативная электронная лупа, компьютерный тифлокомплекс(на брайлевский дисплей-строку вся текстовая и служебная информация выводится шеститочечным шрифтом Брайля , что делает ее доступной для незрячих, программа экранного доступа осуществляет связь между операционной системой и брайлевским дисплеем , позволяет
дублировать вся текстовую информацию с помощью синтезированной речи , а так же многократно увеличивать изображения на экране), специаьлные программы по увеличению изображений и шрифта, изменению контрастности экрана , JAWS (англ. аббр. Job Access With Speech «доступ к действиям с помощью речи»)— программа для чтения с экрана компьютера, предназначенная для людей с ослабленным зрениемс помощью которых озвучивается информация –так называемый «Экранный чтец».
Для школьников с ОВЗ компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Дети с ОВЗ -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет развивать зрительно-моторную координацию, моделировать различные ситуации и среду, развивать познавательный интерес, воспитывает самостоятельность, самоконтроль, усидчивость, усиливает мотивацию ребенка, активизирует их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока и занятия. Использование ТС на уроках или занятиях позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала. Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Данные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника.
1)Еременов М.Р. 2014 «Программно-технические средства для различных категорий детей-инвалидов, обучающихся на дому»;
2) Ал ещенко С. В. , Воронкова И. А. , Потапова М. А. 2012 «Использование средств ИКТ для дистанционного образования детей с ОВЗ»;
3) Долгова Н.В., Киприянова И.Н. 2014 «Использование технических средств в обучении детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях»;
4)ЮрьевС.В. 2013 «Классификация технических средств.»;
5) Материал из Википедии-свободной энциклопедии;
Источник