Возрастные особенности белкового, углеводного, жирового обмена и обмена витаминов у детей — лекция
|
«Возрастные особенности белкового, углеводного,
жирового обмена и обмена витаминов у детей»
Белок является одним из основных и жизненно важных продуктов.
В организме человека запасов белка нет. Поэтому для нормального
роста организма необходим белок, который невозможно заменить ни
жирами ни углеводами.
Биологическая ценность белков определяется аминокислотным
составом и способностью этих белков к гидролизу под влиянием
ферментов пищеварительного тракта. Для детей незаменимыми являются
следующие 9 аминокислот: — триптофан
А для детей первых месяцев жизни еще:
40% потребности в аминокислотах должны покрываться за счет незаменимых
аминокислот. Особое значение для детского организма имеет соотношение
некоторых аминокислот. В период роста наиболее благоприятным является
соотношение: триптофан : лизин : (метионин+цистеин) = 1 : 3 : 3
Дети нуждаются больше, чем взрослые, в белке животного
происхождения. От 100% в грудном возрасте до 75-55% в последующие
периоды. Потребность в пищевом белке на 1 кг. веса тела с возрастом
постепенно снижается от 3-3,5 г. в раннем детском возрасте до
1-2 г. в подростковом. Как недостаточное, так и избыточное потребление
белка в питании детей неблагоприятно сказывается на их росте и
Важным компонентом пищи в детском возрасте являются жиры.
В количественном соотношении потребность в жире соответствует
потребности в белке. Потребность в полиненасыщенных жирных кислотах
(ПНЖК) определяется по содержанию в пищевом рационе линолевой кислоты:
от 3-6% в период новорожденности и грудном возрасте до 2-3% от
общей калорийности рациона в дошкольном и школьном возрасте. Для
обеспечения потребности в ПНЖК наряду с жирами животного происхождения
следует в повседневном питании ребенка использовать растительные
жиры, богатые полиненасыщенными жирными кислотами.
У г л е в о д ы
Рекомендации количестве углеводов в рационе ребенка неразрывно
связано с исследованиями энергетического обмена. Принято считать
что в рационе детей старше года наиболее физиологично соотношение
белков, жиров, углеводов 1:1:4. рационе детей школьного возраста
количество углеводов при усиленной мышечной нагрузке может несколько
увеличиваться, и соотношение белков, жиров, углеводов составит 1:1:4,5.
В первые месяцы жизни потребность в углеводах покрывается
за счет лактозы, входящей в состав женского молока. При искусственном
вскармливании с молочными смесями ребенок получает сахарозу или
мальтозу. После введения прикорма ребенок начинает получать полисаха-
риды, которые в основном покрывают потребность организма в углеводах.
В и т а м и н ы
Витамины — биологически активные органические соединения
разнообразной химической природы. Они действуют в очень незначительных
количествах, измеряемых миллиграммами и долями миллиграмма.
Существенное влияние на реактивность и метаболические процессы
растущего организма оказывает обеспеченность витаминами. Напряженность
метаболических процессов в детском возрасте определяет повышенную
потребность организма в большинстве витаминов.
Витамины способствуют нормальному протеканию биохимических
процессов в организме, т.е. обмену веществ. Они входят в состав почти
всех ферментов организма. Молекулы ферментов состоят из двух частей:
специфического белка и простатической группы, которая образована
как правило производными витаминов. Таким образом витамины оказываются
вплетенными в сложную цепь обменных реакций. Они влияют на самые
разнообразные физиологические процессы: на рост и развитие организма,
деятельность органов кроветворения, состояние нервной системы,
Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их
усвоения приводит к нарушениям обмена веществ и развитию гиповитаминоза
и авитаминоза. При этом снижается сопротивляемость организма ребенка к
заболеваниям, к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.
В настоящее время известно несколько десятков витаминов.
Витамины условно обозначаются буквами латинского алфавита:А, В, С, D,
Е и т.д. Исходя из растворимости витамины делят на группы:
1) Жирорастворимые — А, D, Е, К.
2) Водорастворимые — С, Р, В и др.
3) Витаминоподобные соединения — бифлавоноиды, холин,
инозит, липоевая к-та и др.
Применение витаминов с лечебной целью первоначально было
целиком связано с лечением различных заболеваний связанных с витаминной
недостаточностью. В настоящее время показания к применению витаминов
значительно расширились. Кроме того витамины стали активно использовать
для витаминизации продуктов.
— Витамин С (Аскорбиновая к-та) — важная роль в обменных процессах,
особенно усвоении белков, в поддержании нормального состояния
соединительной ткани. При его недостатке — увеличивается проницаемость
стенок сосудов, нарушается структура хрящевой и костной ткани.
Основным источником витамина С являются овощи, плоды, фрукты и
— Витамины группы В.
В1 (тиамин) — играет первостепенное значение в обмене углеводов.
Чем выше уровень потребления углеводов, тем больше требуется Тиамина.
При отсутствии его развивается полиневрит. Поступление только за счет
пищевого рациона. Частично тиамин образуется микроорганизмами
кишечника, но в количестве не удовлетворяющем физиологической
потребности в нем. Наибольшее количество тиамина содержится в
дрожжах и хлебном квасе. Много в много в печени, свинине, почках.
Недостаточность витамина В1 ослабляет перистальтику кишечника,
вызывает запоры, мышечную слабость, снижает физическую и психическую
В2 (рибофлавин) — принимает участие в процессах роста.
Влияет на рост и развитие детского организма. При недостаточности
рибофлавина появляется сухость губ, вертикальные трещины на губах,
трещины в углу рта6 выпадение волос, развивается коньюктивит.
Основные источники — яйца, сыр, молоко, мясо, а также бобовые культуры.
В3 (Никотиновая кислота, РР) — участвует в клеточном дыхании,
белковом обмене, нормализации работы печени и поджелудочной железы.
Источники — мясо птицы, говядина, телятина, печень, дрожжи.
В6 (пиридоксин) — обеспечивает нормальное усвоение белков и
жиров, играет роль в азотистом обмене.
Недостаточность вызывает у детей задержку роста, желудочно-кишечные
расстройства, малокровие, повышенную возбудимость. У беременных —
стоматит, воспаление кожи лица, бессоницу.
Содержится в многих продуктах растительного и животного происхождения.
В организме пиридоксин в достаточном количестве образуется кишечными
В5 (Пантотеновая кислота) — влияет на нервную систему и норма-
лизует ф-ю надпочечников и щитовидной железы. Распространена во всех
продуктах. Клинических признаков недостаточности в организме не
установлено. Потребность в ней удовлетворяется при обычном питании.
В9 (Фолиевая к-та) — участвует в обмене и синтезе аминокислот,
а также в синтезе нуклеиновых кислот. Оказывает стимулирующее влияние
а кроветворную ф-ю костного мозга, способствует лучшему усвоению
При недостатке развивается тяжелая анемия, желудочно-кишечные расстр-
ойства( отсутствие соляной кислоты в желудочном соке).
Источники фолиевой кислоты — печень, почки, зеленые листья.
Микроорганизмы кишечника синтезируют ее в достаточном количестве.
В12 (Цианкобаламин) — вещество с высокой биологической
активностью. Недостаточность витамина В12 обычно развивается при
нарушении его всасывания и проявляется тяжелыми формами анемии.
Основной источник — продукты животного происхождения, особенно печень.
Частично синтезируется микроорганизмами кишечника.
— Витамин А (Ретинол) — участвует в образовании зрительных пигментов,
обеспечивает нормальный рост организма. Недостаточность проявляется
бледностью и сухостью кожных покровов, шелушений, образование угрей,
ломкость ногтей. Основной признак недостаточности — светобоязнь.
Содержится провитамин А в зеленых листьях растений, печени животных,
— Витамин D (калциферрол) — оказывает влияние на минеральный обмен
веществ и костеобразование. Особенно необходим в раннем возрасте, когда
идет интенсивный рост и окостенение скелета.
Недостаточность приводит к развитию рахита.
Содержится только в продуктах животного происхождения. Особенно
богаты им жир печени рыб. Остальные продукты бедны им. В организме
образуется из холестерина под действием ультрафиолетового облучения.
Из кожи витамин D переносится в другие органы и концентрируется
в основном в печени и плазме крови.
— Витамин Е (Токоферролы) — группа состоящая из 7 витаминов различных
по биологическому действию. Они стимулируют мышечную деятельность и
ф-ю половых желез, способствуют к некоплению во внутренних органах
всех жирорастворимых витаминов, особенно ретинола.
Сдержатся в растительных маслах (особенно в подсолнечном масле).
— Витамин К (Филлохноны) — важнейший фактор свертывания крови.
Недостаточность вызывает кровотечения из различных органов (носа,
десен, жкт и др.) Содержится в зеленых листьях салата, капусты и
источник: харьковский медицинский университет
составил студент 2-го факультета Абоимов И.А.
Выбранных работ
Всего работ: 71449
[Новые поступления]
[Популярные работы]
Источник
Возрастные особенности обмена веществ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 8
Учитель ФК: Сухова Г.Н
Возрастные особенности обмена веществ
Обмен веществ и энергии, его возрастные особенности.
Под обменом веществ понимается совокупность изменений, которые претерпевают вещества от момента их поступления в пищеварительный тракт до образования конечных продуктов распада, выделяемых из организма. То есть обмен веществ у всех организмов, от самых примитивных до самых сложных, в том числе организма человека, является основой жизни.
В процессе жизнедеятельности в организме происходят непрерывные перестройки: одни клетки погибают, другие их заменяют. У взрослого человека в течение суток гибнет и заменяется 1/20 клеток кожного эпителия и половина всех клеток эпителия пищеварительного тракта, около 25 г крови и т.д.
В процессе роста обновление клеток организма возможно лишь тогда, когда в организм непрерывно поступает кислород и питательные вещества, являющиеся строительным материалом, из которого строится организм. Но для построения новых клеток организма, их непрерывного обновления, а также для совершения человеком какой-то работы нужна энергия. Эту энергию организм человека получает при распаде и окислении в процессах обмена веществ (метаболизма). Причем процессы метаболизма (анаболизм и катаболизм) тонко согласованы друг с другом и протекают в определенной последовательности.
Под анаболизмом понимают совокупность реакций синтеза. Под катаболизмом — совокупность реакций распада. Необходимо учитывать, что оба эти процесса непрерывно связаны. Катаболические процессы обеспечивают анаболизм энергией и исходными веществами, а анаболические процессы — синтез структур, формирование новых тканей в связи с процессами роста организма, синтез гормонов и ферментов, необходимых для жизнедеятельности.
На протяжении индивидуального развития наиболее существенные изменения испытывает анаболическая фаза метаболизма и в меньшей степени катаболическая фаза.
По своему функциональному значению в анаболической фазе метаболизма различают следующие виды синтеза:
1) синтез роста — увеличение белковой массы органов в период усиленного деления клеток, рост организма в целом.
2) синтез функциональный и защитный — образование белков для других органов и систем, например, синтез белков плазмы крови в печени, образование ферментов пищеварительного тракта и гормонов.
3)синтез регенерации (восстановление) — синтез белков в регенерирующих тканях после травм или неполноценного питания.
4) синтез самообновления, связанный со стабилизацией организма, — постоянное восполнение компонентов внутренней среды, разрушающихся в ходе диссимиляции.
Все эти формы ослабевают, хотя и неравномерно, на протяжении индивидуального развития. При этом особенно значительные изменения наблюдаются в синтезе роста. Наиболее высокими темпами роста отличается внутриутробный период. Например, вес зародыша человека по сравнению с весом зиготы увеличивается в 1млрд. 20 млн. раз, а за 20 лет прогрессивного роста человека увеличивается не более чем в 20 раз.
На протяжении постнатальной жизни происходит дальнейшее падение уровня анаболизма.
Белковый обмен в развивающемся организме. Процессы роста, количественными показателями которых является увеличение массы тела и уровень положительного азотистого баланса — одна сторона развития. Вторая его сторона — дифференциация клеток и тканей, биохимической основой которого является синтез ферментативных, структурных и функциональных белков.
Белки синтезируются из аминокислот, которые поступают из органов пищеварительной системы. Причем эти аминокислоты делятся на незаменимые и заменимые. Если незаменимые аминокислоты (лейцин, метионин и триптофан и др.) не поступают с пищей, то в организме синтез белков нарушается. Особенно важно поступление незаменимых аминокислот для растущего организма, например, отсутствие лизина в пище приводит к задержке роста, истощении мышечной системы, недостаток валина — расстройствам равновесия у ребенка.
При отсутствии заменимых аминокислот в пище они могут синтезироваться из незаменимых (тирозин может синтезироваться из фенилаланина).
И наконец, белки , содержащие весь необходимый набор аминокислот, обеспечивающих нормальные процессы синтеза, относятся к биологически полноценным белкам. Биологическая ценность одного и того же белка для разных людей различна в зависимости от состояния организма, пищевого режима, возраста.
Суточная потребность белка на 1 кг веса у ребенка: в 1 год — 4,8 г, 1-3 года — 4-4,5 г; 6-10 лет — 2,5-3 г, 12 и более — 2,5 г, взрослые — 1,5-1,8 г. Следовательно, в зависимости от возраста дети до 4 лет должны получать 50 г белка, до 7 лет — 70 г, с 7 лет — 80 г в сутки.
О количестве поступивших в организм и разрушенных в нем белков судят по величине азотистого баланса, то есть соотношению количеств азота, которое поступает в организм с пищей и выводимого из организма с мочой, потом и другими выделениями.
Способность удерживать азот у детей подвержена значительным индивидуальным колебаниям и сохраняется на протяжении всего периода прогрессивного роста.
Как правило, взрослым людям не свойственна способность к задержке азота пищи, их метаболизм находится в состоянии азотистого равновесия. Это свидетельствует о том, что потенциальные возможности к белковому синтезу сохраняются длительное время — так, под влиянием физической нагрузки происходит нарастание массы мышц (положительный азотистый баланс).
В периоды стабильного и регрессивного развития, по достижению максимального веса и прекращения роста, основную роль начинают играть процессы самообновления, происходящие в течении всей жизни и которые к старости затухают гораздо медленнее, чем другие виды синтеза.
Возрастные изменения затрагивают не только белковый, но также жировой и углеводный обмен.
Возрастная динамика обмена жиров и углеводов.
Физиологическая роль липидов — жиров, фосфатидов и стеринов в организме заключается в том, что они входят в состав клеточных структур (пластический обмен), а также используются как богатые источники энергии (энергетический обмен). Углеводы в организме имеют значение энергетического материала.
С возрастом изменяется жировой и углеводный обмен. В процессах роста и дифференцировки жиры играют существенную роль. Особенно важны жироподобные вещества, прежде всего потому, что они необходимы для морфологического и функционального созревания нервной системы, для образования всех видов клеточных мембран. Вот почему потребность в них в детском возрасте велика. При недостатке углеводов в пище жировые депо у детей быстро истощаются. Интенсивность синтеза в значительной мере зависит от характера питания.
Фазы стабильного и регрессивного развития характеризуются своеобразной переориентацией анаболических процессов: переключение анаболизма с синтеза белков на синтез жиров, что составляет одну из характерных черт возрастных изменений метаболизма при старении.
В основе возрастной переориентации анаболизма в сторону накопления жира в ряде органов лежит понижение способности тканей к окислению жира, вследствие чего при неизменной и даже пониженной скорости синтеза жирных кислот организм обогащается жирами (так, наблюдалось развитие ожирения даже при 1-2 разовом питании). Несомненным является и то, что в переориентации процессов синтеза, помимо факторов питания и нервной регуляции, имеет большое значение изменение гормонального спектра, в частности изменения в скорости образования соматотропного гормона, гормонов щитовидной железы, инсулина, стероидных гормонов.
Перестраивается с возрастом и углеводный обмен. У детей обмен углеводов совершается с большей интенсивностью, что объясняется высоким уровнем обмена веществ. В детском возрасте углеводы выполняют не только энергетическую, но и пластическую функцию, формируя клеточные мембраны, вещества соединительной ткани. Углеводы участвуют в окислении продуктов белкового и жирового обмена, чем способствуют поддержанию кислотно-щелочного равновесия в организме. Суточная потребность в углеводах у детей высокая и составляет в грудном возрасте 10-12 г на 1 кг массы тела. В последующие годы, в возрасте 8-9 лет, она возрастает до 12-15 г на 1 кг массы тела. С 1 до 3 лет ребенку в сутки необходимо получать с пищей около 193 г углеводов, 4-7 лет — 287, 9-13 — 370, 14-17 годам — 470, и взрослым — 500 г.
Углеводы усваиваются детским организмом лучше, чем взрослым. Одним из существенных показателей возрастных изменений углеводного обмена является резкое увеличение к старости времени устранения гипергликемии, вызванной введением глюкозы при пробах на сахарную нагрузку.
Важной частью обмена веществ в организме является водно-солевой обмен.
Превращение веществ в организме совершается в водной среде, вместе с минеральными веществами вода принимает участие в построении клеток и служит реагентом в клеточных химических реакциях. Концентрация минеральных солей, растворенных в воде, обуславливает величину осмотического давления крови и тканевой жидкости, имея таким образом большое значения для всасывания и выделения. изменения количества воды в организме и сдвиги в солевом составе жидкости тела и тканевых структур влекут за собой нарушение устойчивости коллоидов, следствием чего могут быть необратимые нарушения и гибель отдельных клеток и далее организма в целом. Именно поэтому сохранение постоянного количества воды и минерального состава является необходимым условием нормальной жизнедеятельности.
В фазе прогрессивного роста вода участвует в процессах созидания массы тела. Известно, например, что из суточной прибавки массы тела в 25 г на долю воды приходится 18, белка — 3, жира — 3 и минеральных солей — 1 г. Чем моложе организм, тем больше суточная потребность в воде. В первые полгода жизни потребность ребенка в воде достигает 110-125 г на 1 кг веса, к 2 годам она снижается до 115-136 г, в 6 лет — 90-100 г, 18 лет — 40-50 г. Дети способны быстро терять и также быстро депонировать воду.
Общей закономерностью индивидуальной эволюции является уменьшение воды во всех тканях. С возрастом происходит перераспределение воды в тканях — увеличивается объем воды в межклеточных пространствах и уменьшается объем внутриклеточной воды.
Баланс многих минеральных солей зависит от возраста. В молодости содержание большинства неорганических солей меньше, чем у взрослых. Особое значение имеет обмен кальция и фосфора. Повышенные требования к поступлению этих элементов у детей до года объясняются усиленным образованием костной ткани. Но не меньшее значение эти элементы имеют и в старости. Поэтому пожилым людям необходимо вводить в рацион питания продукты, содержащие эти элементы (молоко, молочные продукты), во избежание расходования этих элементов из костной ткани. А содержание хлорида натрия, наоборот, следует снижать в рационе в связи с ослаблением продукции минералокортикоидов в надпочечниках с возрастом.
Важным показателем энергетических превращений в организме является о сновной обмен.
Возрастная динамика основного обмена
Под основным обменом понимается минимальный для организма уровень обмена веществ и энергетических затрат при строго постоянных условиях: за 14-16 часов до приема пищи, в положении лежа в состоянии мышечного покоя при температуре 8-20 С. У человека среднего возраста основной обмен составляет 4187 Дж на 1 кг массы в 1 ч. В среднем это 7-7,6 МДж в сутки. При этом для каждого человека величина основного обмена относительно постоянная.
Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых, так как на единицу массы у них приходится относительно большая поверхность тела, и процессы диссимиляции, а не ассимиляции являются преобладающими. Энергетические затраты на рост тем больше, чем моложе ребенок. Так что расход энергии, связанный с ростом, в возрасте 3 месяцев составляет 36%, в возрасте 6 мес. — 26%, 9 мес. — 21 % общей энергетической ценности пищи.
В глубокой старости (фаза регрессивного развития) наблюдается уменьшение веса тела, а также уменьшение линейных размеров тела человека, основной обмен падает до низких величин. Причем степень снижения основного обмена в этом возрасте коррелирует, по данным разных исследователей с тем, насколько у старых людей выражены признаки дряхлости и утрачена работоспособность.
Что касается половых отличий в уровне основного обмена, то они обнаруживаются в онтогенезе уже с 6-8 месяца. При этом основной обмен у мальчиков выше, чем у девочек. Такие отношения сохраняются в период половой зрелости, а к старости они сглаживаются.
В онтогенезе варьирует не только средняя величина энергетического обмена, но и существенно изменяются возможности повышения этого уровня в условиях напряженной, например, мышечной деятельности.
В раннем детском возрасте недостаточная функциональная зрелость скелетно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем лимитирует адаптационные возможности реакции энергетического обмена при физических нагрузках. В зрелом возрасте приспособительная возможность, так же как и мышечная сила, достигают максимума. В старости исчерпываются возможности компенсаторного повышения уровня дыхания и энергообмена в условиях стресса за счет снижения жизненной емкости легких, коэффициента использования кислорода тканями, снижением функций сердечно-сосудистой системы.
Высказывались разные предположения и предлагались различные математические выражения для установления зависимости энергообразования от параметров, характеризующих особенности строения организма. Так, Рубнер считал, что возрастные изменения обмена есть результат уменьшения с возрастом размеров относительной поверхности тела.
Была сделана попытка объяснить падение уровня обменных процессов в старости накоплением подкожного жира и снижением температуры кожи в этом возрасте.
Заслуживают внимание работы, в которых изменения энергетического обмена рассматриваются в связи с формированием механизмов терморегуляции и участием в ней скелетной мускулатуры (Магнус, 1899; Аршавский, 1966-71).
Повышение тонуса скелетных мышц при недостаточной активности центра блуждающего нерва в течение первого года жизни способствует повышению энергетического обмена. Роль возрастной перестройки деятельности скелетной мускулатуры в динамике энергетического обмена особенно отчетливо выделяется при исследовании газообмена людей разного возраста в состоянии покоя и при физической деятельности. Для прогрессивного роста увеличение обмена в покое характеризуется снижением уровня основного обмена и совершенствованием энергетической адаптации к мышечной деятельности. В период стабильной фазы сохраняется высокий обмен функционального покоя и значительно повышается обмен при работе, достигая стабильного, минимального уровня основного обмена. И в регрессивной фазе, разница между обменом функционального покоя и основным обменом непрерывно уменьшается, удлиняется время отдыха.
Многие исследователи считают, что снижение энергетического обмена целостного организма на протяжении онтогенеза обусловлено, в первую очередь, количественными и качественными изменениями метаболизма в самих тканях, о величине которых судят по соотношению между основными механизмами освобождения энергии — анаэробным и аэробным. Это позволяет выяснить потенциальные возможности тканей генерировать и использовать энергию макроэргических связей.
Список использованной литературы
1. Алексеева А.С. Организация питания детей в дошкольных учреждениях.— М.: Просвещение, 2001. — 208 с
2. Влощинский П.Е., Позняковский В.М., Дроздова Т.М. Физиология питания: Учебник. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 352 с
3. Кисляковская В.Г. Питание детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с
4. Мартинчик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.С. Физиология питания, санитария и гигиена: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2006. – 411 с
5. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учебник. – М.: Академия, 2006. – 432 с
6. Михайлов В.С. Культура питания. – М.: Профиздат, 2000. – 208 с
7. Новикова Е.Ч., Ладодо К.С., Бренц М.Я. Питание детей. – М.: Норма, 2002. – 172 с
8. Павлоцкая Л.Ф. Физиология питания: Учеб. – М.: Выш. шк., 1999. – 368 с
9. Популярно о питании / Под ред. А.И. Столмаковой. – К.: Здоровья, 2000. – 272 с
10. Теплов В.И., Боряев В.Е. Физиология питания: Учебное пособие. – М.: Дашков, 2007. – 365 с
Источник
➤ Adblockdetector