Меню

Обмен веществ витамины презентация 8 класс

Презентация к уроку биологии 8 класс на тему «Обмен веществ и энергией».
презентация к уроку по биологии (8 класс)

Часы сделаны из нескольких десятков деталей, организм человека из более чем из 60-100 триллионов клеток. какое основное свойство организма человека обеспечит их жизнедеятельность?

Скачать:

Вложение Размер
obmen_veshchestv.pptx 1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Интересно знать Часы сделаны из нескольких десятков деталей, автомобиль — из нескольких сотен, современный компьютер — из нескольких десятков тысяч. А человек? Трудно поверить, но это факт: в организме новорождённого ребёнка содержится около 2 триллионов клеток, а организм каждого взрослого человек состоит более чем из 60-100 триллионов клеток. Какое основное свойство организма человека обеспечит их жизнедеятельность? 06.02.2020 Кольцова О.П.

Обмен веществ и энергией. Презентация к уроку биологии 8 класс. Подготовила учитель биологии и географии ГБОУФМЛ№366, Московского района, г. Санкт-Петербурга 06.02.2020 Кольцова О.П.

О бмен веществ и энергии (метаболизм)— это совокупность биохимических превращений веществ и энергии, которые протекают в организме человека, чтобы обеспечивать его жизненный цикл, а также обмен веществами и энергией с окружающей средой. 06.02.2020 Кольцова О.П.

Этапы обмена веществ 06.02.2020 Кольцова О.П.

Метаболизм Ассимиляция (анаболизм, пластический обмен) процессы синтеза — образование сложных органических соединений из простых, на которое затрачивается энергия Диссимиляция (катаболизм, энергетический обмен) процессы распада — образование простых органических соединений из сложных, при котором энергия выделяется 06.02.2020 Кольцова О.П.

06.02.2020 Кольцова О.П.

Превращение энергии в организме. Согласно закону сохранения энергии, энергия не возникает и не исчезает бесследно, а переходит из одного вида энергии в другой. Энергия , которая требуется для поддержания жизнедеятельности организма, образуется в результате распада органических веществ, главным образом, углеводов и жиров, и, в меньшей мере, белков. Во время разрушения химических связей в молекулах между атомами выделяется энергия, из которой примерно половина растрачивается в виде тепла, а другая половина переходит в АТФ (аденозинтрифосфорную кислоту ). 06.02.2020 Кольцова О.П.

06.02.2020 Кольцова О.П.

Расход энергии на различные виды деятельности человека . Количество энергии, которое расходует организм при полном покое, натощак, т. е. через 12-16 часов после еды, и при температуре 16-20° — это основной обмен . Основной обмен у взрослого здорового человека в среднем равен 1 ккал на 1 кг веса в течение 1 часа. У человека весом 70 кг основной обмен будет равен 70 × 24 = 1 680 ккал . Это то количество энергии, которое затрачивается для обеспечения жизнедеятельности организма . Основной обмен зависит от пола, возраста, роста и веса человека. У мужчин основной обмен больше, чем у женщин того же веса. 06.02.2020 Кольцова О.П.

Это интересно! Основной обмен у здорового взрослого человека равен в среднем 1 700-2000 ккал. При мышечной работе расход энергии быстро возрастает: чем тяжелее мышечная работа, тем больше энергии тратит человек. По количеству затрачиваемой энергии людей разных профессий можно разделить на несколько групп. 06.02.2020 Кольцова О.П.

Первая группа. Работа в сидячем положении, не требующая больших мышечных движений: офисные работники (секретарь, библиотекарь, фармацевт и т.п.). Они тратят в среднем 2 200 — 2 400 ккал . Вторая группа. Мышечная работа в сидячем положении (ювелир, регистратор, учитель) они тратят около 2 600 — 2 800 ккал . Третья группа. Умеренная мышечная работа (почтальон, врач, официант, диджей ) — 3 000 ккал . Четвертая группа. Напряженная мышечная работа (маляр, автослесарь, тренер, дирижер) 3 400 — 3 600 ккал . Пятая группа. Тяжелый физический труд (цеховой рабочий, профессиональный спортсмен) — 4 000 ккал . Шестая группа. Очень тяжелый труд (каменщик, шахтер) — 5 000 ккал и более. 06.02.2020 Кольцова О.П.

06.02.2020 Кольцова О.П.

06.02.2020 Кольцова О.П.

06.02.2020 Кольцова О.П.

06.02.2020 Кольцова О.П.

Заполните таблицу « Этапы обмена веществ» Название этапа Какие процессы происходят Место протекания процессов Подготовительный Основной Заключительный 06.02.2020 Кольцова О.П.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здесь представлена презентация, подготовленная учащимися для уроков по физике 7 класса по теме «Агрегатные состояния вещества».

Презентация к уроку биологии 5 класс «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?».

Презентация к уроку биологии 5 класс «Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?» Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов.

В презентацию включены все этапы урока по теме: «Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме».

Тест по биологии пл итогам изучения темы «Обмен веществ и энергии» для10 класса ( профильное обучение).Тест включает в себя задачи.

Презентация к уроку биологии 9 класса «Неорганический вещества клетки&quot.

Презентация к уроку биологии 9 класса «Транспорт веществ в клетке&quot.

Источник

Презентация по биологии для учащихся 8 класса на тему: «Обмен веществ»
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме

В процессе работы с данной презентацией учащиеся выстраивают представление о поэтапных процессах белкового, углевожного обмена веществ, а также обмена жиров в теле человека.

Скачать:

Вложение Размер
obmen_veshchestv.pptx 159.27 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация для учащихся 8 класса Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ

Начнем урок… Как Вы думаете, возможен ли процесс обмена энергии без обмена веществ?

Задание Используя материал параграфа 36 учебника составьте план урока, выстроив пункты заготовленного плана по порядку: Обмен углеводов Обмен веществ и его виды Обмен неорганических веществ: водный обмен Обмен органических веществ: белковый обмен Минеральный обмен Обмен жиров

1. Обмен веществ, его виды Как Вы думаете почему биологи называют организм человека открытой системой? Какие органоиды наших клеток ответственны за выработку энергии? Задание: выпишите определение обмена веществ со страницы 184 учебника Какие виды обмена веществ существуют?

№ Этап обмена веществ Суть этапа 1 Подготовительный 2 Процесс синтеза и распада веществ в клетках и тканях 3 Заключительный Задание: заполните письменно таблицу до конца

2. Белковый обмен ПОСТУПЛЕНИЕ БЕЛКОВ С ПИЩЕЙ ПОПАДАНИЕ БЕЛКА В ЖЕЛУДОК ДЕЙСВИЕ ПЕПСИНА НА ПИЩУ ПОПАДАНИЕ БЕЛКОВ В 12-ПЕРСТНУЮ КИШКУ ДЕЙСВИЕ ТРИПСИНА НА БЕЛКИ РАСЩЕПЛЕНИЕ БЕЛКОВ НА АМИНОКИСЛОТЫ ВСАСЫВАНИЕ АМИНОКИСЛОТ В КРОВЬ ТРАНСПОРТ АМИНОКИСЛОТ К ПЕЧЕНИ ПРЕВРАЩЕНИЕ АМИНОКИСЛОТ В ДРУГТИЕ ВЕЩЕСТВА, МОЧЕВИНУ ОКИСЛЕНИЕ АМИНОКИСЛОТ ДО УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА И ВОДЫ, С ПОЛУЧЕНИЕМ ЭНЕРГИИ ВЫВЕДЕНИЕ МОЧЕВИНЫ, УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ИЗ ОРГАНИЗМА

3. Обмен жиров ПОСТУПЛЕНИЕ ЖИРОВ С ПИЩЕЙ Поступление пищи в 12-перстную кишку Выделение желчи печенью ЭМУЛЬГИРОВАНИЕ ЖЕЛЧЬЮ ЖИРОВ РАСЩЕПЛЕНИЕ КАПЕЛЕК ЖИРА ДО ГЛИЦЕРИНА И ЖИРНЫХ КИСЛОТ ВСАСЫВАНИЕ ПРОДУКТОВ В ЛИМФУ ТРАНСПОРТ ЖИРОВ К КЛЕТКАМ, ЖИРОВЫМ ДЕПО ПОСТРОЕНИЕ МЕМБРАН КЛЕТОК ОКИСЛЕНИЕ ЖИРОВ ДО УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА И ВОДЫ С ВЫДЕЛЕНИЕМ ЭНЕРГИИ ВЫДЕЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ИЗ ОРГАНИЗМА СИНТЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЖИРА В ЭПИТЕЛИИ КИШЕЧНИКА

4. Обмен углеводов ПОПАДАНИЕ СЛОЖНЫХ УГЛЕВОДОВ В РОТОВУЮ ПОЛОСТЬ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛЮНЫ РАСЩЕПЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ УГЛЕВОДОВ ФЕРМЕНТОМ АМИЛАЗОЙ РАСЩЕПЛЕНИЕ УГЛ Е ВОДОВ ФЕРМЕНТАМИ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ ДО ГЛЮКОЗЫ ТРАНСПОРТ ПИЩЕВОЙ МАССЫ В 12-ПЕРСТНУЮ КИШКУ ВСАСЫВАНИЕ ГЛЮКОЗЫ В КИШЕЧНЫЕ ВОРСИНКИ КИШЕЧНИКА ТРАНСПОРТ ГЛЮКОЗЫ К ПЕЧЕНИ ПЕРЕНОС ГЛЮКОЗЫ К КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА ОКИСЛЕНИЕ ГЛЮКОЗЫ В КЛЕТКАХ ДО УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА И ВОДЫ С ПОЛУЧЕНИЕМ ЭНЕРГИИ ПОСТРОЕНИЕ КРАХМАЛА ИЗ ГЛЮКОЗЫ ВЫДЕЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ИЗ ОРГАНИЗМА

Водный обмен В СРЕДНЕМ ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЕТ В ДЕНЬ ДО 2-2,5 ЛИТРОВ ВОДЫ. Каковы последствия избытка жидкости в организме для крови? Каким образом вода покидает организм человека?

Минеральный обмен Для чего человеку необходимы минеральные соли? Для чего человек употребляет поваренную соль? МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА МАКРОЭЛЕМЕНТЫ: Ca, K, Na, P, Cl МИКРОЭЛЕМЕНТЫ: Co, Fe, Zn, F, I УЛЬТРАМИКРОЭЛЕМЕНТЫ: U , V , Ag , Au , Ti , Hg

Домашнее задание Написать рассказ на тему: «Зачем мне нужны кальций, калий, йод, железо, натрий, фтор и фосфор?» 2. Подготовить сообщения: Витамин А Витамин С Витамин Е Витамин Д Витамины В

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок направлен на развитие диалогических навыков и совершенствование лексики по теме «Одежда». Можно предложить учащимся разыграть ситуацию с обменом одежды, попросив их принести элементы одежды. Можн.

Разработка урока биологии в 8 классе по программе И.Н.Пономаревой «Биология. 8 класс». На уроке проводится практическая работа. Проверка домашнего задания в форме тестирования.

Тема урока: Обменные процессы в организме Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.Цель урока: .

Урок сконструирован в строгом соответствии с требованиями ФГОС с использованием личностно-ориентированного подхода. Работа с учащимися проходит в форме диалога учитель-ученик, в ходе которого учащиеся.

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ.

Часы сделаны из нескольких десятков деталей, организм человека из более чем из 60-100 триллионов клеток. какое основное свойство организма человека обеспечит их жизнедеятельность.

Источник

Презентация. Биология. 8 класс. Обмен веществ и энергии. Питательные вещества и пищевые продукты.
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Презентация. Биология. 8 класс. Обмен веществ и энергии. Питательные вещества и пищевые продукты.

Скачать:

Вложение Размер
obmen_veshchestv_i_energii._pitatelnye_veshchestva_i_pishchevye_produkty._.pptx 2 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок 40. Тема : Обмен веществ и энергии. Питательные вещества. Пищевые продукты

Метаболизм – обмен веществ и энергии в клетке

На какие вещества расщепляются белки, углеводы и жиры пищи? Жиры Углеводы Белки Аминокислоты Глюкоза Глицерин Жирные кислоты

Что такое питательные вещества? Какие функции выполняют питательные вещества? Питательные вещества Белки Углеводы Жиры Витамины Вода Минеральные соли Строительная Энергетическая

Питательные вещества: Белки Жиры (липиды) Углеводы Витамины Минеральные соли Вода

Продукты питания с высоким содержанием белков

Продукты питания с высоким содержанием белков

Продукты питания с высоким содержанием белков

Продукты питания с высоким содержанием белков

Продукты питания с высоким содержанием белков

Продукты богатые жирами

Растительные масла содержат ненасыщенные жирные кислоты

Продукты богатые углеводами

Полисахарид Клетчатка — целлюлоза отруби

Вода, минеральные соли и витамины усваиваются организмом в неизменном виде.

Продукты богатые витаминами

« Питательные вещества» Вещества Функции Состав Суточная норма Содержание в продуктах Подумайте: Какие вещества, находящиеся в пище, не нуждаются в пищеварительной обработке?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация содержит материал, посвященный вопросам правильного питания, рассказ о питательных веществах, их функциях, содержанию их в различных продуктах питания.

Иллюстрированная презентация, разбита на 5 архивов.

Презентация к уроку содержит ЭОР.

Урок биологии запланирован с учётом системно- деятельностного подхода. Тип урока — урок изучения нового материала и комплексного применения знаний.

урок изучения нового материала по биологии к учебнику Сонин методическая разработка урока и презентация к уроку.

Презентация к уроку биологии 5 класс «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?».

Проверочная работа по теме: «Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион» 8 класс. В двух вариантах с ответами.

Источник

Урок в 8 классе «Витамины» с презентацией
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Открытый урок для РМО биологов в МОУ Кузнецовской основной общеобразовательной школе.

Скачать:

Вложение Размер
urok_vitaminy.docx 44.64 КБ
vitaminy.ppt 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кузнецовская основная общеобразовательная школа

Павлово-Посадского муниципального района

Урок биологии в 8 классе

Кубецкой Тамарой Викторовной

2013-2014 учебный год

Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в

обмене веществ и их практическом значении для здоровья

Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской

деятельности, умения делать выводы, выделять главное,

применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как

творческой личности с положительными нравственными

качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация

«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,

пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего

лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные

карточки для проведения практической работы.

Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации , беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.

Подготовка к уроку: за неделю до проведения урока некоторым учащимся класса (по желанию) дается задание: подготовить сообщения по заданным темам. Задача учителя состоит в координации работы: необходимо дать план сообщения, порекомендовать источники информации.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

— Что помогает нам сохранить здоровье?

— Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

— Какие питательные вещества содержатся в пище?

— Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?

— Расскажите об основном и общем обмене веществ. Чем объяснить, что у подростков основной обмен выше, чем у взрослых?

— Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.

При составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины. Сегодня на уроке мы поговорим о них.

— Что вы слышали о витаминах? ( Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению ).

Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

  • Витамины есть только в овощах и фруктах.
  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
  • Витамины нужно принимать только зимой и весной.
  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Постановка проблемного вопроса:

— Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.

( Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

  1. Изучение нового материала.
  1. Из истории открытия витаминов.

Сообщение учащегося. Приложение 1.

  1. Определение витаминов, их роль в организме.

Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

(Учащиеся записывают определение в тетрадь).

В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В 1 , В 6 , В 12 ). Сейчас их известно около 80 видов.

Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).

При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все — таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.

  1. Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.

Прослушайте сообщения учащихся о значении некоторых витаминов. По ходу выступлений заполните таблицу в тетради. (Заполнение таблицы).

Сообщение учащегося о витамине С. Приложение 2.

Сообщение учащегося о витамине D. Приложение 3.

Сообщение учащегося о витамине А.Приложение 4.

Сообщение учащегося о витаминах группы В. Приложение 5.

Проанализируйте заполненную таблицу в тетради и таблицу 4 на стр. 154 учебника. Сделайте выводы.

— Какой витамин самый важный?

— Что является источником витаминов в организме?

— Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

— Как восполнить недостаток витаминов в организме?

— Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?

Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

  1. Практическая работа по определению витамина С.

А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.

“Определение витамина С”

1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

4. Проделайте подобный опыт с рассолом квашеной капусты, яблочным соком.

5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.

6. Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

  • витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке;
  • витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.
  1. Сохранение витаминов в продуктах питания.

Самостоятельно прочитайте текст параграфа 38 стр.155-156 и ответьте на вопрос.

— Как сохранить витамины при приготовлении пищи?

Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

— А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

Что мешает усвоению витаминов:

алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

никотин — разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В 12 , сильно снижают уровень кальция.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Решение проблемной ситуации.

Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Витамины нужно принимать только зимой и весной.

Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

  1. Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

3.А теперь проверим свои знания.Тест№1.Работа и проверка в парах.

4.Игровой момент. Вам раздала упаковки с витаминами, порекомендуйте их больным людям.Кому?

(Организую этап самооценки и выясняю мнение учащихся об уроке).

— Понравился ли тебе урок?

— Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?

— Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?

— Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.

изучить параграф 38 «Витамины», используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В 6 , В 12 , РР, F, Н.

Из истории открытия витаминов

В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.

Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.

При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.

Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,

на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.

При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

Различают несколько видов данной группы: В 1, В 2, В 6, В 12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В 1 . Витамин В 1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.

Отсутствие витамина В 2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.

Витамин В 12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В 6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.

Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.

  1. Антипова Н.В. Витамины как источник здоровья. Газета «Первое сентября» Биология №8, 2010.
  2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методика для учителя. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2011.

Тест по теме «Витамины». ФИО__________________________________ класс.

а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.

2. Авитаминоз – это…

а) переизбыток витамина;

б) недостаток витамина;

в) нормальное содержание витамина

3. В цитрусовых большом количестве содержится:

4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?

5. Переизбыток витаминов вызывает:

6. Витамины были открыты:

7. Источниками витамина D являются:

а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;

б) свежие овощи, фрукты, молоко;

в) водоросли, мясо, яйца.

8. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?

а) недостаток витамина В; б) недостаток витамина А; в) недостаток витамина Е

9. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:

а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.

Тест по теме «Витамины»

1.Являются ли витамины источником энергии?

а) да б) нет в) только некоторые

2.Являются ли витамины материалом для биосинтеза?

а) да б) нет в) только некоторые

3.Отвар шиповника, зеленый лук, смородину рекомендуют при недостатке витамина:

4.Недостаток витамина А приводит:

а) к болезни глаз б) к рахиту в) к цинге

5. Биологически активные вещества, поступающие в организм вместе с пищей, называются________________

6. Куриная слепота возникает при недостатке________________

7. Под влиянием ультрафиолетовых лучей образуется__________, отсутствие которого вызывает у детей_________.

8. Бобовые, печень содержат группу витаминов _______, регулирующих деятельность нервной и кровеносной систем.

9. При длительном хранении витамин А ___________.

10.Овощи лучше варить в _________ посуде, т.к. в другой разрушаются ______.

Источник

Читайте также:  Витамины dermoscent essential 6 spot on для кошек
Adblock
detector