Использование здоровьесберегающих технологий в самостоятельной деятельности детей в ДОУ
презентация
Руководство самостоятельной деятельностью детей с учётом здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdovovesberegayushchie_v_samostoyatelnoy_deyatelnosti.pptx | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование здоровьесберегающих технологий в самостоятельной деятельности детей в ДОУ
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Задачи здоровьесбережения в ДОУ сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья 2. Технологии обучения здоровому образу жизни 3. Коррекционные технологии.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально
Самостоятельная деятельность детей ,с учетом применения здоровьесберегающих технологий ,влияет на следующие функции : Оздоровительные Образовательные Воспитательные
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием, играми, пособиями и спортивным инвентарём , способствующим удовлетворению потребности в движениях. Самостоятельная деятельность оставляет за ребенком право выбора ее содержания, времени, партнеров самостоятельная деятельность, направляемая и поддерживаемая взрослыми, в ходе которой происходит решение образовательных задач; свободная самостоятельная деятельность детей по выбору и интересам, удовлетворяющая потребности детей в самореализации и досуге.
Организация двигательного режима Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Когда дети должны самостоятельно двигаться? В любое время, когда они этого захотят! Поэтому должны быть продуманы условия для движений. Обязательно каждый из детей должен получить свою «двигательную дозу» во время утреннего приема, после завтрака перед ОД, на прогулке, после дневного сна.
Для удовлетворения двигательных потребностей детей должны быть созданы специальные условия, основанные на следующих принципах: непрерывность (с утра до вечера); добровольность (вызывать желание, а не принуждать); доступность; чередование организованных форм с самостоятельной деятельностью
Руководство самостоятельной деятельностью детей с учётом здоровьесберегающих технологий: Индивидуальных особенностей детей Их опыта Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Очень подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной активности и формированию внимания
«Центр познания» «Центр творчества » «Игровой центр»
« Литературный центр» «Музыкальный ц ентр» «Спортивный центр»
Коррекционный компонент развивающей среды
Рекомендации : 1.Предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода использовать в работе с учетом интересов ребенка к играм и разным видам деятельности. 2.Воспитателям учитывать при организации самостоятельной двигательной активности детей предшествующую и последующую деятельность детей. 3. Контролировать и направлять деятельность детей с учетом индивидуальных особенностей, своевременно переключая с одного вида занятий на другой, с большей или меньшей степенью подвижностью .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников http://yadi.sk/d/GvprUKnMEFmd3.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.
Документ включает в себя развернутый план проведения методобъединения воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей с тяжелыми н.
Представлен план проведения методобъединения воспитателей (2013г.), цели, задачи, содержание.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хру.
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий на тему .
В статье предложены здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать на музыкальных занятиях.
Источник
Самостоятельная двигательная активность, как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в ДОУ
Анна
Самостоятельная двигательная активность, как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в ДОУ
Самостоятельная двигательная активность — как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.
В современных условиях, когда идет отставание от нормы физического и нервно-психического развития детей возрастает роль двигательной активности, возникает необходимость введения новых форм оздоровления. Однако в настоящее время оздоровительная работа чаще всего носит бессистемный характер слабо используются новые технологии оздоровления.
Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности.
Самостоятельное движение детей во всех группах должно составлять не менее 2/3 их общей двигательной активности. Критериями оценки двигательной активности являются: объём движений (в условных шагах, их продолжительность (во времени, содержание (разнообразие движений, форм и видов).
Потребность в движении индивидуальна, поэтому условно можно выделить в каждой группе детей большой, малой и средней подвижности.
Руководство самостоятельной двигательнойдеятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:
Организацию физкультурно-игровой среды (достаточное место для движений; нужное количество, разнообразие, сменяемость пособий);
Закрепление в режиме дня специального времени для самостоятельной двигательной деятельности;
Владение воспитателем специальными опосредованными методами активизации движений детей.
При руководстве самостоятельной двигательной деятельностью необходимо знать индивидуальные особенности двигательной активности детей, которые имеют индивидуальные отклонения, характеристики их проявлений, и задачи по их преодолению
Таблица 1- Характеристика индивидуальных отклонений двигательной активности.
ОТКЛОНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАЧИ
Малая подвижность, частые периоды бездействия. Отсутствие интереса к двигательной деятельности: ребёнок часто сидит, ничего не делает, на лице грусть, безразличие, не умеет себя занять. Активизировать, вызвать интерес к движению.
Большая подвижность с высокой интенсивностью движений. Только при условии, что движения бесцельны или самоуправляемы, торопливы. Учить «управлять» движениями, выполнять их точно.
Однообразие или трафаретность движений, их бесцельность.Состав движений беден: полное отсутствие некоторых движений в самостоятельной деятельности. Ребёнок бегает, шалит, не умеет выбрать сюжет для игры; не исполь-зует физкультурные пособия и игрушки; не умеет переключаться на спокойные виды деятельности. Обогащать состав движений и содержание деятельности в целом.
Отсутствие творчества в двигательной деятельности. Не умеет комбинировать движения, переносить знакомые движения в сюжетные игры, однообразно использует физкультурные пособия и игрушки. Развивать двигательное творчество.
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствует развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.
Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Таким образом, организация двигательной активности является важным условием здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении. Примерный план самостоятельной двигательной деятельности представлен в таблице 2.
Таблица 2- примерный план самостоятельной двигательной деятельности
Источник
Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях группы
консультация на тему
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
est_konsultatsiya_dlya_vospit._dvig._deyat._v_gruppe.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение Новоспасский детский сад №7
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
детей в условиях
воспитатель Маракаева С.Е.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.
Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребёнок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Во всех программах дошкольного воспитания большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе, в т.ч. организации двигательного режима воспитанников. Однако важно отметить, что современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она всё больше ограничивается созданными условиями:
- Замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
- Ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
- Требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадёшь и т.п.);
- Увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
- Преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т.д.)
- Генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).
Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую ещё меньше.
Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т.п.).
Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы или квартиры. Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где много мебели, игрушек, и, кроме того, для таких игр часто требуется участие нескольких игроков. А если хочется поиграть одному или с двумя-тремя друзьями? Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей?
Сначала необходимо определить индивидуальные предпочтения дошкольников: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной деятельности и т. д. Определив круг интересов детей, можно подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного помещения.
Так, с целью выяснения индивидуальных интересов воспитанников мы провели наблюдение (в течение месяца) за их самостоятельной деятельностью . В листах наблюдения фиксировались предпочтения дошкольников в выборе видов деятельности, названия творческих игр, а также нарушения поведения, проявляющиеся у детей во время самостоятельной деятельности.
Анализ результатов показал, что дошкольники предпочитают такие творческие игры, как: «Домики» (организуют домик и обустраивают его); «Зверята» (кто-то из детей мама, а кто-то ее детеныш; они ходят по группе, выполняют несложные движения, устраивают домики); «Больница»; «Магазин»; «Гараж» (или подобные игры с машинами).
Кроме того, дети любят делать постройки из крупного и мелкого конструктора «Лето», обыгрывая их. Из настольных игр они выбирают разнообразные лото, много рисуют и раскрашивают.
Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, где самостоятельная двигательная активность носит в основном спонтанный, хаотичный характер.
С целью оценки объемов самостоятельной двигательной активности детей и получения ее объективных характеристик была использована методика шагометрии, с помощью которой определялось количество движений, выполненных ребенком за конкретный период времени.
Двигательная активность детей оценивалась во время самостоятельной деятельности в группе в первую (в течение 35 мин) и вторую (в течение 45 мин) половину дня. В таблицу заносились средние результаты по итогам наблюдения в течение 3—4 дней.
В результате измерений и сопоставления их со средними показателями выяснилось, что у большинства дошкольников показатель самостоятельной двигательной активности в помещении значительно ниже нормы, в то же время у пяти воспитанников из группы зафиксирована повышенная двигательная активность. Следует отметить, что такие дети чаще всего являются источниками конфликтных и травмоопасных ситуаций в группе. А также были выявлены незначительные изменения двигательной активности дошкольников в течение дня и в разные дни недели.
На основе полученных данных, в результате тщательного изучения программы физического развития детей дошкольного возраста, при участии педагога-психолога нами была разработана серия игр, учитывающих индивидуальные потребности дошкольников (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих им активно двигаться в условиях группы (приложение 3). Игры вводились в самостоятельную деятельность воспитанников постепенно.
Сначала были придуманы и изготовлены атрибуты для игр (На чем можно попрыгать в группе? Что можно метать и кидать так, чтобы это было неопасно и интересно? Где полазить?). Варианты атрибутов и пособий предлагали и делали все: педагоги, дети и их родители.
Далее на занятиях по физкультуре дошкольники обучались подвижным играм из разработанной серии.
После обучения новые атрибуты и игры стали использоваться в физкультурных минутках. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов, возможность дозировать физическую нагрузку стимулировали детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.
Также игры вводились в процессе совместной деятельности. Дети с удовольствием принимают взрослого в свою игру и прислушиваются к его предложениям. Здесь необходимо учитывать, что это совместная деятельность, а не прямое руководство.
Использование новых атрибутов — один из вариантов игры. Например, во время игры «Домик котят» девочкам была предложена новая ортопедическая дорожка голубого цвета. Дети решили, что это будет река, и котята будут в ней купаться. Они с удовольствием ползали, ходили и прыгали по дорожке. Через некоторое время дорожка перекочевала в домик и стала кроваткой, на которой спали котята. Затем она стала огородом, и девочки долго перебирали пальцами ее наполнители, имитируя работу на грядке.
Другая форма игры — создание проблемных ситуаций. Например, в процессе игры мальчиков в военных необходимо изобразить сложные условия похода. Для этого ребята использовали разноцветные коврики, раскинув их по ковру. Прыгали по ним как по кочкам, шли друг за другом, имитируя разведчиков, а в конце пути устроили тоннель из обручей, через который должен был проползти весь отряд.
И, наконец, введение новой игры опосредованно, через рассказы воспитателя и родителей. Так, одна из мам рассказала своему сыну, как они в детстве играли в путаницу, используя веревку: выкладывали из нее запутанные узоры и старались пройти их, ни разу не наступив. После этого рассказа дети стали делать путаницу (паутину, лабиринт, сеть) из скакалок.
В результате анализа предметно-игровой среды группы, работы по изготовлению новых атрибутов и пособий был составлен перечень физкультурного и спортивно-игрового оборудования для дошкольников старшего возраста.
Совместно с инструктором по физической культуре в планирование работы по физическому воспитанию был включен раздел «Обучение детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства».
В результате проведенной работы значительно возрос интерес воспитанников к подвижным играм. Творческие игры стали значительно разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные. Прямо пропорционально возросшему интересу к подвижным играм снизилась хаотичная спонтанная двигательная активность дошкольников. В целом дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Возросли продолжительность и интенсивность движений. Разнообразнее стали сами движения.
Следует также отметить, что наряду со значительным ростом интенсивности самостоятельной двигательной активности существенно снизилось количество нарушений поведения у детей и число травмоопасных ситуаций, возникающих во время самостоятельной деятельности.
Источник