Статья на тему: «Правовое обеспечение деятельности образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся»
статья на тему
Статья посвящена правовому регулированию деятельности профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся. В статье было отмечено, что частью современных требований к профессиональным кадрам, предъявляемых предприятиями различных секторов экономики, является способность по состоянию здоровья исполнять свои трудовые функции, а также умение специалиста использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, в связи с чем, приобретает все большее значение деятельность профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся, что и обуславливает актуальность темы настоящей статьи. В ходе исследования были выявлены некоторые проблемы правового регулирования деятельности профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся, а также намечены пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_26.02_agapov.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО МО «Красногорский колледж»
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОХРАНЕ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Происходящие сегодня изменения в различных сферах жизни общества требуют корректировки, а возможно и пересмотра, подходов к управлению современной профессиональной образовательной организацией и системой профессионального образования в целом.
Частью современных требований к профессиональным кадрам, предъявляемых предприятиями различных секторов экономики, является способность по состоянию здоровья исполнять свои трудовые функции, а также умение специалиста использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В связи с изложенным, приобретает все большее значение деятельность профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся, что и обуславливает актуальность темы настоящей статьи.
Предметом рассмотрения в настоящей статье является правовое обеспечение деятельности профессиональных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья обучающихся.
Характер деятельности профессиональных образовательных организаций по охране здоровья обучающихся, во многом придает её правовой основе такую специфическую черту, как множественность субъектов регулирования и нормативных источников, последовательность рассмотрения которых целесообразно определить в соответствии с их юридической силой.
Так, Конституция РФ, являясь ядром правовой системы государства устанавливает основные права граждан в сфере охраны здоровья.
На основании ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, как следует из рассматриваемой нормы, в РФ поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.
Федеральные законы, являясь юридическими актами, принятыми высшим представительным органом, определяют основы правового регулирования различных сфер жизни общества. Федеральными законами определяются основные понятия, принципы, права, обязанности, а также разграничение полномочий и ответственности участников тех или иных правоотношений.
По определению Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» под здоровьем понимается состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Кроме того, как определяет рассматриваемый Федеральный закон, под охраной здоровья понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых различными субъектами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Как следует из п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», в компетенцию образовательных организаций входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Деятельность образовательной организации по охране здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи; организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации; профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. е ч.1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, нормативные акты регионального уровня являются частью правовой основы деятельности образовательных организаций по охране здоровья граждан.
Давая общую характеристику нормативным актам регионального уровня можно отметить, что они устанавливают порядок и условия реализации права граждан на охрану здоровья, а также порядок реализации органами государственной власти субъектов РФ полномочий в сфере охраны здоровья граждан.
Учитывая, что в компетенцию образовательных организаций входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, локальные акты указанных организаций являются частью правовой основы деятельности по охране здоровья обучающихся.
Характеризуя локальные акты образовательных организаций, можно отметить, что они устанавливают порядок и условия реализации соответствующими организациями мероприятий по охране здоровья обучающихся.
Достижение такой задачи, как охрана здоровья обучающихся, невозможно без комплексного, последовательного и основанного на нормах права осуществления профессиональной образовательной организацией, а также системой профессионального образования в целом своих полномочий в указанной сфере.
Нормативное регулирование деятельности профессиональных образовательных организаций по охране здоровья обучающихся должно строиться с учетом особенностей конкретного субъекта РФ, а также соответствующей образовательной организации. Выполнение указанного условия не всегда возможно, так как полномочия по нормативному регулированию концентрируются, в значительной степени, на федеральном уровне.
Одним из способов решения проблемы учета особенностей различных субъектов РФ и образовательных организаций при нормативно правовом регулировании деятельности по охране здоровья обучающихся, может являться рассмотрение вопроса о передачи большинства полномочий в указанной сфере на уровень субъекта РФ. Целесообразным представляется и расширение компетенции образовательных организаций по изданию локальных актов в сфере охраны здоровья обучающихся.
Таким образом, в настоящем докладе были рассмотрены некоторые вопросы правового обеспечения деятельности профессиональных образовательных организаций по охране здоровья обучающихся.
Представляется, что реализация на практике выработанной рекомендации по перераспределению полномочий в сфере охраны здоровья обучающихся, может способствовать совершенствованию нормативного регулирования в указанной сфере.
1 Общая и профессиональная педагогика : учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. — М.: ИНФРА-М, 2013. – 448 с. : ил. – (ПРОФИль).
Источник
Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО»
учебно-методический материал по теме
«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_doklad.docx | 71.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Среди других важнейших идей ФГОС НОО :
1. Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Именно с этим документом связано понятие – «духовное здоровье обучающихся 1 ступени».
2. Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирование которых возможно на основе нового содержания образования и несколько иных способов деятельности воспитателя.
3. Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических, гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования).
Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС НОО , и должно стать – создание комфортной развивающей воспитательной среды . Данное понятие в концепции ФГОС определяется как:
— обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание;
-гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья, именно такое пространство является комфортным по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:
Одним из факторов, обеспечивающих достижение результатов деятельности по сохранению и укреплению здоровья в нашем учреждении, выступает ее научно — обоснованный характер, последовательность, учет возрастных и социокультурных особенностей, информационная безопасность и практическая целесообразность.
Поэтому в примерной образовательной программе НОО четко обозначены цели и задачи деятельности ОУ по данному направлению. Эта деятельность должна: — сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
-сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
-сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
-сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
-научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Очевидно, что решение данных задач направлено на формирование у детей: — знаний, — установок, — личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
Другими словами, направлено на достижение
предметных, метапредметных и личностных результатов.
Вместе с тем, обязательной является и определенная в примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков:
— создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
— рациональная организация учебной и внеучебной деятельности
— эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
-реализация образовательной программы и просветительской работы с
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
— соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников;
— наличие и необходимое оснащение помещений для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи;
— организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
— оснащённость комнат, коридоров, игровых комнат;
— наличие помещений для медицинского персонала;
— наличие необходимого (в расчёте на количество воспитанников) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу (учителя физической культуры, тренера, психолога, воспитателей).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности воспитанников , направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления. Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) воспитанников на всех этапах обучения;
— введение любых инноваций в воспитательный процесс только под контролем специалистов;
— строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
— ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные группы под наблюдением медицинских работников.
Эффективная организация оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование культуры здоровья, включает:
-полноценную и эффективную работу с воспитанниками всех групп здоровья (на спортивных мероприятиях, в секциях и т. п.);
-организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
-регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, походов).
Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, медицинских работников, а также всех педагогов.
Коллектив нашего интерната работает по комплексной воспитательной программе «Радуга». Она включает в себя валеологическое направления «Береги себя». Цель направления: сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.
-повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
-осознанное отношение детей, их родителей, воспитателей к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
— соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей;
Работа с родителями (законными представителями) включает:
-беседы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.
-организацию совместной работы воспитателей и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
В ЗОЖ интерната входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
- рациональное питание;
- оптимальный двигательный режим;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Воспитание культуры поведения:
- Культура общения;
- Воспитание нравственности;
- Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
- Профилактические методики, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, коррегирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
- Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
- Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, мытье ног);
- Физкультминутки во время занятий;
- Проветривание и влажная уборка помещений;
- Витаминотерапия;
- Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
- Отбор детей в оздоровительные группы;
- Профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз, (маршрут для глаз);
- Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;
- Строгое соблюдение норм санпина;
- Витаминизация ( воспитанники с удовольствием пьют витаминизированные кисели, компоты, чай, морс, принимают витамины).
ВЫВОД: От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Очевиден тот факт, что показателем успешности проводимой оздоровительной работы является положительная динамика здоровья детей. Также активное участие воспитанников в различных мероприятиях.
Воспитательные спортивные мероприятия (эстафеты, спортивные игры, дни здоровья), в нашем интернате семейного типа проводятся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ( ФГОС НОО ).
Я работаю подменным воспитателем, в моей сборной группе 12 детей, они активно посещают различные кружки, лыжную секцию, в свободное время любят играть в футбол.
Рассмотрим применение ФГОС на примере проведенной мною спортивной эстафеты на свежем воздухе ко «Дню здоровья»!
«Не робей, прыгай, бегай веселей»!
1) определяем тему;
2) учим ставить цель (чего достигнем… ?,чему научимся…?)
3) формируем понятия ЗОЖ., развитие ловкости, быстроты, внимания;
4) готовим инвентарь для эстафеты, делимся на две команды;
6) в конце мероприятия уделено время рефлексии.
Цель мероприятия : повысить интерес воспитанников к здоровому образу жизни, развитие выносливости, ловкости.
При правильной организации деятельности воспитанников у них формируются следующие универсальные учебные действия ( УУД ):
В сфере личностных учебных действий формируется установка на здоровый образ жизни, знание основных правил коллективной игры; умение определять нравственное содержание и смысл собственных поступков и поступков окружающих людей, понимание чувств других людей и сопереживание им в игровой деятельности осмысление влияния физической
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети определяют и формулируют цель игровой деятельности, отличают игру по правилам и без правил, определяют последовательность своих действий. Учатся совместно с воспитателем и другими участниками группы создавать безопасное игровое пространство, давать эмоциональную оценку своей деятельности, соблюдать правила безопасной игры, планировать двигательную активность в своём режиме дня.
В сфере познавательных универсальных учебных действий воспитанники проявляют активность при коллективном составлении спортивных эстафет, комплексов упражнений, игровых ситуаций; осваивают новые игровые и социальные роли; находят дополнительную информацию по спортивным и подвижным играм с мячами, обручами, скакалками.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребята учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваются и приходят к общему решению при организации игры; объективно оценивают свой вклад в общее решение группы; учатся различному ролевому поведению, используют речевые средства для решения коммуникативных задач.
Деятельность воспитателя: воспитатель задает вопросы.
ууд (личностные, познавательные , регулятивные, коммуникативные)
Ребята, понравилось ли вам участвовать в эстафете…?
ответы детей: — Да, было очень интересно, мы очень переживали за свою команду;
— Было очень весело, особенно тогда, когда мы передавали мяч между ног;
умение определять нравственное содержание и смысл собственных поступков, и окружающих людей, понимание чувств других людей и сопереживание им в игровой деятельности :(личностные, коммуникативные ууд).
Что на ваш взгляд способствовало успеху…?
Ответы детей — Наша команда была самой дружной, поэтому мы выиграли;
— А нам кажется, что мы были самыми быстрыми ловкими, а ваша команда допускала ошибки. Умение объяснять и анализировать, умение давать оценку своей деятельности (личностные, коммуникативные ууд)
Как вы оцениваете свою команду и команду соперника…?
умение сравнивтаь и строить причинно-следственные связи, давать оценку, объективно оценивать свой вклад в общее решение группы: (познавательные, регулятивные, коммуникативные ууд) ответы детей: — Мы честно выполняли каждый этап, поэтому мы достойны первого места;
Что нам нужно для улучшения наших достижений…?
Ответы детей: — Нам больше нужно тренироваться;
— Больше заниматься спортом;
Что узнали нового, чему научились…?
умение объяснять, анализировать
Ответы детей: — Научились прыгать через скакалку (первоклассники).
— Научились прыгать через обруч;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье — неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья«Здоровье — это сос.
Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател.
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
Обобщение опыта работы.
Доклад по теме совершенствование педагогических технологий в условиях реализации ФГОС.
Обзор материалов ФГОСов по актуальной на данный момент теме — сохраниение и укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях.
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей.
Источник