Меню

Обеспечение психологического здоровья воспитанников

Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников

Нина Полозова
Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников

Психологическое здоровье является интегральной характеристикой здоровья человека в целом, отражает неразделимость телесного и психического в человеке и характеризует личность в целом.

Основной целью психологического сопровождения в ДОУ и является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

О. В. Хухлаева выделяет три уровня психологического здоровья.

Высший уровень – креативный. Характеризуется устойчивой адаптацией к среде, наличием запаса ресурсов для преодоления стрессовых ситуаций.

Cредний уровень – адаптивный. Присущ детям, которые в целом адаптированы к социуму, однако демонстрируют повышенную тревожность. Такие дети включены в группу риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья. С ними необходима работа профилактической и развивающей направленности.

Низкий уровень – дезадаптивный или ассимилятивно-аккомодативный. Люди с ассимилятивным стилем поведения зависимые, ригидные. Психологические особенности таких детей – низкая самооценка, неадекватный уровень притязаний (заниженный или завышенный, трудности вытеснения гнева (его прямого проявления, социальные страхи (не соответствовать ожиданиям взрослых, сделать что-то не так, возможны психосоматические проявления. В поведенческом плане эти дети чаще всего отличаются хорошей дисциплиной, заслуживают поощрения педагогов и родителей.

Люди с аккомодативным стилем поведения, наоборот, используют активную, наступательную позицию, стремятся подключить окружающих своим потребностям. Дети аккомодативного типа обладают следующими психологическими особенностями: неустойчивая самооценка, зависящая от внешнего окружения, высокий уровень притязаний, острая чувствительность к неуспеху, стремление к лидерству, отсутствие эмоциональной децентрации, сниженная критичность. Эти дети склонны к нарушениям норм поведения, активны и нередко импульсивны. Они доставляют много трудностей работающим с ними взрослым, «так как тянут внимание на себя». Их трудно заставить что-либо сделать, если они сами этого не захотят, остро реагируют на авторитарные воздействия ухудшением дисциплины.

Детям с низким уровнем психологического здоровья необходима индивидуальная психологическая помощь.

На формирование и состояние психологического здоровья детей влияют две группы факторов: объективные и субъективные. К объективным или средовым факторам относят психотравмирующие факторы, с которыми ребенок сталкивается в семье и в детском саду.

Психотравмирующие факторы в семье – это прежде всего отклонения в психологическом здоровье самих родителей, их неуверенность, повышенная тревожность или эмоциональная холодность в отношениях с ребенком; неэффективный стиль воспитания, в частности, гиперопека или сверхконтроль; семейные конфликты, неполная или функционально неполная семья. Семейная ситуация в целом будет негативно влиять на психологическое здоровье ребенка, если она воспринимается им как негативная, провоцирует развитие повышенной тревожности, формирование страхов, ревности.

В детском саду основными психотравмирующими факторами являются неэффективное взаимодействие воспитателя с ребенком и конфликтные отношения со сверстниками. Они нарушают эмоциональный комфорт, тормозят процесс развития его личности.

К субъективным факторам, оказывающим влияние на состояние психологического здоровья ребенка, относят его личностные особенности (в частности, самооценку) и индивидуально-типологические характеристики (темперамент, характер).

Одной из основных задач детского сада в области сохранения и укрепления психологического здоровья детей является создание благоприятных для развития каждого ребенка условий в едином образовательном пространстве «семья – дошкольное учреждение».

Исходя из выше сказанного и составлены задачи психологического сопровождения с целью сохранения и укрепления психологического здоровья детей:

1. Диагностическое обследование

— детей с целью определения уровня психологического здоровья;

— педагогов с целью определения доминирующего стиля педагогического общения;

— родителей с целью определения доминирующего стиля семейного воспитания.

2. Профилактическая работа

— с детьми с креативным и адаптивным уровнем психологического здоровья (проводится воспитателем в группе в течение дня, с использованием методов, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников);

— с педагогами (консультации по эффективному взаимодействию с детьми);

— с родителями (консультации по улучшению взаимоотношений с детьми).

3. Коррекционно-развивающая работа

— с детьми с дезадаптивным уровнем психологического здоровья (проводится психологом по программам развития эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка);

— с педагогами (тренинг эффективного взаимодействия с детьми);

— с родителями (тренинговые занятия в «Школе благополучного родительства»).

4. Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей в ДОУ и семье.

Таким образом, задачи психологического сопровождения с целью сохранения и укрепления здоровья детей решаются педагогом-психологом во взаимодействии с различными субъектами воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами) в различных направлениях (диагностика, профилактика, коррекция).

Решение задач по созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольника мы видим в следующем:

• создание благоприятного эмоционального климата в каждой возрастной группе, в том числе за счет исключения из практики работы педагогов авторитарных методов воздействия;

• удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего;

• единство требований к ребенку со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей;

• организация непосредственно образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка;

• целенаправленная психологическая работа с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;

• обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников путем создания в группах детского сада уголков психологического здоровья, например, таких как:

Читайте также:  Сушка без вреда для здоровья для мужчин

— «Уголок гнева» (подушки для битья, боксерские груши, мишени, «коврики злости», «коробочки гнева», «стаканчики для крика») для снятия напряжения, выплеска накопившейся отрицательной энергии;

— «Уголок уединения» (удобные кресла, полупрозрачная ширма, подушки, мягкие игрушки разных размеров, фотоальбом с семейными фотографиями и т. д.) для успокоения, расслабления, восстановления эмоционального равновесия, ощущения себя в полной безопасности;

— «Центр песка и воды», «Сухой бассейн» для снятия психо-эмоционального напряжения и снижения тревоги;

— «Экран настроения» для отслеживания динамики эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня;

— стенды «Я пришел», «День рождение», «Я и мои друзья» для формирования ощущения принятия себя в коллективе детского сада;

— экраны «Герой дня», «Звезда недели», «Наши рекорды» для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

— персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания ситуации успеха, пробуждения ресурсов и развития веры в себя и собственные силы.

Система запланированных мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья детей позволяет:

детям – снизить уровень тревожности, агрессивности, конфликтности; повысить самооценку, устранить социальные страхи;

родителям – снизить тревожность и эмоциональную холодность в отношениях с ребенком; отладить эффективный стиль воспитания;

педагогам – эффективно взаимодействовать с детьми, опираясь на понимание, приятие и признание личности каждого ребенка.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности» я старалась.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ Наверное, все без.

Источник

Сообщение «Эмоционально — психологическое здоровье воспитанников»
статья (старшая группа)

Сообщение «Эмоционально- психологическое здоровье воспитанников».

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet.odt 20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение «Эмоционально — психологическое здоровье воспитанников».

Воспитатель старшей группы «Ромашка» Улитина Л.Н.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми (К. Н. Вентцель) Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, — признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Для решения данной проблемы мы создали соответствующие условия, организовали предметную среду, ориентируясь на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости.

Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено в этом помещении.

Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.

Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.

Поэтому важна работа с детьми дошкольного возраста по преодолению негативного эмоционального настроения,

Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.

Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий: организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.

Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу нам воспитателям нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с педагогом проводят в детском саду большую часть своего времени.

Оказывать поддержку индивидуальности и инициативе детей (свобода выбора детьми деятельности), вовлекать ребенка в различные групповые, интересные виды деятельности. Нам необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью была разработана модель модернизации предметно – развивающей среды в группе «Уголок психологической разгрузки «Маленькая страна».

  • создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности;
  • создать условия саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей; использовать игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников
  • умение детей с повышенной активностью владеть приёмами саморегуляции;
  • снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;
  • благодаря материалам психологического уголка раскроются тревожные и застенчивые дети;
  • умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.

Уголок психологической разгрузки «Маленькая страна» применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

  • для психологической разгрузки воспитанников;
  • обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
  • обучение детей бесконфликтному общению;
  • повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
  • обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Так, например, в первую очередь, мы организовали для детей «Полянку настроения», которая каждое утро встречает их в приёмной: солнышко и тучка. Дети, заходя в группу, брали солнышко или тучку и наклеивали на свой шкафчик. Этим они определяли свое настроение . После того как прием закончен мы выходили в коридор и подсчитывали сколько ребят с хорошим настроением и сколько с плохим. Затем усаживались в круг брались за руки или за плечики качались, здоровались носиками или щечками, обнимались, говорили, передавая друг другу мяч ласковые слова. И те дети, которые пришли в плохом настроении все забывали. Полянка настроения» привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.

Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей. Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ. «Полянку настроения» можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов. Можно отследить настроение ребёнка на протяжении всей недели и вести дневник наблюдений воспитателя .

Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др.

В качестве оборудования для психологического уголка ещё представлены «Мешочки настроений». «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения . «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.

Наличие в группе мягкой мебели даёт возможность расслабиться, рассмотреть семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии — что способствует снятию напряжения, поднятию настроения, помогают формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге. У нас в группе есть альбом » Как мы растем» там собраны фотографии детей маленьких до года и дальше.

«Шкатулка секретов». В ней сложены пушистые бубончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкая стеклянная палочка, кусочек шёлковой ткани и т.д. Ребёнок закрывает глаза, педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом “Что это? Угадай?”.

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев (агрессия) в приемлемой для окружающих форме, используются «Коврик злости», «Упрямая подушка», «Лист гнева»

В уголке размещена корзинка с клубочками разноцветных ниток . Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвую и я.

Наматывая нитку на большой палец правой руки, я начинаю петь песенку (например, «Колобок», «Теремок»). Затем передаю клубок ребёнку, называя его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Кукла Мирилка». Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. От куклы дети не только забывают обиды, но и стараются сразу поиграть с ней.

В дополнение в группе имеется спортивный уголок , где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия.

Для снятия стресса, мышечного зажима применяется мышечная релаксация. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Это помогает ребёнку снять напряжение, успокоиться, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию. Используется ноутбук с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций.

Широко применяются упражнения на дыхание . Ровное, спокойное дыхание – ум находится в покое, частое – ум встревожен. Упражнения на дыхание направлены на успокоение ума, развивают гибкость и плавность движений, поэтому выполняя их можно снять очаги напряжения в теле, расслабиться. Выполнение упражнений любого комплекса развивает способность к концентрации.

Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка. это под столом завешивают различными тряпками.

Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.

А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и «Шкатулка добрых посланий», в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Стена изменения настроения. Ребятишки при помощи рук перемещаются от грустного изображения к более веселому, при этом останавливаясь напротив каждого объекта, передавая изображенную на нем эмоцию. Дети отвлекаются от своих отрицательных переживаний и как следствие забывают о них, таким образом, налаживается микроклимат в группе. (большой экран когда включен проектор).

Подборка расслабляющей музыки . Релаксационные упражнения с использованием музыки необходимы для снятия у детей напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации и постоянного общения с другими членами группы.

Ширмы – легкое, многофункциональное сооружение, которое ребенок может переносить по группе и отгораживать себе укромное, удобное и спокойное местечко. Ребенок отгораживает себе личное пространство.( мольберт)

Волшебный стул – красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника праздновавшего свой день рождений. Создает положительный эмоциональный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе.

Творческие работы детей в группе (в том числе персональные выставки) помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой, позволяет ребенку увидеть самоценность. В конце недели ребенок рассказывает про свою работу, изготовленную с родителем и получает приз.

Театрализованный уголок – в процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, отвлекается от своих отрицательных мыслей и тревог (используют парики, маски ).

Портфолио – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Раньше мы использовали

Центр воды и песка — который является мощным ресурсом предметно-развивающей среды, помогающий создать радостное настроение, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, что создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребенка.

Таким образом, созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы

Результатом работы стали, следующие изменения:

— значительно пополнилась развивающая среда (уголки уединения и настроения, организованы центры эмоциональной разгрузки).

— у детей появилась возможность отрабатывать свое эмоциональное состояние.

— мы стали отмечать, что у детей заметно снизилась тревожность, они стали более спокойны, открыты для общения со сверстниками и взрослыми (на примере Настя…сейчас она первая приходит в д/с без слез и в хорошем настроении).

Мы рекомендуем в каждой группе ДОУ создать условия для психологического здоровья дошкольников как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.

Источник

Adblock
detector