Меню

Обеспечение психологического здоровья учащихся как необходимый компонент здоровьесбережения

Здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога в ОУ
статья по психологии на тему

Проблема здоровья детей как никогда актуальна. На школу ложится ответственность не только за развитие и образование, но и формирование культуры здоровья, ЗОЖ. Рассмотрим психологический путь решения проблем здоровья в школе.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchaya_deyatelnost_pedagoga-psihologa_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении

Здоровье – это фундамент нашей жизни, на котором строится наше благополучие. Без здоровья трудно, а часто невозможно хорошо учиться и работать.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.

Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Что же такое школа со здоровьесберегающей средой? Это, прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность, способы формирования личностных концепций здоровья, выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях.

От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы влияют на здоровье ученика? Отметим лишь те из них, которые непосредственно связаны с организацией работы школы:

Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.

Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.

Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.

Уровень психологической помощи учащимся.

Состояние микроклимата в школе и дома.

Как видите это комплекс взаимодействий медика, педагога и психолога, позволяющий учителю и ученику выбрать наиболее оптимальный способ обучения, соответствующий физическому и психическому состоянию ребёнка.

Рассмотрим психологический путь решения проблем здоровья в школе. Основной задачей работы педагога-психолога является поддержание и укрепление психического здоровья учащихся, содействие их оптимальному (полноценному) психическому развитию в условиях школы.

Основные технологии здоровьесбережения в школе направлены на сохранение адаптационных возможностей школьников. Адаптация к школьным условиям достигается мерой затрат внутренних (функциональных) резервов организма, т.е. затрагивается физиологическая составляющая организма ребенка.

Как показывает практика, значительные трудности в адаптации испытывают учащиеся при поступлении в первый класс, а также ученики начальных классов при переходе на основную ступень обучения. Большинство детей переживают эти периоды как важнейший шаг в своей жизни, для которого характерно появление у детей разного рода трудностей: повышение тревожности, неуверенности в себе, страхов.

Поэтому возникла необходимость в обобщении и систематизации уже имеющегося опыта в разработке системы мер по организации оптимально безболезненного адаптационного периода учащихся 1-ых и 5-х классов. С этой целью была разработана система работы по обеспечению преемственности между детским садом и школой, а также начальной школой и средней ступенью обучения для предупреждение проявлений школьной дезадаптации и осуществление здоровьесбережения учащихся.

Реализация работы осуществляется по двум направлениям:

— Работа в направлении психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школьному обучению.

— Работа в направлении психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в среднем звене школы.

Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников начинается ещё до поступления в первый класс. Профилактику трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада в подготовительных группах. Именно поэтому мы свою работу в режиме психологического сопровождения начинаем именно с этого возрастного периода.

Вся работа делится на следующие основные этапы:

1 этап — поступление ребёнка в школу;

2 этап – первичная адаптация детей в школе;

3 этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

В рамках 1 этапа в детском саду осуществляются следующие направления работы:

1. Диагностика психологической готовности детей к школе.

2. Групповые и индивидуальные консультации родителей.

3. Психолого-педагогическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.

Диагностика психологической готовности детей к школе проводится 2 раза: первый раз в сентябре, за год до поступления в школу. Целью данной диагностики является определение имеющихся у будущих первоклассников отклонений и профилактика школьной дезадаптации. Результаты этой диагностики позволяют определить направления работы в течение последнего года пребывания в дошкольном учреждении, оказать необходимую психолого-педагогическую помощь детям. Вторая диагностика проводится в апреле. По её результатам определяется динамика развития каждого ребёнка и проводится психолого-педагогический консилиум, основной целью которого является выработка и реализация определённого подхода к комплектованию классов, при необходимости составляем программы индивидуальной помощи детям.

Для работы с детьми используется программа «Приключения будущих первоклассников» Н. Ю Куражевой, И. А. Козловой. Данная программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определённых целей: развитие познавательных и психических процессов, развитие интеллектуальной, личностной и эмоциональной сфер, развитие коммуникативных умений, формирование позитивной мотивации к обучению

Дальнейшая работа по сопровождению проводится в школе.

В начале учебного года с самых первых дней совместно с педагогами отслеживается адаптация детей к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей. Психолог проводит адаптационные занятия для детей первого класса с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению. С этой целью используется программа Ж. Баловой «Мультики + первоклашки», основой которой является мульттренинг.

Во второй четверти первого класса в рамках системы психолого-педагогического сопровождения разворачивается работа, направленная на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и оказание им необходимой помощи. Основная задача этого этапа работы – это определение уровня школьной адаптации первоклассников и создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.

На основе данных диагностики и наблюдений за детьми, по решению школьного психолого-медико-педагогического консилиума формируются группы развития. В такие группы входят дети с низкой психологической готовностью к школьному обучению, с проблемами в поведении, дети, у которых по данным диагностики высокий коэффициент дезадаптации, т. е. те, кто составляет группу риска по адаптации.

Целенаправленная работа, осуществляемая совместно педагогами, родителями и психологом по созданию системы подготовки детей к школе помогает ребёнку успешно адаптироваться и обучаться в школе. Это подтверждают данные диагностики. (см таблицу). В прошлом учебном году 60% , в этом году 60,5% детей от общего количества первоклассников легко включились в школьную жизнь.

Источник

Здоровьесберегающие технологии для сохранения психологического здоровья детей

Наталья Кожокина
Здоровьесберегающие технологии для сохранения психологического здоровья детей

Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению физического состояния. У других, те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30, 40, 50 лет.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровьясубъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологийв дошкольном образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:

Рациональная двигательная активность.

Сохранение стабильного психоэмоционального состояния

Обращает на себя внимание, сколь значимое место в современном понимании «здоровья» в нем отводится психологическому компоненту.

Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте формировать все аспекты душевного покоя для положительной динамики личностного роста детей.

Психологи и педагоги разработали множество технологий, направленных на укрепление психологического здоровья в том числе:

Психогимнастика Представляет собой этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Основная цель — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой.

— Релаксационные упражнения В результате релаксационных упражнений у дошкольников нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается режим сна.

Сказкотерапия применяется для детей любого возраста, начиная с самого рождения.

Дети — это существа, которые обладают тонкой психической организацией, поэтому они способны эмоционально реагировать на какие-либо внешние или внутренние факторы в виде переживания, плача, страха и т. д. Сказкотерапия для детей — это очень хороший способ корректировки негативного воздействия, поведения и любого другого состояния.

Можно сотню раз повторить ребенку, что он ленивый и не хочет убирать свои игрушки, и это не будет иметь никакого результата. А можно рассказать сказку, где ленивый герой попадал в разные неприятные ситуации из-за своей лени. И, наверняка, ребенок изменит свое поведение. Почему? Да просто потому, что его не заставляют и не принуждают, а он просто слушает историю. Сказка учит, а не ругает. И ничто не мешает ему думать, сравнивать, соотносить себя с неким персонажем.

Песочная терапия Песок обладает психотерапевтическим эффектом, развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно — логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук. настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения.

Песочная терапия для детей может быть организована из манки.

Источник

Читайте также:  Как спорт улучшает здоровье человека
Adblock
detector