Доклад на педагогический совет по теме: «Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС ДО».
консультация
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года №1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedagogicheskiy_sovet.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогический совет по теме:
« Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС ДО».
В настоящее время в период обновления системы дошкольного образования особое внимание уделяется полноценному и всестороннему развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья дошкольника.
Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года №1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной области физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно — д вигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
В ДОО основная роль в организации работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников отводиться воспитателям групп, инструктору по физической культуре и педагогу ‐ психологу. Для успешной организации данной работы важно соблюдение требований к психолого ‐ педагогическим, кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, а также к развивающей предметно ‐ пространственной среде.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В работе с дошкольниками важно внедрять
- здоровьесберегающие технологий в дошкольном образовании:
- медико ‐ профилактические (обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинской сестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств);
- физкультурно ‐ оздоровительные (направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: закаливание КГН; беседы по валеологии; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; прогулки ‐ походы);
- технологии обеспечения социально ‐ психологического благополучия ребенка ;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни: семинары ‐ тренинги, консультации, практикумы);
- технологии валеологического просвещения родителей (технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности: информационные стенды, консультации, совместные спортивные праздники и развлечения)
Педагог, занимающий должность воспитателя, должен содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создавать благоприятную микросреду и морально ‐ психологический климат для каждого ребенка. Так же важно умение устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, их родителями, другими педагогами и специалистами ДОО.
Все эти умения оказывают влияние на эффективность использования педагогами и специалистами средств, методов и приемов воспитательно ‐ образовательной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Источник
Оптимизация психофизического состояния детей дошкольного возраста
Мария Филина
Оптимизация психофизического состояния детей дошкольного возраста
«Оптимизация психофизического состояния детей дошкольного возраста«
Филина Мария Анатольевна
МБДОУ «Детский сад №44 «Белоснежка»
Россия, г. Тамбов
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!
Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.
Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на работе часто приводят к перенапряжению, плохому настроению, и как результат – к депрессии. Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации для борьбы с «перегрузками». Но что делать, если совсем маленький ребёнок перенапряжён, перевозбуждён и сложно успокаивается после активных игр и общения? Как победить детскую гипервозбудимость?
Почему-то принято считать, что методы релаксации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.
Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Основными средствами достижения психофизического благополучия ребенка является психомышечная тренировка (саморасслабление). Широкое распространение данного метода в настоящее время объясняется эмоциональными перегрузками.
Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут напрягаться просто от того, что их психофизические и соматические реакции отстают от общего ритма жизни детского коллектива. Поэтому рекомендуется вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь детского сада и применять их неоднократно в течение дня. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка, у него возникает приятная дремота. Следует воспользоваться этим моментом для мысленного прокручивания детьми некоторых переживаний, и не разрешенные до этого конфликты перерабатываются головным мозгом – «разрешаются».
Распространены два комплекса психомышечной тренировки:
— психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании;
— психомышечная тренировка без фиксации на дыхании.
Помимо этого существуют отдельные этюды на расслабление мышц.
Хочу представить Вашему вниманию некоторые упражнения по различным комплексам:
Этюды на тренировку отдельных групп мышц:
Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.
У нас под крышей Руки над головой
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет, Уронить расслабленные руки
Гвоздь упадет. и присесть
Свалился во сне.
Ребенок поворачивает туловище вправо – влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
Играют двое: один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обтянув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом).
Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с-с-с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с-с-с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с-с-с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса…Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш-ш-ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.
Выразительные движения: ноги согнуть коленях, корпус тела слегка наклонить вперед, руки вдоль тела, голову опустить вниз.
Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании
Перед выполнением упражнении необходимо договориться с детьми что воспитатель — мама медведица, дети – медвежата.
Игра с шишками (напряжение и расслабление мышц рук)
Мама-медведица (воспитатель) бросает медвежатам (детям) шишки. Они ловят их с силой и сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Мама слова кидает шишки медвежатам. Игру можно повторить 2-3 раза, шишки можно использовать настоящие, бумажные, пластилиновые или «невидимые».
Игра «Холодно-жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища)
Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-3 раза.
Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).
Медведица зовет, золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает по коленями.Мама-медведица говорит: «Летит» и медвежата дружно распрямляют свои ножки. Повторить игру 2-3 раза.
Игра с шарфиками (расслабление мышц шеи)
Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки.Покружили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.
Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов)
В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос.Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании
Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц)
Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхании). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы.Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру с песком 2-3 раза.
Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног)
На пальцы ног залез муравей и бегает за ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны,расслабить ноги: ноги отдыхают. Повторить игру 2-3 раза).
«Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко – расслабиться – разморило на солнце (на выдохе).
В уши попала вода (на напряжение и расслабление мышц шеи).
В положении лежа на спине ритмично покачать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.
«Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица).
Подбородок загорает – поставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает – поставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе).Брови-качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.
Данный цикл упражнений периодически используется в перерыве между занятиями, на прогулке, можно использовать не все вышеописанные упражнения, а те, которые наиболее успешно усвоены детьми и нравятся им.
Список использованных источников:
1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании// Дошкольное воспитание. – 2005. — №4 – С. 3-5
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М.В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. — М. : Айрис-пресс, 2004. -160с.
Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.
Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: — систематизировать представления детей о свойствах.
Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей» СЕНТЯБРЬ. Листьям – Время опадать, Птицам – Время улетать, Грибникам – Блуждать в тумане, Ветру – В трубах завывать. Солнцу – стынуть,.
Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.
Лэпбук «Музыка» для детей дошкольного возраста Лэпбук по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Диканова Л. В. Цель — обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической.
Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование — функциональный рисунок для гармонизации внутреннего состояния педагога» Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование – функциональный рисунок для гармонизации психоэмоционального и физиологического состояния.
«Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике». Рисование песком. Занятие по стабилизации психоэмоционального состояния детей Занятие 10. «Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике» Цель: — стабилизация психоэмоционального состояния, снижение тревожности, коррекция.
Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.
Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.
Занятие для воспитанников 4 группы с ОВЗ «Значение мандалы для моего эмоционального состояния» Цель: обучение воспитанников приемам саморегуляции посредством метода «Мандала». Задачи: • Познакомить с понятием «Мандала»; показать ее.
Источник