Меню

Обеспечение психического здоровья дошкольников

Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ

Ольга Попкова
Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ

В современных условиях развития общества проблема психологического здоровья детей является актуальной, как никогда ранее. Социальные перемены, которые происходят в обществе, накладывают свой отпечаток на страны, народы и каждого человека в отдельности. Разные люди совершенно по-разному относятся к тем или иным переменам и преобразованиям.

Ребенок постигает мир через нас, взрослых и от нас зависит насколько легко он войдет в этот сложный мир. Психологическое здоровье является очень важным условием полноценного развития дошкольника. Целью практической психологической работы с детьми должно быть психическое здоровье ребенка. Что же включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Этот термин в научный лексикон был введен И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и функционирования человека в процессе его жизнедеятельности. Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и физического в человеке, необходимость того и другого для полноценного функционирования. В качестве примера можно взять исследования Джюэтта, который изучал психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось,что всем этим людям характерны такие качества: эмоциональное спокойствие, оптимизм, самодостаточность, способность радоваться, умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Психологическое здоровье ребенка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком, играют и беседуют с ним, поддерживают дисциплину. Ребенку нужно предоставлять больше независимости и самостоятельности.

Одним из важных условий укрепления психического здоровья детей в ДОУ является система специальных психолого-педагогических коррекционных занятий, целью которых является обучение положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, а так же формирование потребности в саморазвитии.

С целью сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников в нашем детском саду я провожу коррекционно-развивающие занятия. В основе данных занятий лежит программа групповых занятий с дошкольниками, разработанная О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаевым и И. М. Первушиной, изложенная в книге «Тропинка к своему Я». Согласно данной программе дети младшего дошкольноговозраста на занятиях знакомятся с различными чувствами: полезными и вредными, говорят о том какие чувства живут в природе, какие чувства приводят к ссоре, учатся жалеть обиженного, учатся мириться. Дети среднего дошкольного возраста на занятиях учатся любить свою семью, учатся не драться, не обзывать других, управлять своими чувствами. Старшие дошкольники говорят на занятиях о дружбе, о том, кто же такой настоящий друг, о том, как можно изменить чувства другого человека, о том, что школа – это трудный и радостный путь к знаниям.

Занятия включают в себя коммуникативные, психогимнастические, ролевые игры, игры направленные на развитие произвольности, терапевтические сказки. На занятиях дети с удовольствием принимают участие в играх, слушают сказки. Использование сказок в работе с детьми имеет большое значение. Ведь именно сказка так близка и понятна маленькому ребенку, с ее помощью он может поставить себя на место героя, и найти выход из той или иной затруднительной ситуации. В сказках поднимаются важные проблемы для детского мировосприятия, в них дети находят отголоски своей собственной жизни. Сказки дают детям множество вариантов выхода из различных жизненных ситуаций, а так же они рождают у ребенка ощущение, что взрослые его понимают и готовы ему помочь. Ролевые игры обеспечивают необходимое ролевое развитие ребенка. С помощью психогимнастических упражнений дети изучают различные эмоции, что помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.

Читайте также:  Судебная практика по укусам собаки легкий вред здоровью

Дети 3-4 лет на занятиях с помощью картинок знакомятся с такими чувствами, как злость, радость, страх. Затем мы вместе с детьми показываем эти чувства руками, пальчики прыгают по столу – радуются, толкают, кусают друг друга – злятся, сжимаются в кулачки и дрожат – боятся. Очень нравится детям упражнение «Пожалей птичку». Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, как он грустит. Я предлагаю ребятам пожалеть птичку. Все подходят и жалеют птичку, гладят ее и говорят «Птичка Маша – хорошая».

На занятии со старшими детьми проводилась игра «Мы потерялись». Я просила детей представить, что они потерялись в глухом лесу и очень испугались. И тут появляется страшная Баба Яга (ведущий). Куда детям деваться?Они просят ее: «Покажи, куда нам надо идти?»А Баба Яга отвечает: «Ладно, покажу, если вы скажите, в чем каждый из вас самый-самый». Далее ребенок называет вслух какое-либо свое хорошее качество. В начале этой игры некоторые дети затруднялись говорить свои хорошие качества. Но когда мы поиграли в эту игру несколько раз, это уже не вызывало у детей затруднений.

Результативность данных занятий отслеживается в системном мониторинге сопровождения детей. Анализ диагностических исследований показал, что признаки агрессивности снизились у 15% детей, внимание у гиперактивных детей улучшилось на 18%, тревожность снизилась на 9% .

Таким образом, данные занятия способствуют сохранению и укреплению психического здоровья детей, что является одной из важнейших задач в работе психолога ДОУ.

Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду Инновационный педагогический опыт Фадеевой Оксаны Александровны по теме «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду».

Инновационный педагогический опыт «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду» «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения» Антон Павлович Чехов. Актуальность. «Здоровье – это состояние полного.

Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников» Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников? Эмоциональное здоровье напрямую.

Консультация «Психологическое здоровье дошкольника» Одной из главных задач ДОУ и семьи является охрана нервно-психического здоровья детей. Укрепление нервной системы ребенка посредством создания.

«Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка». В помощь педагогам-психологам Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка. Целительное влияние пшеничных зёрен, муки, соли,.

Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.

Консультация для родителей «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста» Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет.

«Здравствуйте, дети». Психологическое здоровье дошкольников. Планирование тематической недели Понедельник «Вежливость на каждый день» Цели: — обучить детей употреблять слова-приветствия, произносить их с соответствующей интонацией;.

Семинар-практикум для педагогов «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Семинар-практикум для педагогов на тему: «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Цель: расширение знаний педагогов об особенностях.

Консультация «Здоровье дошкольников» ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ««Здоровье – это главное жизненное благо», — так гласит народная мудрость. Здоровый, крепкий и развитый ребёнок.

Источник

Условия сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста
статья на тему

Что такое «психическое» здоровье? Какие факторы влияют на его сохранение?

Читайте также:  Здоровье женщины рак молочной железы

Скачать:

Вложение Размер
doklad_usloviya_sohr._fiz_psih_zdorovya.docx 17.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Условия сохранения физического и психического здоровья детей в детском саду»

МДОУ ЦРР – д\с № 11

В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности, в нашей стране, одним из наиболее стрессогенных можно назвать фактор нестабильности: экономической, политической, ценностной. Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребенок с внешними признаками взрослости при внутренней социальной незрелости. Однако по мере того как ребенок становится старше, число стрессовых факторов не только не уменьшается, но и существенно увеличивается.

Что включает в себя понятие психологического здоровья?
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной. Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой стороны обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни.
Насколько психическое здоровье взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психическое здоровье» уже подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Поэтому именно психическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. В результате исследования Джюэтта, изучавшего психические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психически здорового человека, который приводится многими исследователями.

Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими
Психическое здоровье детей имеет свою специфику.
Для того, чтобы ее рассмотреть, можно еще раз обратиться к взглядам И.В.Дубровиной на соотношение психического здоровья и развития личности. И.В.Дубровина утверждает, что основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.

Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.
Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально- личностными особенностями.
Влияние факторов среды.
Под ними обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.
Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что дефицит общения с матерью может привести к различного рода нарушениям в развитии ребенка. Дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверх стимуляции ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важным становится и взаимоотношения с отцом. Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком в этом возрасте можно отнести:
а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т.п.;
б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет слишком тревожная мать.

Определим теперь место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку он:
— подает ребенку пример отношений с матерью;
— выступает прообразом внешнего мира. То есть освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то;
— является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.
Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести к нарушениям у ребенка половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей они могут привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной готовностью к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию.
Следующий фактор – это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

Вторая группа факторов связана с детскими учреждениями.
Следует отметить встречу ребенка в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, который во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показали исследования, воспитатель не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению его потребностей в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации.
Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт, в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

Подводя итог объективным факторам риска нарушения психического здоровья ребенка, поступающего в школу, можно сделать вывод, что преобладающими являются те или иные внутрисемейные факторы, однако негативное воздействие может оказать и пребывание ребенка в детском саду.
Довольно интересно проследить влияние индивидуальных свойств темперамента в плане риска нарушения психического здоровья. Стрессоустойчивость детей зависит от типа нервной системы. Данные психологических исследований позволяют сделать вывод, что отдельные свойства темперамента являются если не источником нарушения психического здоровья, то существенным фактором риска, который невозможно игнорировать.
Следующим важным условием становления психического здоровья детей является наличие у всех положительного фона настроения. А положительный фон настроения зависит от настроения значимых взрослых (родителей и педагогов).

Влияние факторов среды
1. Семейные неблагоприятные факторы:
— неправильный стиль воспитания (пренебрегающий, авторитарный, контролирующий);
-нарушение правил семейного воспитания;
— проблемный характер семьи (антипедагогическая, аморальная, кризисная, конфликтная и др.)
2. Неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями:
— не налажена взаимосвязь с педагогом;
— конфликтные отношения со сверстниками.

Источник

Adblock
detector