Меню

Объекты мониторинга оценки здоровья это

Методология и принципы мониторинга здоровья учащихся и студентов

Сложнейшие социально-экономические преобразования, произошедшие в нашей стране в последнее десятилетие, как в фокусе, выявили ряд негативных явлений, влияющих на состояние здоровья и качество жизни населения России. По демографической оценке численность населения, особенно в Сибири, несмотря на приток беженцев из ближнего зарубежья, уменьшается, коэффициент рождаемости (10,7%о) самый низкий, а коэффициент смертности (12,2%о) — самый высокий со времен Великой Отечественной войны. В России наблюдается превышение смертности над рождаемостью, происходит старение населения вследствие уменьшения количества детского населения. Всего лишь около 15 процентов детей рождаются здоровыми. Доля здоровых детей в школах составляет менее 20 процентов. За годы обучения в школе в 10 раз увеличивается число детей с нарушениями зрения, до 70 процентов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, в 4 раза возрастает число детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза — с заболеваниями органов пищеварения и т.д. За последние 5 лет число детей-инвалидов увеличилось в 2,4 раза. Более 60 процентам девочек-подростков необходимо внимание гинекологов. Более половины юношей призывного возраста нуждаются в отсрочке от призыва в армию по состоянию здоровья.

Среди старших школьников число курящих достигает 70 процентов, часто употребляющих алкоголь — 30 процентов, прогрессивно растет количество наркоманов и токсикоманов: по материалам общественных орга-низаций эта цифра приближается к 2 млн. Растет детская и подростковая преступность, проституция.

Более 60 процентов студентов средних и высших учебных заведений страдают хроническими заболеваниями разной нозологии; 80-85 процентов преподавателей школ и вузов нуждаются в коррекции здоровья [4]. Совершенно очевидно, что сложившаяся ситуация со здоровьем населения, особенно детей и подростков, требует коренного перелома, поскольку именно подрастающее поколение определяет качество кадрового потенциала, будущее экономики страны, ее обороноспособность, здоровье будущих поколений россиян.

Надежды на современную медицину и систему здравоохранения, как панацею, обеспечивающую здоровье, не обоснованы. Дело в том, что уровень организации медицинского обслуживания лишь на 8-10 процентов влияет на физическое и психическое благополучие. Более того, в условиях дефицита финансирования, современная медицина все более из профилактической превращается в лечебную.

В этой связи, большое значение приобретает скрининг диагностика состояния здоровья детей и молодежи в процессе обучения для профилактики нарушений физического и психического состояний.

В основу методологического подхода оценки здоровья учащихся и студентов положены следующие основополагающие принципы: 1) здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [3]. Это определение базируется на представлении о целостности организма и его компонентов, которые характеризуют возможности и способности личности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности при совершенной адаптации к внешним экологическим и социальным условиям. Основываясь на медико-биологических позициях, мы высказали следующее определение: «Здоровье – способность организма сохранять гомеостаз в условиях полной адаптации к внешним факторам» [1]. Такой подход позволяет оценивать здоровье с помощью доступных для исследования показателей.

2) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам) [2]. В этой связи можно использовать различные нагрузочные пробы, позволяющие выявить объем резервных возможностей разных систем и всего организма в целом.

3) Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга. Модель такого холистического подхода представлена на рис. 1.

4) Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, в онтогенезе изменяются. Поэтому при оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только наличие или отсутствие имеющихся заболеваний, но в первую очередь динамику процессов.

5) При характеристике здоровья важен интегративный подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психо-эмоционального состояния организма и индивидуально-типологический статус человека. Эти принципы легли в основу разработанного нами мониторинга здоровья учащихся и студентов. Мониторинг здоровья – это динамическая скрининг диагностика физического развития, функциональных резервов организма, нейродинамических показателей нервной системы, психического состояния, индивидуальных конституциональных особенностей, адаптивных (резервных) возможностей, образа жизни и наследственности, определяющих жизнеспособность организма. Мониторинг здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных физических, психофизиологических и психологических параметров, которые могут быть количественно измерены, например, росто-весовое соотношение, артериальное давление и другие. Они имеют высокую диагностическую эффективность, так как объективно отражают состояние здоровья субъекта, позволяют сопоставлять показатели в динамике онтогенеза и между разными группами, а также прогнозировать его развитие на перспективу.

Цель мониторинга: на основе данных об индивидуальных особенностях и возможностях организма учащихся и студентов обеспечить:

— Сохранение здоровья в процессе индивидуального развития и обучения;

— Профессиональную ориентацию учащихся для осознанного и адекватного возможностям организма выбора профессии;

— Оценку индивидуальных психофизиологических, характерологических, типологических и личностных особенностей студентов для коррекции и развития профессионально значимых качеств;

— Оценку здоровьесохраняющей деятельности общеобразовательного учреждения; — Индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса; Мониторинг здоровья учащихся включает следующие параметры:

— оценка физического развития;

— оценка функционального состояния и физической подготовленности; — оценка уровня социально-психологической адаптации к школе; — отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; — оценка уровня тревожности; — оценка различных видов памяти (механической, смысловой, образной); — оценка нейродинамических свойств нервной системы, позволяющая судить о состоянии нервных процессов; — квалификационная характеристика школы, характеризующая уровень организации здоровьесберегающей деятельности учреждения. Для мониторинга здоровья студентов выделены следующие показатели: — оценка физического развития; — оценка функционального состояния и физической подготовленности; — самооценка психических состояний;

Читайте также:  Здоровье ребенка по ушам

— оценка социально-психологической адаптированности; — оценка функциональной асимметрии мозга;

— оценка уровня мотивации к успеху; — отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

— оценка уровня стрессоустойчивости;

— оценка уровня тревожности;

— оценка уровня конфликтности;

— диагностика состояния агрессии;

— оценка уровня невротизации, психопатизации;

— оценка различных видов памяти (механической, смысловой, образной);

— определение умственной работоспособности;

— оценка нейродинамических свойств нервной системы: сенсомоторные реакции, реакции на движущийся объект.

Понятно, что перечень показателей, используемых для мониторинга, может быть адаптирован для каждого учебного заведения в зависимости от кадрового и материально-технического потенциала. Оценка уровня здоровья человека по отдельным, пусть даже информативным показателям, не дает целостного представления. Необходима интеграция отдельных параметров с целью получения суммарного количественного показателя (индекса) здоровья. Для этого может быть использован балльный вариант пересчета «сырых» показателей в стандартизованные с учетом возраста, пола, региона проживания, типа конституции и нормативных значений. Создание компьютерной базы исследованных показателей чрезвычайно важно для определения не только индивидуальной динамики, но и популяционных изменений, лежащих в основе прогнозирования демографической ситуации и здоровья будущих поколений. На основе этих принципов нами разработан компьютерные варианты методик комплексной оценки здоровья учащихся и студентов (Регистрационные свидетельства № 0320800711 от 27 марта 2008 г. и № 0320801703 от 18 августа 2008 г., выданные Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации г. Москва) – электронные паспорта здоровья.

Все результаты сохраняются в базе данных и могут быть востребованы в любом формате (по полу, возрасту и т.д.) Достоинством электронных паспортов здоровья является:

• Интегративный подход к здоровью как системному состоянию, включающему показатели физического, психического и социального уровней;

• Компьютеризация всех данных, что позволяет создать банк здоровья различных возрастно-половых и профессиональных групп;

• Количественное выражение показателей, обеспечивающее возможность динамического наблюдения и сопоставления уровня здоровья различных групп, образовательных учреждений, районов, т.д.;

• Относительная простота обследования, не требующая дорогостоящего оборудования; • Возможность передачи результатов обследования через Интернет;

• Вовлечение субъекта в сам процесс обследования, что повышает его личную заинтересованность в сохранении и развитии здоровья.

• Возможность прогнозировать риск развития девиантного поведения, своевременно выявлять психо-соматические нарушения и осуществлять их коррекцию.

1. Айзман Р.И. Валеология – синтез медицины и педагогики // Вестник Межрегиональной Ассоциации «Здравоохранение Сибири». 2000. №1. С.45-56.

2. Айзман Р.И. Медико-биологические и социальные аспекты здоровья. // Физиологические основы здоровья. / Под ред. Айзмана Р.И., Тернера А.Я. -Новосибирск: изд-во «Лада». 2001г. – С. 19-35.

3. ВОЗ: Устав. — Женева,1968. С.1

4. Труфакин В.А. Предисловие. // Физиологические основы здоровья. / Под ред. Айзмана Р.И., Тернера А.Я. — Новосибирск: изд-во «Лада». 2001г. – С. 5-6.

Источник

Методическая разработка » Мониторинг здоровья учащихся школы»

Анализ данных мониторинга является основой для принятия упрвленческих решений разного уровня и создания здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка » Мониторинг здоровья учащихся школы»»

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Разработчик: Ирина Александровна Хрипкова

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Состояние здоровья — это важный критерий, характеризующий результат деятельности образовательной системы. Не случайно, одним из критериев оценки деятельности образовательного учреждения является отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся. Анализ данных мониторинга является основой для принятия управленческих решений разного уровня и создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Состояние здоровья учеников – ключевой показатель образовательной программы, реализуемой учреждением. Высокие учебные достижения не служат оправданием систематического ухудшения здоровья детей, следовательно, отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обусловливает результативность целостного образовательного процесса.

И в этой связи уместно привести слова В.А. Сухомлинского: «Опыт убеждает нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Методика мониторинга позволяет отслеживать динамику показателей каждого ученика, класса, используя при этом доступные средства измерения, современное информационно-диагностическое и программное обеспечение. В зависимости от результатов создаются группы детей и определяются направления работы по выявленным проблемам. Это необходимо для принятия научно-обоснованных управленческих решений по планированию и прогнозированию процесса обучения в школе, который в соответствии с Законом «Об образовании» должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и подростков. Информационные технологии позволяют оперативно проанализировать причины неудач и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны учителя, так и со стороны ученика. В ежегодном обследовании принимают участие только определенные возрастные группы учащихся, «кризисные» по тем или иным причинам. В эти группы входят учащиеся:

а) 1-х классов – период адаптации к школе;

б) 5-х классов – переход в среднее звено школы;

в) 9–11-х классов – выпускники.

Комплексная оценка состояния здоровья учащихся включает диагностику здоровья в двух традиционных аспектах: физическом и психическом. Причем в психическом здоровье выделяются две подструктуры, а именно – социальное и психологическое здоровье. Таким образом, о целостном развитии учащихся составляем представление по следующим компонентам:

Читайте также:  Корень от сибирского здоровья от прыщей

В каждом компоненте выделяется четыре уровня по степени сформированности критериев и показателей развития учащихся:

В зависимости от результата определяются группы учащихся и намечаются направления работы по выявленным проблемам.

Показатели, используемые для мониторинга здоровья учащихся в школе.

Оценить уровень здоровья учащихся и определить основные приоритеты дальнейшего

развития деятельности школы в области здоровьесбережения.

Формировать базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье

учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования

школы, корректировки здоровьесберегающей деятельности;

Вести сравнительный анализ по годам, что позволит отследить динамику здоровья, выявлять факторы, влияющие на здоровье учащихся.

Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования;

Объектом мониторинга являются класс, учитель, учащийся, а также отдельные составляющие образовательного процесса:

здоровье учащихся и учителей;

содержание и результаты обучения;

социальное и профессиональное самоопределение старшеклассников;

уровень воспитанности учащихся.

Участниками мониторинга состояния здоровья учащихся являются:

Учителя физической культуры;

Медицинская сестра школы.

Педагог дополнительного образования

Основные методы сбора и обработки информации

Основными методами и средствами диагностики здоровья обучающихся являются:

Ежегодный медицинский осмотр;

контроль знаний, умений и навыков;

Сбор информации об уровне здоровья учащихся возлагается на медицинскую сестру,

психолога, учителей физической культуры, родителей, классных руководителей. Полученная информация заносится в паспорт здоровья каждого класса, хранится в методическом кабинете и доступна для всех участников образовательного процесса. В конце учебного года паспорта здоровья распечатываются, и выдаются классным руководителям.

Оформление паспорта здоровья для каждого класса;

Определение уровня здоровья всех учащихся;

Выявление причин снижения уровня здоровья учащихся;

Использование рекреативных технологий в реализации программы «Здоровье и физическая культура».

Выбор наиболее адекватных форм и методов работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (формирование здоровьесберегающей среды в школе).

Состав экспертной группы

В экспертную группу по проведению мониторинга здоровья учащихся входят:

— учитель физической культуры, руководитель программы;

— медицинская сестра школы;

Принятие управленческих решений

Управленческие решения принимает администрация школы. Куратором проекта мониторинга здоровья учащихся является завуч по учебно-воспитательной работе И.А. Медведева.

Сроки проведения ежегодного мониторинга здоровья учащихся: сентябрь – май.

Схема мониторинга развития учащихся

Компонент «Физическое здоровье»

Медицинские показания ученика

Анализ медицинских документов

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Устойчивость к заболеваниям

Гигиеническая оценка освещенности классного помещения

Гигиеническая оценка школьной мебели

Гигиенические требования к организации учебного процесса

Гигиенические требования к составлению расписания уроков

Гигиеническая оценка урока

Сведения о пропусках по болезни за триместры

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Соответствие возрастным показателям по:

– прыжкам с места;

челночный бег 3х10 м;

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Компонент «Социальное здоровье»

Бережное отношение к природе

Мое отношение к школе

Красивое в моей жизни

Как я отношусь к себе

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 1-х классов

Отношение к природе

Прекрасное в моей жизни

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 5-х классов

Отношение к труду

Я (отношение к себе)

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 9-х классов

1. Интеллектуальный уровень

2. Нравственная позиция:

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 11-х классов

Социально-педагогическая запущенность детей:

Отсутствие патологии развития

Неадекватная активность в общении и деятельности

Неразвитость ребенка как субъекта самосознания

Общая средовая адаптация

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Социальное благополучие в коллективе

Социальный статус в коллективе

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Анализ качества знаний по результатам срезов, контрольных работ и т.д.

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Не менее 3 раз в год

Анализ успеваемости по итогам триместров

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Компонент «Психологическое здоровье»

Мотивация к здоровью и ЗОЖ

Стремление вести ЗОЖ

Интервью «Почему необходимо вести здоровый образ жизни?»

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Умение вести здоровый образ жизни

Экспертные оценки родителей, учителей

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Тест Филлипса, методика самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина,»Самооценка психических состояний» Айзенка

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Модифицированный тест Л. Люшера, САН

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Уровень психоло-гического развития

Личностное развитие (самооценка, особенности характера)

Тест Л. Шмишека, тест Айзенка, тест Кеттела

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание)

Тест Зейгарник; пробы Мейли; таблицы Шульте

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Результаты комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся

1. Компонент «Физическое здоровье»

Медицинские группы здоровья

I группа здоровья

II группа здоровья

III группа здоровья

IV группа здоровья

V группа здоровья

Состояние здоровья учащихся

Заболевание органов дыхания

Нарушение эндокринной системы

Нарушение нервной системы

Количество здоровых детей

Физкультурная группа здоровья учащихся

Уровень физической подготовленности учащихся

Распределение учащихся по медицинским группам здоровья

1-я группа здоровья — учащиеся, не имеют отклонений в физическом развитии, состояния

2-я группа здоровья — учащиеся, без отклонений в физическом развитии и состоянии

здоровья и, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической

Читайте также:  Продукты необходимые для здоровья зубов

3-я группа здоровья — учащиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в учащиеся, имеющие значительные отклонения постоянного или временного характера не мешающие выполнению учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физической культурой в полном объеме. Некоторые из них временно, впредь до улучшения состояния здоровья, совсем освобождаются от участия в учебных занятиях по физической культуре;

4-5-я группа здоровья — учащиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного характера, мешающие выполнению учебной работы в школе.

Индекс здоровья снижается в старших классах, по сравнению с начальной школой, особенно низкий индекс здоровья в 6-х, 8-х классах. В целом по школе результаты показателей по распределению по группам здоровья детей за 3 года возрос на 1%, что свидетельствует о росте и динамике показателей детей с хорошими показателями здоровья. Дети из подготовительной группы перешли в основную, за счет правильной организации и пропаганды здорового образа жизни учащихся. Прирост больных детей в V группе здоровья обусловлен поступление детей из детского дома инвалидов составил 2 %. В III и IV группе стабильны, что говорит о хорошей работе в направлении поддержании здоровья детей с хроническими заболеваниями. В целом идет тенденция увеличения количества здоровых детей.

2. Состояние здоровья учащихся

Оценивается по результатам диспансеризации и медицинских осмотров медицинскими работниками

В школе в 2016-2017 году наблюдался высокий рост заболеваний: — нарушениями зрения-14% от общего количества учащихся, динамика улучшения зрения составила в 2019 году7 %, показатели свидетельствуют о внедрении в школе специальных технологий и условий во время учебного процесса: использовании парт-конторок, гимнастика для глаз использовании тренажера Базарного для детей с ослабленным зрением организованы консультации специалистов, проводятся зрительные минутки. Первостепенной задачей педагогов при выявлении школьников с ослабленным зрением является работа с родителями, обеспечивающая своевременное обращение ребенка к врачу. Обязательным компонентом каждого урока в 1-11 классах является зарядка для глаз. Количество нарушений зрения учащихся не ухудшилось по сравнению с прошлыми годами. В нашей школе уделяется особое внимание этой проблеме.

Нарушение речи в 2016-2017 составило 12% от общего количества учащихся, динамика показателей в 2018-2019 составила3%. Для достижения положительных результатов в школе с учащимися были использованы методики: Речетворчество, метод проектов, личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия, на занятиях логопедами школы использовались здоровье сберегающие технологии, так и здоровье формирующие образовательные технологии.

Выявлены в 2016 году проблемы у детей в здоровье это: нарушение эндокринной системы-5%, плоскостопие-11%, нарушение осанки 7% за три года работы в этом направлении школа добилась положительных результатов. Показатель по данным позициям составил 1%. В школе созданы условия, подобраны методики для коррекции данных заболеваний и профессионально используются учителями физической культуры на уроках и во внеурочной деятельности.

Показатели по всем остальным заболеваниям улучшились на 1% или стабильны.

Созданные условий в школе, организация и учет профилактических мероприятий совместно с медицинскими специалистами и специалистами образовательного учреждения, учителями, родителями позволило добиться положительных результатов по профилактике заболеваний. Динамика здоровых детей за три года составила 9 %.

Удалось добиться компенсации или длительной ремиссии имеющихся хронических заболеваний, предотвратить переход функциональных нарушений в органическую патологию.

3. Физкультурная группа здоровья учащихся

Распределение учащихся по физкультурным группам здоровья

Основная группа: учащиеся, занимаются по школьным программам в полном объеме, сдача всех нормативов по физической культуре и занятия в секциях по физическому воспитанию;

Подготовительная группа: учащиеся, занимаются по школьным программам при условии исключения некоторых видов физических упражнений, сдача контрольных испытаний и норм – с особого разрешения врача;

Специальная группа: учащиеся, занимаются по особой программе или отдельным видам школьных программ со сниженными нормативами. Занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры.

Анализ результатов: наблюдается переход детей из подготовительной группы в здоровую -4 %, рост показателей на 1% наблюдается у детей со специальной группой, что обусловлено поступлением в классы детей инвалидов с ограниченными возможностями здоровья.

Соблюдение САНПИН, использование здоровьесберегательных технологий на всех уроках, оздоровительных и профилактической мероприятий, забота, контроль и помощь родителей, семьи позволило повысить уровень здоровья учащихся.

4. Физическая подготовленность учащихся

Уровень физической подготовленности проводит учитель физической культуры 2 раза в год (осень-весна) всем детям. Учителя физкультуры имеют тесты для оценки физической подготовленности для основной, подготовительной и даже специальной медицинской группы. Оцениваются следующие параметры: скорость, сила, координация, гибкость, выносливость.

Все результаты заносятся в «Лист регистрации физической подготовленности», который передается медицинской сестре образовательного учреждения для переноса информации в медицинскую карту ребенка для образовательного учреждения (Форма 026/у).

С переходом детей в основную группу здоровья, увеличилось и количество детей с мотивацией заниматься физической культурой и спортом и развивать свои физические качества. Результат детей с высоким уровнем подготовленности возрос на 9%, а средний показатель составил-10%. Учащиеся ежегодно сдают нормативы норм ГТО, участие и победы в соревнованиях по разным видам спорта свидетельствует о хорошей и отличной подготовленности детей в области физической культуры.

II «Социальное здоровье»

Оценка социально-психологического здоровья учащихся

Источник

Adblock
detector