Меню

Объекты изучения общественного здоровья

Общественное здоровье и здравоохранение как наука и учебная дисциплина. Объекты и методы изучения дисциплины.

Объекты изучения.

Уровни оценки здоровья:

1. Индивидуальное здоровье (здоровье отдельного человека)

2. Групповое здоровье (здоровье отдельных социальных групп)

3. Региональное здоровье (медико-демографическая и социальная категория, отражающая психическое, физическое и социальное благополучие людей, осуществляющие свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.)

4. Общественное здоровье (популяционное).

Методы изучения дисциплины:

— метод функционального анализа (влияние одного на другое).

— метод научной абстракции, в основе лежит понятийный аппарат.

— метод анализа (отдельные части) и синтеза (анализируем в целом).

— метод индукции (от общего к частному) и дедукции (наоборот).

— исторический (контектанализ) строится на основе изучения и анализа процессов общественного здо­ровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории. Исторический метод — это дескриптивный, описательный метод.

— санитарно-статистический (один из основных методов, расчет демографических показателей).

— социально-психологический (оценка климата в социальной группе и его влияние).

— метод экономического анализа (оценка экономического статуса, позволяющий оценить оплату врачей, обеспеченность больниц).

дает воз­можность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств.

Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, плани­рование, финансирование, управление здравоохранением, рацио­нальное использование материальных ресурсов, научная организа­ция труда в органах и учреждениях здравоохранения.

— социологический метод (опрос, анкетирование)

— метод экспертных оценок (проведения медицинских экспертиз).

– это метод поиска новых, наи­более рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских цен­тров и т.д.

В области организации здравоохранения развивается метод моделирования, который состоит в создании моделей организации для экспериментальной про­верки. В связи с экспериментальным методом большие надежны возлагаются на экспериментальные зоны и центры здравоохранения, а также на экспериментальные программы по отдельным проблемам.

Источник

Раздел 2. Общественное здоровье

1. Общественное здоровье и здравоохранение это:

а) гигиеническая наука;

б) клиническая наука;

в) интегративная наука.

2. Укажите правильное определение общественного здоровья и здравоохра­нения как науки:

а) наука о социальных проблемах медицины и здравоохранения;

б) наука о закономерностях общественного здоровья, воздействии со­циальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения;

в) система мероприятий по охране здоровья населения.

3. Предметом изучения дисциплины «Общественное здоровье и здраво­охранение» является:

а) здоровье индивидуума;

б) эпидемиология заболеваний;

в) здоровье работающего населения;

г) общественное здоровье, факторы, влияющие на него и методы его охраны.

4. Укажите основные методы исследования дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение:

5. Основоположник социальной гигиены в нашей стране:

6. Здравоохранение это:

а) комплекс медицинских организаций, осуществляющих медицинскую помощь населению;

б) система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения;

в) мероприятия по выявлению и эффективному лечению ранних стадий болезни для предотвращения ее развития и возникновения серьезных ослож­нений.

7. При проведении медико-социальных исследований применяются следующие методы:

е) все вышеперечисленные.

8. Факторами, оказывающими влияние на здоровье населения, являются:

в) уровень и образ жизни населения

г) уровень, качество и доступность медицинской помощи

д) все вышеперечисленное

9. Предметами изучения общественного здоровья и здравоохранения являются:

а) Общественное здоровье и факторы, его определяющие

б) Системы, обеспечивающие охрану и восстановление здоровья населения

в) Технологии лечения и оперативных вмешательств

10. Основными группами показателей общественного здоровья являются:

а) Показатели заболеваемости

б) Обращения за медицинской помощью

в) Показатели инвалидности

г) Показатели физического развития

д) Демографические показатели

ж) Все ответы правильные

з) Верно а, в, г, д

11. Среди факторов, определяющих здоровье населения, лидируют:

г) Уровень организации медицинской помощи

д) Качество медицинской помощи

12. Назовите методы общественного здоровья и здравоохранения:

е) Все вышеперечисленное

Факторами, оказывающими влияние на индивидуальное здоровье населения, являются

в) Уровень и образ жизни населения

г) Уровень, качество и доступность медицинской помощи

д) Все вышеперечисленное

14. Вторичная профилактика – это:

а) Предупреждение воздействия факторов риска развития заболеваний

б) Предупреждение обострений заболевания

в) Предупреждение возникновения инвалидности

г) Все вышеперечисленное

д) Нет правильного ответа

15. Первичная профилактика – это:

а) Предупреждение воздействия факторов риска развития заболеваний

б) Предупреждение обострений заболевания

в) Предупреждение возникновения инвалидности

г) Все вышеперечисленное

д) Нет правильного ответа

16. Медицинская профилактика включает все перечисленные мероприятия, кроме:

а) Проведения прививок

б) Проведения медицинских осмотров

в) Выявления заболеваний

17. Первичная профилактика включает все перечисленные мероприятия, кроме:

а) Проведения прививок

б) Мероприятий, предупреждающих развитие заболеваний

в) Выявления заболеваний

г) Повышения материального благосостояния

18. Вторичная профилактика включает:

а) Проведение прививок

б) Мероприятия, предупреждающие развитие заболеваний

в) Выявление заболеваний

г) Мероприятия, предупреждающие развитие осложнений и рецидивов заболеваний

д) Повышение материального благосостояния

19. Целью третичной профилактики является предупреждение возникновения:

а) Острых заболеваний

б) Инфекционных заболеваний

в) Несчастных случаев

г) Развитие осложнений и рецидивов хронических заболеваний

20. Основными направлениями формирования здорового образа жизни являются все, кроме:

а) Создания позитивных для здоровья факторов

б) Повышения эффективности деятельности служб здравоохранения

в) Активизации позитивных для здоровья факторов

г) Устранения факторов риска

д) Минимизации факторов риска

21. Укажите наиболее точное определение понятия “Политика здравоохранения”

а) политика ЗО – совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению проблем ЗО в обществе и государстве

б) политика ЗО – совокупность идеологических принципов по решению проблем ЗО в обществе и государстве

в) политика ЗО – совокупность практических мероприятий по решению проблем ЗО в обществе и государстве

22. Перечислите принципы гигиенического воспитания населения:

а) участие всего медицинского персонала, всех медицинских учрежде­ний в проведении этой работы;

Читайте также:  Спорт здоровье нации доклад

б) наличие в системе здравоохранения специальных учреждений, воз­главляющих работу по пропаганде здорового образа жизни;

в) участие немедицинских организаций, учреждений и ведомств;

г) участие общественного актива из населения

д) все вышеперечисленное.

23. Укажите методы гигиенического воспитания населения:

а) метод устной пропаганды;

б) метод печатной пропаганды;

в) метод изобразительной (наглядной) пропаганды;

д) все вышеперечисленное.

24. Перечислите средства метода печатной пропаганды:

б) брошюра, книга;

д) лозунг, листовка;

е) статья в газете, санитарный бюллетень;

ж) все вышеперечисленное.

25. Перечислите средства метода устной пропаганды:

г) выступление по радио;

д) вечер вопросов и ответов;

е) выступление по телевидению;

ж) все вышеперечисленное.

26. Медицинская этика – это:

а) это специфическое проявление общей этики в деятельности врача

б) это наука, рассматривающая вопросы врачебного гуманизма, проблемы долга, чести, совести и достоинства медицинских работников

в) это наука, помогающая вырабатывать у врача способность к нравственной ориентации в сложных ситуациях, требующих высоких морально-деловых и социальных качеств

г) верно все перечисленное

д) нет правильного варианта

27. Медицинская деонтология — это:

а) самостоятельная наука о долге медицинских работников

б) прикладная, нормативная, практическая часть медицинской этики

Источник

1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.

Общественное здоровье и здравоохранение (ОЗЗ) — область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Это теоретическая основа здравоохранения.

Область практической деятельности ОЗЗ:

1) изучение теоретических и организационных основ здравоохранения (ЗО)

2) изучение влияния социальных условий и образа жизни на здоровье населения

3) разработка критериев оценки общественного здоровья

4) разработка научных прогнозов в области охраны здоровья населения

5) исследование проблем народонаселения и их связей с ОЗЗ

6) исследование процессов урбанизации

7) изучение экологии человека

9) изучение правовых и этических основ здравоохранения.

10) изучение потребностей населения в медицинской помощи и вариантов ее в амбулатории и стационаре

11) разработка санитарных и эпидемиологических аспектов здравоохранения

12) разработка социально-экономических и медицинских мероприятий профилактики

13) разработка комплекса программ снижения и ликвидации наиболее распространенных и тяжелых заболеваний

14) разработка вопросов планирования и управления лечебно-профилактической помощью населения.

15) разработка проблем экономики здравоохранения и его финансирования

16) разработка мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию

17) разработка мероприятий и действий при стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях

а) изучение состояния здоровья населения и влияние на него социальных факторов

б)разработка методик и методология изучения здоровья населения.

в) теоретическое обоснование государственной политики в области охраны здоровья и разработка организационных принципов здравоохранения в государстве.

г) разработка и практическая реализация организационных форм и методов работы медицинских организаций и врачей различных специальностей

д) подготовка и воспитание медицинских работников, как врачей-общественников, врачей – организаторов, организация работы по своей специальности.

Объект исследования ОЗЗ: общество в целом, социальная группа, коллектив, а также обслуживающая их система здравоохранения.

1) здоровье населения в целом, коллективов, социальных групп в зависимости от влияния социальной среды

2) комплекс мероприятий, направленных на его укрепление: формы, методы, результаты работы ЗО.

Основные методы исследований:

1) исторический — необходимо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее

2) статистический — измерять показатели здоровья населения и деятельности медицинских учреждений; б) выявить влияние факторов среды на здоровье; в) определить эффективность лечебных и оздоровительных мероприятий; д) оценить динамику показателей ЗО и прогнозировать их; выявить необходимые данные для разработки новых нормативов здравоохранения.

3) методы эксперимента и моделирования — изыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм работы

4) метод экономических исследований — дает возможность установить влияние экономики на ЗО и наоборот

5) метод экспертных оценок

6) метод социологических исследований — выявление отношения населения к своему здоровью, влияния условий труда и быта на здоровье

7) метод системного анализа

8) эпидемиологический метод

История социальной гигиены:

Впервые СГ упоминается в 70-ых г.г. XIX в. в работе Португалова «Вопросы общественной гигиены».

1903 г. — Альфред Гротьян, издает журнал по СГ.

1905 г. — Альфред Гротьян основал научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике

1912 г. — Альфред Гротьян начал читать доцентский курс в Берлинском университете.

1918 г. – музей социальной гигиены в Москве, который возглавил Мальков.

1920 г. — музей преобразован в НИИ социальной гигиены.

1920 г. — первая кафедра социальной гигиены в Берлине

1922 г. — кафедра социальной гигиены в Московском универститете

1924 г. — кафедра социальной гигиены на медицинском факультете БГУ

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Раздел I.

Общественное здоровье как наука и предмет преподавания

Основные понятия и социальная обусловленность

Общесвенного здоровья

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслужи­вания. Общественное здоровье занимается изучением широ­кого круга медицинских, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в конкретных истори­ческих условиях.

В отличие от различных клинических дисциплин общест­венное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных ин­дивидов, а человеческих коллективов, социальных групп и об­щества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как пра­вило, являются определяющими для состояния здоровья лю­дей. Например, социально-экономические преобразования, научно — технический прогресс, могут принести обществу определенные блага, но одновременно могут оказы­вать и негативное воздействие на его здоровье.

Открытия в области физики, химии, биологии, урбанизация, бурное развитие промышлен­ности во многих странах, большие объемы строительства, хи­мизация сельского хозяйства и т.д. нередко приводят к серь­езным нарушениям в области экологии, что губительно ска­зывается, прежде всего, на здоровье людей. Поэтому, одной из задач общественного здоровья является разработка рекомендаций по профилактике негативных явлений, которые отрицательно влияют на здоровье общества.

Читайте также:  Проблемы здоровья детей до года

Для планомерного развития экономики любой страны огромное значение имеет информация о численности, возрастно-половой структуре населения, определение его прогнозов на буду­щее. Общественное здоровье вы­являет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разра­батывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здо­ровье населения всех мероприятий, которые проводит госу­дарство, и роли в этом здравоохранения, отдельных медицин­ских учреждений.

По принятым понятиям, медицина — это система науч­ных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жиз­ни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Та­ким образом, в основе медицины лежат два основных поня­тия — «здоровье» и «болезнь». Эти два по­нятия, будучи основополагающими, являются и самыми труд­ными в определении.

В современной литературе существует большое количество определений и подходов к понятию «здоровье».

Отправным пунктом для медико-социальной интерпрета­ции здоровья является определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благо­получия, а не только отсутствием болезней и физических дефек­тов».

Это определение отражено в Уставе ВОЗ (1948 г.). ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым «…обла­дание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека».

В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:

первый уровень — здоровье отдельного человека — индивидуальное здоровье;

второй уровень — здоровье социальных и этнических групп —групповое здоровье;

третий уровень — здоровье населения административных территорий – региональное здоровье;

четвертый уровень — здоровье популяции, общества в целом –общественное здоровье.

Характеристики группового, регионального, общественного здоровья в статике и динамике рассматриваются как инте­гральное состояние здоровья всех вместе взятых индивидуу­мов. При этом следует понимать, что это не просто сумма данных, а сумма взаимосвязанных количественных и качест­венных показателей.

По мнению экспертов ВОЗ, в медицинской стати­стике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном уровне — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности, а также повышение ощущае­мого уровня здоровья.

Общественное здоровье, по мнению ВОЗ, следует рассматривать как ресурс национальной без­опасности, средство, позволяющее людям жить благополуч­ной, продуктивной и качественной жизнью. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресур­сам.

Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизическом и т.д. Поэтому сейчас в практике стали широко использоваться термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья населения — «психическое здоровье», «репродуктивное здоро­вье», «общесоматическое здоровье», «экологическое здоровье» и т.д. Либо — здоровье отдельной демографической или соци­альной группы – «здоровье беременных», «здоровье детей» и т.п.

Хотя применение этих терминов и сужает понима­ние классического определения «общественное здоровье», они могут быть использованы в практической деятельности.

Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья.

Ресурсы здоровья — это морфофункциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки и т.д.).

Потенциал здоровья — это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно — приспособительных систем (нервной, эндо­кринной и др.) и механизмом психической саморегуляции (психологическая защита и т.д.).

Баланс здоровья — выраженное состояние равновесия меж­ду потенциалом здоровья и действующими на него факто­рами.

В настоящее время крайне мало показателей, кото­рые объективно отражали бы количество, качество и состав общественного здоровья. Во всем мире ве­дется поиск и разработка интегральных показателей и индек­сов оценки здоровья населения. Это связано с рядом причин.

Во-первых, правильно собранные и хорошо проанализированные статистические данные о здоровье служат основой для государственного и регионального планирования оздорови­тельных мероприятий, разработки организационных форм и методов работы органов и учреждений здравоохранения, а также для контроля за эффективностью их деятельности по сохранению и укреплению здоровья населения.

Во-вторых, к интегральным показателям и индексам здоровья населения предъявляются высокие требования. ВОЗ считает, что эти показатели должны обладать следующими качествами:

1.Доступность данных. Должна существовать возможность для получения требуемых данных без проведения слож­ных специальных исследований.

2.Полнота охвата. Показатель должен быть получен из данных, охватывающих все население, для которого он предназначен.

3.Качество. Национальные (или территориальные) данные не должны изменяться во времени и пространстве таким образом, чтобы на показатель оказывалось значительное влияние.

4.Универсальность. Показатель по возможности должен быть отражением группы факторов, которые определе­ны и влияют на уровень здоровья.

5.Вычислимость. Показатель должен рассчитываться как можно более простым способом, расчет не должен быть дорогостоящим.

6.Приемлемость (интерпретируемость). Показатель должен быть приемлем, и должны существовать приемлемые методы для расчета показателя и его интер­претации.

7.Воспроизводимость. При использовании показателя здо­ровья разными специалистами в различных условиях и в различное время результаты должны быть идентичными.

8.Специфичность. Показатель должен отражать изменения только в тех явлениях, выражением которых он служит.

9.Чувствительность. Показатель здоровья должен быть чувствительным к изменениям соответствующих явлений.

10.Валидность. Показатель должен быть истинным выражением факторов, мерой которых он является. Должна быть создана некоторая форма независимого и внешне­го доказательства этого факта.

11.Репрезентативность. Показатель должен быть представительным при отражении изменений в здоровье отдель­ных возрастно-половых и других контингентов населе­ния, выделенных для целей управления.

12.Иерархичность. Показатель должен конструироваться по единому принципу для разных иерархических уровней, выделяемых в изучаемой совокупности населения для учитываемых заболеваний, их стадий и последствий. Должна существовать возможность его унифицирован­ной свертки и развертки по составляющим компонен­там.

13.Целевая состоятельность. Показатель здоровья должен адекватно отражать цели сохранения и развития (улуч­шения) здоровья и стимулировать общество к поиску наиболее эффективных путей достижения этих целей.

Читайте также:  Медицинский холдинг технологии здоровья

В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья у нас в стране традиционно принято использовать следующие индикаторы:

1. Демографические показатели.

4. Физическое развитие.

В настоящее время многими исследователями предпринимаются попытки дать комплексную оценку общественного здоровья (количественную и качественную) и даже разрабо­тать специальные показатели для его оценки.

Например, американские ученые, изучая состояние здоровья американских ин­дейцев, вывели индекс, являющийся линейной функцией смертности и включающий число дней, ушедших на амбула­торное и стационарное лечение. Затем, этот индекс был модифицирован для оценки воздействия болезней на различные группы населения.

Существует еще один подход, получивший широкое разви­тие среди американских исследователей, — модель индекса статуса здоровья. Современный подход к интегральной оценке здоровья населения часто связывают с этой моделью. Цели создания этой модели состояли как в разработке обобщенных индексов болезненности — смертно­сти населения, так и в разработке количественных методов измерения эффективности различных программ в области ох­раны здоровья населения.

Основой концепции модели индекса статуса здоровья является представление здоровья индивида как непрерывно изменяющейся совокупности так называемого мгновенного здо­ровья в виде некоторой величины, принимающей значения от оптимального самочувствия до максимальной болезни (смерти). Этот интервал разделен на упорядоченное множество состояний здоро­вья — движение по интервалу; здоровье населения — рас­пределение точек, характеризующих здоровье людей, на этом интервале.

Одним из наиболее популярных является индекс, предложенный экспертами Всемирного банка развития в отчете за 1993 год для оценки эффективности инвестиций в здравоохра­нение. В русском переводе он звучит как «глобальное бремя болезней (ГББ)» и количественно определяет потери населе­ния в активной жизни из-за болезни. Единица, используемая для измерения ГББ, — год жизни с поправкой на нетрудоспо­собность (показатель ДАЛИ). В показателе ГББ учитываются потери в результате преждевременной смерти, которая опре­деляется как разница между фактическим возрастом на мо­мент смерти, ожидаемой продолжительностью жизни в этом возрасте и утратой лет здоровой жизни в результате наступле­ния инвалидности.

Расчет ГББ позволяет оценивать значение различных болезней, обосновывать приоритеты здравоохранения и сравни­вать эффективность медицинских мероприятий по уровню расходов на год жизни без болезней.

Однако отсутствие необходимой статистики для наполне­ния моделей фактическими данными не позволяет проводить регулярные расчеты индексов. Проблемы в определении ко­личества и качества общественного здоровья частично связа­ны и с тем, что в медицине нельзя говорить о здоровье и бо­лезни вообще, а следует говорить о здоровье и болезни людей. А это обязывает подходить к человеку не только как к биоло­гическому, животному организму, а как к существу биосоци­альному.

Здоровье современного человека выступает результатом естественной эволюции вида Homo sapiens, в котором постепен­но нарастающее влияние имеют социальные факторы. Их роль за 10.000 лет развития цивилизации возросла во всех от­ношениях. Человек получает здоровье, в известном смысле, как дар природы, он унаследовал от своих животных предков природную основу, программу поведения в этом мире. Одна­ко в процессе социализации уровень здоровья изменяется ли­бо в одну, либо в другую сторону, законы природы проявля­ются в особой, свойственной только человеку форме.

Биологическое никогда не проявляется в человеке в чисто природном виде — оно всегда опосредовано социаль­ным. Проблема соотношения социального и биологического в человеке — это ключ к пониманию природы и характера его здо­ровья, его болезней, которые следует трактовать как биосоци­альные категории.

Здоровье и болезни человека, по сравне­нию с животными, — это новое, опосредованное социальным, качество.

В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей — качество социальное, в связи с чем, для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показа­тели:

1.Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

2.Доступность первичной медико-социальной помощи.

3.Охват населения медицинской помощью.

4.Уровень иммунизации населения.

5.Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.

6.Состояние питания детей.

7.Уровень детской смертности.

8.Средняя продолжительность предстоящей жизни.

9.Гигиеническая грамотность населения.

Общественное здоровье обусловлено комплексным воздей­ствием социальных, поведенческих и биологических факто­ров. Если речь идет о социальной обусловленности здоро­вья, то подразумевается первостепенное по своему значению, а подчас и решающее воздействие на него социальных факто­ров риска.

Социальная обусловленность здоровья подтверждается многочисленными медико-социальными исследованиями. На­пример, доказано, что преждевременные роды встречаются в 4 раза чаще у незамужних женщин, чем у замужних; заболе­ваемость пневмонией детей в неполных семьях в 4 раза выше, чем в полных. На заболеваемость раком легкого воздействуют курение, экология, место жительства и т.д.

В отличие от не­посредственных причин заболеваний (вирусы, бактерии и т.д.) факторы риска действуют опосредованно, нарушают ус­тойчивость механизмов регуляции, создают неблагоприятный фон для возникновения и развития болезней. Таким образом, для развития патологического процесса помимо фактора риска требуется еще и действие конкретного причинного фактора.

Под воздействием комплекса факторов величина показателей общественного здоровья меняется и порой весь­ма значительно, как в пространстве, так и во времени, они различны у отдельных возрастных, половых, социальных групп населения, имеют региональные особенности и свои закономерности распространения, т.е. имеют свою эпидемиологию.

Первоначально эпидемиология рассматрива­ла закономерности возникновения и распространения лишь инфекционных болезней.

В современной литературе под понятием «эпидемиология» чаще всего понимают науку, изучающую закономерности возникновения и распространения патологических процессов с целью разработки мероприятий по профилактике и оптимальному лечению заболеваний. Эпидемиология изучает влияние комплекса различных факторов на формирование здоровья, распростра­ненность различных болезней (инфекционных и неинфекци­онных) и физиологических состояний человека.

Обобщив изложенные выше рассуждения, можно сформу­лировать понятие «эпидемиология общественного здоровья», или «социальная эпидемиология»: — это раздел дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение», изучающий закономерности распространения показателей общественного здоровья во времени, в пространстве, среди различных групп населения в связи с воздействием условий и образа жизни, факторов внешней среды.

Цель эпидемиологии общественного здоровья (со­циальной эпидемиологии) — разработка мер политического, экономического, медико-социального и организационного ха­рактера, направленных на улучшение показателей обществен­ного здоровья. В дальнейшем при использовании данного тер­мина мы будем вкладывать в него именно это значение.

Источник

Adblock
detector