Общественное здоровье и здравоохранение как наука и учебная дисциплина. Объекты и методы изучения дисциплины.
Объекты изучения.
Уровни оценки здоровья:
1. Индивидуальное здоровье (здоровье отдельного человека)
2. Групповое здоровье (здоровье отдельных социальных групп)
3. Региональное здоровье (медико-демографическая и социальная категория, отражающая психическое, физическое и социальное благополучие людей, осуществляющие свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.)
4. Общественное здоровье (популяционное).
Методы изучения дисциплины:
— метод функционального анализа (влияние одного на другое).
— метод научной абстракции, в основе лежит понятийный аппарат.
— метод анализа (отдельные части) и синтеза (анализируем в целом).
— метод индукции (от общего к частному) и дедукции (наоборот).
— исторический (контектанализ) строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории. Исторический метод — это дескриптивный, описательный метод.
— санитарно-статистический (один из основных методов, расчет демографических показателей).
— социально-психологический (оценка климата в социальной группе и его влияние).
— метод экономического анализа (оценка экономического статуса, позволяющий оценить оплату врачей, обеспеченность больниц).
дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств.
Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.
— социологический метод (опрос, анкетирование)
— метод экспертных оценок (проведения медицинских экспертиз).
– это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.
В области организации здравоохранения развивается метод моделирования, который состоит в создании моделей организации для экспериментальной проверки. В связи с экспериментальным методом большие надежны возлагаются на экспериментальные зоны и центры здравоохранения, а также на экспериментальные программы по отдельным проблемам.
Источник
Раздел 2. Общественное здоровье
1. Общественное здоровье и здравоохранение это:
а) гигиеническая наука;
б) клиническая наука;
в) интегративная наука.
2. Укажите правильное определение общественного здоровья и здравоохранения как науки:
а) наука о социальных проблемах медицины и здравоохранения;
б) наука о закономерностях общественного здоровья, воздействии социальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения;
в) система мероприятий по охране здоровья населения.
3. Предметом изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» является:
а) здоровье индивидуума;
б) эпидемиология заболеваний;
в) здоровье работающего населения;
г) общественное здоровье, факторы, влияющие на него и методы его охраны.
4. Укажите основные методы исследования дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение:
5. Основоположник социальной гигиены в нашей стране:
6. Здравоохранение это:
а) комплекс медицинских организаций, осуществляющих медицинскую помощь населению;
б) система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения;
в) мероприятия по выявлению и эффективному лечению ранних стадий болезни для предотвращения ее развития и возникновения серьезных осложнений.
7. При проведении медико-социальных исследований применяются следующие методы:
е) все вышеперечисленные.
8. Факторами, оказывающими влияние на здоровье населения, являются:
в) уровень и образ жизни населения
г) уровень, качество и доступность медицинской помощи
д) все вышеперечисленное
9. Предметами изучения общественного здоровья и здравоохранения являются:
а) Общественное здоровье и факторы, его определяющие
б) Системы, обеспечивающие охрану и восстановление здоровья населения
в) Технологии лечения и оперативных вмешательств
10. Основными группами показателей общественного здоровья являются:
а) Показатели заболеваемости
б) Обращения за медицинской помощью
в) Показатели инвалидности
г) Показатели физического развития
д) Демографические показатели
ж) Все ответы правильные
з) Верно а, в, г, д
11. Среди факторов, определяющих здоровье населения, лидируют:
г) Уровень организации медицинской помощи
д) Качество медицинской помощи
12. Назовите методы общественного здоровья и здравоохранения:
е) Все вышеперечисленное
Факторами, оказывающими влияние на индивидуальное здоровье населения, являются
в) Уровень и образ жизни населения
г) Уровень, качество и доступность медицинской помощи
д) Все вышеперечисленное
14. Вторичная профилактика – это:
а) Предупреждение воздействия факторов риска развития заболеваний
б) Предупреждение обострений заболевания
в) Предупреждение возникновения инвалидности
г) Все вышеперечисленное
д) Нет правильного ответа
15. Первичная профилактика – это:
а) Предупреждение воздействия факторов риска развития заболеваний
б) Предупреждение обострений заболевания
в) Предупреждение возникновения инвалидности
г) Все вышеперечисленное
д) Нет правильного ответа
16. Медицинская профилактика включает все перечисленные мероприятия, кроме:
а) Проведения прививок
б) Проведения медицинских осмотров
в) Выявления заболеваний
17. Первичная профилактика включает все перечисленные мероприятия, кроме:
а) Проведения прививок
б) Мероприятий, предупреждающих развитие заболеваний
в) Выявления заболеваний
г) Повышения материального благосостояния
18. Вторичная профилактика включает:
а) Проведение прививок
б) Мероприятия, предупреждающие развитие заболеваний
в) Выявление заболеваний
г) Мероприятия, предупреждающие развитие осложнений и рецидивов заболеваний
д) Повышение материального благосостояния
19. Целью третичной профилактики является предупреждение возникновения:
а) Острых заболеваний
б) Инфекционных заболеваний
в) Несчастных случаев
г) Развитие осложнений и рецидивов хронических заболеваний
20. Основными направлениями формирования здорового образа жизни являются все, кроме:
а) Создания позитивных для здоровья факторов
б) Повышения эффективности деятельности служб здравоохранения
в) Активизации позитивных для здоровья факторов
г) Устранения факторов риска
д) Минимизации факторов риска
21. Укажите наиболее точное определение понятия “Политика здравоохранения”
а) политика ЗО – совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению проблем ЗО в обществе и государстве
б) политика ЗО – совокупность идеологических принципов по решению проблем ЗО в обществе и государстве
в) политика ЗО – совокупность практических мероприятий по решению проблем ЗО в обществе и государстве
22. Перечислите принципы гигиенического воспитания населения:
а) участие всего медицинского персонала, всех медицинских учреждений в проведении этой работы;
б) наличие в системе здравоохранения специальных учреждений, возглавляющих работу по пропаганде здорового образа жизни;
в) участие немедицинских организаций, учреждений и ведомств;
г) участие общественного актива из населения
д) все вышеперечисленное.
23. Укажите методы гигиенического воспитания населения:
а) метод устной пропаганды;
б) метод печатной пропаганды;
в) метод изобразительной (наглядной) пропаганды;
д) все вышеперечисленное.
24. Перечислите средства метода печатной пропаганды:
б) брошюра, книга;
д) лозунг, листовка;
е) статья в газете, санитарный бюллетень;
ж) все вышеперечисленное.
25. Перечислите средства метода устной пропаганды:
г) выступление по радио;
д) вечер вопросов и ответов;
е) выступление по телевидению;
ж) все вышеперечисленное.
26. Медицинская этика – это:
а) это специфическое проявление общей этики в деятельности врача
б) это наука, рассматривающая вопросы врачебного гуманизма, проблемы долга, чести, совести и достоинства медицинских работников
в) это наука, помогающая вырабатывать у врача способность к нравственной ориентации в сложных ситуациях, требующих высоких морально-деловых и социальных качеств
г) верно все перечисленное
д) нет правильного варианта
27. Медицинская деонтология — это:
а) самостоятельная наука о долге медицинских работников
б) прикладная, нормативная, практическая часть медицинской этики
Источник
1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
Общественное здоровье и здравоохранение (ОЗЗ) — область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Это теоретическая основа здравоохранения.
Область практической деятельности ОЗЗ:
1) изучение теоретических и организационных основ здравоохранения (ЗО)
2) изучение влияния социальных условий и образа жизни на здоровье населения
3) разработка критериев оценки общественного здоровья
4) разработка научных прогнозов в области охраны здоровья населения
5) исследование проблем народонаселения и их связей с ОЗЗ
6) исследование процессов урбанизации
7) изучение экологии человека
9) изучение правовых и этических основ здравоохранения.
10) изучение потребностей населения в медицинской помощи и вариантов ее в амбулатории и стационаре
11) разработка санитарных и эпидемиологических аспектов здравоохранения
12) разработка социально-экономических и медицинских мероприятий профилактики
13) разработка комплекса программ снижения и ликвидации наиболее распространенных и тяжелых заболеваний
14) разработка вопросов планирования и управления лечебно-профилактической помощью населения.
15) разработка проблем экономики здравоохранения и его финансирования
16) разработка мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию
17) разработка мероприятий и действий при стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях
а) изучение состояния здоровья населения и влияние на него социальных факторов
б)разработка методик и методология изучения здоровья населения.
в) теоретическое обоснование государственной политики в области охраны здоровья и разработка организационных принципов здравоохранения в государстве.
г) разработка и практическая реализация организационных форм и методов работы медицинских организаций и врачей различных специальностей
д) подготовка и воспитание медицинских работников, как врачей-общественников, врачей – организаторов, организация работы по своей специальности.
Объект исследования ОЗЗ: общество в целом, социальная группа, коллектив, а также обслуживающая их система здравоохранения.
1) здоровье населения в целом, коллективов, социальных групп в зависимости от влияния социальной среды
2) комплекс мероприятий, направленных на его укрепление: формы, методы, результаты работы ЗО.
Основные методы исследований:
1) исторический — необходимо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее
2) статистический — измерять показатели здоровья населения и деятельности медицинских учреждений; б) выявить влияние факторов среды на здоровье; в) определить эффективность лечебных и оздоровительных мероприятий; д) оценить динамику показателей ЗО и прогнозировать их; выявить необходимые данные для разработки новых нормативов здравоохранения.
3) методы эксперимента и моделирования — изыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм работы
4) метод экономических исследований — дает возможность установить влияние экономики на ЗО и наоборот
5) метод экспертных оценок
6) метод социологических исследований — выявление отношения населения к своему здоровью, влияния условий труда и быта на здоровье
7) метод системного анализа
8) эпидемиологический метод
История социальной гигиены:
Впервые СГ упоминается в 70-ых г.г. XIX в. в работе Португалова «Вопросы общественной гигиены».
1903 г. — Альфред Гротьян, издает журнал по СГ.
1905 г. — Альфред Гротьян основал научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике
1912 г. — Альфред Гротьян начал читать доцентский курс в Берлинском университете.
1918 г. – музей социальной гигиены в Москве, который возглавил Мальков.
1920 г. — музей преобразован в НИИ социальной гигиены.
1920 г. — первая кафедра социальной гигиены в Берлине
1922 г. — кафедра социальной гигиены в Московском универститете
1924 г. — кафедра социальной гигиены на медицинском факультете БГУ
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Раздел I.
Общественное здоровье как наука и предмет преподавания
Основные понятия и социальная обусловленность
Общесвенного здоровья
Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания. Общественное здоровье занимается изучением широкого круга медицинских, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в конкретных исторических условиях.
В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных индивидов, а человеческих коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими для состояния здоровья людей. Например, социально-экономические преобразования, научно — технический прогресс, могут принести обществу определенные блага, но одновременно могут оказывать и негативное воздействие на его здоровье.
Открытия в области физики, химии, биологии, урбанизация, бурное развитие промышленности во многих странах, большие объемы строительства, химизация сельского хозяйства и т.д. нередко приводят к серьезным нарушениям в области экологии, что губительно сказывается, прежде всего, на здоровье людей. Поэтому, одной из задач общественного здоровья является разработка рекомендаций по профилактике негативных явлений, которые отрицательно влияют на здоровье общества.
Для планомерного развития экономики любой страны огромное значение имеет информация о численности, возрастно-половой структуре населения, определение его прогнозов на будущее. Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.
Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство, и роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.
По принятым понятиям, медицина — это система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Таким образом, в основе медицины лежат два основных понятия — «здоровье» и «болезнь». Эти два понятия, будучи основополагающими, являются и самыми трудными в определении.
В современной литературе существует большое количество определений и подходов к понятию «здоровье».
Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Это определение отражено в Уставе ВОЗ (1948 г.). ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым «…обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека».
В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:
первый уровень — здоровье отдельного человека — индивидуальное здоровье;
второй уровень — здоровье социальных и этнических групп —групповое здоровье;
третий уровень — здоровье населения административных территорий – региональное здоровье;
четвертый уровень — здоровье популяции, общества в целом –общественное здоровье.
Характеристики группового, регионального, общественного здоровья в статике и динамике рассматриваются как интегральное состояние здоровья всех вместе взятых индивидуумов. При этом следует понимать, что это не просто сумма данных, а сумма взаимосвязанных количественных и качественных показателей.
По мнению экспертов ВОЗ, в медицинской статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном уровне — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности, а также повышение ощущаемого уровня здоровья.
Общественное здоровье, по мнению ВОЗ, следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.
Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизическом и т.д. Поэтому сейчас в практике стали широко использоваться термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья населения — «психическое здоровье», «репродуктивное здоровье», «общесоматическое здоровье», «экологическое здоровье» и т.д. Либо — здоровье отдельной демографической или социальной группы – «здоровье беременных», «здоровье детей» и т.п.
Хотя применение этих терминов и сужает понимание классического определения «общественное здоровье», они могут быть использованы в практической деятельности.
Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья.
Ресурсы здоровья — это морфофункциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки и т.д.).
Потенциал здоровья — это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно — приспособительных систем (нервной, эндокринной и др.) и механизмом психической саморегуляции (психологическая защита и т.д.).
Баланс здоровья — выраженное состояние равновесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами.
В настоящее время крайне мало показателей, которые объективно отражали бы количество, качество и состав общественного здоровья. Во всем мире ведется поиск и разработка интегральных показателей и индексов оценки здоровья населения. Это связано с рядом причин.
Во-первых, правильно собранные и хорошо проанализированные статистические данные о здоровье служат основой для государственного и регионального планирования оздоровительных мероприятий, разработки организационных форм и методов работы органов и учреждений здравоохранения, а также для контроля за эффективностью их деятельности по сохранению и укреплению здоровья населения.
Во-вторых, к интегральным показателям и индексам здоровья населения предъявляются высокие требования. ВОЗ считает, что эти показатели должны обладать следующими качествами:
1.Доступность данных. Должна существовать возможность для получения требуемых данных без проведения сложных специальных исследований.
2.Полнота охвата. Показатель должен быть получен из данных, охватывающих все население, для которого он предназначен.
3.Качество. Национальные (или территориальные) данные не должны изменяться во времени и пространстве таким образом, чтобы на показатель оказывалось значительное влияние.
4.Универсальность. Показатель по возможности должен быть отражением группы факторов, которые определены и влияют на уровень здоровья.
5.Вычислимость. Показатель должен рассчитываться как можно более простым способом, расчет не должен быть дорогостоящим.
6.Приемлемость (интерпретируемость). Показатель должен быть приемлем, и должны существовать приемлемые методы для расчета показателя и его интерпретации.
7.Воспроизводимость. При использовании показателя здоровья разными специалистами в различных условиях и в различное время результаты должны быть идентичными.
8.Специфичность. Показатель должен отражать изменения только в тех явлениях, выражением которых он служит.
9.Чувствительность. Показатель здоровья должен быть чувствительным к изменениям соответствующих явлений.
10.Валидность. Показатель должен быть истинным выражением факторов, мерой которых он является. Должна быть создана некоторая форма независимого и внешнего доказательства этого факта.
11.Репрезентативность. Показатель должен быть представительным при отражении изменений в здоровье отдельных возрастно-половых и других контингентов населения, выделенных для целей управления.
12.Иерархичность. Показатель должен конструироваться по единому принципу для разных иерархических уровней, выделяемых в изучаемой совокупности населения для учитываемых заболеваний, их стадий и последствий. Должна существовать возможность его унифицированной свертки и развертки по составляющим компонентам.
13.Целевая состоятельность. Показатель здоровья должен адекватно отражать цели сохранения и развития (улучшения) здоровья и стимулировать общество к поиску наиболее эффективных путей достижения этих целей.
В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья у нас в стране традиционно принято использовать следующие индикаторы:
1. Демографические показатели.
4. Физическое развитие.
В настоящее время многими исследователями предпринимаются попытки дать комплексную оценку общественного здоровья (количественную и качественную) и даже разработать специальные показатели для его оценки.
Например, американские ученые, изучая состояние здоровья американских индейцев, вывели индекс, являющийся линейной функцией смертности и включающий число дней, ушедших на амбулаторное и стационарное лечение. Затем, этот индекс был модифицирован для оценки воздействия болезней на различные группы населения.
Существует еще один подход, получивший широкое развитие среди американских исследователей, — модель индекса статуса здоровья. Современный подход к интегральной оценке здоровья населения часто связывают с этой моделью. Цели создания этой модели состояли как в разработке обобщенных индексов болезненности — смертности населения, так и в разработке количественных методов измерения эффективности различных программ в области охраны здоровья населения.
Основой концепции модели индекса статуса здоровья является представление здоровья индивида как непрерывно изменяющейся совокупности так называемого мгновенного здоровья в виде некоторой величины, принимающей значения от оптимального самочувствия до максимальной болезни (смерти). Этот интервал разделен на упорядоченное множество состояний здоровья — движение по интервалу; здоровье населения — распределение точек, характеризующих здоровье людей, на этом интервале.
Одним из наиболее популярных является индекс, предложенный экспертами Всемирного банка развития в отчете за 1993 год для оценки эффективности инвестиций в здравоохранение. В русском переводе он звучит как «глобальное бремя болезней (ГББ)» и количественно определяет потери населения в активной жизни из-за болезни. Единица, используемая для измерения ГББ, — год жизни с поправкой на нетрудоспособность (показатель ДАЛИ). В показателе ГББ учитываются потери в результате преждевременной смерти, которая определяется как разница между фактическим возрастом на момент смерти, ожидаемой продолжительностью жизни в этом возрасте и утратой лет здоровой жизни в результате наступления инвалидности.
Расчет ГББ позволяет оценивать значение различных болезней, обосновывать приоритеты здравоохранения и сравнивать эффективность медицинских мероприятий по уровню расходов на год жизни без болезней.
Однако отсутствие необходимой статистики для наполнения моделей фактическими данными не позволяет проводить регулярные расчеты индексов. Проблемы в определении количества и качества общественного здоровья частично связаны и с тем, что в медицине нельзя говорить о здоровье и болезни вообще, а следует говорить о здоровье и болезни людей. А это обязывает подходить к человеку не только как к биологическому, животному организму, а как к существу биосоциальному.
Здоровье современного человека выступает результатом естественной эволюции вида Homo sapiens, в котором постепенно нарастающее влияние имеют социальные факторы. Их роль за 10.000 лет развития цивилизации возросла во всех отношениях. Человек получает здоровье, в известном смысле, как дар природы, он унаследовал от своих животных предков природную основу, программу поведения в этом мире. Однако в процессе социализации уровень здоровья изменяется либо в одну, либо в другую сторону, законы природы проявляются в особой, свойственной только человеку форме.
Биологическое никогда не проявляется в человеке в чисто природном виде — оно всегда опосредовано социальным. Проблема соотношения социального и биологического в человеке — это ключ к пониманию природы и характера его здоровья, его болезней, которые следует трактовать как биосоциальные категории.
Здоровье и болезни человека, по сравнению с животными, — это новое, опосредованное социальным, качество.
В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей — качество социальное, в связи с чем, для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:
1.Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
2.Доступность первичной медико-социальной помощи.
3.Охват населения медицинской помощью.
4.Уровень иммунизации населения.
5.Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
6.Состояние питания детей.
7.Уровень детской смертности.
8.Средняя продолжительность предстоящей жизни.
9.Гигиеническая грамотность населения.
Общественное здоровье обусловлено комплексным воздействием социальных, поведенческих и биологических факторов. Если речь идет о социальной обусловленности здоровья, то подразумевается первостепенное по своему значению, а подчас и решающее воздействие на него социальных факторов риска.
Социальная обусловленность здоровья подтверждается многочисленными медико-социальными исследованиями. Например, доказано, что преждевременные роды встречаются в 4 раза чаще у незамужних женщин, чем у замужних; заболеваемость пневмонией детей в неполных семьях в 4 раза выше, чем в полных. На заболеваемость раком легкого воздействуют курение, экология, место жительства и т.д.
В отличие от непосредственных причин заболеваний (вирусы, бактерии и т.д.) факторы риска действуют опосредованно, нарушают устойчивость механизмов регуляции, создают неблагоприятный фон для возникновения и развития болезней. Таким образом, для развития патологического процесса помимо фактора риска требуется еще и действие конкретного причинного фактора.
Под воздействием комплекса факторов величина показателей общественного здоровья меняется и порой весьма значительно, как в пространстве, так и во времени, они различны у отдельных возрастных, половых, социальных групп населения, имеют региональные особенности и свои закономерности распространения, т.е. имеют свою эпидемиологию.
Первоначально эпидемиология рассматривала закономерности возникновения и распространения лишь инфекционных болезней.
В современной литературе под понятием «эпидемиология» чаще всего понимают науку, изучающую закономерности возникновения и распространения патологических процессов с целью разработки мероприятий по профилактике и оптимальному лечению заболеваний. Эпидемиология изучает влияние комплекса различных факторов на формирование здоровья, распространенность различных болезней (инфекционных и неинфекционных) и физиологических состояний человека.
Обобщив изложенные выше рассуждения, можно сформулировать понятие «эпидемиология общественного здоровья», или «социальная эпидемиология»: — это раздел дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение», изучающий закономерности распространения показателей общественного здоровья во времени, в пространстве, среди различных групп населения в связи с воздействием условий и образа жизни, факторов внешней среды.
Цель эпидемиологии общественного здоровья (социальной эпидемиологии) — разработка мер политического, экономического, медико-социального и организационного характера, направленных на улучшение показателей общественного здоровья. В дальнейшем при использовании данного термина мы будем вкладывать в него именно это значение.
Источник