СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ — учебник
ТЕМА 3. СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ КАК ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Вопросы для рассмотрения
1. Объект и предмет социологии здоровья.
2. Роль и место социологии здоровья в системе социального
3. Институционализация социологии здоровья.
Основные понятия: объект и предмет социологии здоровья; социология медицины.
1. Объект и предмет социологии здоровья
В качестве объекта исследования той или иной науки понимается часть окружающего мира, объективного или субъективного, существующая в качестве реальности независимо от исследователя. Именно на эту реальность, обладающую определенными границами, направлен процесс научного познания. Объект науки существует до самой науки и независимо от того, подвергся ли он изучению.
Применительно к социологии здоровья объект исследования может быть определен как «многообразие реальных проявлений бытия
индивида и коллективов людей, обеспечивающее поддержание и воспроизводство их здоровья» 1 . Структура объекта социологии здоровья включает следующие составляющие: индивидуальное здоровье, здоровье социальной группы и общества; здравоохранение как социальный институт; коммуникацию по поводу здоровья, в том числе правовое регулирование взаимоотношений между различными субъектами по поводу здоровья.
Предмет науки является логическим описанием объекта и определяется предпочтениями исследователей в выборе некоторого его среза, аспекта, грани, специфических черт или элементов. Предмет исследова-
1 Дмитриева Е.В. Указ. Соч. С. 189.
ния, в отличие от объекта, конструируется в нашем сознании, выделяется путем абстрагирования исследователя от прочих свойств объекта изучения. Целесообразность определения предмета исследования детерминирована невозможностью охвата всех особенностей и специфическихчерт объекта врамкахцелостного изучения.
Трактовка предмета социологии здоровья не является на сегодняшний день устоявшейся, общепринятой и единодушно разделяемой научным сообществом. Дефиниция предмета обозначенной социологической субдисциплины зависит от понимания специфики здоровья как социального феномена, его социальной природы. Отсюда, различные ученыепо-своему определяют предмет социологии здоровья.
По мнению Е. Дмитриевой, предметом социологии здоровья являются закономерности и механизмы формирования и поддержания здоровья (макросоциальные механизмы, социальная политика в области здравоохранения и здоровья и т.п.), а также факторы, определяющие здоровье и превентивное поведение (в том числе и состояние правовой сферы). Сходное утверждение встречается в Энциклопедическом социологическом словаре, авторы которого полагают, что в фокусе социологии здоровья должны находиться «закономерности формирования и сохранения здоровья человека. функционирования разнообразных условий и факторов, влияющих на здоровье различных социально-демографических и профессиональных групп населения; а также деятельность по охране здоровья людей» 1 . И. Журавлева в качестве предмета изучения социологии здоровья называет механизмы социальной обусловленности здоровья и его место в системе социокультурных ценностей, регулирующих отношение человека к здоровью, а также уровень выражения потребности в здоровье, установки и мотивы заботы о здоровье, природу социальнокультурных факторов, влияющих на здоровье, и механизмы этого влияния 2 . Особое место в структуре предмета науки, по мнению исследователя, должны занимать факторы риска и антириска, опреде-
1 Лупандин В.М. Социология медицины // Энциклопедический социологиче-
ский словарь. М., 1995. С. 726-727.
2 Социология быта, здоровья и образа жизни населения. Указ. Соч.
ления «норм» здоровья и механизмы поддержания уровня здоровья, его ресурсы и пути формирования оптимальной социальной нормы.
В зарубежных работах предмет социологии здоровья трактуется следующим образом. По мнению P. Conrad, социология здоровья (Sociology of health and illness) призвана исследовать социальные причины болезни, социальные основания для получения различных видов медицинской помощи и отношение к ним со стороны индивида и общества 1 . K. White отмечает, что социология должна концентрироваться на анализе влияния на заболеваемость социально-экономического статуса индивидов и социокультурных факторов (например, этнических традиций и верований) 2 . Автор подчеркивает необходимость исследования отношений между социальными структурами и возникновением и распространением болезней в современном обществе, оговаривая особую роль социальной стратификации, профессионального медицинского сообщества, гендера и этничности в формировании здоровья населения. B.G. Link и Jo Phelan предлагают изучать социальные условия как фундаментальные причины болезней, призывая переключить внимание с индивидуальных факторов риска здоровью и самосохранительного поведения на «социальные контексты рисков» 3 . F.H. Knelman в качестве предмета социологии здоровья видит здравоохранение (health care delivery system) как социальнуюсистему 4 .
Многообразие интерпретаций предмета социологии здоровья приводит к тому, что в фокус ее научного анализа попадает широкий круг проблем, как типичных для отечественной исследовательской традиции (например, социальные факторы риска здоровью, самосохранительное поведение, отношение к здоровью и пр.), так и не вполне привычных для отечественной науки. Кпоследним можно отнести:
− социологические аспекты умирания и смерти (social aspects of death and dying) ;
1 Conrad P. The Sociology of Health and Illness: Critical Perspectives. Macmillan Publishers. 2008. Р. 1-55.
2 White K. An introduction to the sociology of health and illness. SAGE Publishing. 2002. Р. 4-5.
3 Link B. and Phelan J. Social conditions as fundamental causes of disease // Journal of Health and Social Behaviour, Extra Issue. 1995. Р. 80-94.
4 Knelman F.H. The sociology of health // The Journal of Orthomolecular Medicine. 1996. Vol. 11, 3rd Quarter.
− проблемы заботы о здоровье, медикализации и фармакологи-
зации повседневной жизни ( healthism, the medicalization and pharmacologisation);
− социальные факторы эпидемий и пандемий;
− социальные проблемы распространения ВИЧ и СПИДа;
− социальные аспекты биоэтики;
− анализ стигмы и дискриминации, связанных со здоровьем;
− социальные аспекты психического здоровья и психической патологии;
− эмоции и здоровье.
Обобщая точки зрения отечественных и зарубежных ученыхсоциологов относительно предмета изучения социологии здоровья, можно сделать следующий вывод. Социология здоровья – это отраслевая социологическая дисциплина, объектом изучения которой является здоровье и отношение к здоровью как социокультурные феномены , а предметом – социальные условия и детерминанты здоровья, социальные механизмы формирования, сохранения и укрепления здоровья на индивидуальном и популяционном уровне, а также социальные интеракции по поводу здоровья, реализуемые индивидами
и социальными группами в рамках различных социальных структур
и социальных институтов.
2. Роль и место социологии здоровья
â системе социального знания
Социология здоровья является специальной социологической дисциплиной (теорией) 1 . Как любая специальная социологическая теория, социология здоровья тесно связана, с одной стороны, с эмпи-
1 Специальная социологическая дисциплина (теория) – определенный уровень социологического знания, сформированный в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. Каждая специальная социологическая дисциплина рассматривает ту или иную сферу жизнедеятельности общества, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития. См. подробнее: Социология: энциклопедия. Указ. Соч.
рическими исследованиями, которые поставляют необходимый материал для ее развития, с другой стороны – с общесоциологическими теориями, которые дают возможность использовать общие теоретические разработки, модели и методы исследования.
Становление социологии здоровья обусловлено как достижениями медицинских (социальная гигиена, эпидемиология, организация здравоохранения и др.) наук, так и развитием социологических теорий среднего уровня – социологии семьи, социологии труда, социологии досуга и др. Взаимосвязь социологии здоровья с другими социологическими дисциплинами представлена на рис. 1.
Источник
Социология здоровья
Вы будете перенаправлены на Автор24
Объект социологии здоровья
Когда перед исследователем стоит задача определить объект своей работы, то он понимает под объектом некоторую часть окружающего мира, как объективного, так и субъективного, которая существует в качестве реальности и не зависит от самого исследователя.
В рамках социологии здоровья под объектом следует понимать многообразие реальных проявлений жизнедеятельности как отдельного индивида, так и коллектива людей, которые обеспечивают поддержание и воспроизводство их здоровья.
В структуру объекта социологии здоровья входят следующие составляющие:
- Индивидуальное здоровье индивида;
- Здоровье социальной группы и всего общества в целом;
- Здравоохранение как социальный институт;
- Коммуникационные процессы, где главной темой является здоровье (в том числе правовое регулирование взаимоотношений между различными субъектами в отношении здоровья).
Готовые работы на аналогичную тему
Предмет социологии здоровья
Предмет науки – это логическое описание объекта. Оно определяется, в первую очередь, предпочтениями исследователей в выборе необходимого среза, аспекта или специфической черты (элемента).
Что касается предмета социологии здоровья, то сегодня его трактовка не является устоявшейся и общепринятой. Это говорит о том, что научное сообщество еще не пришло к единому ответу на данный вопрос, и что единодушно разделяемой трактовки предмета социологии здоровья нет. Тем не менее, дефиниция предмета данной дисциплины зависит от понимания специфики здоровья как социального феномена. Отсюда есть несколько путей определения предмета, к которым склоняются некоторые авторы.
Е. Дмитриева: предмет социологии здоровья – совокупность закономерностей и механизмов формирования и поддержания здоровья; И. Журавлева: предмет изучения социологии здоровья – механизмы социальной обусловленности здоровья и его место в системе социокультурных ценностей, которые регулируют отношение человека к здоровью, а также место здоровья в системе человеческих ценностей.
Таким образом, многообразие интерпретаций предмета социологии здоровья привело к тому, что в фокус ее научного анализа попадает широкий круг проблем, как типичных для отечественной научной традиции (социальные факторы риска здоровья), так и не вполне соответствующие аспекты:
- Аспекты смерти с точки зрения социологической науки (причины смерти, которые кроются в обществе и его структуре);
- Забота о здоровье как часть повседневности любого человека (поддержка гигиены, ведение здорового образа жизни, создание положительного образа человека, отсутствие вредных и губительных привычек и пристрастий);
- Изучение факторов эпидемий и пандемий, которые происходят из социума (искусственно созданные вирусы, разработки различных биологов, которые не несут пользу обществу, а могу нарушить его естественный баланс);
- Социальные проблемы в идентификации серьезных аутоимунных заболеваний (ВИЧ, СПИД).
Роль и место социологии здоровья в системе знания
Социология здоровья – это специальная социологическая теория, которая тесно связана с эмпирическими исследования, а также с общесоциологическими теориями. Эмпирические исследования предоставляют весь необходимый материал для развития социологии здоровья, а общесоциологические теории позволяют использовать общие теоретические разработки, модели и методы исследования.
Социология здоровья связана с несколькими социологическими дисциплинами: социология досуга, социология труда, гендерная социология и социология семьи.
Со стороны социологии досуга и гендерной социологии рассматривается следующая специфика:
- Режим отдыха как детерминанта здоровья;
- Формы рекреации и здоровье;
- Оздоровительный досуг;
- Гендерные аспекты здоровья;
- Гендерные проблемы здравоохранения;
- Демографическая политика.
В связи с социологией труда и социологией семьи сформулированы следующие элементы: здоровье работающих, связь профессии и здоровья, оздоровительная политика на предприятиях, семейный образ жизни как детерминанта здоровья, здоровье семьи и роль семьи в охране здоровья.
Таким образом, междисциплинарный характер социологии здоровья выражен не только в наличии у нее общего предметного поля с медицинскими дисциплинами, но и в тесной связи с другими социологическими теориями.
Институционализация социологии здоровья
Институционализация социологии здоровья проходит в несколько основных этапов.
Во-первых, это само зарождение социологии здоровья (примерно в начале 20 века). Именно в этот период большое количество специальных социологических работ осмысливаются в контексте изложенной проблематики.
Во-вторых, социология здоровья в 20-40-е годы 20 века прошла период своего оформления. Это время характеризуется интенсивными прикладными исследованиями. Также разрабатывается инструментарий для реализации исследований, проводится апробация категориально-понятийного аппарата.
В-третьих, в 50-60-е годы происходит как раз период становления. Формируется предметное поле социологии здоровья.
Четвертый этап (70-80-е годы) – период развития социологии здоровья как самостоятельной дисциплины. Уточняется объект и предмет социологии здоровья, осуществляется переход от медицины как объекта исследований к непосредственно здоровью и здравоохранению как самостоятельным объектам и проблематике.
В-пятых, затронет непосредственно современный этап развития социологии здоровья, расширений предметной области. Это происходит путем включения в нее вопросов продвижения здоровья, здорового образа жизни, коммуникаций по поводу здоровья.
Институционализация социологии здоровья также подкрепляется тем, что сегодня она стала самостоятельной учебной дисциплиной, и закрепилась в системе высшего и послевузовского образования как в России, так и за рубежом. Проводится достаточно большое количество исследований, производятся публикации учебных пособий, материалов, результатов практических исследований, статей и тезисов, а также монографий.
Источник