Психическое, физическое и социальное благополучие, а не просто отсутствие болезни или неполноценности
психическое и физическое состояние, дающее возможность жить без болезни
10. Благополучие – это:
а) понятие, в рамках которого здоровье рассматривается как непрерывное самообновление
б) состояние, обеспечивающее индивидууму жить полноценно
11. Объекты мониторинга оценки здоровья:
а) индивидуум
б) семья
в) общество
12. Укрепление здоровья — это:
а) мероприятия, направленные на повышение уровня общего благополучия и актуализации здорового потенциала индивидуума, семьи, населения и общества в целом
б) процесс, направленный на поддержание и восстановления здоровья
13. Охрана здоровья в молодом возрасте включает в себя:
а) профилактика травм
б) раннее выявление заболеваний
в) оказание помощи в вопросах репродуктивного здоровья
г) все перечисленное
14. Школы здоровья – это:
а) медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний
б) образовательное учреждение, где учат здоровому образу жизни
15. Формирование ЗОЖ, первичная и вторичная профилактика — гигиеническое воспитание:
а) по общим вопросам
б) по специальным вопросам
16. Гигиеническое воспитание по возрастам, гигиеническое воспитание по состоянию здоровья — гигиеническое воспитание:
а) по общим вопросам
б) по специальным вопросам
17. Гигиеническое воспитание родителей, учителей в школе — гигиеническое воспитание:
а) со специфическими потребностями
б) участвующего в проведении гигиенического воспитания
18. Принцип систематичности — принцип гигиенического воспитания:
а) предусматривающий постоянный, регулярный характер его осуществления
б) выражающий его направленность на повышение активности личности, группы лиц
19. Принцип стимулирования сознательности и активности — принцип гигиенического воспитания:
а) предусматривающий постоянный, регулярный характер его осуществления
б) выражающий его направленность на повышение активности личности, группы лиц
20. Принцип актуальности — принцип гигиенического воспитания:
а) ориентирующий на наиболее важную и своевременную гигиеническую информацию
б) предусматривающий выделение основных этапов и его логической преемственности
21. Принцип последовательности — принцип гигиенического воспитания:
а) ориентирующий на наиболее важную и своевременную гигиеническую информацию
б) предусматривающий выделение основных этапов и его логической преемственности
22. Здоровье — состояние:
а) динамическое
23. Здоровье — благополучие:
а) духовное
б) социальное
в) физическое
24. Стратегия укрепления здоровья требует подхода:
в) индивидуального
25. Два основных элемента системы укрепления здоровья:
а) гигиеническое обучение, воспитание
б) профилактика заболеваний
в) создание окружающей среды обеспечивающей поддержание здоровья
26. ГОВ — восполнить:
а) отсутствующие умения и навыки здорового безопасного образа жизни
б) социальную политику по увеличению потенциала здоровья
27. Ведущими структурами в работе по ГВО и укреплению здоровья на основе популяционного, группового, индивидуального подхода являются:
а) центры медицинской профилактики
б) кабинет медицинской профилактики
в) участковая (семейная) служба
28. Оценка эффективности ГОВ требует мониторинга:
а) рождаемости
б) средней продолжительности жизни
в) уровень физического развития
г) количества диспансерных больных
29. Оценка эффективности ГОВ требует мониторинга:
а) заболеваемости
б) инвалидности
в) смертности
г) профессиональной заболеваемости
30. Методы индивидуального воздействия:
а) личная беседа
б) индивидуальный инструктаж
в) телефонная служба
31. Методы воздействия на группу лиц:
а) лекция
б) круглый стол
в) дискуссия
г) викторина
д) личная корреспонденция
32. Методы массовой коммуникации:
д) все перечисленное
33. Виды амбулаторно-поликлинических участков:
а) терапевтический
в) педиатрический
д) общеврачебной практики
34. Анализ общей заболеваемости проводят на основании:
а) статистического талона или талон амбулаторного пациента
б) больничного листа
в) экстренного извещения об инфекционном заболевании
35. На санитарно-просветительную работу медсестре отводится:
в) 4 часа
36. Медсестрой по санитарному просвещению проводится следующие виды занятий:
б) беседы
в) кружковая подготовка
г) санбюллетень
37. Медицинская сестра по санитарному просвещению проводит:
б) беседы
в) кружковые работы
38. Выбрать главную задачу КЗР (кабинета здорового ребенка):
а) проведение профилактических прививок
б) пропаганда здорового образа жизни
в) проведение инъекций
39. Работа участковой медсестры состоит:
а) из лечебного раздела
б) из профилактического раздела
в) из санитарно-просветительной работы
г) все перечисленное
40. Патронаж к новорожденному — это:
а) лечебная работа
б) профилактическая работа
в) санитарно-просветительная работа
Психологические аспекты
Работы медицинской сестры
1. Возрастная психология – область знаний, изучающая психологические особенности людей в следующие периоды жизни:
а) в подростковом возрасте
б) в течение всей жизни
в) с рождения до 18 лет
г) с рождения до пенсионного возраста
2. На психическое развитии ребенка влияют следующие факторы:
б) тип нервной системы
в) особенности внутриутробного периода жизни и родов
г) социальное окружение ребенка
д) все перечисленное верно
3. Нормальная бурная эмоциональная реакция ребёнка младенческого возраста при появлении близкого взрослого, свидетельствующая о потребности ребенка в общении называется:
а) комплекс ожидания
б) двигательная расторможенность
в) комплекс оживления
г) аффективная вспышка
4. Переходный период, кризис первого года жизни ребенка, в основном связан:
а) с возросшей потребностью ребенка в самостоятельности и считается нормальным
б) с патологическим всплеском самостоятельности ребенка
в) с появлением первых зубов у ребенка и физическим дискомфортом с этим связанным
г) с проведением плановых прививок ребенку
5. Максимальное психическое развитие в дошкольном возрасте ребенок поучает через:
а) рациональное питание
б) игровую деятельность
в) учебную деятельность
г) общение с мамой и папой
6. «Ведущей деятельностью» в подростковом возрасте является:
а) учебная деятельность
б) общение с родителями и учителями
в) интимно – личностное общение со сверстниками
г) построение первых любовных привязанностей с представителями противоположного пола
7. В реакции пациента на болезнь играют роль следующие факторы:
в) уровень образования
г) все вышеперечисленное
8. Наиболее значимыми для подростка являются заболевания:
а) ведущие к смерти
б) осуждаемые обществом
в) ведущие к изменению внешности
г) нарушающие репродуктивную сферу
9. К психосоматическим заболеваниям относят:
а) бронхиальную астму
10. Пациент полностью отрицает наличие у себя заболевания. Такой тип реакции на болезнь называется:
в) анозогнозический
11. Пациент стремится обратить на себя внимание, преувеличивать тяжесть заболевания, «живет в болезни»:
а) истерический тип
б) гармоничный тип
в) ипохондрический тип
г) эйфорический тип
Хранение лекарственных средств
1. Укажите принципы хранения лекарственных препаратов:
а) по токсикологическим группам
б) по фармакологическим группам
в) по срокам годности
г) по способу введения ЛС
д) по физико-химическим особенностям входящих ингредиентов
Е) все перечисленное верно
2. Укажите лекарственные средства списка «А»:
а) преднизолон, коргликон
б) пиридоксин, рибофлавин, кислота аскорбиновая
в) омнопон, строфантин, атропин
3. Укажите лекарственные средства списка «Б»:
а) адреналин г/хл, новокаин, лидокаина г/хл
б) кислота салициловая, кислота аминокапроновая
4. Условия хранения лекарственных средств списка «А»:
а) специально оборудованное помещение, сейфы, сигнализация
5. Запас наркотических лекарственных средств в отделении ЛПУ должен быть:
а) не более 10-дневной потребности
б) не более 3-дневной потребности
6. Запас наркотических лекарственных средств в приемном отделении ЛПУ должен быть:
а) 3-дневная потребность
б) 5 дневная потребность
7. Отпуск наркотических лекарственных препаратов медицинской сестрой пациенту должен производиться:
а) в присутствии врача
б) присутствие врача не обязательно
8. Хранение журналов учета наркотических лекарственных препаратов осуществляется в течение:
а) 10 лет
9. В требовании на получение лекарственных препаратов в аптечном учреждении должно быть указано:
а) штамп ЛПУ, круглая печать ЛПУ, подпись руководителя или его заместителя
б) круглая печать, подпись руководителя или его заместителя
10. Укажите условия хранения пахучих и красящих лекарственных средств:
а) отдельно от всех остальных лекарственных препаратов
б) нет особых условий хранения
11. Укажите условия хранения лекарственных препаратов, имеющих созвучные названия:
а) не рекомендуется располагать лекарственные препараты рядом
б) нет особенностей в хранении
12. Укажите условия хранения инсулина:
а) +4 0 — +10 0 С, в сухом, защищенном от света месте
б) +8 0 — +12 0 С, в защищенном от света месте
13. Укажите условия хранения гепарина:
а) +8 0 — +15 0 С, в защищенном от света месте
б) +10 0 — +20 0 С, в защищенном от света месте
14. Дайте понятия «термолабильные препараты»:
а) это лекарственные препараты, изменяющиеся под влиянием высокой температуры окружающей среды
б) это лекарственные препараты, изменяющиеся под влиянием комнатной температуры
15. Укажите условия хранения иммунобиологических препаратов:
а) в холодильнике
б) при комнатной температуре
16. Почему нельзя хранить иммунобиологические препараты вместе с другими лекарственными препаратами:
а) происходит обсеменение лекарственных препаратов микроорганизмами, входящими в состав некоторых иммунобиологических препаратов
б) разница в температурном режиме хранения
17. Укажите поведение пациента при приеме любого препарата «Альмагель»:
а) лежа, вращаясь с живота на спину
б) нет особенностей при приеме препарата
18. Железосодержащие лекарственные препараты рекомендуется принимать:
а) в течение дня
б) во второй половине дня всю дозу, можно запить кипяченной водой
19. Укажите побочные реакции при приеме препаратов нитроглицерина:
а) головная боль, головокружения, понижение АД, при передозировке – ортостатический коллапс
б) нарушение ритма, чувство нехватки воздуха
20. Лекарственные препараты содержащие панкреатические ферменты рекомендуется принимать:
а) за 10 – 15 минут до еды, или во время еды
21. Особенности приема препарата «Панангин», «Аспаркам»:
а) измельчить или разжевать для улучшения биодоступности калия и принимать после еды
б) таблетку запить кипяченой водой
22. Можно ли разжевывать таблетки, имеющие «кислотоустойчивые» оболочки:
б) нет
23. Таблетку ацетилсалициловой кислоты необходимо:
а) растворить в воде, принять до еды, запивая молоком (при переносимости такого сочетания)
Источник
Комплексный мониторинг состояния здоровья учащихся
материал на тему
Комплексный мониторинг
состояния здоровья учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_monitoring_zdorovya_obuchayushchihsya.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
состояния здоровья учащихся.
Методика мониторинга позволяет отслеживать динамику показателей каждого ученика, класса, используя при этом доступные средства измерения, современное информационно-диагностическое и программное обеспечение. В зависимости от результатов создаются группы детей и определяются направления работы по выявленным проблемам. Это необходимо для принятия научно-обоснованных управленческих решений по планированию и прогнозированию процесса обучения в школе, который в соответствии с Законом «Об образовании» должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и подростков. Информационные технологии позволяют оперативно проанализировать причины неудач и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны учителя, так и со стороны ученика. В ежегодном обследовании принимают участие только определенные возрастные группы учащихся, «кризисные» по тем или иным причинам. В эти группы входят учащиеся:
а) 1-х классов – период адаптации к школе;
б) 5-х классов – переход в среднее звено школы;
в) 9–11-х классов – выпускники.
Комплексная оценка состояния здоровья учащихся включает диагностику здоровья в двух традиционных аспектах: физическом и психическом. Причем в психическом здоровье выделяются две подструктуры, а именно – социальное и психологическое здоровье. Таким образом, о целостном развитии учащихся составляем представление по следующим компонентам:
В каждом компоненте выделяется четыре уровня по степени сформированности критериев и показателей развития учащихся:
В зависимости от результата определяются группы учащихся и намечаются направления работы по выявленным проблемам.
Цель: отслеживание хода и промежуточных результатов здоровьесберегающей деятельности школы, создание динамического банка данных по уровню здоровья, позволяющих оценить эффективность оздоровительной работы и вносить коррективы в индивидуальные оздоровительные программы.
- сбор и накопление фактического материала о состоянии здоровьесберегающей деятельности образовательной организации, разработка планов работы администрации и коллектива школы;
- оценка состояния физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
- анализ результатов медицинских исследований для выявления отклонений в здоровье учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений;
- осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);
- своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;
- предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;
- оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования;
Психолого-педагогические и дидактические функции мониторинга:
- обеспечение целесмыслового поля деятельности школьного коллектива, планирование его работы;
- формирование навыков аналитической культуры участников учебно-воспитательного процесса, умения адекватно оценивать свою жизненную позицию, уровень ее активности, конструктивности;
- формирование педагогической среды единомышленников, готовых из субъектов стать объектами учебно-воспитательного процесса инновационного типа.
Объектом мониторинга являются класс, учитель, учащийся, а также отдельные составляющие образовательного процесса:
- здоровье учащихся и учителей;
- содержание и результаты обучения;
- технологии обучения;
- социальное и профессиональное самоопределение старшеклассников;
- уровень воспитанности учащихся.
Методы сбора и обработки информации:
- экспертный опрос;
- наблюдение;
- анализ документов;
- посещение уроков;
- контроль знаний, умений и навыков;
- анкетирование;
- тестирование;
- самооценка.
Физическое здоровье учащихся
Критериями физического здоровья принято считать данные ученика, занесенные в медицинские документы после осмотра ребенка врачами-специалистами, указывающими на группу здоровья, а также резистентность, т.е. устойчивость к заболеваниям, которую мы определяем, анализируя пропуски по болезни и условно подразделяя на следующие уровни:
– 1-й уровень (высокий) – от 0 до 15 пропусков (дней) по болезни за триместр,
– 2-й уровень (допустимый) – от 16 до 30 пропусков (дней),
– 3-й уровень (тревожный) – от 31 до 45 пропусков (дней),
– 4-й уровень (критический) – от 46 до 60 пропусков (дней).
Показатели физической подготовленности в соответствии со стандартами образования по предмету «Физическая культура» измеряются трижды в год согласно плану мониторинга. По параметрам функциональной и физической подготовленности определены критический и тревожный (низкий и ниже среднего), достаточный (средний), оптимальный (выше среднего, высокий) уровни. Анализ результатов позволяет сравнить фактические и расчетные показатели, дать им качественную и количественную оценку, проследить за их динамикой.
Социальное здоровье учащегося образовано совокупностью ценностей, имеющих в настоящий момент большую значимость для всего общества, коллектива школы и конкретных учащихся. Критериями сформированности социального компонента являются уровень воспитанности, социальный статус в коллективе и обученность школьников.
Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, допустимый, тревожный, критический. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нравственности, нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка воспитанности будет низкой. Следует учитывать, что при выведении оценки уровня воспитанности необходимо использовать весь педагогический инструментарий привлечения ученика к самооценке. Сочетание самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха. Уровень воспитанности определяется с помощью специального теста. Оценка результатов теста проводится по 5-балльной системе:
1 – у меня другая позиция.
По каждому критерию выводится одна среднеарифметическая оценка. Затем полученные оценки суммируются и делятся на 6. Средний балл является определением уровня воспитанности.
5–4,5 – высокий уровень;
4,4–4 – допустимый уровень;
3,9–2,9 – тревожный уровень;
2,8–2 – критический уровень.
Высокий – ярко проявляются показатели воспитанности (долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, простота и скромность, культурный уровень).
Допустимый – средне проявляются показатели воспитанности.
Тревожный – слабо проявляются показатели воспитанности.
Критический – не проявляются показатели воспитанности.
Следующий критерий – обученность школьников. При оценке этого критерия используются следующие требования:
- ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке (учет развития ребенка, особенностей учебной деятельности и др.);
- использование оценки как обратной связи, позволяющей учителю увидеть свои и ученические проблемы и возможные шаги для успешной коррекции;
- использование для оценивания знаний разнообразных видов контроля;
- применение при оценивании знаний развернутой содержательной оценки (наряду с выставленным баллом дается характеристика успехов ученика);
- включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу, работу одноклассников.
Кроме того, при оценивании необходимы эмоциональная включенность учителя, отсутствие равнодушия, создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации.
Как известно, наиболее общей характеристикой измерения успешности обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости школьников, который в последнее время чаще используется в формулировке «процент обученности учащихся». Данный показатель учитывает процентное отношение ребят, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству учащихся класса. Другим показателем остается процент качества знаний школьников (на 4 и 5). Наиболее объективной из действующих методик измерения обученности класса или группы учащихся является показатель СОК – степень обученности класса (формула К.Симонова):
где k5 – количество полученных в результате тестирования пятерок;
k4 – количество четверок;
kЗ – количество троек;
N – количество учащихся в классе.
Использование данной формулы учителем, а также независимым экспертом при проведении контроля позволяет сравнить результаты оценивания.
Обработка результатов по трем показателям проводится с помощью построения гистограмм, диаграмм, графиков и т.д. При этом учитель совместно с администратором отслеживает закономерности «спадов» и «взлетов» обученности школьников по группам.
Кроме того, в школе используется следующая методика определения уровня обученности учащихся:
1-й уровень – учащиеся имеют базовую подготовку и выполняют задания высокого уровня (на оценки «4» и «5»);
2-й уровень – имеют базовую подготовку и выполняют задания повышенного уровня (50% учебных предметов на оценки «3» и «4»);
3-й уровень – имеют только базовую подготовку (80–100% учебных предметов на оценку «3»);
4-й уровень – не имеют базовой подготовки (по основным предметам имеется оценка «2»).
Уровень качества знаний:
1-й уровень – у 90–100% 5 по базовым предметам;
2-й уровень – у 75–89% 4 по базовым предметам;
3-й уровень – у 50–74% 3 по базовым предметам;
4-й уровень – у больше чем 74% 3 по базовым предметам.
Под психологическим компонентом понимается результат деятельности педагогического коллектива, направленный на целостное развитие учащихся. В качестве диагностических критериев и показателей рассматриваются индивидуально-психологические особенности каждого ученика для оценки их сегодняшнего состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций по следующим направлениям: мотивация к здоровью и ЗОЖ, психоэмоциональное состояние и уровень психического развития.
Мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ). Насущной психолого-педагогической проблемой остается формирование у школьников потребности в сохранении своего здоровья, ответственного отношения не только к собственному здоровью, но и здоровью других людей, а также сохранению среды обитания. Здоровьеориентированные цели воспитания школьников включают:
- развитие природных возможностей;
- сохранение здоровья в младшем школьном возрасте;
- обеспечение интенсивного физического и социального созревания в подростковом возрасте;
- самосовершенствование и социально-психологическую адаптацию в старших классах.
В процессе личностно ориентированного обучения наиболее значимой становится комплексная диагностика, используемая не для оценки имеющихся способностей обучающихся или решения вопроса об их пригодности либо непригодности, а для нацеливания школьников на развитие их самых разных возможностей, т.е. на мотивацию ЗОЖ.
Выделяются 4 уровня сформированности мотивации ЗОЖ у школьника:
1-й – оптимальный – предполагает положительную мотивацию здорового образа жизни, причем ученик занимает осознанно активную позицию и аргументированно это доказывает;
2-й – допустимый – отражает положительное отношение учащегося к ЗОЖ, однако позиция скорее пассивна;
3-й – тревожный – ученик признает необходимость ведения здорового образа жизни, но как второстепенное положение;
4-й – критический – мотивация ЗОЖ у школьника не сформирована.
В качестве используемых диагностических процедур обучающимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Почему необходимо вести ЗОЖ?».
Отслеживание умений ЗОЖ проводится в соответствии со следующими направлениями здоровьеориентированной деятельности школы:
1) обучение на основе здоровьеориентированных принципов организации учебной деятельности;
2) коррекция затруднений адаптации к условиям обучения в школе;
3) формирование ценностей здоровья и навыков здорового образа жизни;
4) профилактика вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков и пр.);
5) социально-психологическая адаптация и реабилитация детей и подростков;
6) физкультурно-оздоровительная и спортивная работа;
7) профессиональная ориентация и профотбор.
Умения ЗОЖ рассматриваются в двух аспектах: навыки здорового образа жизни и отсутствие вредных привычек. Родители и учителя выступают в роли экспертов по оцениванию умений и навыков ребенка вести здоровый образ жизни, используя четыре уровня:
1. Оптимальный – положительное отношение к идее ведения ЗОЖ сочетается с навыками ЗОЖ; учащийся с вниманием относится к собственному здоровью, негативно – к вредным привычкам не только сам, но и пропагандирует отказ от них среди друзей.
2. Допустимый – навыки ЗОЖ сочетаются с отсутствием вредных привычек, однако забота о здоровье носит эпизодический, нерегулярный характер.
3. Тревожный – понимание необходимости ведения ЗОЖ не сочетается с навыками собственной жизнедеятельности; употребление алкоголя или табакокурение носят эпизодический характер.
4. Критический – отсутствие навыков ЗОЖ.
Психоэмоциональное состояние отслеживается психологом с помощью ряда методик и процедур:
- М етодика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка. (Определение показателя отклонения от аутонормы) является производной от цветового теста М. Люшера и позволяет определить состояние нервно-психического благополучия ребенка.
- Методика самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера- Ю.Л.Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
- Методика «Самооценка психических состояний» Айзенка предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность , фрустрация , агрессивность , ригидность .
В работе также используются: опросник САН, тест Р.Мейли, тест «Классификация» (методика Гольдштейна-Выготского-Зейгарник), ГИТ, ШТУР, тест Р. Амтхауэра, тест «Прогрессивные матрицы Равена», тест-опросник Л. Шмишека на выявление акцентуаций, тест школьной тревожности Филлипса, методика «Социометрия», методика Н.П. Н.Капустина, таблицы Л.Шульте и другие.
Источник