Меню

Нравственное здоровье подрастающего поколения

Нравственное и физическое здоровье школьников
статья по физкультуре на тему

Статья о формировании нравственности и сохранении, укреплении здоровья школьников

Скачать:

Вложение Размер
Формирование нравственного и физического здоровья на уроках физической культуры 54 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

Приобщение школьника к проблеме формирования и сохранения своего нравственного и физического здоровья это, прежде всего, процесс социализации. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Несоответствие школьной системы образования и развития личности ребенка конкретным закономерностям индивидуальности накладывает своеобразный порочный стереотип на так называемое домашнее воспитание, когда каждая мать исходит не из потребностей своего ребенка, изученного досконально, а из общей позиции «Так принято, так надо!». Что же касается отцов, то они вообще в большинстве своем, не озадачивают себя данной проблемой.

В хорошем физическом здоровье подрастающего поколения заинтересованы все — и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения, а формирование и сохранение так называемого нравственного здоровья вообще уходит на второй план. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

Формирование нравственно и физически здоровой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме — вот цель, которую ставит перед собой авторская программа «Нравственное и физическое здоровье», разработанная для ученического коллектива 8 А класса и успешно реализуемая с 2015 года в МБОУ лицей.

Педагог, как инженер-проектировщик планирует и создает основу будущей жизни человека. Я — педагог. Я учу детей правильно разговаривать, строить правильные отношения с окружающими людьми, соблюдать правила гигиены, избирательно относиться к вещам материальным и духовным. Каждое своё слово, каждый свой шаг я должна совершать во благо детей. Я создаю условия для самореализации ребёнка. Мне наиболее созвучна идея о базовой физической и нравственной культуре личности как основе воспитанности и творческого самоопределения. Моё стремление в том, чтобы каждый воспитанник понял, что он сам творец себя, своей удивительной души и тела.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не столько социальная сколько нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей. Моя задача: обеспечить индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка в соответствии с его возможностями через создание базовой культуры физически и нравственно здоровой личности, сформировать ценностные ориентации, отвечающие интересам не только отдельного человека, но и общества.

Девиз моей программы: «Здоровому телу – здоровую душу!» Физическое здоровье – это лишь заявка на успешность и уверенность в своих силах. Не менее важно здоровое сознание личности. Без этого, даже если ребёнок вырастет физически здоровым и сильным, он не будет соответствовать высокому назначению человека.

Я верю, что школа (в частности мой класс) может создать в проекте такой тип общества, в котором нам хотелось бы существовать, что поколение, которое воспитываю я и мои коллеги, построит новую процветающую Россию. Педагоги нашей школы уверены, что через влияние на умы детей по всем направлениям, мы можем изменить характер взрослого общества.

Воспитание успешно, если оно системно и долговременно. Моя система воспитания — это комплекс мероприятий, рассчитанных на длительный период реализации. Программа «Нравственное и физическое здоровье» действует в тесном взаимодействии с учебными дисциплинами и учитывает межпредметные связи. Это не только система школьных внеклассных мероприятий. Воспитание осуществляется постоянно в течение учебного дня, каникул, в момент, когда воспитуемый находится дома, на прогулке, выполняет домашнюю работу и т.д. В план программы входят «Дни здоровья», туристические походы и экскурсии, мероприятия по формированию здоровых привычек средствами художественной литературы в виде комплексов бесед и классных часов по сохранению и укреплению здоровья школьников и их семей, разнообразная проектная и творческая работа и многое другое. В классе практически нет детей, которые не посещают спортивные или художественные кружки и секции в школе или вне её.

Моим подопечным очень нравится проектная деятельность. Так в 2015 году наш детский коллектив разработал и приступил к осуществлению крупномасштабного социального проекта «Наши родители», суть которого заключается в воспитании толерантного отношения к людям, не принимающим современные, порой жестокие реалии современной жизни. Цель проекта — привлечение молодежи к проблемам людей старшего возраста. Задача проекта — сохранение семейных традиций, бережное отношение к историческим фактам, толерантность к общественно-социальным явлениям в период переоценки морально-этических ценностей, укрепление климата доверия в эстафете межпоколенческих связей.

Нравственно здоровый человек должен быть терпеливым и терпимым, уметь отсеивать ложь от истины, видеть не черное и белое, а различать полутона. Именно для того, чтобы дети с детства учились различать эти самые «полутона», мы и затеяли проект «Наши родители». Наши деды жили ради «светлого будущего», родители — ради нашего светлого общества справедливости – значит мы, молодёжь сегодняшнего дня, живём при «коммунизме»? Большинство СМИ снова «помогают» строить некое идеальное общество потребления на фоне бесконечных репортажей о сладкой жизни олигархов и звёзд шоу-бизнеса, без устали твердя о повышении уровня жизни граждан, при этом порочно высмеивают достижения и положительные моменты обустройства общества прошлых лет, в котором собственно и закладывался фундамент наших дней. Наши воспитанники должны понять: Мы — не «старые русские» и «новые русские», не «совки» и «неформалы». Мы – один народ, одна нация, одна страна. У нас — одна память на всех: генетическая память поколений. Все последние годы СМИ оголтело разоблачают советское время. Получается, что наши отцы и деды прожили бессмысленную жизнь. Одни прожили её рабами, другие – палачами. Как будто не это поколение выиграло войну, подняло страну из руин. Даже на уровне государства, судя по пенсиям, стариков никто не уважает. Проект «Наши родители», который своевременно и политически грамотно задумал и осуществляет наш коллектив, способствует формированию терпимости и добра друг к другу. Мои дети понимают, что добро – также объективно, как закон притяжения. Проект поможет «отцам» поверить в добро именно в то время, когда действительность этому не способствует.

Реальный «продукт» проекта- это серия публикаций в СМИ в виде фото-эссе, идея которых направлена на укрепление солидарности поколений и участие в конкурсах различных уровней. Участники проекта готовят материалы под разными тематическими названиями: «Пионеры, октябрята – кто вы, дружные ребята?», «Письмо в будущее», «Герой вчерашних дней», «Строитель общества справедливости», «Семейная реликвия», «Война в истории моей семьи», «Я смотрю на фотокарточку» и др. К нашим общим достижениям можно отнести общественное признание некоторых работ, выполненных учащимися моего класса:

1.Диплом Общероссийского конкурса социальных проектов «История страны в семейном альбоме»

2.Диплом 1 степени и Диплом 3 степени районного конкурса «Я гляжу на фотокарточку»

3. Диплом 1 степени районного конкурса медиатворчества «Окно в мир» в номинации «печатная продукция» и многое другое.

Детские потфолио полны разнообразными дипломами и грамотами за различную учебную и неучебную деятельность. Я веду также портфолио класса, где накопилось порядка 40 документов (грамот, благодарностей, дипломов), выданных детскому коллективу за участие в различного рода воспитательных и оздоровительных мероприятиях.

Мы любим путешествовать. Коллективные экскурсии помогают учиться дружить, расширяют кругозор, воспитывают чувство патриотизма. Недавняя поездка в Санкт-Петербург – яркое тому подтверждение. Коллективные субботники – тоже неплохой вклад в формирование и развитие физически и нравственно здоровой личности.

Программа «НФЗ» предусматривает профилактическую работу с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей и социальной адаптации подростков. Пропаганда здорового образа жизни ведется на родительских собраниях и индивидуальных беседах с родителями.

Составлены карты семей. Регулярно производится систематизация результатов воспитательной работы, создан инструментарий контроля эффективности и прогнозирование возможного сбоя реализации программы. Диагностика возможного сбоя воспитательного процесса осуществляется через анкетирование, тестирование и составление карты показателей уровня воспитанности учащихся.

Для меня как педагога, классного руководителя очень важно, какие результаты, показатели и взаимоотношения рождаются в процессе деятельности, поэтому моя программа включает мониторинги физического состояния и воспитанности, анкетирование и диагностику развития нравственного и физического здоровья личности. Составлен график посещений неблагополучных семей и библиография специальной литературы по воспитанию детей, рекомендуемой для родителей.

Я четко представляю себе, чего хочу добиться от детей на каждом этапе реализации программы, какими хочу видеть моих воспитанников в конце нашего сотрудничества. Я знаю, что хочу и могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. Ежегодный анализ воспитательного процесса позволяет мне определить и корректировать задачи на новый временной отрезок. Медико-психологическая служба школы является моим незаменимым помощником.

Конечный продукт моей воспитательной системы это самостоятельные и самодеятельные личности, которые осознают свою самоценность и в результате этого смогут самоопределиться, самореализоваться и самоутвердиться в жизни.

Список использованной литературы

  1. Образование в Нижегородской области. Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи/ Н.Новгород ГОУ ДПО НИРО 2010; с.3
  2. Проектирование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования. Выпуск №2, Министерство образования Нижегородской области ГОУ ДПО НИРО/Лаборатория гражданского становления личности; Н.Новгород 2010; с.104-132

Источник

Нравственное здоровье как одна из составляющих здорового образа жизни.
статья на тему

В статье говорится о том, что нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_mo.odt 23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное здоровье как одна из составляющих

здорового образа жизни.

Нравственное здоровье – это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Потребность в сохранении и развитии нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми. Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер, а не после того, когда уже зафиксированы те или иные отклонения или вообще отсутствие нравственного здоровья. Об этом свидетельствуют многочисленные жизненные факты. Нравственное здоровье нуждается в постоянном обогащении нравственных чувств, в упрочении моральной позиции, совершенствовании нравственных привычек. Всем этим должна заниматься сама личность, осуществляя повседневный нравственный самоконтроль. Его суть состоит в том, что личность самостоятельно регулирует свое поведение, контролирует свои мотивы и мысли. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально. Введение особого и обязательного для всех учащихся учебного предмета «Половое воспитание» на данном этапе развития общества и школы нецелесообразно.

Необходимо использовать в половом воспитании различные формы и методы. Это и включение соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов). С учетом сложившейся в стране ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим образом:

  • привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;
  • формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
  • защита (методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;
  • обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.

Организационными формами могут быть:

  • фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;
  • факультативные занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;
  • семинары для родителей; тематика, содержание и организация таких семинаров должны отвечать их запросам;
  • консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.

Педагог должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе — важный и необходимый элемент системы полового воспитания.

Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту в сфере межполовых отношений является использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Все это может и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской системы гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность — современной. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально.

Источник

Читайте также:  Почему жизненная емкость легких является важным показателем здоровья человека
Adblock
detector