Нравственное здоровье как одна из составляющих здорового образа жизни.
статья на тему
В статье говорится о том, что нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.odt | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное здоровье как одна из составляющих
здорового образа жизни.
Нравственное здоровье – это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Потребность в сохранении и развитии нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми. Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер, а не после того, когда уже зафиксированы те или иные отклонения или вообще отсутствие нравственного здоровья. Об этом свидетельствуют многочисленные жизненные факты. Нравственное здоровье нуждается в постоянном обогащении нравственных чувств, в упрочении моральной позиции, совершенствовании нравственных привычек. Всем этим должна заниматься сама личность, осуществляя повседневный нравственный самоконтроль. Его суть состоит в том, что личность самостоятельно регулирует свое поведение, контролирует свои мотивы и мысли. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально. Введение особого и обязательного для всех учащихся учебного предмета «Половое воспитание» на данном этапе развития общества и школы нецелесообразно.
Необходимо использовать в половом воспитании различные формы и методы. Это и включение соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов). С учетом сложившейся в стране ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим образом:
- привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;
- формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
- защита (методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;
- обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.
Организационными формами могут быть:
- фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;
- факультативные занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;
- семинары для родителей; тематика, содержание и организация таких семинаров должны отвечать их запросам;
- консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.
Педагог должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе — важный и необходимый элемент системы полового воспитания.
Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту в сфере межполовых отношений является использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Все это может и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской системы гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность — современной. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально.
Источник
Нравственное «здоровье» современной молодёжи
Мы, современные люди, живем в мире, в котором стремительно развиваются наука, информационные технологии. Новое поколение – это поколение людей, способных обращаться с техникой на «ты»: для молодёжи не составит трудности разобраться в устройстве мобильного телефона, смартфона или компьютера. Но, к великому сожалению, большинство молодых людей испытывает своего рода зависимость от Интернета, всевозможных модных «Айфонов» и «Нокиа». В погоне за приобретением модной модели телефона, планшета или ноутбука, а впоследствии и автомобиля, пользующегося популярностью в определённых кругах, молодёжь стала забывать о нравственных ценностях общества. Мнимые идеалы, стремление только к материальному достатку, равнодушие к судьбам, проблемам людей, отсутствие желания стремиться к настоящему искусству (театр, живопись, классическая художественная литература) – вот то, что характеризует многих молодых людей.
Современной молодёжи следует обратиться к тем традициям и ценностям, которые передаются из поколения в поколение. Никогда не утратит актуальности такой вопрос, как нравственный, духовный облик человека, не важно, молодой это человек или старый, лишь бы он был и оставался настоящим человеком, добрым, порядочным, воспитанным, отзывчивым.
Я учусь в десятом классе, и мне грустно наблюдать, как мои сверстники оценивают человека не по его прекрасным качествам души (доброта, милосердие, сострадание), а по тому, какие у него вещи, какой у него телефон, в каком бутике он одевается. Конечно же, приятно смотреть на человека, одетого красиво и со вкусом, конечно же, хочется шагать в ногу со временем и иметь качественные вещи, ведь недаром Пушкин сказал: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Но если человек только для этого живёт, если он стремится только к обогащению материальному, то становится страшно за будущее нашей молодёжи: сумеет ли она сохранить и передать следующему поколению те духовные ценности, на которых держится мир.
К сожалению, общество само загоняет себя в капкан вещизма. Значит, оно само же при желании может и выйти из него. Конечно, речь не идет о том, чтобы полностью отказаться от тех же телефонов и прочих нововведений. Достаточно всего лишь понять, что вещи, деньги – это не главное в жизни. Поистине значимо лишь то, что греет душу, заставляет человека улыбаться, делает его счастливым, поэтому актуальным вопросом для молодежи является возрождение духовных ценностей: доброты, любви, чуткости к людям, взаимопонимания в любом коллективе, уважения к старшим.
Источник
Нравственное здоровье молодежи это
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Городская поликлиника №1
города Новороссийска
министерства здравоохранения
Краснодарского края
Колл-центр
8 8617 306-303
КОНТАКТ-ЦЕНТР
(по вопросам COVID-19)
8 8617 306-358
- Главная
- Информация для пациентов
- Новости
- Здоровье молодежи в современном обществе
Здоровье молодежи в современном обществе
Большая медицинская энциклопедия определяет здоровье как «состояние человеческого организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствие каких-либо болезненных изменений».
А в основных материалах Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого нельзя выразить кратко и однозначно. Здоровье можно рассматривать в нескольких аспектах: физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, социальное здоровье и др.
Организм человека представляет собой сложнейшую систему иерархически организованных подсистем и систем, объединенных общностью строения и выполняемой функцией (нервная, кровеносная, лимфатическая, дыхательная, эндокринная, пищеварительная, опорно-двигательная и другие системы). Но тем не менее отсутствие или частичность функционировния одного из видов здоровья может кардинально изменить функционировние других видов или лишать их ценности существования. Наряду с этим функионирование целостного организма невозможно представить без взаимодействия со средой, так как он использует факторы среды для своего существования и развития.
Анализ научных источников свидетельствует о наличии тенденции ухудшения здоровья людей в мировом масштабе. Известно, что каждый человек сам должен нести ответственность за состояние своего здоровья. Однако объективная реальность доказывает обратное. Особенно среди подростков и молодежи наблюдается безответственное отношение к здоровью как к непреходящей ценности. Поэтому в последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни молодежи.
Объективные факторы, влияющие на состояние здоровья человека
Влияние окружающей среды. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод — на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни.
Влияние наследственности. Генетика. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.
Здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
В настоящее время сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья молодежи:
– Особенно большую озабоченность вызывает рост инфекционных заболеваний, в первую очередь туберкулеза, сифилиса, СПИДа.
– Увеличивается число заболеваний органов дыхания и кровообращения, опорно-двигательной системы, растет число психических расстройств.
– Растет распространенность наркомании и токсикомании
– Наблюдается рост общей заболеваемости новорожденных
– Идет ухудшение репродуктивного здоровья подрастающего поколения – будущих родителей.
– Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, а также патологические состояния в период беременности и родов обусловливают высокие показатели материнской и перинатальной смертности.
– В ряду основных причин снижения репродуктивного здоровья молодого поколения – увеличение потребления алкоголя, табака и наркотиков.
– Одна из причин ухудшения здоровья – плохое состояние окружающей среды.
Концентрированным отражением уровня и качества здоровья подрастающего поколения может считаться показатель инвалидности. Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение у детей и подростков функциональных возможностей организма, реакций приспособления и защиты. Инвалидом считается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, связанным с физическими или умственными недостатками, нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности – это полное или частичное отсутствие у человека способности и возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением и в последнюю очередь – ограничение способности заниматься трудовой деятельностью.
В структуре детской инвалидности в России первое место занимают психические заболевания (в среднем 40%). Второе место занимают заболевания нервной системы и органов чувств, третье — врожденные аномалии (соответственно 25 — 40% и 5-15% в зависимости от региона). Четвертое место принадлежит последствиям травм и отравлений, а также инфекционные и паразитарные болезни. Поражение опорно-двигательного аппарата у детей-инвалидов обусловлено наличием врожденных дефектов, перенесенными заболеваниями и травмами (в том числе – детским церебральным параличом, перенесенным полиомиелитом).
Здоровье для каждого человек является естественной жизненной ценностью, занимающей верхнюю ступень в иерархической системе ценностей. Поэтому в настоящее время актуализируется феномен здоровья как ценный капитал, как выигрышное инвестирование в будущее. Но, в первую очередь, именно сам человек должен осознать, что жить качественно, полноценно, не попадая в категорию вымирающего человечества, может и должен только он сам.
Источник
Сценарий классного часа «Нравственное здоровье молодежи 21 века»
классный час (10 класс) по теме
Вступление педагога: «Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим классный час на тему «Нравственное здоровье молодежи 21 века». (Слайд №1)
формирование гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
· пропаганда здорового образа жизни;
· воспитание негативного отношения к порокам общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_klassnogo_chasa.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
Вступление педагога: «Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим классный час на тему «Нравственное здоровье молодежи 21 века». (Слайд №1)
формирование гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
- пропаганда здорового образа жизни;
- воспитание негативного отношения к порокам общества.
(Слайд №2)
«Возможно, у вас появились свои личные цели? Что-то для себя хотите выяснить, уточнить для себя, получить что-то новое? Я попрошу вас, поделиться вашими личными целями».
Учащиеся высказываются, педагог продолжает:
Нам с вами сегодня предстоит много и плодотворно работать, надеюсь, что у нас все получится, но вначале я вам предлагаю рассказать о своем эмоциональном, душевном состоянии на данный момент через технологию «прогноз погоды». Сейчас мы разделимся на четыре одинаковые по числу участников микрогруппы, по принципу добровольности. Для реализации данной технологии воспользуемся листочками, их всего четыре по числу микрогрупп, на которых изображена система координат: вертикальная ось t C эмоционального состояния, душевного настроя; горизонтальная ось – участники педагогического взаимодействия, т.е. вы ребята. Я вам предлагаю начертить эмоциональную кривую».
Участники микрогрупп поочередно отмечают свое душевное состояние на системе координат, соединяя все проставленные точки, чертят кривую. Затем педагог подводит итог: «Посмотрите, что получилось? Температура эмоционального настроя колеблется от ноля до 10. Что это значит?» Учащиеся отмечают, что душевное состояние у всех различно.
Педагог: « Совершенно правильно! Каждый из участников взаимодействия является индивидуальностью, каждый имеет право на свое эмоциональное состояние, мироощущение, построенный график подтверждает это. Теперь я уверена, что у нас с вами сегодня все получится, и мы сможем реализовать цель классного часа. Перед человечеством остро стоят вопросы о душе и духовности.
Как вы думаете, что означают слова духовность, душа, дух, единодушие?»
Учащиеся растолковывают эти понятия. Классный руководитель опрашивает как можно, большее количество учащихся
- дух – сознание, мышление, психические способности;
- духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;
- единодушие – полное согласие в мнениях, действиях;
- душа – внутренний психический мир человека, его сознание.
(толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)
«Ивестно, что путь к Красоте, Истине, Добру находится в самом человеке, но человек, да и само человечество подошло к опасной черте, поэтому на первый план встают такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поколения, следовательно, и ведение здорового образа жизни. Все это имеет огромное значение и требует принятия решительных и действенных мер. Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, но наибольшую опасность представляет духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению.
Чтобы стать высоконравственным человеком надо пройти три ступеньки нравственности.
Познание- когда маленький ребёнок познаёт, что такое хорошо и плохо.
Осмысление- когда мы можем дать любому поступку свою оценку, высказать своё отношение.
Поведение- человек в любой ситуации может найти правильный выход, выйти из положения, но при этом с пользой для других !
Педагог: « Действительно, ребята, душа человека – загадочное и великое понятие. Душу человека творит окружающая действительность, культура и общество. Каковы будут культура и общество, таковой будет и душа человека. Поэтому надо во всеуслышание объявить: «SOS — люди, спасайте свои Души! (Слайд № 5)
патриотизм и т.д.
Мы чувствуем в себе нравственный закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать.
Главный принцип, заложенный природой, в процессе духовного развития человека, можно выразить фразой:
«Душа обязана трудиться».
Имея отрицательное качество, надо сосредотачиваться мыслью на противоположном п о л о ж и т е л ь н о м , тем самым, вытесняя первое и р а з в и в а я второе (например, есть энергия ненависти и есть энергия любви; трусость — мужество; лживость — честность и т. д.).
Качества духовной грязи и чистоты (слайд№ 7 )
Ложь, лживость, лжесвидетельство,
Лицемерие, лукавство,неискренность, притворство, ханжество, цинизм, хитрость, коварство,недоверие
Искренность, чистосердечие, бесхитростность, доверие
Осуждение, хула, клевета, пересуды, поношение
Нравственность, безгрешие, чистота духовная
Ребята выполните задание по соответствию каждой черте нравственности ее антипод
Качества безобразия и красоты (слайд №8)
Брань, сквернословие, ругательство, оскорбление, грубость, дерзость
Дикость, варварство, бескультурие
Пошлость, мерзость, подлость, низость, бесстыдство
Пресмыкание, униженность, угодливость, льстивость, ревность
Предательство, измена, неверность, вероломство, доносительство
Вежливость, учтивость, утонченность
Порядочность, благородство, совестливость
Душа — средоточие духовных качеств человека.(слайд №9)
О душе говорят:
Божьи заповеди: (слайд № 10) Десять Заповедей и другие заповеди, определяющие моральное поведение человека, составляют единый нравственный закон . О Десяти Заповедях надо сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому, они являются как бы “конституцией” человечества . Вероятно, по причине такой чрезвычайной важности и неприкосновенности Десять Заповедей , в отличие от др. заповедей, были написаны не на бумаге или др. каком-либо тленном веществе, а на камне. Обсуждение божьих заповедей:
Воспитать человека интеллектуально, Всемирная Организация Здравоохранения в 1946 году дала определение слову «здоровье», которое до сих пор остается в силе. Я вас ознакомлю с этим определением: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия». От себя хочу добавить, что такого благополучия можно достичь, если приложить немало усилий, т.к. в жизни ничего просто так не дается и всего надо достигать и добиваться своим неустанным трудом. Ведь еще в древние времена вопросы здоровья волновали человеческие умы. С тем, что и как говорили древние философы о здоровье, я вас сейчас ознакомлю. Посмотрите, пожалуйста, на доску, на ней высказывания известных людей». Учащиеся вслух по очереди читают высказывания. Педагог: «Наиболее понравившиеся высказывания вы можете взять себе на заметку. После состоявшегося педагогического взаимодействия педагог для выявления результативности классного часа педагог предлагает по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам классного часа. Пожелания могут быть направлены на будущие дела. Затем предлагается высказать свое мнение по поводу проведенного классного часа. Общий итог подводит педагог. « Человеку приходится многое пережить в отведенные ему сроки. Взлеты чередуются с падениями. И как важно при этом не быть рабом своих недугов: моральных, психических, физических и т.п. Известно немало примеров, когда никакие физические страдания не могли сломить того, для кого духовная высота является главным мерилом жизненного успеха. Очень важно проникнуться этой истиной, которая в разных вариантах изложена в целом ряде книг. Одна из них Библия: «Человеком может называться лишь тот, кто живет с распахнутой для добра душой». Многие великие религии наполнены тем же содержанием: «жизнь – высший дар». И мы тут подходим к главному. Мир ценностей может меняться в частностях. Если мы идем не по пути добра и любви, то как же часто оказывается, что тем самым мы сворачиваем и с дороги жизни. Духовная чистота, высокая нравственность, несомненно, способствуют и здоровью телесному. В любых, даже самых сложных обстоятельствах, надо стремиться оставаться самим собой, человеком, идущим дорогой жизни, следовательно, ведущим здоровый образ жизни, к которому я надеюсь мы все будем следовать. Всем я желаю крепкого здоровья. Будьте счастливы и целеустремленны. На этом наш классный час завершен, всего вам доброго!». Афоризмы и высказывания 1. Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья. 2. Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека. 3. Кто крепок телом, тот может терпеть и жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и радость, и остальные чувства. 4. Если не бегаешь, пока здоров, придется бегать когда заболеешь. 5. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос. 6. Самое главное дело твое – сохраненье здоровья, ибо не возраст, а ты сам себе готовишь муки. 7. Самое важное свойство для физического здоровья представляет бодрость духа. Упадок духа сродни смерти. 8. Здоровье до того перевешивает все остальные жизненные блага, что поистине нищий здоровый счастливее больного короля. 9. Единственная красота, которую я знаю – это здоровье. 10 Единственный способ сохранить здоровье – это есть то, что не хочешь, пить то, что не любишь, и делать то, что не нравиться. 11. Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не толь жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становиться нестерпимой и унизительной. Без здоровья меркнут и гибнут радость, мудрость знания и добродетели. 12. Здоровье – дороже золота.
Источник ➤ Adblockdetector |