Статья «Нравственность и здоровье»
статья по теме
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле — здоровый дух».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Нравственность и здоровье» | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственность и здоровье»
Еще А.Шопенгауэр говорил : «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле — здоровый дух».
Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье — это «. состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Т.е. это и физическое и социально – психологическое, и духовно – нравственное здоровье.
Соблюдение правил сохранения только физического здоровья является недостаточным. Человек — это часть Вселенной. Разрушая окружающий мир, человек разрушает и себя. Поэтому важнейшими правилами сохранения здоровья являются бережное отношение к природе и сохранение гармоничных отношений с окружающими людьми. Здоровье, здоровый образ жизни — это нравственный образ жизни, построенный по законам Любви и Добра.
Основными факторами, обуславливающим здоровье являются:
образ жизни 50-55 %;
экология 20 – 25 %;
недостатки в здравоохранении 5-10 %
К сожалению, по статистике около 70% детей при поступлении в школу могут считаться относительно здоровыми, но уже всего лишь 10% учеников можно признать таковыми по окончании школы. Остальные же 90% детей за школьные годы успевают приобрести целый набор типичных для школьников болезней — искривление позвоночника, заболевания ЖКТ и т.п., но в первую очередь — болезни, связанные со зрением. Наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, то есть в период обучения в различных образовательных учреждениях. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Такова современная статистика.
Проблема нашего учреждения состоит в том, что к нам поступают подростки
оказавшиеся в самых разных сложных жизненных ситуациях, с отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, не получившие с рождения элементарных понятий, что такое хорошо, а что такое плохо. С искаженными понятиями о нравственности, морали, здоровом образе жизни. И поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать условия для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения. Задача педагогов – помочь подростку выработать и укрепить целесообразные для его возраста гигиенические навыки и привычки, ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.
Следует учитывать, что наибольший интерес подростки с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом.
В училище 79 учащихся, из них по результатам медицинского осмотра:
— основную группу имеют — 60 воспитанников —76%
— подготовительную группу имеют -18 воспитанников —23 %
— специальную группу имеют — 1 воспитанник -1 %
Все 100% учащихся охвачены занятиями физической культуры и спортом.
Физкультурно-спортивная деятельность училище занимает одно из ведущих мест в воспитательно-профилактической работе с девиантными детьми и подростками. Реабилитационная программа в училище рассматривает физическую культуру и спорт как одну из эффективных и действенных средств воспитательного воздействия на личность подростка.
Спортивно-оздоровительные мероприятия направлены на формирование у воспитанников:
- понятия о здоровом образе жизни,
- повышение устойчивости и функциональных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов,
- закрепление и совершенствование умений и навыков воспитанников,
- содействие формированию жизненно необходимых физических качеств,
- выживание в условиях сосуществования, воспитание общественной активности и трудолюбия,
- развитие творческой инициативы и организаторских способностей воспитанников.
В училище созданы благоприятные условия для развития спорта, приобщения воспитанников к здоровому образу жизни. Это новый спортивный зал, где проводятся не только уроки физкультуры, но и проходят соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису, скипингу.
Работают секции: хоккей, футбол, бокс . Кружок «Шахматы» Есть стадион с футбольным полем, турниками, баскетбольной площадкой. Имеется хоккейная коробка.
В начале учебного года обсуждается и утверждается план проведения месячника по пропаганде здорового образа жизни подрастающего поколения.
В течение месяца проводятся конкурс плакатов и рисунков «За здоровый образ жизни», организуются выставки детских творческих работ.
Проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.
Классные руководители организуют классные часы и просмотр видеоматериалов по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
Проходят ролевые и деловые игры: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Твое здоровье в твоих руках». Акции «День отказа от курения».
Весь педагогический коллектив ведет большую разъяснительную работу по профилактике вредных привычек, старается не оставлять без внимания ни одного подростка.
В системе по плану воспитателями проводятся инструктажи по ТБ. Согласно плану работы училища проходят дни ГО. В эти дни воспитанники и все сотрудники училища тренируются в отработке действий при чрезвычайных ситуациях (эвакуация).
Нам было интересно узнать, как сами воспитанники заботятся о своём здоровье, обсудили это на групповых собраниях. Среди воспитанников был проведен опрос с целью выявления их уровня информированности о том, что такое здоровый образ жизни. Отвечали на вопросы анкеты «Что является важным в сохранении здоровья?» Получены были следующие данные:
· отказ от вредных привычек – 62%
· гигиена человека – 42%
· спорт, зарядка – 76%
· прогулки на свежем воздухе, закаливание – 48%
· здоровое питание – 21%
· безопасное поведение – 16%
· отсутствие болезней – 20%
• психологическое равновесие – 14%
Из диаграммы видно, что главной составляющей, по мнению детей, является отказ от вредных привычек, занятие спортом и зарядка. В силу своего возраста из детей мало кто отметил пункт психологическое равновесие.
Какой вывод можно сделать? По итогам проведённой работы, стало видно, что ребята в вопросах и проблемах сохранности здоровья, большое значение придают отказу от вредных привычек, занятию спортом, зарядке. А понимание этого уже играет большую роль в формировании духовно-нравственной личности, ориентированной на безопасный и здоровый образ жизни.
Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, но духовно и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период.
Внеклассное мероприятие «Формула здоровья. В здоровом теле — здоровый дух.».
Презентация для внеклассного мероприятия «Формула здоровья. В здоровом теле — здоровый дух.».
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся.
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме «В здоровом теле — здоровый дух».
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание).
Источник
Нравственное здоровье
Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:47, реферат
Описание работы
Начиная с середины 80-х годов прошедшего XX в. в российском обществе наблюдается постепенный процесс снижения нравственного уровня не только подрастающего поколения, но и взрослого населения нашей страны. Таким образом, происходит разрушение нравственного стержня, который веками удерживал Россию в определенном стабильном положении и препятствовал социальным катаклизмам.
Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе достаточного числа образованных, честных и порядочных людей.
Содержание
1 Нравственное здоровье 4
2. Формирование взаимоотношения полов 6
2.1. Половое воспитание и взаимоотношения полов
6
2.2. Брак и семья
9
3. Культура взаимоотношений 13
3.1. Аспекты взаимоотношения полов и брака
13
3.2. Традиции семьи
16
Список использованной литературы
22
Работа содержит 1 файл
реферат нравст.doc
| 3 |
1 Нравственное здоровье | 4 |
2. Формирование взаимоотношения полов | 6 |
| 6 |
| 9 |
3. Культура взаимоотношений | 13 |
| 13 |
| 16 |
| 20 |
| 22 |
Начиная с середины 80-х годов прошедшего XX в. в российском обществе наблюдается постепенный процесс снижения нравственного уровня не только подрастающего поколения, но и взрослого населения нашей страны. Таким образом, происходит разрушение нравственного стержня, который веками удерживал Россию в определенном стабильном положении и препятствовал социальным катаклизмам.
Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе достаточного числа образованных, честных и порядочных людей.
В качестве следствия безнравственного состояния нашего общества падение рождаемости и рост смертность людей: за последние 10 лет в России рождается почти в два раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с доперестроечным периодом.
Падение нравственности отразилось на прочности семейных отношений. Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья – опора государства. Все меньше заключается браков, основанных на чувстве любви, духовной близости, и все больше – на основе материальной выгоды или только сексуального влечения друг к другу, что приводит к росту числа разводов. А когда распадается семья, то от этого больше всего страдают дети: для них разлад между родителями является, как правило, большой душевной драмой, травмирующей их на всю жизнь.
В данной работе рассмотрены основы нравственного здоровья, формирование взаимоотношения полов, основы семьи и брака, культура семейных взаимоотношений и традиции.
1 Нравственное здоровье
Нравственное здоровье – это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Потребность в сохранении и развитии нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми.
Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер, а не после того, когда уже зафиксированы те или иные отклонения или вообще отсутствие нравственного здоровья. Об этом свидетельствуют многочисленные жизненные факты.
Нравственное здоровье нуждается в постоянном обогащении нравственных чувств, в упрочении моральной позиции, совершенствовании нравственных привычек. Всем этим должна заниматься сама личность, осуществляя повседневный нравственный самоконтроль. Его суть состоит в том, что личность самостоятельно регулирует свое поведение, контролирует свои мотивы и мысли.
Нравственное здоровье личности имеет не только субъективное, но и объективное значение. Чем полноценнее нравственное здоровье личности, тем благороднее ее отношение к членам коллектива, активнее проявляется ее социальная солидарность в обществе. И наоборот, нравственная ущербность людей неизбежно ведет к размыванию коллективистских взаимоотношений, к моральной эрозии в общественном мнении, в духовной обстановке семейного, школьного, студенческого, трудового коллективов.
В утверждении нравственного здоровья заинтересована не только сама личность, но и коллектив, в котором она трудится, все общество. Поэтому система социализации, воспитания и самовоспитания, имеющая место в обществе, призвана работать на утверждение полноценного здоровья в каждой личности.
Нравственное здоровье неразрывно связано с физическим здоровьем. В современном обществе утверждается личная ответственность человека за его действия, и здоровье становится самостоятельно значимой ценностью. В связи с этим на сегодняшний день остро стоит вопрос о социальном просвещении. Фактически в стороне от социального просвещения стоит школа, как общеобразовательная, так и средняя специальная и высшая.
По данным различных социологических исследований в РТ, до 70% юношей и девушек курят, до одной трети употребляли (хотя бы один раз) наркотические средства, до 60% достаточно регулярно употребляют алкоголь. В целом по России данный показатель выше 74% и 68% соответственно.
Анализируя данную проблему, Ж.Т. Тощенко акцентирует внимание на человеческой пассивности и безответственности по отношению к тому, что составляет ценность жизни как таковой, способствует ее продолжительности, освобождению от болезней, пороков, от всего того, что ограничивает радость и наслаждение работой, отдыхом, что является основой для приобщения к культуре, дает возможность общения во имя возвышения духовных притязаний.
В РТ 96,7% юношей и 100% девушек (В РФ 92,3% и 98% соответственно) здоровье считают необходимым условием полноценной жизни. Однако, связь физического и нравственного здоровья признают лишь 42% юношей и 63% девушек (в РФ 40% и 57% соответсвенно).
В связи с этим ценностные ориентации на здоровую активную семью и ведение здорового образа жизни определили 96,5% юношей и 100% девушек (РФ — 91% и 98%), что говорит о сформированности определенной системы знаний, ценностных установок на нравственный семейный образ жизни. Они уверены (100% респондентов), что риск рождения нездорового ребенка увеличивается, если один из родителей или оба курят, употребляют спиртное или наркотики.
2. Формирование взаимоотношения полов
2.1. Половое воспитание и взаимоотношения полов
Половое воспитание – это система медико- педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.
Своей целью половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нём тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты.
Недостаточность и неправильность воспитания, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных установок, деформированных или архаичных представлений о мужественности и женственности могут отрицательно сказываться на нравственном и психическом здоровье личности.
Половое воспитание является частью нравственного воспитания. Цель полового воспитания: воспитать целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола. Половое воспитание должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем – роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями.
Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с возрастом, правильные сведения о проявлениях пола будут способствовать уменьшению невежественности, постыдности, запретности, таинственности в вопросах, касающихся этих проявлений. Знание этих вопросов способно предотвратить возникновение у детей вредных привычек и преждевременное пробуждение полового влечения. Помочь им приспособиться к наступающей зрелости, облегчить связанные с ней переживания, не только подготовить к нормальному развитию детородных функций, но и вселить чувство ответственности во взаимоотношениях с людьми противоположного пола, предупредить возникновение возможных конфликтов в будущей супружеской жизни.
Важную психогигиеническую задачу составляет предупреждение соматических и нервно-психических расстройств, которые могли бы явиться следствием изъянов полового воспитания. Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола) нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических нарушений.
Воспитание играет ведущую роль в сексуальном определении личности, реального направления мужской и женской принадлежности, в формировании морально-нравственной позиции. Эти факторы приводят к пониманию развития пола у человека: половое влечение в его специфически человеческом виде является результатом действия биологических и социально-психологических факторов. Половое воспитание как часть нравственного воспитания должно помочь человеку находить и реализовать свою индивидуальность в возвышенном, благородном и гуманном, а не в вульгарном, низменном и сладострастно-своевольном.
Отсутствием половой культуры и, следовательно, кризисным состоянием интимной жизни можно объяснить неуважение людей друг к другу, истерический крик как метод доказательства собственной правоты, конфликты дома и на работе, вечный конфликт с самим собой, перманентный стресс. Причиной большинства неврозов являются именно сексуальные проблемы, и с возрастом, когда половая активность снижается, возможность нервных срывов, душевных катаклизмов увеличивается.
Изменения, происходящие в обществе, либерализация брачно-семейных отношений отразились на установках молодежи. Значительная часть молодежи Татарстана (40%) лояльно относится к гражданскому браку, считая его допустимым, причем юношей среди них больше – 45%, чем девушек – 39% (в РФ 48%, 53% и 44% соответственно)
Как и следовало ожидать, горожане в этом отношении либеральнее сельчан. При этом жители крупных городов – Казани, Набережных Челнов более терпимо относятся к гражданскому браку, чем жители средних по людности городов: Зеленодольск, Лениногорск, Бугульма. О недопустимости гражданского брака, как формы существования семьи, заявили более половины опрошенных (60%).
Важной проблемой остается влияние полового воспитания на репродуктивную систему человека. Беспорядочная половая жизнь ведет к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венерическими болезнями, СПИДом. Человек, предающийся половым излишествам, преждевременно ослабляет свою нервную систему и уменьшает сопротивляемость организма к разным болезням. Так 70,0% юношей и 63,5% девушек указали на то, что они в репродуктивном отношении здоровы, но 30,0% юношей и 36,5% девушек имеют «проблемы» с репродуктивными функциями и оценивают их как удовлетворительные.
Нормальная половая жизнь благотворно действуют на здоровье, работоспособность и долголетие человека.
Однако отметим, что правильное половое воспитание является только одним из факторов, помогающих решить проблемы нежелательных беременностей, абортов и ЗППП. К прочим факторам можно отнести экономическое благополучие страны, уровень общей культуры, образования и т.д.
2.2. Брак и семья
Важно серьезно и обдуманно подходить к вопросу создания семьи, которая базировалась бы на основе взаимного влечения, уважения друг к другу и общности интересов. Однако выбор партнера обычно происходит в молодости, когда жизненный опыт невелик.
Незнание основных условий половой жизни юношами и девушками, молодыми супругами лишает их необходимой осторожности и нередко ведет к непоправимым ошибкам.
Важно иметь представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов – мужских и женских, знать механизм зачатия, зарождения новой жизни.
Прежде всего, необходимы общность интересов, примерно одинаковый уровень развития, серьезность и глубокое уважение, чувства любви и дружбы. Сексуальные отношения супругов основаны на глубоком эмоциональном влечении, но не только они определяют прочность семьи.
Источник