Меню

Нравственное здоровье детей зависит от физическое

Формирование основ нравственного здоровья дошкольника.
консультация

Нравственное здоровье включает в себя: ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.

Скачать:

Вложение Размер
Формирование основ нравственного здоровья дошкольника. 18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Цуканова Наталия Александровна,

Формирование основ нравственного здоровья дошкольника.

На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственного здоровья. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей, которые способствуют укреплению нравственного здоровья.

Нравственное здоровье включает в себя : ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.

Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций, что в свою очередь формирует нравственное здоровье. Именно они выступают внутренним регулятором поведения даже тогда, когда за ним никто не следит. Выбор определяется сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность её поведения.

Примечательно, что проблему формирования нравственных ценностей, которые составляют основу нравственного здоровья исследователи решают в основном начиная с младшего школьного возраста, в большей степени — с подросткового и юношеского. Однако ведущие психологи XIX – XX столетий различных научных школ – зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего возраста, в противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно сложно.

Формировать нравственное здоровье необходимо через систему ценностей, на которые следует ориентировать детей. Разработанные в науке системы базируются на представления отечественной педагогики о классификации ценностей, о гуманистических и христианских идеях педагогики и психологии. Исходя из этого, что высшая общечеловеческая ценность — личность человека, его неповторимость, индивидуальность. Систему нравственных ценностей мы ориентируем на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, на семью, труд.

Нравственные ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами, которые также являются составляющими нравственного здоровья ребенка. Это жертвенная и деятельная ценность к людям – требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примерять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои ошибки и недостатки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

Для формирования полноценного нравственного здоровья, психического и личностного развития важное значение имеет семья . Именно в семье усваиваются, копируются образы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне. Такой подход не требует специальной работы с детьми, но делает значимым отношения между родителями в семье. Родители не только стихийно приобщают детей, к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов и обсуждения поведения и поступков героев, бесед на нравственные темы. Не исключая и внушение, объяснения, установления причинно – следственных связей между поступком ребенка и результатом. Часто родители воспитывают детей своим собственным примером.

Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему на помощь родителям в формировании нравственного здоровья, должны прийти педагоги ДОУ. Характер этой помощи может осуществляться:

во – первых, наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающихся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний.

Во – вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно – исторической концепции Л.С. Выготского, играют специальные орудия преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально – чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.

В – третьих, необходимо способствовать тому, чтобы ребенок мог осмыслить ценности, устанавливать причинно – следственный связи между поведением, поступками людей. Для этого воспитатель в разных видах детской деятельности ориентирует воспитанников на базовые ценности. Поскольку ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представления о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора. Это могут быть сюжеты игры на темы: «Как проводит вечер семья», «Строительство нового детского сада», «Бюро добрых дел нашего города» и т.д.

Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих, только хорошее и замечать другое, отличное от хорошего. В данном случае, у детей появляется возможность сравнения и собственной оценки происходящего.

Недопустимо высмеивать слабую сторону личности. Тем самым нарушается не только атмосфера доброжелательности в воспитательном процессе, но и подвергается под угрозу все нравственное здоровье в целом. Дети инстинктивно чувствуют: если неожиданно оступишься, не исключено, что и над тобой посмеются. Боязнь быть высмеянным, способствует появлению таких качеств характера, как лицемерие, нечестность и многое другое.

Формирование нравственного здоровья у воспитанников ДОУ предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов воздействия.

В этом случае важно:

· содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического климата;

· обогащать родителей знаниями детской психологии и педагогики, педагогической этики;

· раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, с тем, чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как родительские собрания, беседы, консультации, тематические встречи, дни семейного отдыха; организация «почтового ящика» для писем, на которые можно получить ответ на возникающую проблему у воспитателя или психолога.

Выше перечисленные условия напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств педагога. Прежде всего, это должен быть высоконравственный, культурный, творчески работающий человек, любящий детей и свою работу, имеющий высокий уровень психологической, педагогической, методологической и дидактической подготовки. У детей формируется нравственное здоровье на основе деятельности педагога. Для детей педагог в ДОУ должен быть эталоном культурного общения, поведения и много другого. Поэтому, тот, кто берет на себя эту ответственную задачу, должен сам ориентироваться на нравственные ценности и поддерживать свое нравственное здоровье в полном порядке.

Таким образом, создавая условия для формирования нравственного здоровья у дошкольников, важно, чтобы у людей, которые становятся отправной точкой в этом процессе, были достаточно развиты нравственные ценностные ориентации, которые являются основными составляющими в понятии нравственного здоровья.

Источник

Нравственное и физическое здоровье школьников
статья по физкультуре на тему

Статья о формировании нравственности и сохранении, укреплении здоровья школьников

Скачать:

Вложение Размер
Формирование нравственного и физического здоровья на уроках физической культуры 54 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

Приобщение школьника к проблеме формирования и сохранения своего нравственного и физического здоровья это, прежде всего, процесс социализации. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Несоответствие школьной системы образования и развития личности ребенка конкретным закономерностям индивидуальности накладывает своеобразный порочный стереотип на так называемое домашнее воспитание, когда каждая мать исходит не из потребностей своего ребенка, изученного досконально, а из общей позиции «Так принято, так надо!». Что же касается отцов, то они вообще в большинстве своем, не озадачивают себя данной проблемой.

В хорошем физическом здоровье подрастающего поколения заинтересованы все — и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения, а формирование и сохранение так называемого нравственного здоровья вообще уходит на второй план. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

Формирование нравственно и физически здоровой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме — вот цель, которую ставит перед собой авторская программа «Нравственное и физическое здоровье», разработанная для ученического коллектива 8 А класса и успешно реализуемая с 2015 года в МБОУ лицей.

Педагог, как инженер-проектировщик планирует и создает основу будущей жизни человека. Я — педагог. Я учу детей правильно разговаривать, строить правильные отношения с окружающими людьми, соблюдать правила гигиены, избирательно относиться к вещам материальным и духовным. Каждое своё слово, каждый свой шаг я должна совершать во благо детей. Я создаю условия для самореализации ребёнка. Мне наиболее созвучна идея о базовой физической и нравственной культуре личности как основе воспитанности и творческого самоопределения. Моё стремление в том, чтобы каждый воспитанник понял, что он сам творец себя, своей удивительной души и тела.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не столько социальная сколько нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей. Моя задача: обеспечить индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка в соответствии с его возможностями через создание базовой культуры физически и нравственно здоровой личности, сформировать ценностные ориентации, отвечающие интересам не только отдельного человека, но и общества.

Девиз моей программы: «Здоровому телу – здоровую душу!» Физическое здоровье – это лишь заявка на успешность и уверенность в своих силах. Не менее важно здоровое сознание личности. Без этого, даже если ребёнок вырастет физически здоровым и сильным, он не будет соответствовать высокому назначению человека.

Я верю, что школа (в частности мой класс) может создать в проекте такой тип общества, в котором нам хотелось бы существовать, что поколение, которое воспитываю я и мои коллеги, построит новую процветающую Россию. Педагоги нашей школы уверены, что через влияние на умы детей по всем направлениям, мы можем изменить характер взрослого общества.

Воспитание успешно, если оно системно и долговременно. Моя система воспитания — это комплекс мероприятий, рассчитанных на длительный период реализации. Программа «Нравственное и физическое здоровье» действует в тесном взаимодействии с учебными дисциплинами и учитывает межпредметные связи. Это не только система школьных внеклассных мероприятий. Воспитание осуществляется постоянно в течение учебного дня, каникул, в момент, когда воспитуемый находится дома, на прогулке, выполняет домашнюю работу и т.д. В план программы входят «Дни здоровья», туристические походы и экскурсии, мероприятия по формированию здоровых привычек средствами художественной литературы в виде комплексов бесед и классных часов по сохранению и укреплению здоровья школьников и их семей, разнообразная проектная и творческая работа и многое другое. В классе практически нет детей, которые не посещают спортивные или художественные кружки и секции в школе или вне её.

Моим подопечным очень нравится проектная деятельность. Так в 2015 году наш детский коллектив разработал и приступил к осуществлению крупномасштабного социального проекта «Наши родители», суть которого заключается в воспитании толерантного отношения к людям, не принимающим современные, порой жестокие реалии современной жизни. Цель проекта — привлечение молодежи к проблемам людей старшего возраста. Задача проекта — сохранение семейных традиций, бережное отношение к историческим фактам, толерантность к общественно-социальным явлениям в период переоценки морально-этических ценностей, укрепление климата доверия в эстафете межпоколенческих связей.

Нравственно здоровый человек должен быть терпеливым и терпимым, уметь отсеивать ложь от истины, видеть не черное и белое, а различать полутона. Именно для того, чтобы дети с детства учились различать эти самые «полутона», мы и затеяли проект «Наши родители». Наши деды жили ради «светлого будущего», родители — ради нашего светлого общества справедливости – значит мы, молодёжь сегодняшнего дня, живём при «коммунизме»? Большинство СМИ снова «помогают» строить некое идеальное общество потребления на фоне бесконечных репортажей о сладкой жизни олигархов и звёзд шоу-бизнеса, без устали твердя о повышении уровня жизни граждан, при этом порочно высмеивают достижения и положительные моменты обустройства общества прошлых лет, в котором собственно и закладывался фундамент наших дней. Наши воспитанники должны понять: Мы — не «старые русские» и «новые русские», не «совки» и «неформалы». Мы – один народ, одна нация, одна страна. У нас — одна память на всех: генетическая память поколений. Все последние годы СМИ оголтело разоблачают советское время. Получается, что наши отцы и деды прожили бессмысленную жизнь. Одни прожили её рабами, другие – палачами. Как будто не это поколение выиграло войну, подняло страну из руин. Даже на уровне государства, судя по пенсиям, стариков никто не уважает. Проект «Наши родители», который своевременно и политически грамотно задумал и осуществляет наш коллектив, способствует формированию терпимости и добра друг к другу. Мои дети понимают, что добро – также объективно, как закон притяжения. Проект поможет «отцам» поверить в добро именно в то время, когда действительность этому не способствует.

Реальный «продукт» проекта- это серия публикаций в СМИ в виде фото-эссе, идея которых направлена на укрепление солидарности поколений и участие в конкурсах различных уровней. Участники проекта готовят материалы под разными тематическими названиями: «Пионеры, октябрята – кто вы, дружные ребята?», «Письмо в будущее», «Герой вчерашних дней», «Строитель общества справедливости», «Семейная реликвия», «Война в истории моей семьи», «Я смотрю на фотокарточку» и др. К нашим общим достижениям можно отнести общественное признание некоторых работ, выполненных учащимися моего класса:

1.Диплом Общероссийского конкурса социальных проектов «История страны в семейном альбоме»

2.Диплом 1 степени и Диплом 3 степени районного конкурса «Я гляжу на фотокарточку»

3. Диплом 1 степени районного конкурса медиатворчества «Окно в мир» в номинации «печатная продукция» и многое другое.

Детские потфолио полны разнообразными дипломами и грамотами за различную учебную и неучебную деятельность. Я веду также портфолио класса, где накопилось порядка 40 документов (грамот, благодарностей, дипломов), выданных детскому коллективу за участие в различного рода воспитательных и оздоровительных мероприятиях.

Мы любим путешествовать. Коллективные экскурсии помогают учиться дружить, расширяют кругозор, воспитывают чувство патриотизма. Недавняя поездка в Санкт-Петербург – яркое тому подтверждение. Коллективные субботники – тоже неплохой вклад в формирование и развитие физически и нравственно здоровой личности.

Программа «НФЗ» предусматривает профилактическую работу с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей и социальной адаптации подростков. Пропаганда здорового образа жизни ведется на родительских собраниях и индивидуальных беседах с родителями.

Составлены карты семей. Регулярно производится систематизация результатов воспитательной работы, создан инструментарий контроля эффективности и прогнозирование возможного сбоя реализации программы. Диагностика возможного сбоя воспитательного процесса осуществляется через анкетирование, тестирование и составление карты показателей уровня воспитанности учащихся.

Для меня как педагога, классного руководителя очень важно, какие результаты, показатели и взаимоотношения рождаются в процессе деятельности, поэтому моя программа включает мониторинги физического состояния и воспитанности, анкетирование и диагностику развития нравственного и физического здоровья личности. Составлен график посещений неблагополучных семей и библиография специальной литературы по воспитанию детей, рекомендуемой для родителей.

Я четко представляю себе, чего хочу добиться от детей на каждом этапе реализации программы, какими хочу видеть моих воспитанников в конце нашего сотрудничества. Я знаю, что хочу и могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. Ежегодный анализ воспитательного процесса позволяет мне определить и корректировать задачи на новый временной отрезок. Медико-психологическая служба школы является моим незаменимым помощником.

Конечный продукт моей воспитательной системы это самостоятельные и самодеятельные личности, которые осознают свою самоценность и в результате этого смогут самоопределиться, самореализоваться и самоутвердиться в жизни.

Список использованной литературы

  1. Образование в Нижегородской области. Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи/ Н.Новгород ГОУ ДПО НИРО 2010; с.3
  2. Проектирование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования. Выпуск №2, Министерство образования Нижегородской области ГОУ ДПО НИРО/Лаборатория гражданского становления личности; Н.Новгород 2010; с.104-132

Источник

Читайте также:  Сообщение сохранение здоровья человека
Adblock
detector