Меню

Нравственное здоровье детей дошкольного возраста

Формирование основ нравственного здоровья

Наталия Кузьмина
Формирование основ нравственного здоровья

Аннотация. Нравственное воспитание традиционно считается одним из основных путей формирование личности ребенка. Новые подходы в воспитании культуры поведения предполагают иную организацию педагогического процесса, режима дня, игровой и художественной деятельности.

Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности является основой процесса социализации молодого поколения во всех типах общества, и это служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности.

При этом нравственность понимается не как природное, а как приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития установленному порядку, нормам, обычаям социальной жизни.

Цели нравственной деятельности на социальном уровне зависят от целей развития общества, а на личностном уровне определяются интересами и потребностями личности.

Здоровье нравственное – это система ценностей, установок и мотивов поведения индивидов в обществе. Оно связано с общечеловеческими истинами добра, красоты, любви и милосердия.

Известно,что дети дошкольного возраста отличаются ситуативностью поведения: ребенок, показав образец нравственного поведения в одной ситуации, в другой поступает противоположным образом. Тем не менее, потенциальные возможности детей, позволяющие им понять и принять нравственные нормы, гораздо больше, чем мы привыкли считать.

Это и послужило выбору педколлективом нашего детского сада проблемы воспитания у дошкольников нравственных чувств и привычек в процессе общения, культуры поведения и знакомства с правилами этики. Цель педагогического опыта – формирование у дошкольников этикетного поведения, расширение знаний о поведенческой культуре общества, обеспечение речевого развития воспитанников.

С чего мы начали свою работу? Прежде всего, с анализа задач программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Проанализировав,мы определили следующие направления работы:

формирование у дошкольников нравственного отношения к окружающему а процессе познавательной деятельности;

формирование у дошкольников культуры общения, культуры речи, этикета через виды деятельности.

Успешное решение нравственных задач в организации воспитательно-образовательного процесса зависит от правильного взаимодействия между детьми, педагогами и родителями. Направление работы педагогов с детьми предполагает организацию педагогического процесса в трех блоках.

1. Ведущей тенденцией целостного подхода к изучению правил поведения, общения и этикета с детьми является взаимопроникновение всех видов деятельности с использованием специально организованных занятий.

Известно, что нет «взрослых» и «детских» нравственных норм и понятий. Все нравственные категории усваиваются детьми, хотя уровень освоении, конечно же, зависит от возраста. Это позволило нам включить в свою работу такие понятия как «Совесть», «Милосердие», «Забота», «Сочувствие», «Дружба», «Сопереживание» и др. Определяя содержание каждой темы, мы стремились выделить доступные дошкольнику, и в то же время, требующее дополнительной внутренней работы, вопросы.

Цель этих игр – занятий — научить ребенка осознавать отношение к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать развитию самосознание ребенка, побуждать его к творчеству. Дети знакомятся со сказками, которые постепенно усложняются, усложняются и обсуждаемые проблемы, и нравственные вопросы. Здесь учитывается возрастной принцип.

2. Блок совместной деятельности воспитателя с детьми включает разные формы активности. В этом блоке мы предусмотрели проведение бесед, ролевых игр, обыгривание ситуации общения, тренингов, психогимнастических игр и упражнений, моделирование проблемных ситуаций.

Начиная с младшей группы с детьми проводятся беседы о дружбе, друзьях, уважение к близким.

Для закрепления нравственныхпоступков с детьми проводятся ролевые игры: «Мы ждем гостей», «Путешествие на корабле», «Праздничный концерт» и др.

Одной из форм совместной деятельности воспитателя с детьми старшей и выпускной группы является моделирование проблемных ситуаций на темы вежливости и общения.

Развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка осуществляется через проведение тренингов «Что мне в тебе нравится», «Передай улыбку», «Твое имя», а так же проведение психологических игр «Позови ласково», «Волшебный стул», «Свеча» и др.

3. Решение широкого круга нравственных задач предполагает использование свободной самостоятельной деятельности самих детей. Большую роль в нравственном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда групп и ближайшего окружения. В игровых уголках дети обыгрывают полученные знания по этикету, культуре общения и поведения.В блоке самостоятельной деятельности используются: решение проблемных ситуаций, разбор и комментирование путаниц, дидактические игры, содержание которых связанно с поведенческими проблемами.

Читайте также:  Как узнать группу здоровья у взрослых

Работа по нравственному воспитанию детей не возможна без участия родителей. Воспитатели направляют деятельность родителей на формирование у детей культуры поведения, помогает им педагогическим советом, дают рекомендации. Родители принимают активное участие в занятиях, где они не только наблюдают за своими детьми, но и помогают воспитателю в проведении и оснащении занятий, знакомятся с правилами, которыми овладевают дети.

Ознакомление родителей с работой детского сада по данной проблеме осуществляется через:

• участие родителей в совместных праздниках, конкурсах, в корректировании пространственной среды в группах, что позволяет создать благоприятную эмоциональную атмосферу в детском саду;

• фотоэкспозиции, различного рода выставки детских работ;

• родительские собрания, дни открытых дверей, где родители могут понаблюдать за жизнью ребенка в детском саду, за его общением за сверстником.

Таким образом, наша работа, которая проводиться в нашем детском саду по воспитанию у детей нравственных качеств и привычек в процессе общения, формирования культуры поведения и знакомства с правилами этикета дает положительные результаты.

1. Бабунова Е. С. Формированиеу детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: дис. …канд. пед. наук/Е. С Бабунова. – М., 1996.

2. Бабынина Т. Ф. В мире национальных культур. Программа приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов/ Т. Ф. Бабынина.Набережные Челны:, 2001. – 24 с.

3. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика/ Г. Н. Волков. –Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. – 264 с.

4. Волков Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании/ / Г. Н. Волков. –Чебоксары: Чувашгосиздат, 1965. – 60 с.

5. Зверева О. Л.Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие/ О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера. 2009. – 256 с.

6. Фадеева В. В. Чудо рождения здорового ребенка. Славянские традиции и опыт/ В. В. Фадеева. – М. : РИПОЛ классик, 2008. – 224 с.

Формирование духовно-нравственного здоровья детей посредством изучения национально-культурных традиций Сообщение для воспитателей на тему: «Формирование духовно-нравственного здоровья детей через изучение национально-культурных традиций».

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (из опыта работы) 1 часть. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Формирование основ здоровья и культуры здорового питания у дошкольников с использованием интерактивного ресурса (Слайд 1)В рамках выполнения гос. задания Минобрнауки Самарской области по разработке и апробации региональной комплексной программы по формированию.

Формирование нравственного здоровья дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Унэгэтэйский детский сад «Колосок» Формирование нравственного здоровья.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности,.

Формирование основ патриотизма в моей группе К большому сожалению, многие родители не совсем правильно представляют процесс патриотического воспитания детей, особенно родители детей.

Консультация для родителей «Формирование основ личности» Формирование основ личности в дошкольном детстве связано с воспитанием нравственных качеств, творческих способностей и раскрытием индивидуальности.

Особенности формирования у старших дошкольников основ нравственного сознания Нравственное развитие является одной из основных линий психического развития в дошкольном детстве. Оно включает три взаимосвязанные сферы:.

Практико-значимая работа Формирование нравственного воспитания младших дошкольников Введение Как всякий организованный процесс, воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку.

Читайте также:  Счастья здоровья с любовью пух

Источник

Духовно-нравственное здоровье дошкольников в современных условиях качества образования

Аверкиева Ирина Ивановна
Духовно-нравственное здоровье дошкольников в современных условиях качества образования

Существует более трехсот определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Если рассматривать здоровье человека в целом, то деление факторов, влияющих на общее здоровье определяются как внешние и внутренние.

Наследственность (или генетические факторы, экология (или состояние окружающей среды, а так же медицинское обеспечение – это объективные факторы риска, не зависящие от самого человека, а условия, образ жизни, образование – субъективные факторы, которые напрямую зависят от человека и на которые можно и нужно влиять. Именно к субъективным факторам мы относим и нравственное, физическое, психологическое и социальное здоровье, которые неразрывно связаны между собой.

Понятие «здоровье» следует рассматривать как многоаспектную категорию,состоящую из комплекса четырех компонентов: здоровья физического; здоровья социального; здоровья психического; здоровья духовно-нравственного.

Духовно-нравственное здоровье – наиболее трудная для определения составляющая. Вместе с тем духовно-нравственное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психологическими и физическими трудностями. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Итак: формирование духовно-нравственного здоровья, как правило, отождествляется с нравственным воспитанием качеств личности.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Какие же качества ребёнка формируются в процессе нравственного воспитания?

Во-первых, воспитывается ответственность. Под ответственностью подразумевается понимание ребёнком последствий за собственные поступки или бездействие. Ответственность – это качество личности, которое определяется чувствами ребёнка к общественным нормам и собственным обязанностям. С точки зрения воспитания, ответственность считается очень сложным явлением, которое очень тесно граничит с воспитанием самостоятельности. А самостоятельность, как известно, формируется с трёх лет. Значит, и целенаправленным воспитанием ответственности заниматься с трёх лет. До этого периода воспитательное воздействие, скорее всего, будет бессмысленно.

Во-вторых, воспитывается патриотизм. Это сложное качество личности, которое выражается в любви к Отечеству. Многие патриотизм сводят только к любви к Родине, но это качество включает в себя и любовь к семье, родителям, к дому, к родному городу, к родному краю, к стране, к планете и т. д. В рамках патриотического воспитания решаются задачи и трудового, и умственного и эстетического и даже физического воспитания. Основу патриотического воспитания составляет сформированный познавательный интерес к семейным традициям, к народным традициям, к истории родного края, к настоящему времени, стремление сделать лучше. Патриотизм включает в себя и воспитание чувства национального достоинства, гордость за страну, за достижения людей, живущих в нашей стране.

В-третьих, воспитывается гуманизм. Под гуманизмом понимается уважительное отношение к человеческой личности, внимательное и заботливое отношение к близким, человеколюбие. Ребёнка важно научить сопереживать людям, нуждающимся в этом. Воспитывая гуманизм, нужно учить ребёнка ставить себя на место другого человека. И конечно, именно воспитывая гуманные чувства, учат оценивать хорошие и плохие поступки. Очень хорошим средством воспитания гуманизма является детская литература, собственный пример поведения, рассматривание картинок, дидактические игры по нравственному воспитанию.

В-четвёртых, воспитывается дисциплинированность и культура поведения. Под этими понятиями подразумевается умение подчинять своё поведение установленным в обществе нормам. Без дисциплинированности не возможна ни одна деятельность, особенно в детском коллективе. Главное, чтобы у малыша выработалось положительное отношение к общественным нормам и уважение к окружающим людям. Считается, что дисциплинированность равнозначно результату хорошего воспитания.

В-пятых, воспитывается чувство коллективизма. Под коллективизмом понимают качество личности, которое проявляется в осознании принадлежности к сообществу сверстников, уважении перед членами коллектива и умении ставить общественные интересы выше, чем личные. Детский коллектив особенный. Им всегда руководит взрослый. Воспитывается чувство коллективизма исключительно в совместной деятельности. В младшем дошкольном возрасте об этом понятии говорить очень трудно. Полноценный детский коллектив может сложиться только к концу дошкольного возраста. О сформированности чувства коллективизма говорят такие качества как сотрудничество, взаимопомощь и контроль.

Читайте также:  Под охраной здоровья населения понимается

В-шестых, воспитывается уважительное отношение к старшим. Можно сказать, что это часть воспитания гуманности. Важно начинать воспитывать это качество как можно раньше. Одним из средств воспитания уважения к старшим является личный пример. Нельзя избегать общения с дедушками и бабушками. Необходимо радоваться их приезду, интересоваться их здоровьем и т. д. Учить здороваться со взрослыми при встрече. Формировать желание ребёнка помогать по хозяйству. Хорошим средством в этом будут сказки.

В-седьмых, воспитывается бережное отношение к животным и растениям. Это качество можно отнести к части ответственности. Лучший способ воспитать бережное отношение к животным и растениям – заботиться о них. Поэтому, если есть возможность завести живой уголок, нужно это сделать. И, конечно же, показывать личным примером свою заботу об окружающем мире.

Существуют различные методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Классификация методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Методы формирования нравственного сознания:

Убеждение в форме разъяснения – воздействие на сознание, чувства, волю ребенка с целью формирования положительных нравственных качеств (осуществляется в форме разъяснения).

Внушение («Ты можешь быть смелее, добрее…»).

Этическая беседа – беседа на нравственные темы.

Чтение художественной литературы

Рассматривание (например, классификация картин с изображение поступков и проступков).

Методы стимулирования чувств и отношений

Пример – воздействие поступков на чувства, сознание и поведение воспитуемого (пример воспитателя, родителей, героев художественного произведения).

Методы формирования нравственного поведения.

Наблюдение – умение всматриваться в явления и отношения окружающего мира (например, воспитатель организует с малышами наблюдение труда старших детей, обращает внимание, как дружно и слаженно они работают).

Основы нравственности закладываются прежде всего в семье. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье ребёнок получает информацию о событиях, происходящих в окружающем мире и их оценку из уст родителей и старших.

Одной из важных задач детского сада по сохранению духовно – нравственного здоровья детей является установление тесной связи с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которое не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственная насыщенность отношений. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: — познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Источник

Adblock
detector