Дистанционка оказалась губительной для здоровья школьников
«Туман перед глазами»
При переходе школьников на дистанционное обучение в связи с пандемией учебный процесс превратился из «живого» в виртуальный. Участие в нем стало возможным лишь с помощью компьютеров и прочих гаджетов. Между тем специалисты в области подростковой психологии предупреждают: безопасным для детей и подростков является пребывание перед дисплеями не более трех часов в день. Превышение этой дозы чревато серьезными проблемами со здоровьем. Однако уложиться в заветные три часа так и не смогла ни одна страна мира.
По данным канадских специалистов, дети школьного возраста (а канадцы причисляют к нему возрастные группы от 5 до 17 лет) должны проводить у экранов компьютеров не более 2 часов в день. Третий час добавляется на то, чтобы сделать домашнюю работу. И это — все, что может позволить себе школьник без ущерба для своего здоровья.
Между тем указанную норму, по подсчетам тех же канадцев, после перехода на дистанционку выдерживают лишь 2,5% детей, а девять из каждых десяти выходят за эти рамки даже в одном лишь личном, внеучебном использовании интернета, к которому затем плюсуется учеба. И это бесконечное сидение перед компьютером, по словам медиков, уже стало сказываться на здоровье детей и подростков школьного возраста.
Прежде всего, констатировали специалисты, пострадало зрение детей. Бесконечное смотрение в компьютер приводит к миопии (или близорукости, размытости отдаленных предметов). Глаз, постоянно сфокусированный на чем-то близком, теряет практику фокусирования на отдаленных предметах. Чтобы этого избежать, людям, проводящим за компьютерами длительное время, не реже, чем раз в 20 минут надо переводить взгляд на предметы, находящиеся на расстоянии не менее 6 метров. А как это сделать во время онлайн-урока?
Следом за зрением вылезли проблемы набора лишнего веса и нарушения осанки. За ними — сложности с чтением и даже говорением. А там и другие проблемы физического и умственного здоровья детей.
Дополнительную угрозу для здоровья представляет неподвижное сидение перед компьютером: «Студенты и школьники целый день сидят, уткнувшись в экран. Когда же они двигаются?» — задается риторическим вопросом специалист из детской больницы Исследовательского института Восточного Онтарио (Канада) Митчел Герреро. И сама же отвечает: «Никогда!» А отсюда — проблемы, возникающие с обменом веществ, а следом — повышенная вероятность избыточной полноты ребенка, диабетов, сердечных заболеваний и прочих «прелестей». Короче говоря, всего того, что врачи в США и Канаде называют метаболическим синдромом.
В США тренд увеличения времени, проводимого за компьютерами, конечно же, возник не сейчас. В 2016 году по сравнению с 2001-м оно в среднем выросло на час в день, так что же говорить про эпоху коронавируса с ее тотальной дистанционкой, сокрушаются американцы. Единственное спасение, чтобы школьники проводили разминку хотя бы раз в час, причем, желательно на улице. Вот только вписывается ли это в программу онлайн-школы? Увы, пока что не вписывается вовсе!
По данным последних исследований Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России, время на учебу и выполнение домашних заданий с переходом на дистанционное обучение у более чем половины из опрошенных 30 тысяч учащихся 5-х — 11-х классов заметно возросло. Продолжительность работы с гаджетами также увеличилось более чем у 46% школьников, уточнила «МК» завлабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков Марина Степанова: «У 77% респондентов она составляет 4 часа и более; у 68% одновременно снизилась продолжительность прогулок, а у более чем половины снизилась физическая активность».
Особенно сильную нагрузку испытало зрение учащихся, ведь «более 73% детей регулярно использовали смартфоны не кратковременно, а для поиска и скачивания информации, — подчеркнула Степанова. — Это совершенно противоречит основным принципам безопасности использования гаджетов для детского зрения и сохранения правильной осанки. В итоге самочувствие детей ухудшилось. Так, у 30% появились признаки так называемого компьютерно-зрительного синдрома (покраснение глаз, боль, туман перед глазами), которому обычно подвержены лишь профессиональные пользователи компьютеров. Еще 4% детей из-за активной работы с компьютерной мышью жаловались на избыточное напряжение кисти руки».
— Столь активное наступление различных гаджетов, — подытожила эксперт, — требует комплексного исследования влияния этого процесса на жизнь и здоровье ребенка!
Источник
ВОЗ: здоровье российских школьников хуже, чем у их зарубежных сверстников
Будем равняться на опыт Пакистана
Здоровье наших учащихся тает на глазах, констатировали участники круглого стола «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих сохранение здоровья школьников», прошедшего в Госдуме 19 июля. Чтобы исправить ситуацию, надо менять закон — с этим согласны все. Однако вместо логичной идеи вернуть в штат школ медиков, законодательные предложения в основном крутились вокруг запретов в школах на мобильники и ужесточения режима прививок.
Фото: Геннадий Черкасов
Первый зампред думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко обозначил лишь основные угрозы здоровью школьников. Но и этот краткий экскурс впечатляет. Тут и чудовищные учебные перегрузки. И вредные привычки самих учащихся, вроде склонности к курению, которой, как оказалось, привержены сейчас 35,1% одиннадцатиклассников и 37,8% (!) их одноклассниц, причем, прямо на территории школы курят 78% юношей и 54% девушек. И плохое школьное питание (по данным Онищенко, оно должно составлять 40-60% суточного бюджета школьника, «а этого и близко нет даже в самых благополучных регионах»). Однако самой большой бедой, чреватой гибелью школьников, является отсутствие в образовательных организациях штатных медиков. И все это вместе объясняет, почему российские школьники имеют худшие показатель здоровья, чем их сверстники других стран, где проходили соответствующие исследования Всемирной организации здравоохранения.
— Лишь за последние 3 года их состояние заметно ухудшилось, а хроническая заболеваемость выросла в 1,5 раза,- уточнила замдиректора Национального исследовательского медицинского центра здоровья детей Анна Седова. Причем, опасной для детей, по ее словам, является даже сама альма-матер: «Так, в 2018 году почти половина наших школ были отнесены исследователями к группам значительного, высокого или потенциального риска. Вдобавок идет пересмотр санитарных нормативов в сторону снижения требований».
Много вопросов у специалистов и к столь популярной ныне цифровой образовательной среде. Как оказалось, перед ее внедрением в школу, никаких санитарных экспертиз произведено не было, и мы, по словам Седовой, «до конца не знаем рисков ее внедрения». (К слову сказать, не менее популярные здоровьесберегающие образовательные технологии, по ее словам, также не проходили никакой экспертизы, и что уж они там сберегают, бог весть). Зато другой нынешний риск известен прекрасно — повышенная гиподинамия детей. Многим из них невозможно высидеть традиционный урок-сорокапятиминутку, а это значит, что пора менять учебные программы и методики. Но объемы школьной нагрузки только растут. А это — смертельно опасно: по данным ВОЗ, из-за дефицита двигательной активности в мире ежегодно происходит около 1 млн смертей.
Вызов страшнейший! Но в качестве ответа на него Общественная организация содействия здоровью в системе образования предлагает принять закон, жестко регламентирующий использование цифровых технологий (например, Российскую электронную школу) и полностью запретить использование в школе мобилов учащимся моложе 16 лет даже на переменках. Другой законопроект уже готов: он обязывает родителей предоставлять школе всю информацию о болячках ребенка, а на учителя возлагает миссию оказания первой помощи учащимся в чрезвычайной ситуации. И никаких намеков на возвращение в школу штатных медиков.
Правда, Минздрав дал добро на подготовку бакалавров-специалистов по школьной медицине (это, как разъяснили в ведомстве, будет нечто среднее между фельдшером и врачом). Но что от них толку, если медкабинеты, и сегодня имеющиеся в каждой школе, стоят пустыми, а приписанные к ним медработники по договорам разрываются между несколькими учебными заведениями, в каждое из которых входит до десятка отделений, относящихся из-за большой разбросанности, к разным районам?
— Давайте выделим эту проблему в разряд «Работа над ошибками»! Погорячились мы, убирая медиков из педагогических коллективов! — признал Онищенко. С ним, вроде, согласились,, но вместо предложения вернуть школьникам медиков прозвучала идея ужесточить режим прививок, введя ответственность родителей. Особенно порадовала ссылка на «опыт Пакистана, где за отказ от вакцинации дают 10 ударов палкой по пяткам, после чего все бодро бегут делать прививки». Похоже, битва за здоровье школьников выходит на новый уровень!
Источник
«Цифровое образование» атакует: Здоровье большинства русских детей в опасности
Эксперты считают, что тотальная цифровизация образования может представлять угрозу национальной безопасности. Медики пришли к выводу, что дистанционное обучение наносит вред здоровью школьников, а родители считают, что дети очень сильно отстали от программы. Кому всё это выгодно? Кто решил, что наши дети должны «учиться в TikTok»?
Результат цифрового эксперимента над русской школой в период коронавирусных ограничений оказался поистине ужасающим. РБК в конце прошлого года рассказал об исследованиях, проведённых группой сервисов «Актион Образование»: 53 процента родителей считают, что их дети «беспрецедентно» отстали от программы, 54 процента опрошенных при этом уверены, что виной тому – пресловутый «дистант».
Повод для уголовного дела
Шокирующими оказались и выводы медиков относительно влияния дистанционного обучения на психическое здоровье детей. Так, Национальный медицинский исследовательский центр (НМИЦ) здоровья детей Минздрава России провёл исследование, в котором приняли участие почти 30 тысяч школьников из 79 регионов России. У 83,8 процента респондентов отмечались «негативные психические реакции пограничного уровня». То есть у восьми из десяти детей!
Нарушения сна имелись у 55,8 процента участников исследования. У 42,2 процента есть признаки депрессивных проявлений, у 26,8 процента фиксировался синдром головных болей. У 37,2 процента респондентов подозреваются обсессивно-фобические состояния, у 41,6 процента – астенические состояния. Добавим сюда проблемы со зрением и осанкой…
Очевидны и другие нарушения здоровья,
– сказала глава Роспотребнадзора Анна Попова.
Не оценили «дистант» и сами дети. По данным исследований компании Online Market Intelligence, 67 процентов опрошенных ребят заявили, что занятия в школе им нравятся гораздо больше. 69 процентов респондентов заявили, что во время «дистанционки» испытывали недостаток общения со сверстниками, 62 процента рассказали о сложностях в процессе обучения. 42 процента опрошенных пожаловались на то, что им приходится слишком много времени проводить за компьютером.
Казалось бы, такие результаты эксперимента должны стать поводом не только для экспертного обсуждения, но и для самого пристального внимания соответствующих органов. Но почему-то не слышно ни о каких разбирательствах. А цифровой эксперимент над русской школой, судя по всему, будет продолжен.
Добро пожаловать в ад
12 апреля в «РИА Новости» прошла конференция «Информационная безопасность детей в эпоху цифровизации». Эксперты обсуждали, скажем мягко, странности процесса цифровизации образования в нашей стране. Чиновники в последнее время говорят, что, дескать, это вынужденная мера: иначе во время пандемии новой коронавирусной инфекции было нельзя. Однако кандидат юридических наук, член экспертно-консультативного совета по семейному праву при Совете Федерации Анна Швабауэр считает, что процесс цифровой трансформации образования в России идёт как минимум с 2016 года, когда никакой пандемии ещё и в помине не было.
Важный момент, на который обратила внимание эксперт: в постановлении правительства № 2040 говорится об эксперименте по внедрению ЦОС (цифровой образовательной среды). Он, как утверждается в документе, должен закончиться 31 декабря 2022 года.
Эксперимент, по идее, подразумевает подведение итогов, на основании которых будет принято решение о целесообразности дальнейшего применения испытываемых практик. Но это логика здорового человека. А вот согласно приказу Минцифры от 18 ноября 2020 г. № 600, как рассказала Анна Швабауэр, к 2030 году цифровой профиль должен быть у ста процентов учащихся.
Также в этом документе Минцифры сказано, что доля заданий в электронной форме для учащихся к 2030 году составит 70 процентов. То есть более двух третей обучения в школе станет электронным. Согласно этому же приказу, доля учащихся, которым предложены рекомендации по индивидуальным траекториям, к 2030 году составит 80 процентов. Доля дополнительных образовательных профпрограмм, реализуемых с помощью электронного обучения, к 2030 году должна составить 100 процентов,
Стоп. А как же слова об эксперименте? Выходит, все решения уже приняты без подведения итогов и оценки эффективности внедряемых практик?
Также Анна Швабауэр вспомнила об акции «Учись в TikTok», запущенной департаментом образования Москвы 5 апреля. При этом известно, что в TikTok часто всплывают ролики, прямо призывающие детей к массовым самоубийствам: об этом рассказывала в своём репортаже журналист Ольга Скабеева.
Мы все прекрасно понимаем, какое деструктивное наполнение у данной соцсети. Наших детей фактически загоняют на платформу с очень опасным контентом,
Ищи, кому выгодно
Интересный нюанс. На круглом столе в Совете Федерации, прошедшем 30 марта 2021 года, председатель попечительского совета Национального Центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Елена Мильская назвала возможных интересантов тотальной цифровизации системы образования, и модератор мероприятия, сенатор Любовь Глебова, оборвала докладчика, заявив, что она говорит не по теме и переходит на личности.
Мильская же, что называется, начала ab ovo. Она напомнила собравшимся, что цифровизация в России фактически началась по инициативе Всемирного банка. Также обратила внимание на то, что в документах этой уважаемой организации фактически содержатся рекомендации по государственной политике, в числе которых –
определить как приоритет цифровую трансформацию сферы образования, здравоохранения и культуры.
Далее эксперт рассказала о совместном докладе благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и НИУ ВШЭ – данные структуры очень активно участвуют в реформировании образовательного процесса. Документ озаглавлен «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности»; его соавторами значатся представители, мягко говоря, недружественных нам стран.
К созданию другого документа («Будущее образования: глобальная повестка») и вовсе причастна НКО из США Project Harmony, Inc.* – организация, которая признана в России нежелательной. В этом труде содержатся прекрасные откровения: «будут развиваться протоколы взаимодействия нервных систем напрямую», «тело становится интерфейсом для взаимодействия с цифровой средой», а «симулятора» учителя (искусственный интеллект) невозможно будет отличить от живого педагога. Авторы этой работы – спецпредставитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков и профессор практики МШУ «Сколково» Павел Лукша.
Итак, более-менее понятно, кто ведёт нас железной рукой в «цифровой рай». И тут важно понимать, что разработка всевозможных платформ и сред – это, скорее всего, совсем не про наши с вами удобство и комфорт. Это про очень большие государственные деньги. И поэтому наше согласие здесь, судя по всему, не требуется.
У нас по Конституции невозможно применять никакие эксперименты без согласия граждан. У меня вопрос: во всех 15 регионах, где проводится эксперимент ЦОС, были получены согласия от родителей?
– спросила Елена Мильская, заметив, что к ней поступает много обращений от мам и пап, которым запрещают проводить круглые столы, где можно было бы объяснить сущность эксперимента.
Приватизация под видом цифровизации
Член СПЧ при президенте России, управляющий партнёр компании «Ашманов и партнёры» Игорь Ашманов считает, что цифровизация системы образования, вероятно, проводится малокомпетентными людьми.
Кто эти люди? Я 35 лет занимаюсь искусственным интеллектом и прекрасно понимаю: все, кто заявляет, что ИИ обучится работе учителя и скоро будет полностью её имитировать, – это не специалисты в высоких технологиях, и, похоже, в педагогике они тоже ничего не понимают,
По мнению Ашманова, до недавнего времени отрасль образования была одной из немногих, которую не удавалось коммерциализировать. Вероятно, это нравилось не всем, и сейчас до неё дорвались «продавцы-рыночники». То есть, как заявил член СПЧ, «мы имеем дело с приватизацией образования под лозунгом цифровизации».
Ну а как же быть с экспериментом?
Ещё хотел бы сказать, что слово «эксперимент» используется ими для прикрытия – по сути, никакой объективной оценки результатов в их планы не заложено. Очевидно, когда их спросят, сами чиновники отрапортуют: эксперимент, мол, прошёл отлично. Нет там ни социальных, ни научных правил экспериментирования,
– сказал Игорь Ашманов.
Итак, подведём итоги. Всего лишь несколько месяцев «дистанта» показали ужасающие результаты: более половины родителей заявляют о фатальном отставании детей от программы, а медики говорят о серьёзном вреде дистанционного обучения для здоровья детей. Однако «цифровизаторов» это, судя по всему, не останавливает. Ведь разработка, внедрение и обслуживание всевозможных цифровых платформ – это практически неисчерпаемый источник дохода. А если на кону «освоение» государственных миллиардов, кому интересно, что восемь из десяти детей могут потерять зрение, испортить себе позвоночник или просто сойти с ума?
*Project Harmony, Inc. – организация, которая признана в России нежелательной.
Источник