Меню

Нормы охраны здоровья ребенка

Особенности охраны здоровья детей и подростков: нормативно-правовые акты

Охрана здоровья детей и подростков занимает одну из главных позиций среди приоритетных задач государства. Эта сфера жизни общества требует постоянного совершенствования и контроля. Уровень реализации мер по охране детского и подросткового здоровья является показателем социального здоровья всего общества в целом.

Важно! Понятие здоровья, по смыслу содержания устава ВОЗ, следует трактовать как полное благополучие всех сфер жизнедеятельности человека (физической, социальной, психологической и пр.), а не как отсутствие дефектов и болезней.

Законодательное регулирование охраны здоровья детей и подростков

Основой всего российского законодательства в области здравоохранения является Конституция РФ. Ст. 41 главного закона страны гарантирует право каждого члена российского общество на охрану здоровья и получение медицинской помощи на бесплатной основе в учреждениях Минздрава, осуществляющих деятельность за счет средств бюджетов разных уровней.

Во исполнение норм Конституции РФ, направленных на закрепление прав граждан на охрану здоровья, был принят ряд документов — Федеральных законов, основные из которых:

  • «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.;
  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.
  • «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ от 17.09.1998 г.
  • «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  • «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 г.

Для того, чтобы конкретизировать и обусловить осуществление мер по предоставлению государственных гарантий, заложенных Конституцией и Федеральными законами, приняты подзаконные нормативно-правовые акты, в числе которых приказы Минздрава, постановления главного санитарного врача РФ и иные.

Организация системы охраны здоровья детей в России

Принцип приоритета охраны здоровья детей, прописанный на законодательном уровне, подразумевает разработку и реализацию комплекса мер социального, нормативного, научного, экономического характера, обеспечивающих всестороннее гармоничное развитие личности.

Система охраны здоровья включает в себя не только учреждения здравоохранения, где осуществляется диспансеризация, выявление заболеваний и их лечение, но и учреждения социальной защиты населения, образовательные учреждения вне зависимости от форм их организации и финансирования.

Деятельность медицинских учреждений по охране материнства и детства имеет несколько видов:

  • перинатальное наблюдение:
    • антенатальное (охрана жизни матери и плода до момента родов);
    • интранатальное (направлено на снижение детской смертности и поддержание здоровья новорожденных детей (до 28 дней));

    Интересно! Учеными доказано, что здоровье ребенка в первые 12 месяцев жизни зависит от здоровья его биологической матери на 80%.

    Социальная защита направлена на сохранение социального здоровья. Она имеет два уровня:

    1. Первый (повседневный) — осуществляется непрерывно. Реализуется посредством работы с семьями и в пределах образовательных учреждений. Этот уровень защиты представляет собой социальное оздоровление путем мониторинга и, при необходимости, аккуратного воздействия на среду постоянного обитания ребенка.
    2. Второй (чрезвычайный) — требует немедленного реагирования при выявлении детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обусловленную потерей близких, экологической катастрофой, социальным сиротством.

    К направлениям социальной защиты относят:

    • профориентация и трудоустройство;
    • выплату пособий;
    • реабилитацию и адаптацию детей;
    • реализацию права на жилище;
    • содействие в получении квалифицированной правовой помощи;
    • организацию оздоровительного отдыха детей, проживающих в экстремальных условиях и на территориях с неблагоприятной экологией.

    В учреждениях системы образования здоровьесбережение реализуется в виде комплекса направлений:

    • медико-санитарная помощь, предоставляемая в здравпунктах школ и детских садов;
    • обеспечение детей питанием во время нахождения их в учреждении;
    • определение необходимого и допустимого уровня нагрузок при обучении, соблюдение режима;
    • популяризация правильного образа жизни;
    • меры по предупреждению заболеваний, создание условий для оздоровления обучающихся;
    • содействие своевременному прохождению детьми медицинских осмотров;
    • профилактика девиантного поведения;
    • обеспечение безопасности детей в период занятий;
    • обучение педагогического состава приемам оказания первой помощи.

    Дополнительная информация

    Для всестороннего и объективного обследования детей в рамках образовательных учреждений создаются психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).

    Если ПМПк выявляет серьезные нарушения в здоровье обследуемого, консилиум выдает направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Комиссия состоит из врачей нескольких специальностей (логопед, невролог, офтальмолог), психолога, дефектолога, но может включать в себя и других специалистов. ПМПК действует на уровне муниципалитета, имеет большую значимость по сравнению с консилиумом и имеет право присваивать освидетельствованному лицу статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот статус дает возможность получения дополнительных льгот при обучении.

    Образовательные учреждения разрабатывают и утверждают порядок проведения иструктажей по безопасности труда и другим видам деятельности, сопутствующим обучению. Различают вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой и иные виды инструктажей. Инструктаж может быть посвящен безопасности при, например, угрозе террористического акта, повышении зимнего травматизма, экскурсиях, туристских походах и т.д. Проведение того или иного инструктажа фиксируется регистрационной записью в журнале по технике безопасности учреждения.

    Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

    Наиболее удобная классификация определяет следующие группы факторов, от которых зависит здоровье детей:

    • эндогенные (внутренние причины, к которым можно отнести наследственность, врожденные пороки, внутриутробные воздействия и пр.);
    • экзогенные (внешние факторы, оказывающие влияние на детей уже после рождения):
    • природно-климатические (рельеф, экологическая обстановка, климат и пр.);
    • социально-экономические (уровень жизни, организация быта, питания и пр.);
    • социально-гигиенические (степень воспитанности и обученности детей, навыки гигиены и общий культурно-образовательный уровень).

    В повседневной жизни воздействие всех этих факторов на ребенка или подростка происходит непрерывно. Эндогенные факторы во многом определяют состояние объективных физических показателей. Экзогенные же оказывают влияние на уровень социальной адаптации и состояние психики детей.

    Проведение мониторинга здоровья обучающихся

    Осуществление комплексной системы наблюдения за детьми в образовательных учреждениях позволяет отслеживать персональную динамику показателей каждого ученика, а также обобщать полученные результаты и анализировать их. В мониторинге, как правило, участвуют кризисные группы. К ним относят:

    • первоклассников;
    • учеников пятых классов;
    • выпускников 9-го и 11-го классов.

    Мониторинг направлен на сбор и обработку информации о физическом, психическом и социальном самочувствии детей. На основе полученных данных каждому из компонентов здоровья присваивают один из уровней:

    В зависимости от того, какой результат получен, намечаются основные направления работ, подбираются соответствующие методики, корректируются педагогические планы.

    Консультирование подростков и профилактическое образование

    Трудности подросткового возраста, связанные с психоэмоциональным становлением личности на фоне яркого гормонального всплеска, зачастую отражаются на самоопределении подростка в обществе. Переход ребенка во взрослую жизнь требует осторожного контроля и наблюдения не только со стороны членов семьи, но и психологов, представителей образовательных учреждений и социальных служб.

    Наиболее востребованными среди подростков являются следующие виды консультирования:

    • по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации;
    • по вопросам нарушения межличностных отношений;
    • по проблемам нарушения внутренней гармонии;
    • по развитию самосознания.

    Самое главное в работе специалиста, осуществляющего консультирование, — установить доверительный контакт с подростком. Затем определяются основные проблемы, требующие внимания и коррекции. Прекращение консультативного контакта происходит естественно, когда подросток начинает ясно осознавать свои проблемы и самостоятельно находить правильные пути их решения.

    Подведем итоги

    Сохранение здоровья детей и подростков, его укрепление являются целью государства и общества. Комплексная и эффективная работа медицинских, образовательных учреждений, органов социальной защиты, направленная на улучшение всех показателей детского здоровья, является залогом надежного будущего нашей страны.

    Источник

    Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы

    Дата публикации: 29.08.2019 2019-08-29

    Статья просмотрена: 750 раз

    Библиографическое описание:

    Богданова, Е. Н. Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы / Е. Н. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62196/ (дата обращения: 08.06.2021).

    В статье проанализированы нормативно-правовые акты по вопросам охраны здоровья детей. Представлены статистические данные и различные точки зрения на состояние законодательной базы и сложившихся негативных тенденций в сфере детского здравоохранения. Обозначены существующие проблемы правового регулирования охраны здоровья детей. Выявлены основные риски и негативные последствия указанных в статье проблем, предложены пути их решения.

    Ключевые слова: охрана здоровья детей, здравоохранение, законодательство.

    Во второй половине XX века сложившиеся в России экономические, экологические, социальные и другие кризисные ситуации в различных сферах жизни способствовали негативному воздействию на здоровье подрастающих поколений, поэтому интерес к проблемам охраны здоровья детей постоянно растет. Вопросы охраны здоровья детей законодателем определены в качестве приоритетных, включающих не только «заботу об их здоровье, но и надлежащую правовую защиту» [12]. С каждым годом в России увеличивается количество нормативных актов, направленных на реализацию организайцонно-правовых мер по охраны здоровья детей. Однако, их количественное увеличение только усиливает несогласованность и противоречивость в действующей системе законодательства, регулирующей важные практические задачи детского здравоохранения. Следовательно, актуальность исследования правовых вопросов охраны здоровья детей, обоснованна и становится объектом интересов не только представителей юридического сообщества, но и врачей, политологов, иных специалистов.

    Цель исследованиясостоит в выявлении проблем, связанных с правовой основой охраны здоровья детей, правовым регулированием и правоприменением в сфере детского здравоохранения РФ.

    Для достижения поставленной цели исследования проведён аналитический обзор международных правовых документов, действующего федерального законодательства и других нормативно-правовых актов, регулирующих охрану здоровья детей. Выявлены основные проблемы правового регулирования и правоприменения в сфере охраны здоровья детей. Изучены методологические подходы решения выявленных проблем. В процессе исследования использовался формально-юридический метод при анализе действующего международного и национального законодательства РФ. Формально-логический метод позволил обратиться к уже существующим методологическим подходам и логическим законам при выявлении тех или иных правовых пробелов, коллизий норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей. Использованные в процессе исследования различные отчеты и аналитические показатели, вызвали необходимость применения статистического метода. Кроме того, увеличение смертности, снижение рождаемости, дефицит бюджетного финансирования детского здравоохранения — всё это не только результат использования возможностей статистики, но и существенный правовой аспект, который также определяет актуальность данного исследования.

    Законодательное регулирование детского здравоохранения в Российской Федерации строится и развивается на основе общепризнанных международных норм, в числе которых следует выделить Всеобщую декларацию прав человека, согласно ст. 25 «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь» [12]; Декларацию прав ребенка «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту до и после рождения» [12]; Конвенцию о правах ребёнка, которая определяет, что «государства — участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья» [12] и т. д. Однако на основании проведённого аналитического обзора международно-нормативных документов можно резюмировать следующее. Имплементация в России международно-правовых норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей, является проблемной и слаборазвитой областью теории и практики национального права. Во-первых, до сих пор остается неразрешённым вопрос о соотношении, национального законодательства с международными нормами. С одной стороны, в ч.4 ст.15 Конституции РФ указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [12]. С другой стороны, вынесенное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 21-П г, а так же последующие изменения в национальном законодательстве, коснувшиеся расширения полномочий Конституционного Суда, определили нормы национального права приоритетными [1, с.126–128]. Во-вторых, сложную правовую проблему представляет учет национальных и культурных особенностей различных групп детей, проживающих на территории РФ. Для представителей восточной диаспоры с мусульманской религией, других конфессий и религий, определённые положения международных нормативных документов — продукт западной цивилизации, неприемлемы и спорны [4, с.186]. По данной проблеме целесообразно обратиться к исследованиям А. Е. Черкасовой, которая в своей работе «Институциональное взаимодействие медицины и религии» отмечает «оказание медицинской помощи без учета религиозно-культурных особенностей индивидуума, может привести к крайне негативным последствиям» [8, с.45]. Однако, духовная составляющая человеческой личности в современном здравоохранении РФ выходит за границы компетенции медицины.

    Современное российское законодательство по охране здоровья детей представляет собой многоуровневую и многогранную структуру федеральных и региональных законодательных, нормативно-правовых и отраслевых актов, затрагивающее различные сферы общественных отношений. Несмотря на плодотворную деятельность законодателей по вопросам детского здравоохранения, в последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей во всех возрастных группах. По официальным статистическим данным Федеральной службы государственной статистики за 2017–2018 год 35 % детей в России рождаются с врожденными заболеваниями, 12 % детей в России рождаются не доношенными, число детей инвалидов в стране составляет более 500 000 (2 %). Около 50 % детей рожденных в России, имеют психологические отклонения. К моменту окончания школы 2,5 % выпускников остаются полностью здоровыми, соответственно 97,5 % имеют проблемы со здоровьем, а 70 % из них имеют хронические заболевания. На январь 2018 г. раком болеют примерно 20 00 детей до 17 лет, причем 60 % приходится на малышей от 0 до 4 лет. В 2017–2018 учебном году в Российских школах, на уроках физкультуры умерло 211 учеников, в основном из за проблем с сердцем [12].

    В России одновременно реализуются Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и Приоритетный национальный проект «Здоровье», на финансирование которых выделяются значительные средства из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. При этом, как свидетельствует проведенное исследование Н. В. Рехтиной и Н. Н. Калмыкова, статус и процедуры реализации этих программ в нормативных правовых актах не определены, в результате мероприятия данных программ зачастую дублируются [2]. Следовательно, выполнение не связанных, а где-то и противоречивых между собой программ приводит к их низкой результативности и бесконтрольным программным расходам на здравоохранение, что не способствует эффективному решению правовых проблем охраны здоровья детей.

    О необходимости совершенствования законодательной базы по вопросам правового регулирования детского здравоохранения в своём исследовании затрагивает и председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья детей Т. В. Яковлева, утверждая, что врачи бьют тревогу — разработка государственных образовательных стандартов ведётся без надлежащего медицинского сопровождения [10]. Е. А. Певцова и С. А. Усатов по данной проблеме отмечают, что «несогласованность вводимых локальных изменений в образовательный процесс со всей организационно-образовательной системой, ведет к их ключевому противоречию. Кроме того, зачастую, из-за отсутствия профессиональной и грамотной педагогической экспертизы, с учётом мнения медицинских специалистов те идеи, которые ставит законодатель в сфере образования, не только порой не достигают намеченной цели, но и негативно отражаются на состоянии здоровья детей» [6]. В этой связи высказывание директора НИИ возрастной физиологии Российской академии образования М. М. Безруких весьма актуально: «главный вопрос не только в том, соответствует ли нагрузка на детей нормативу, но и соответствует ли сам норматив возможностям здоровья современного ребенка» [12]. Таким образом, на основании выше изложенных точек зрения и проведенного анализа таких нормативных актов как ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания», стала очевидной необходимость выработки и законодательного закрепления норм, определяющих правомочие представителей сферы здравоохранения быть включёнными в состав экспертов для проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания детского населения России.

    Общественные отношения в сфере охраны здоровья ребёнка регламентированы различными отраслями права. Однако, рассмотрение правовых вопросов охраны здоровья детей в различных отраслях правовой системы, не только не повлияло на интеграцию действующих нормативно-правовых актов при решении проблем детского здравоохранения, а усилило их противоречивость в слишком большой и слишком сложной правовой системе здравоохранения РФ. В значительной степени общественные отношения в сфере охраны здоровья детей урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации, который наряду с общими нормами регулирования труда устанавливает особенности регулирования труда несовершеннолетних. Так, в соответствии с разъяснениями Минздрава РФ Письма от 16.05.2017 N 15–2/3036225–9596, «лица, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к работе только по результатам медицинского осмотра и только в оптимальных или допустимых условиях труда» [12]. В связи с этим необходимо указать на то обстоятельство, что на практике далеко не все работодатели стремятся официально нанимать несовершеннолетних работников, т. к. работодатель при этом несёт дополнительные материальные расходы, в том числе на проведение медицинских осмотров. Следовательно, в силу сложившихся рыночных отношений, работодателю выгоднее не официально принимать на работу несовершеннолетнего, тем самым пренебрегая правилами охраны здоровья детей. При решении данной проблемы представляется справедливым согласиться с предложением В. Алистархова «чтобы заинтересовать потенциальных работодателей в официальном приеме несовершеннолетних на работу, необходимо законодательно освободить работодателя от обязанности нести хотя бы расходы на медицинские осмотры несовершеннолетних и закрепить для таких работников прохождение их на бесплатной основе в государственных медицинских учреждениях» [7].

    Также стоит отметить, что не оставляет без внимания проблемы правового регулирования охрана здоровья детей и отрасль гражданского права. В частности это выражается в том, что в современном здравоохранении сложилась устойчивая тенденция развития платных медицинских услуг. По оценке экспертов, крупнейшими сегментами рынка частной медицины в России являются стоматология — 60 %, гинекология — 20 %, диагностика — 10 %, косметология — 6 % [5, с.262–264]. С одной стороны — это способствует возможности получения медицинских услуг, не доступных в рамках программ обязательного медицинского страхования, с другой стороны, во-первых, на практике, сфера коммерческой медицины не доступна для детей из малоимущих или многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, анализ судебной практики показал, «нездоровое» стремление коммерческой медицины гнаться не за качеством предоставляемых медицинских услуг, а за количеством пациентов, что негативно отражается на развитии детского здравоохранения.

    Подводя итог проведённому исследованию вопросов правового регулирования охраны здоровья детей, необходимо отметить то, что на сегодняшний день современное российское законодательство по вопросам детского здравоохранения в значительной степени носит дискретный характер, в большинстве случаев состоит из не связанных между собой нормативных актов, следовательно, негативные тенденций низкой эффективности государственных мер, в сфере правового регулирования детского здравоохранения, позволяют утверждать о необходимости её модернизации. Кроме того, целесообразно, прислушаться в этом плане к мнению известного правоведа А. Тадеева, который считает, что действующее российское законодательство в сфере здравоохранения с огромным числом нормативно-правовых актов уже содержит развитую систему правовых мер по охране здоровья детей. Следовательно, совершенствование действующего законодательства детского здравоохранения, должно быть не изобретением новых правовых механизмов и принятием новых законов, а повышение эффективности применения уже имеющихся правовых норм, т. е. улучшения правоприменительной практики [9]. Таким образом, сущность выше изложенного сводится к тому, что в сфере правового регулирования детского здравоохранения назрела острая необходимость в совершенствовании «Концепции проекта Федерального закона «Об охране здоровья детей”», с учётом имеющихся проблем правоприменительной практики. Ранее, в рамках исследовательской работы «Научные основы государственной политики в области охраны здоровья детей», на соискание учёной степени доктора медицинских наук, Е. Ю. Лапиным уже был разработан и научно обоснован проект Федерального закона «Об охране здоровья детей» [3, с.53], однако как показали проведённые исследования, данная научная концепция так и осталась на уровне проектной разработки.

    Источник

Читайте также:  Мастер классы для людей с ограниченными возможностями здоровья
Adblock
detector