Правовое обеспечение формирования здорового образа жизни в Российской Федерации.
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед современным обществом. Анализ последних исследований и публикаций показывает, что формированию ЗОЖ населения России в последние годы уделяется немало внимания: изучены медицинские, педагогические, философские и социальные аспекты данной проблемы. Однако для более полного ее понимания необходимо провести анализ законодательства РФ с точки зрения нормативно-правового обеспечения формирования ЗОЖ с целью выявления существующих пробелов и принятия необходимых мер по совершенствованию нормативной базы в этой сфере.
В Российской Федерации за последнее десятилетие создана определенная нормативно-правовая база в виде федеральных и региональных законов об охране здоровья населения, которые, в частности, направлены на профилактику и укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни.
Нормативно-правовые документы РФ по профилактике и укреплению здоровья населения:
• Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации».
• Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
• Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», принят Государственной Думой 21.06.2001 г., одобрен Советом Федерации 29 июня 2001 года
• Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
• Приказ Минздравсоцразвития России от 16.03.2010 № 152н «О мерах, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
• Приказ МЗ РФ от 31.12.2003 № 650 «Об утверждении инструкций по заполнению отчетной и учетной документации центра, отделения (кабинета) медицинской профилактики».
• Приказ МЗ РФ от 23.09.2003 № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РоссийскойФедерации».
• Приказ МЗ РФ от 21.03.2003 № 113 «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации».
• Указание МЗ РФ от 17.09.1998 «О взаимодействии учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения».
• Приказ МЗ РФ от 13.07.1998 № 213«О создании координационного центра Минздрава России по преодолению курения».
• Приказ МЗ РФ от 22.06.1998 № 199 «О мерах по профилактике курения в лечебно-профилактических учреждениях и Минздраве России».
• Приказ МЗ РФ от 26.11.1997 № 344 «О создании Координационного центра и региональных кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска».
• Приказ МЗ РФ от 05.08.1997 № 232 «О создании центра и региональных групп мониторинга вредных привычек среди детей и подростков».
Базовый закон, регулирующий правовое обеспечение здорового образа жизни, является федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации».
В данном законе (ст.2) даются понятия охраны здоровья, медицинской услуги, медицинское вмешательство и профилактика. Проводится анализ принципов охраны здоровья (ст. 4), один из которых говорит о приоритете профилактики в сфере охраны здоровья.
Согласно ст. 12 профилактика осуществляется путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы власти осуществляют выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения. К полномочиям федерального органа исполнительной власти относится разработка и реализация программ формирования проведение здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому просвещению (ст.14)., осуществляющего
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» наделяет большими полномочия органам государственное власти субъектов РФ для обеспечения здорового образа жизни ст.17. К ним относятся:
— разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения;
— организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относятся: реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Для формирования здорового образа жизни необходима организация охраны здоровья, которая осуществляется путем разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения (ст.30).
Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни, у граждан начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.
С целью восстановления и поддержания здоровья граждане РФ могут воспользоваться медицинской реабилитацией и санитарно-курортным лечением (ст.40).
Основным государственным инструментом борьбы с курениемявляются законы, ограничивающие производство, реализацию и потребление табачных изделий. Такие документы существуют во многих странах мира. В России тоже принят Закон «Об ограничении курения табака и потребления табачных изделий».
У данного закона при его принятии нашлось много противников даже среди российских депутатов. Одним из аргументов парламентариев российской Думы, выступавших против этого закона, была якобы защита интересов отечественной табачной промышленности. Однако в действительности российская табачная промышленность уже на самом деле далеко не российская и большая часть ее принадлежат иностранным компаниям. Так что довод о необходимости протекционизма в пользу отечественной промышленности крайне сомнителен.
С большим трудом законодателям удалось также добиться снятия рекламы алкогольных и табачных изделий с телевизионных экранов.
С вступлением в силу Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлены новые требования, запрещающие рекламу и спонсорство табачной продукции в соответствии с требованиями РКБТ и нормами развитых стран.
Нормативно-правовая база по противодействию обороту наркотических средств и психотропных веществ, состоящая ныне из десятка федеральных законов, 22 указов Президента РФ и 52 постановлений правительства РФ, тем не менее, также далека от совершенства. Все это в целом подтверждает вывод о том, что в России пока еще отсутствует целостная общенациональная политика по формированию здорового образа жизни нации.
Базовым законом, регулирующим осуществление мероприятий, связанных с развитием физкультуры и спорта в России, является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В статье 15 данного закона говорится, что в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью участвуют федеральные и региональные органы исполнительной власти по делам молодежи. Федеральные и региональные органы исполнительной власти по делам молодежи:
— способствуют привлечению детей и молодежи к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
— осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых детьми и молодежью;
— совместно с физкультурно-спортивными организациями в целях формирования здорового образа жизни среди молодежи проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады;
— создают с участием молодежных и детских организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, организуют физическую подготовку детей и молодежи и прием у них нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»;
— финансируют проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий.
Согласно статье 21 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, а также различные физкультурно-спортивные объединения и средства массовой информации:
— определяют формы и методы пропаганды физической культуры и спорта;
— обеспечивают раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роль в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями — курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью.
Кроме того, СМИ «организуют вещание и публикацию системных материалов образовательно-просветительного характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями, повышают интерес граждан к знаниям в области гигиены, медицины, режима питания, организации труда и отдыха, популяризируют комплексы физических упражнений, привлекают внимание государства и широкой общественности к указанным проблемам, освещают опыт трудовых коллективов, физкультурно-спортивных организаций» и т.д.
Основными международными документамив сфере массового спорта следует считать Международную хартию физического воспитания и спорта (1978 г.) с последующими дополнениями, Спортивную хартию Европы (1992 г.). Данные документы устанавливают основные принципы регулирования развития массового спорта, которых обязаны придерживаться все страны, ратифицировавшие соглашения. Основными принципами, из которых страны обязаны исходить, выступают, во-первых, доступность занятий массовым спортом без дискриминации по каким-либо признакам, во-вторых, государственное регулирование развития сети спортивных сооружений и доступности занятий физической активностью.
Источник
Законы и подзаконные нормативно-правовые акты в сфере охраны здоровья.
Законодательство о здравоохранении – это система нормативно-правовых актов, регулирующих организационные, имущественные, неимущественные отношения, возникающие в связи с оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам, проведением санитарно-эпидемических мероприятий. Рассмотрим основные нормативные акты, которые регулируют общественные отношения в сфере здравоохранения.
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) закрепляют право каждого человека на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. К международным документам также относятся: Декларации Всемирной Медицинской ассамблеи: Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения (1983 г.), Лиссабонская декларация о правах пациента (1981 г.), Декларация о независимости и профессиональной свободе врача (1986 г.), Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (1994 г.)и другие.
Конституция РФ в статье 41 закрепляет право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Основным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является — ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ.В нем определены основные принципы охраны здоровья; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья; организация охраны здоровья; охрана здоровья матери и ребенка; вопросы семьи и репродуктивного здоровья; медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование; медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека; права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, а также медицинских организаций; программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья; организация контроля в сфере охраны здоровья; ответственность в сфере охраны здоровья.
Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Статья 4 Федерального закона закрепляет основные принципы охраны здоровья:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Гражданам гарантируется защита от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.
При оказании медицинской помощи обеспечивается приоритет интересов пациента (ст.6), который реализуется путем:
1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.
Закон закрепляет приоритетное право детей на охрану здоровья, независимо от их семейного и социального благополучия, а также приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.
В 1991 году 28 июня был введен в действие ФЗ РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» № 1499-1.Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
В 2010 году 29 ноября был принят новый Федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» N 326-ФЗ,которыйрегулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Основными принципами осуществления обязательного медицинского
1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;
2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;
3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;
4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;
5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;
6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.
Отдельные виды медицинской деятельности регулируются Федеральными законами РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.), «О донорстве крови и ее компонентов» (2012 г.), а также «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ — инфекции) (1995 г.), «Об обращении лекарственных средств» (2010 г.), «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» (2001 г.), «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998 г.) и другие.
В системе подзаконных актов важное место занимают Указы Президента России и Постановления Правительства РФ, регулирующие отношения в сфере здравоохранения:
— Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. №468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»;
— Указ Президента РФ от 30 апреля 2008 г. № 656 «Об организации охраны психиатрических больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;
— Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами»;
— Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. №646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)».
В настоящее время в РФ действуют разработанные Правительством федеральные целевые программы Программа по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью и др.
В РФ принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Правительством РФ 25 марта 1996 г. установлено, что лицензированию подлежит медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами, независимо от правовой формы, а также физическими лицами, осуществляемыми предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 июля 1995 г. «О совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров», разработана и действует система непрерывного медицинского и фармацевтического образования на базе действующих образовательных и научно-исследовательских учреждений.
Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.02.95 г.) предусмотрено, что для занятия указанной деятельностью необходимо сдать специальные экзамены в соответствующих учебных заведениях, получить сертификат специалиста и лицензию.
Постановлением Правительства от 13.01.1996 г. утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.
Приказы МЗ РФ осуществляют детальное регулирование медицинской и фармацевтической деятельностью. Назовем некоторые из них:
— Приказ № 318 от 17.11.1995 г. «О положении о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста»;
— Приказ № 33 от 16.02.1995 г. «Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ»;
— Приказ № 48 от 24.02.1998 г. «Об оплате труда работников здравоохранения РФ»;
— Приказ № 82 от 29.04.1994 г. «Правовой порядок проведения патологоанатомических вскрытий»;
— Приказ МЗ РФ № 326 от 10 ноября 1997 г. «О правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуске». Нормы этого приказа устанавливают порядок оформления рецептов на бланках формы № 148-1/у-88 и № 107-у. Предусматривается предельно допустимое для выписывания количество препарата на рецепт, в приложении к приказу даются важнейшие рецептурные сокращения, перечень лекарственных средств списков А и Б;
— Положение о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. №123);
— Приказ Минздрава РФ от 2 июля 1999 г. №274 «О порядке регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного производства в Российской Федерации
— Приказ МЗ РФ от 29 апреля 1998 г. № 142 «О перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию» виды медицинской деятельности, подлежащие лицензированию, разбил по следующим разделам:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) скорая медицинская помощь;
4) амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь;
5) общая врачебная практика и семейная медицина;
6) стационарная медицинская помощь;
7) фармацевтическая деятельность в структуре ЛПУ;
8) народная медицина;
9) заготовка органов и тканей;
10) экспертная медицинская деятельность;
11) медицинская деятельность, осуществляемая в санаторно-курортных учреждениях;
Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 23059 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник