Меню

Нормативно правовые акты школ здоровья

Приложение N 1. Положение о Школе здоровья

и социальной защиты населения

от 5 февраля 2014 г. N 227

Положение
о Школе здоровья

Школа здоровья — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранение здоровья.

Школа здоровья является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения, организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания — по МКБ-10 в классе XXI, Z70 — 76).

Школа здоровья включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства здравоохранения РФ N 268 от 16.07.2001 г. «О введении в действие отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги»).

ГАРАНТ:

Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. N 411 названный приказ Министерства здравоохранения РФ N 268 от 16 июля 2001 г. признан утратившим силу с 26 апреля 2012 г.

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе центра (кабинета, отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

1.2. Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ здоровья в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы здоровья, порядок и формы направления пациентов на обучение, график проведения Школы здоровья на год, помещение, где будут проходить занятия и перечень необходимого оборудования. В приказе также утверждается расчет заработной платы сотрудников Школы здоровья.

1.3. Руководство Школой здоровья осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «управление сестринской деятельностью» и необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

1.4. Обязанности руководителя Школы здоровья:

— обеспечение регулярной деятельности Школы здоровья;

— контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе здоровья;

— оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;

— координация деятельности со специалистами других подразделений;

— ежегодное представление отчета о работе Школы.

1.5. Работа Школы здоровья осуществляется в соответствии с настоящим Положением (приложение N 1).

1.6. Пациенты направляются на занятия в Школу здоровья лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

1.7. Учет работы и отчетность по работе Школ здоровья проводятся в соответствии с перечнем учетно-отчетной документации (приложение N 2).

1.8. Наполняемость группы пациентов максимально 8 — 10 человек.

1.9. Каждая Школа здоровья работает по программе, утвержденной главным врачом медицинской организации области.

1.10. Продолжительность занятий не должна превышать 1 — 2 академических часов (45 — 90 минут). На каждое занятие представляется соответствующая разработка.

1.11. При выборе формы проведения занятия (популярная лекция, лекция-диалог, деловая игра, тренинг) учитывается возраст и уровень подготовки слушателей. В Школе здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». Предпочтительно обучение пациентов совместно с членами их семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

1.12. Организационные модели Школы здоровья включают две схемы:

схема N 1 — обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;

схема N 2 — обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации.

Читайте также:  Как часто можно есть гречневую кашу без вреда для здоровья

В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др.

2. Цели Школ здоровья

2.1. Повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска развития заболеваний и осложнений.

2.2. Повышение ответственности пациента за сохранение здоровья.

2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению.

2.4. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях.

2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного выявления на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.

3. Задачи Школ здоровья

3.1. В доступной популярной форме информирование населения о причинах и механизмах развития заболеваний.

3.2. Ознакомление населения с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

3.3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

3.4. Повышение ответственности человека за сохранение своего здоровья.

3.5. Формирование у населения навыков и умения по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

3.6. Повышения взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

3.7. Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

4. Оснащенность Школ здоровья

Занятия в Школе должны проводиться в отдельном, специально-оборудованном для данных целей помещении, площадь учебного помещения должна быть в расчете 4 м2 на 1 место.

Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное).

4.1. Обязательное оборудование Школы здоровья:

— стол и стулья в достаточном количестве;

— проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

— раздаточно-демонстрационный # материал (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

— аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;

— тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой.

4.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы здоровья:

— Школа для пациентов с артериальной гипертонией: тонометры (не менее 5 штук, желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.

— Школа здоровья для больных с бронхиальной астмой: пикфлоуметры (не менее 5 штук), мундштуки (загубники) картонные одноразовые, различные формы доставки лекарственных препаратов — дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

— Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом II типа: визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры — не менее 5 штук, желательно автоматические, фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препараты, содержащие глюкагон.

Читайте также:  Управление национальный проект здоровье

— Школа психологической подготовки к рождению ребенка: кукла, набор пеленок, мультимедийные устройства, брошюры, плакаты, листовки для раздачи будущим родителям.

— Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Нормативная база

«Школы здоровья» организуются в медицинских организациях (МО) приказом руководителя. В приказе руководителя МО утверждаются:

· положение о «Школе»,

· порядок и формы направления пациентов на обучение в «Школе»,

· ответственные лица за организацию и выполнение этого вида медицинских услуг, статистические формы регистрации и учета,

· закрепляется помещение для проведения занятий,

Цели «Школы»:

· повышение приверженности пациентов к выполнению врачебных назначений и рекомендаций повышение информированности пациента о заболевании и его факторах риска,

· формирование ответственности у самого пациента за сохранение собственного здоровья,

· формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию,

· повышение знаний, умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья,

· оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений,

· формирование мотивации к оздоровлению,

· изменение поведенческих привычек и факторов риска,

· повышение авторитетности медицинских работников, как источника информации.

Оснащение «Школы»:

· весы,

· средство контроля в зависимости от вида школы (тонометр, фонендоскоп, глюкометр, пикфлоуметр, гониометр, стетоскоп и т.п.),

· модуль и дневник пациента.

Кто проводит занятия в Школе здоровья?

· врачи общей практики, семейные врачи

· медицинские сестры врачей терапевтов участковых и врачей общей практики,

· медицинские сестры с высшим медицинским образованием,

· медицинские сестры и врачи кабинетов (отделений) медицинской профилактики.

Оптимальная численность пациентов в Школе здоровья 5-6 человек, с примерно одинаковой клинической картиной и стадией заболевания. Занятия проводятся в форме свободного диалога с пациентами.

Примерная программа занятий:

· Анатомия и физиология. Понятие о данном заболевании.

· Факторы риска. Определение индивидуального риска по возможности развития заболевания и его осложнений. Обучение методам самоконтроля за своим состоянием.

· Коррекция модифицируемых факторов риска (отказ от вредных привычек, нормализация веса и т.д.)

· Рациональное питание. Адекватная физическая активность.

· Медикаментозные и другие (хирургические, ортопедические и т.д.) методы лечения.

Обычно образовательная программа “ Школы” рассчитана на 2-3 занятия по 1,5 — 2 часа.

Нормативные документы, регламентирующие работу «Школ здоровья»

Приказ МЗ РФ от 13 октября 2017 г. N 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» с изм. и доп. от: 12 июля 2018 г., 16 апреля 2019 г.

В 04. 004.003 Школа для больных хроническим гепатитом

В 04.012.001 Школа для пациентов с сахарным диабетом

В 04.015.006 Школа для пациентов с врожденными пороками сердца

B 04.023.003 Школа для больных с рассеянным склерозом

B 04.023.004 Школа для больных с эпилепсией

В 04.023.005 Школа для больных с гиперкинезами

Читайте также:  Социальная реклама пропаганда здоровья

В 04.023.005 Школа для больных с болезнью Паркинсона

В 04.014.001 Школа пациентов, инфицированных ВИЧ

В 04.015.001 Школа для больных с артериальной гипертензией

В 04.015.002 Школа для больных с сердечной недостаточностью

В 04.025.001 Школа для пациентов, находящихся на гемодиализе

В 04.025.003 Школа для больных, находящихся на перитонеальном диализе

В 04.025.004 Школа для пациентов с хронической болезнью почек

В 04.035.008 Школа психосоциальной адаптации для больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения и их родственников

B 04.037.004 Школа для больных с муковисцидозом

В 04.037.005 Школа для больных с туберкулезом

В 04.037.003 Школа для больных с бронхиальной астмой

В 04.040.001 Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника

В 04. 058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушением роста

В 04.057.003 Школа для пациентов с трансплантированным органом

В 04.070.001 Школа психологической профилактики для пациентов и родственников

В 04.070.006 Школа по уходу за тяжелобольным

Приказ комитета по здравоохранению Администрации Амурской области от 11 ноября 2003г. № 114 «О совершенствовании работы органов и учреждений здравоохранения по вопросам медицинской профилактики на территории области»

Главным врачам лечебно-профилактических учреждений области рекомендовано усилить профилактическую направленность в работ

-Создать в 2003-2004 годах в лечебно-профилактических учреждениях области отделения (кабинеты) медицинской профилактики;

-Принять меры к организации Школ больных сахарным диабетом, Школ больных бронхиальной астмой и других форм первичной и вторичной профилактики, исходя из реальных цифр заболеваемости на территории.

Приложения к данному приказу:

-Типовое положение об отделении (кабинете) медицинской профилактики лечебно-профилактического учреждения.

-Рекомендуемые штатные нормативы для отделений (кабинетов) медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений.

-Типовое положение о Школе больных гипертонической болезнью.

-Программа подготовки пациентов с гипертонической болезнью.

-Приказ МЗ РФ № 765 от 07.12.05 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового» (п.6, Приложение 1)

Врач-терапевт участковый:

· формирует врачебный терапевтический участок из прикрепленному к нему населения,

· осуществляет санитарно-гигиеническое образование, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни,

· осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально-значимых факторов риска, организует и ведет школы здоровья,

· изучает потребности обслуживаемого им населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий,

· организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке,

· осуществляет диспансерное наблюдение пациентов,

· взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями,

· ведет медицинскую документацию в установленном порядке,

· анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного участка.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении единогоквалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» с изм. и доп. от: 9 апреля 2018 г.

Приложение

ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»

врач – терапевт участковый: организует и проводит школы здоровья, школы для больных и с факторами риска.

м/с и врач общей практики (семейный врач) : проводит занятия с группами пациентов по разработанным врачом методикам

м/с участковая : организует и ведет Школы здоровья.

Источник

Adblock
detector