Приложение N 1. Положение о Школе здоровья
и социальной защиты населения
от 5 февраля 2014 г. N 227
Положение
о Школе здоровья
Школа здоровья — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранение здоровья.
Школа здоровья является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения, организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания — по МКБ-10 в классе XXI, Z70 — 76).
Школа здоровья включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства здравоохранения РФ N 268 от 16.07.2001 г. «О введении в действие отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги»).
ГАРАНТ:
Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. N 411 названный приказ Министерства здравоохранения РФ N 268 от 16 июля 2001 г. признан утратившим силу с 26 апреля 2012 г.
1. Общие положения
1.1. Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе центра (кабинета, отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.
1.2. Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ здоровья в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы здоровья, порядок и формы направления пациентов на обучение, график проведения Школы здоровья на год, помещение, где будут проходить занятия и перечень необходимого оборудования. В приказе также утверждается расчет заработной платы сотрудников Школы здоровья.
1.3. Руководство Школой здоровья осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «управление сестринской деятельностью» и необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.
1.4. Обязанности руководителя Школы здоровья:
— обеспечение регулярной деятельности Школы здоровья;
— контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе здоровья;
— оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;
— координация деятельности со специалистами других подразделений;
— ежегодное представление отчета о работе Школы.
1.5. Работа Школы здоровья осуществляется в соответствии с настоящим Положением (приложение N 1).
1.6. Пациенты направляются на занятия в Школу здоровья лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.
1.7. Учет работы и отчетность по работе Школ здоровья проводятся в соответствии с перечнем учетно-отчетной документации (приложение N 2).
1.8. Наполняемость группы пациентов максимально 8 — 10 человек.
1.9. Каждая Школа здоровья работает по программе, утвержденной главным врачом медицинской организации области.
1.10. Продолжительность занятий не должна превышать 1 — 2 академических часов (45 — 90 минут). На каждое занятие представляется соответствующая разработка.
1.11. При выборе формы проведения занятия (популярная лекция, лекция-диалог, деловая игра, тренинг) учитывается возраст и уровень подготовки слушателей. В Школе здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». Предпочтительно обучение пациентов совместно с членами их семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.
1.12. Организационные модели Школы здоровья включают две схемы:
схема N 1 — обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;
схема N 2 — обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации.
В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др.
2. Цели Школ здоровья
2.1. Повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска развития заболеваний и осложнений.
2.2. Повышение ответственности пациента за сохранение здоровья.
2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению.
2.4. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях.
2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного выявления на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.
3. Задачи Школ здоровья
3.1. В доступной популярной форме информирование населения о причинах и механизмах развития заболеваний.
3.2. Ознакомление населения с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
3.3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
3.4. Повышение ответственности человека за сохранение своего здоровья.
3.5. Формирование у населения навыков и умения по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).
3.6. Повышения взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
3.7. Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
4. Оснащенность Школ здоровья
Занятия в Школе должны проводиться в отдельном, специально-оборудованном для данных целей помещении, площадь учебного помещения должна быть в расчете 4 м2 на 1 место.
Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное).
4.1. Обязательное оборудование Школы здоровья:
— стол и стулья в достаточном количестве;
— проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;
— раздаточно-демонстрационный # материал (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).
4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:
— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;
— аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;
— тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой.
4.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы здоровья:
— Школа для пациентов с артериальной гипертонией: тонометры (не менее 5 штук, желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.
— Школа здоровья для больных с бронхиальной астмой: пикфлоуметры (не менее 5 штук), мундштуки (загубники) картонные одноразовые, различные формы доставки лекарственных препаратов — дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.
— Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом II типа: визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры — не менее 5 штук, желательно автоматические, фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препараты, содержащие глюкагон.
— Школа психологической подготовки к рождению ребенка: кукла, набор пеленок, мультимедийные устройства, брошюры, плакаты, листовки для раздачи будущим родителям.
— Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Нормативная база
«Школы здоровья» организуются в медицинских организациях (МО) приказом руководителя. В приказе руководителя МО утверждаются:
· положение о «Школе»,
· порядок и формы направления пациентов на обучение в «Школе»,
· ответственные лица за организацию и выполнение этого вида медицинских услуг, статистические формы регистрации и учета,
· закрепляется помещение для проведения занятий,
Цели «Школы»:
· повышение приверженности пациентов к выполнению врачебных назначений и рекомендаций повышение информированности пациента о заболевании и его факторах риска,
· формирование ответственности у самого пациента за сохранение собственного здоровья,
· формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию,
· повышение знаний, умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья,
· оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений,
· формирование мотивации к оздоровлению,
· изменение поведенческих привычек и факторов риска,
· повышение авторитетности медицинских работников, как источника информации.
Оснащение «Школы»:
· весы,
· средство контроля в зависимости от вида школы (тонометр, фонендоскоп, глюкометр, пикфлоуметр, гониометр, стетоскоп и т.п.),
· модуль и дневник пациента.
Кто проводит занятия в Школе здоровья?
· врачи общей практики, семейные врачи
· медицинские сестры врачей терапевтов участковых и врачей общей практики,
· медицинские сестры с высшим медицинским образованием,
· медицинские сестры и врачи кабинетов (отделений) медицинской профилактики.
Оптимальная численность пациентов в Школе здоровья 5-6 человек, с примерно одинаковой клинической картиной и стадией заболевания. Занятия проводятся в форме свободного диалога с пациентами.
Примерная программа занятий:
· Анатомия и физиология. Понятие о данном заболевании.
· Факторы риска. Определение индивидуального риска по возможности развития заболевания и его осложнений. Обучение методам самоконтроля за своим состоянием.
· Коррекция модифицируемых факторов риска (отказ от вредных привычек, нормализация веса и т.д.)
· Рациональное питание. Адекватная физическая активность.
· Медикаментозные и другие (хирургические, ортопедические и т.д.) методы лечения.
Обычно образовательная программа “ Школы” рассчитана на 2-3 занятия по 1,5 — 2 часа.
Нормативные документы, регламентирующие работу «Школ здоровья»
Приказ МЗ РФ от 13 октября 2017 г. N 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» с изм. и доп. от: 12 июля 2018 г., 16 апреля 2019 г.
В 04. 004.003 Школа для больных хроническим гепатитом
В 04.012.001 Школа для пациентов с сахарным диабетом
В 04.015.006 Школа для пациентов с врожденными пороками сердца
B 04.023.003 Школа для больных с рассеянным склерозом
B 04.023.004 Школа для больных с эпилепсией
В 04.023.005 Школа для больных с гиперкинезами
В 04.023.005 Школа для больных с болезнью Паркинсона
В 04.014.001 Школа пациентов, инфицированных ВИЧ
В 04.015.001 Школа для больных с артериальной гипертензией
В 04.015.002 Школа для больных с сердечной недостаточностью
В 04.025.001 Школа для пациентов, находящихся на гемодиализе
В 04.025.003 Школа для больных, находящихся на перитонеальном диализе
В 04.025.004 Школа для пациентов с хронической болезнью почек
В 04.035.008 Школа психосоциальной адаптации для больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения и их родственников
B 04.037.004 Школа для больных с муковисцидозом
В 04.037.005 Школа для больных с туберкулезом
В 04.037.003 Школа для больных с бронхиальной астмой
В 04.040.001 Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника
В 04. 058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушением роста
В 04.057.003 Школа для пациентов с трансплантированным органом
В 04.070.001 Школа психологической профилактики для пациентов и родственников
В 04.070.006 Школа по уходу за тяжелобольным
— Приказ комитета по здравоохранению Администрации Амурской области от 11 ноября 2003г. № 114 «О совершенствовании работы органов и учреждений здравоохранения по вопросам медицинской профилактики на территории области»
Главным врачам лечебно-профилактических учреждений области рекомендовано усилить профилактическую направленность в работ
-Создать в 2003-2004 годах в лечебно-профилактических учреждениях области отделения (кабинеты) медицинской профилактики;
-Принять меры к организации Школ больных сахарным диабетом, Школ больных бронхиальной астмой и других форм первичной и вторичной профилактики, исходя из реальных цифр заболеваемости на территории.
Приложения к данному приказу:
-Типовое положение об отделении (кабинете) медицинской профилактики лечебно-профилактического учреждения.
-Рекомендуемые штатные нормативы для отделений (кабинетов) медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений.
-Типовое положение о Школе больных гипертонической болезнью.
-Программа подготовки пациентов с гипертонической болезнью.
-Приказ МЗ РФ № 765 от 07.12.05 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового» (п.6, Приложение 1)
Врач-терапевт участковый:
· формирует врачебный терапевтический участок из прикрепленному к нему населения,
· осуществляет санитарно-гигиеническое образование, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни,
· осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально-значимых факторов риска, организует и ведет школы здоровья,
· изучает потребности обслуживаемого им населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий,
· организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке,
· осуществляет диспансерное наблюдение пациентов,
· взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями,
· ведет медицинскую документацию в установленном порядке,
· анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного участка.
— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении единогоквалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» с изм. и доп. от: 9 апреля 2018 г.
Приложение
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
врач – терапевт участковый: организует и проводит школы здоровья, школы для больных и с факторами риска.
м/с и врач общей практики (семейный врач) : проводит занятия с группами пациентов по разработанным врачом методикам
м/с участковая : организует и ведет Школы здоровья.
Источник