Меню

Нормативно правовое регулирование школ здоровья

Нормативная база

«Школы здоровья» организуются в медицинских организациях (МО) приказом руководителя. В приказе руководителя МО утверждаются:

· положение о «Школе»,

· порядок и формы направления пациентов на обучение в «Школе»,

· ответственные лица за организацию и выполнение этого вида медицинских услуг, статистические формы регистрации и учета,

· закрепляется помещение для проведения занятий,

Цели «Школы»:

· повышение приверженности пациентов к выполнению врачебных назначений и рекомендаций повышение информированности пациента о заболевании и его факторах риска,

· формирование ответственности у самого пациента за сохранение собственного здоровья,

· формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию,

· повышение знаний, умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья,

· оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений,

· формирование мотивации к оздоровлению,

· изменение поведенческих привычек и факторов риска,

· повышение авторитетности медицинских работников, как источника информации.

Оснащение «Школы»:

· весы,

· средство контроля в зависимости от вида школы (тонометр, фонендоскоп, глюкометр, пикфлоуметр, гониометр, стетоскоп и т.п.),

· модуль и дневник пациента.

Кто проводит занятия в Школе здоровья?

· врачи общей практики, семейные врачи

· медицинские сестры врачей терапевтов участковых и врачей общей практики,

· медицинские сестры с высшим медицинским образованием,

· медицинские сестры и врачи кабинетов (отделений) медицинской профилактики.

Оптимальная численность пациентов в Школе здоровья 5-6 человек, с примерно одинаковой клинической картиной и стадией заболевания. Занятия проводятся в форме свободного диалога с пациентами.

Примерная программа занятий:

· Анатомия и физиология. Понятие о данном заболевании.

· Факторы риска. Определение индивидуального риска по возможности развития заболевания и его осложнений. Обучение методам самоконтроля за своим состоянием.

· Коррекция модифицируемых факторов риска (отказ от вредных привычек, нормализация веса и т.д.)

· Рациональное питание. Адекватная физическая активность.

· Медикаментозные и другие (хирургические, ортопедические и т.д.) методы лечения.

Обычно образовательная программа “ Школы” рассчитана на 2-3 занятия по 1,5 — 2 часа.

Нормативные документы, регламентирующие работу «Школ здоровья»

Приказ МЗ РФ от 13 октября 2017 г. N 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» с изм. и доп. от: 12 июля 2018 г., 16 апреля 2019 г.

В 04. 004.003 Школа для больных хроническим гепатитом

В 04.012.001 Школа для пациентов с сахарным диабетом

В 04.015.006 Школа для пациентов с врожденными пороками сердца

B 04.023.003 Школа для больных с рассеянным склерозом

B 04.023.004 Школа для больных с эпилепсией

В 04.023.005 Школа для больных с гиперкинезами

В 04.023.005 Школа для больных с болезнью Паркинсона

В 04.014.001 Школа пациентов, инфицированных ВИЧ

В 04.015.001 Школа для больных с артериальной гипертензией

В 04.015.002 Школа для больных с сердечной недостаточностью

В 04.025.001 Школа для пациентов, находящихся на гемодиализе

В 04.025.003 Школа для больных, находящихся на перитонеальном диализе

В 04.025.004 Школа для пациентов с хронической болезнью почек

В 04.035.008 Школа психосоциальной адаптации для больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения и их родственников

B 04.037.004 Школа для больных с муковисцидозом

В 04.037.005 Школа для больных с туберкулезом

Читайте также:  Беседа с детьми движение это здоровье

В 04.037.003 Школа для больных с бронхиальной астмой

В 04.040.001 Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника

В 04. 058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушением роста

В 04.057.003 Школа для пациентов с трансплантированным органом

В 04.070.001 Школа психологической профилактики для пациентов и родственников

В 04.070.006 Школа по уходу за тяжелобольным

Приказ комитета по здравоохранению Администрации Амурской области от 11 ноября 2003г. № 114 «О совершенствовании работы органов и учреждений здравоохранения по вопросам медицинской профилактики на территории области»

Главным врачам лечебно-профилактических учреждений области рекомендовано усилить профилактическую направленность в работ

-Создать в 2003-2004 годах в лечебно-профилактических учреждениях области отделения (кабинеты) медицинской профилактики;

-Принять меры к организации Школ больных сахарным диабетом, Школ больных бронхиальной астмой и других форм первичной и вторичной профилактики, исходя из реальных цифр заболеваемости на территории.

Приложения к данному приказу:

-Типовое положение об отделении (кабинете) медицинской профилактики лечебно-профилактического учреждения.

-Рекомендуемые штатные нормативы для отделений (кабинетов) медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений.

-Типовое положение о Школе больных гипертонической болезнью.

-Программа подготовки пациентов с гипертонической болезнью.

-Приказ МЗ РФ № 765 от 07.12.05 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового» (п.6, Приложение 1)

Врач-терапевт участковый:

· формирует врачебный терапевтический участок из прикрепленному к нему населения,

· осуществляет санитарно-гигиеническое образование, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни,

· осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально-значимых факторов риска, организует и ведет школы здоровья,

· изучает потребности обслуживаемого им населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий,

· организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке,

· осуществляет диспансерное наблюдение пациентов,

· взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями,

· ведет медицинскую документацию в установленном порядке,

· анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного участка.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении единогоквалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» с изм. и доп. от: 9 апреля 2018 г.

Приложение

ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»

врач – терапевт участковый: организует и проводит школы здоровья, школы для больных и с факторами риска.

м/с и врач общей практики (семейный врач) : проводит занятия с группами пациентов по разработанным врачом методикам

м/с участковая : организует и ведет Школы здоровья.

Источник

Нормативно-правовая база Российской Федерации по охране здоровья детей в рамках организации образовательного процесса

специалист в области арт-терапии

Нормативно-правовая база Российской Федерации по охране здоровья детей в рамках организации образовательного процесса

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности российских органов власти. Неотъемлемой частью данной сферы является решение проблем, связанных с поддержанием здоровья подрастающего поколения.

Читайте также:  От чего синяки под глазами здоровья

Источниками права по обеспечению охраны и укрепления здоровья детей на территории Российской Федерации являются: ратифицированные Российской Федерацией международные нормативно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законодательные акты субъектов федерации, ведомственные нормативно-правовые документы, постановления глав администрации и местного самоуправления, а также внутренняя документация учреждений. К основным правовым актам в вопросах обеспечения охраны и укрепления здоровья детей школьного возраста в России относятся:

Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицированная СССР в 1990 году. Конвенция является основным международным документом, который обязывает государства – участников обеспечивать защиту и заботу детей, включая охрану здоровья.

Конституция Российской Федерации, принятая всеобщим голосованием в декабре 1993 года. Данный нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой на территории страны и закрепляет основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, а также права и свободы личности. Статья 41 Конституции является гарантом реализации права каждого на охрану и укрепление здоровья.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляет за ребенком все права человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Статья 8 устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей; статья 10 регламентирует обеспечение прав детей на охрану здоровья; статья 14 определяет меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Федеральный закон «Об образовании» является основополагающим документом, определяющим политику государства в области образования.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в данной сфере. В соответствии с нормативно-правовым актом приоритет жизни и здоровья человека является одним из основополагающих принципов государственной политики и правового регулирования в сфере образования. Статья 41 Федерального закона посвящена охране здоровья обучающихся, которая включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Закон также отражает необходимость реализации инклюзивного образования, которое представляет собой обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Главными задачами, которые ставятся перед образовательными учреждениями в рамках инклюзивного образования, являются обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья через преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка как к образованию, так и к жизни в социуме.

Читайте также:  Чем опасен для здоровья диск здоровья

Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Систему школьного образования регламентируют:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

3) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

В основе Стандартов лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к программе по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. В соответствии со Стандартом программа должна обеспечивать:

— пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

— использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

— формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей и т.д.

Проанализировав основные нормативно-правовые акты в сфере образования, можно прийти к выводу, что государство уделяет особое внимание вопросу сохранения и укрепления здоровья школьников, обязывая образовательные учреждения создавать условия для решения данной проблемы. Осуществляя деятельность по сохранению и укреплению здоровья, школы должны не только вести пропаганду здорового образа жизни, но и осуществлять организацию охраны здоровья детей непосредственно на территории образовательного учреждения, в том числе в рамках организации учебного процесса. Отдельным вопросом стоит трансформация современного общего образования, путем вовлечения в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная тенденция показывает необходимость создания специальных условий организации учебной деятельности по развитию и адаптации данной группы школьников.

Список использованной литературы

1. Конвенция ООН о правах ребенка: ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-1.

2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. №4. – 64 с.

3. Об образовании: Федеральный закон от 29.19.2012 (ред. от 02.03.2016) №273-ФЗ

4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 (ред. от 28.11.2015) №124-ФЗ

технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ. 2005. 320 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10.2009 (ред. от 31.12.2015)

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования17.05.2012 (ред. от 31.12.2015)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования17.05.2012 (ред. от 29.06.2017)

Источник

Adblock
detector