Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С. И. ГЕОРГИЕВСКОГО
КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Реферат |
Понятия нормы здоровья. Факторы, формирующие здоровье. |
Работу выполнил: студент I — медицинского факультета группы №203 Шумков Денис Игоревич |
Симферополь, 2011 г
Содержание:
Введение………………………………………………………… ………. ……. 3
- Определение понятий «здоровье», «норма»…………………………………………………. … …………. …4
Содержание и критерии здоровья….…………………………….…………………. ……………. 5-6
Основные виды подходов к категориям здоровья………………………………………..…………… .……. …7-11
Факторы, детерминирующие труд и здоровье………………………. ………………………… ..……………. 12
Возраст и здоровье…………. . . . 13-14
Заключение…………………………………………………… ………………..15
Проблема здоровья в наше время очень актуальна, ведь действительно здоровых людей на свете очень мало, даже дети не редко имеют целый «букет заболеваний», а что уж говорить о взрослых людях. Поэтому так необходимо чтобы каждый человек сам охранял свое здоровье, не перекладывая эту обязанность на окружающих.
Главная задача этой работы – понимание того, какие основные подходы можно использовать для поддержания, сохранения и восстановления здоровья людей, имеющих разные категории здоровья.
1. Определение понятий «здоровье», «норма»
Здоровье — это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
По определению Всемирной организации здравоохранения:
«Здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».
Норма — это совершенно определенная система показателей состояния организма человека: его строения, структуры, функций, которые находятся в заданных пределах и отражают самочувствие человека как хорошее [3, с.6].
Понятие «норма» часто используют как синоним здоровья («здоровье — нормальное состояние организма»). И всё же понятие «норма» несколько шире понятия «здоровье». Так, можно быть здоровым человеком, но отличаться от каких-либо общепринятых эталонов нормы (например, роста, массы или габаритов тела, характера общения с другими людьми, уровня интеллекта).
Вместе с тем разработка критериев нормы жизнедеятельности и других параметров организма человека, определение их оптимального диапазона весьма важны для медицины. Наличие таких критериев (и вообще раздела медицины «нормология», который наиболее близок по содержанию учебной дисциплине и научной специальности «физиология человека») существенно облегчило бы дифференцировку пограничных состояний, здоровья и болезни.
Исходя из концепции физического (соматического) здоровья основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций. По B. И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом. Чем больше мощность и емкость реализуемого энергопотенциала, а также эффективность его расходования, тем выше уровень здоровья индивида.
2. Содержание и критерии здоровья
Все стороны человеческой жизни — производственно-трудовая, социально-экономическая, политическая, семейно-бытовая, духовная, оздоровительная, учебная — в конечном счете, определяются уровнем здоровья.
- На 49 — 53 % состояние здоровья организма человека зависит от образа жизни: вредные условия труда, плохое материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.
- 2. На 18 — 22 % от генетики человека: предрасположенность к наследственным болезням.
- 3. На 17 — 20 % от состояния внешней среды, природно-климатичеких условий: загрязнение воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими веществами, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения.
- 4. На 8 — 10 % от здравоохранения и медицинской активности: неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.
В настоящее время при рассмотрении здоровья наиболее широкое распространение получил функциональный подход, его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущее ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.
В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности.
В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаются на функции того или иного органа и системы. Поэтому качественные и количественные характеристики как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др.
Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого организма и внешние причины, на него воздействующие. Следовательно, для предупреждения болезней — повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: или удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Первый способ мало надежен, поскольку человеку, живущему в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни.
Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучить его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. Поэтому способность к адаптации — один из важнейших критериев здоровья.
3. Основные виды подходов к категории здоровья
Существуют следующие группы здоровья и категории лиц к ним относящиеся:
I группа — люди, не имеющие отклонений в состоянии здоровья;
II группа — здоровые люди с некоторыми физиологическими отклонениями;
III группа — люди, имеющие длительно текущие хронические заболевания, при сохранении функциональных возможностей организма;
IV группа — люди, имеющие длительно текущие хронические заболевания в состоянии субъкомпенсации;
V группа — тяжелые больные, инвалиды I (нетрудоспособные) и II (временно нетрудоспособные) группы.
Для каждой из этих групп существуют определенные виды подхода к категории здоровья. Что касается первых двух групп (да и вообще всех пяти групп), то для сохранения здоровья необходимо, на мой взгляд, придерживаться правил здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни — это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.
Здоровый образ жизни включает в себя:
1. Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
2. Рациональное питание обеспечивает рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
3. Оптимальный двигательный режим. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиление профилактики неблагоприятных возрастных изменений.
4. Гигиена сна. Сон — это эффективный способ снятия умственного и физического напряжения, он устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Во время сна происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма.
5. Соблюдение личной гигиены — гигиена тела, полости рта, гигиена одежды и обуви. Необходимо помнить, что чистота — залог здоровья!
6. Закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.
7. Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни.
Для категории лиц, относящейся к III, IV и V группам, необходимо не только соблюдение здорового образа жизни, но и занятие лечебно-физической культурой.
Лечебно-физическая культура — это применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью.
Роль ЛФК заключается в следующем:
- Противодействует отрицательному влиянию последствий постельного режима.
- Способствует восстановлению нарушенных функций.
- Улучшает адаптацию организма больного к физическим нагрузкам бытового и трудового характера.
- Способствует профессиональной реабилитации больных.
Категориям лиц, имеющих V группу здоровья, просто необходимо заниматься и адаптивной физической культурой, целью которой является коррекция имеющегося дефекта, выработка необходимых компенсаций, профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом.
Адаптивная физическая культура — это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества.
Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способа совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.
и т.д.
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть полный текст работы бесплатно
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник
Медицинские интернет-конференции
Резюме
Статья посвящена исследованию оппозиции норма/патология применительно к языковому выражению особенностей функционирования организма человека. В центре внимания — положительные и отрицательные номинации, характеризующие здоровье/нездоровье и расположенные на двух флангах единой градационной цепочки показателей самочувствия человека.
Ключевые слова
Статья
Норма и патология: к вопросу репрезентации здорового и болезненного
состояния человека
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра русской и классической филологии
Понятие нормы относится практически ко всем аспектам картины мира: естественным родам, выведенным культурам, артефактам, природным или социальным явлениям, поведению людей в быту и в профессиональной деятельности. Понятие нормы широко используется в языке медицины, изучающей организм человека и механизмы его функционирования.
В этой связи норму можно рассматривать как оппозицию норма/система и норма/аномалия. Это обусловлено семантикой слова «норма»: 1) норма как образец, стандарт, эталон; 2) норма как общепринятый естественный порядок организации, распространенный обычай.
Между нормой-эталоном и нормой — усредненным стандартом существуют существенные различия: первая задаётся теоретически, к ней следует только стремиться, вторая выводится из среднестатистических показателей реальной действительности. Эталонная норма носит умозрительный, абстрактный характер. Стандартная норма, напротив, четко прописана и ограничена конкретными рамками.
Большое значение имеет данное противопоставление и функционирования организма человека и протекания в нем различных процессов. В этой связи можно наблюдать движение от нормы-эталона к норме-предписанию и наоборот.
Сближению нормы-эталона и нормы-стандарта способствуют положительный генетический фонд, благоприятные экологические, социальные и профессиональные условия, высокий уровень жизни, комфортный быт, возможность получения своевременной и качественной врачебной и профилактической помощи.
Наличие нормы — эталона остается важным типологическим ориентиром, а наличие стандартной нормы — показателем относительно здорового состояния организма.
В аспекте норма/аномалия (норма/патология) на норму следует смотреть как на центральную и наиболее важную точку отсчета нормального (естественного) функционирования организма, по отношению к которой выстраивается цепочка показателей здоровья/нездоровья человека:
меньше нормы ← норма (соответствующий норме) →больше нормы.
Для центральной части цепочки (зоны нормы) характерно понятие «точка отсчета», которое является универсальным. В каждом социуме и у каждого индивида данного социума существует представление о нормальном порядке вещей, об «усередненной ситуации» в той или иной сфере деятельности. В нашем случае это «усередненное состояние работы человеческого организма». «Точка отсчета» — грань, переходя которую тот или иной предмет (человек) или явление (болезнь, заболевание) попадает в понимание людей в разряд плохих, нетипичных, вредных, опасных или наоборот — удовлетворительных, нормальных, хороших, очень хороших, отменных, прекрасных, положительно отличительных. Точка отсчета в медицине совпадает с точкой отсчета, принятой и в данном социуме, и в данной профессии.
В понятии нормы выделяют три компонента: 1) отношение к заведенному порядку вещей, 2) отношение к понятию должного (деонтологические нормы). 3) отношение к системе ценностей.
Точка отсчета в большинстве случаев языкового выражения не получает. В срединной части цепочки окажутся лишь немногие номинации, такие, как нормальный, обычный, средний, стандартный,в пределах нормы, в норме, близко к норме, имеющие конкретную область приложения к психофизическому состоянию человека. Стандарт (норматив) воспринимается как закон, предписание и не вызывает особого интереса и эмоций, т.е. срединная часть цепочки словесно представлена сравнительно бедно. Нормальное здоровье (естественное состояние человеческого организма) можно сравнить с аксиомой -т.е. с теоремой, которую не требуется доказать. Здоровый человек ни на что не жалуется, не разговаривает на темы, связанные с болезнями, не любит общаться с больными, заранее не задумывается о том, что его здоровье может пошатнуться, расстроиться, ухудшиться, что возможны ситуации, когда придется говорить о потере трудоспособности, о полной неподвижности, о необходимости оказания тяжелобольному ежедневного специального ухода.
Больной человек психологически перестраивается. Он, напротив, обеспокоен либо возникшим общим непривычным состоянием организма, либо появившейся болью в какой-либо области тела, всяческими попытками устранить нарастающий дискомфорт,
боль. Прежде всего, больного волнует нарушение привычного уклада жизни, возникшая временная нетрудоспособность, боязнь обращения к врачам, неосведомленность о своем диагнозе, ожидание назначения курса лечения, длительность этого курса и материальные затраты, необходимые для эффективного восстановления организма. Человек ищет причины болезней и не задумывается над тем, почему он здоров. Существует группа пациентов, которая ну занимается профилактикой, не любит обращаться к врачам, порой затягивая лечение весьма опасных заболеваний.
Весь возможный спектр отклонений от нормы в языке будет сосредоточен не в центре, а по двум флангам градационной цепочки. Например: ничтожно малый -миниатюрный — крошечный — малюсенький — маленький ← нормальный → большой — большущий — громадный — огромный — гигантский — грандиозный -колоссальный — неимоверный.
Употребление оценочных определений продиктовано отношением «норма — не норма
(отклонение от нормы)».
Концепт «Здоровье» в русском языке имеет ряд значений. 1) нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы (Вредно для здоровья. Забота о здоровье. Укреплять здоровье. Потерять здоровье. Поднять тост за чьё-либо здоровье. Здоровье детей. 2) Самочувствие, то или иное состояние организма (Жаловаться ни здоровье. Слабое здоровье. Могучее здоровье. Спросить о здоровье детей. Состояние здоровья. О Ваше здоровье! За Ваше здоровье!).
Здоровье в русском языке имеет как положительные, так и отрицательные характеристики: 1) сильное здоровье, хорошее здоровье, стабильное здоровье, прекрасное здоровье. превосходное здоровье, завидное здоровье, отменное здоровье, невиданное здоровье, богатырское здоровье, здоров как бык: 2) слабое здоровье. нестабильное здоровье, подорванное здоровье, никудышное здоровье,
Здоровье вступает в оппозицию здоровье/болезнь (Без болезни и здоровью не рад. Психиатрия не является ни здоровьем, ни болезнью) и здоровье/нездоровье (Он жаловался на нездоровье. Она ушла с работы из-за нездоровья. Ему не хотелось даже быть здоровым, потому что исчезало само представление о здоровье, да и о нездоровье тоже. Здоровому и нездоровье здорово, а нездоровому и здоровье нездорово.
Анализ оценок относящихся к психофизическим параметрам человека позволяет обнаружить вариативность понятия нормы. Выделяются следующие виды норм: видовая норма, норма пропорции, норма ожидания и ситуативная норма (норма пригодности).
Несоответствие по размеру может быть определено и через аппозицию перебор/ недобор. Норма и аномалия не разделены глухой стеной. Если рассматривать понятие «нормы» безотносительно к характеру отклонений, то оно варьируется по следующим основным признакам: 1) возможность/невозможность отклонений (абсолютность/относительность норм), 2) социальность/естественность («рукотворные»/«нерукотворные» нормы), 3) позитивность/негативность (рекомендательные/запретительные правила), 4) растяжимость (вариативность) /стандартность (среднестатистические/точные нормы), 5) диахронность/синхронность (закономерность развития/правила функционирования), 6) престижность / непрестижность (для социальных норм).
В русском языке самым употребительным словом, подчеркивающим патологические изменения в состоянии здоровья является прилагательное «болезненный».
Причем, оно употребляется как при появлении самых первых едва заметных признаков ухудшения состояния здоровья человека, так и при констатации запущенных, хронических, многолетних патологий. Приведем примеры: 1) У Вас болезненный вид. У нее появился болезненный румянец. У Ивана Ивановича болезненное выражение лица. 2) У Петровых болезненный ребенок. Он болезненный с рождения. Болезненным он стал после операции. Болезненным он себя считает с пятидесяти лет.
В речи часто встречаются краткие прилагательные: болезнен, болезненна, болезненно, болезненны, а также наречие «болезненно».
Слово «болезненный» относится к русскому литературному языку, в живой разговорной речи в связи с заболеваниями человека достаточно часто используются другие прилагательные: Слабый ребенок: Немощный старик: Хилое здоровье; Слабосильный подросток; Новобранец был хилого телосложения. Более низкую частоту использования имеют выражения «плохо растет», «слабо развивается», «чахлый» (обычно о растениях, реже — о человеке).
Специалист в области лечебного дела профессионально вынужден воспринимать реальный мир по линии «врач-пациент» и, прежде всего, замечать не плюсы, а минусы в состоянии здоровья человека, хорошо разбираться в малейших отклонениях от нормы и
подвергать анализу любые патологические явления. Аномалии как любое нарушение или малейший сбой в работе организма могут проявляться по-разному: 1) неожиданно возникшие и вяло текущие, 2) временные и постоянные, 3) статичные и динамичные, 4) ярко выраженные и едва проступающие, 5) дискомфортные и опасные, 6) легко поддающиеся лечению и требующие длительного лечения. 7) излечимые и смертельные. Любой сбой в нормальном состоянии организма заставляет врача думать и действовать, так как речь идет о самом ценном — жизни и здоровье человека.
Специалист в области лечебного дела никогда не выступает в роли простого наблюдателя. Он со всей профессиональной ответственностью дает оценку общей ситуации и состоянию здоровья конкретного человека. В медицинском дискурсе распространенной является оценка по трем основаниям: 1) типичный/нетипичный; 2) важный/неважный; 3) хорошо/плохо. Все эти оценочные основания находят отражение в оказании своевременной эффективной помощи больному.
Источник
➤ Adblockdetector