Меню

Никифоров г с профессиональное здоровье

Никифоров г с профессиональное здоровье

Г. С. Никифоров, Н. Е. Водопьянова, С. М. Шингаев

Психология профессионального здоровья руководителя. Теория, методология, практика

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020

© С. М. Шингаев, Г. С. Никифоров, Н. Е. Водопьянова, 2020

Среди актуальных научных направлений современной психологии здоровья одно из центральных мест занимает психология профессионального здоровья. Вопросы, входящие в зону ее интересов, все чаще привлекают к себе внимание не только ученых, исследователей, но также и практиков, работающих над различными аспектами повышения надежности и эффективности профессиональной деятельности специалистов, обеспечения их профессионального долголетия. Развитие взглядов на фактор здоровья в профессиональной деятельности в западной и отечественной науке развивалось по двум основным направлениям: 1) подход «от болезни к здоровью», исследование профессиональных заболеваний; 2) разработка безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев, травматизма на производстве.

Объектом исследований выступал преимущественно персонал организаций, а управленческие кадры до последнего времени оставались в тени. Сейчас приходит понимание, что характер управленческого труда относится к тем видам профессиональной деятельности, которые предъявляют повышенные требования к физическим и психоэмоциональным ресурсам здоровья. Насущная необходимость в разработке концепции психологического обеспечения профессионального здоровья руководителей обусловлена следующими обстоятельствами:

• необходимостью поддержания высокой эффективности их профессиональной деятельности, обеспечивающей в условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации;

• признанием роли здоровья руководителя стратегическим ресурсом развития организации, где они трудятся, фактором ее стабильности;

• необходимостью формирования культуры профессионального здоровья, раскрытия механизмов формирования, сохранения и укрепления его в процессе индивидуального развития и реализации потенциала руководителя с учетом генетических, физиологических, психологических характеристик.

В предлагаемом вниманию читателей учебном пособии авторы представили целостный подход к психологическому обеспечению профессионального здоровья руководителей, соединив в нем как теоретико-методологические основы, так и главным образом практический опыт работы в данном направлении.

Глава 1. История психологии профессионального здоровья

1.1. Становление психологии профессионального здоровья в России

В истории России эпоха Петра I обусловила начало бурного развития санитарной культуры и медицины в нашей стране. Будучи сам хорошо знаком с медициной и понимая всю важность этой отрасли для сохранения населения России, он, в частности, осуществил грандиозную реформу, которая началась в 1707 г. с постройки в Москве госпиталя и школы лекарей при ней. И если первые «Аптекарские приказы» служили в основном «для наблюдения за лечением царя и его семьи», то во времена правления императора Петра Великого медицина стала доступной для более широких слоев населения.

С начала XVII в. появляются первые фабрики и заводы, а уже в 1742 г. выходит и первый закон «Регламент», в котором нормировались условия труда на суконных фабриках. В это время закладываются основы для создания профессиональной системы труда и образования, делаются первые шаги в направлении охраны здоровья населения.

Особая роль в вопросах сохранения жизни и охраны здоровья российского народа и развития гигиены труда принадлежит нашему великому соотечественнику М. В. Ломоносову. В 1763 г. в своем труде «Первые основы металлургии или рудных дел» он пишет о работе «горных людей», безопасности их труда. Ученый говорит о ситуациях, при которых работники могут получить травмы и увечья, о том, как это можно предотвратить, улучшая условия труда. Он пишет о требованиях к рабочей одежде, подчеркивая, что она должна быть в соответствии с условиями выполняемой работы. Он останавливается на вопросе о потенциальных факторах профессиональных заболеваний, в том числе о парах, которые собираются в шахтах и которые очень вредны для работников, в связи с чем предлагает свои варианты вентиляции шахт, а также меры по поддержанию должной температуры воздуха в шахтах в летний и зимний периоды.

Развитие медицины в России в XIX в., с одной стороны, а также рост промышленного производства – с другой, обусловили возникновение гигиены труда. Так, в 1847 г. выходит книга А. Н. Никитина «Болезни рабочих с указанием предохранительных мер», в которой автор описал условия труда 120 профессий.

Блестящий период развития отечественной медицины связан со временем раскрепощения русского общества в начале 60-х гг. XIX в. Реформы того времени привели к созданию земств как формы самоуправления, которым было передано и руководство организацией земской медицинской помощи. Начало земской медицины относится к 1865–1869 гг. В 1871 г. в Твери собрался Первый съезд земских врачей. В этом же году учреждается и первая кафедра гигиены в Императорской Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (с 1881 г. – Военно-медицинская академия). В недрах земства стала создаваться и русская общественная медико-санитарная организация. Одним из ее видных представителей был профессор Московского университета Ф. Ф. Эрисман, внесший значительный вклад в развитие профессиональной гигиены. Им были обследованы жилищные условия рабочих в Петербурге, условия труда на фабриках и заводах Московской губернии, и совместно с санитарными врачами земства издал 17 сборников, в которых изложил с санитарной точки зрения условия труда рабочих и их питания.

В 1880–1881 гг. Р. Н. Рума проводит обширное исследование санитарно-гигиенических условий работы на Нижнетагильском руднике. В сферу его интересов входило обследование условий работы на фабриках, заводах, копях, соленых варницах и др., а также самих рабочих с целью определения влияния внешних условий на их здоровье. Рауль Николаевич исследовал вопросы безопасного спуска и подъема рудокопов, освещения, химического и физического свойств воздуха в рудниках, вентиляционные возможности рудников, одежду рабочих, их рабочий день, характер питания. Им была собрана статистика заболеваний рудокопов и причин несчастных случаев. По итогам своих исследований Рума предложил целый ряд мер по обеспечению профессионального здоровья рудокопов и безопасности их труда. В те же годы И. Спасский провел исследование на оружейной фабрике в Ижевской губернии. Его основная цель заключалась в выявлении факторов профессиональной деятельности, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья работников – оружейников. Знаменательным событием в деле охраны и гигиены труда стало издание под редакцией санитарного врача А. В. Погожева двадцатитомного труда, в котором подробно описывались санитарно-гигиенические результаты исследований фабричных заведений Московского земства за 1879–1885 гг. В 1887 г. в докладе профессора И. А. Сикорского на первом Всероссийском съезде невропатологов, проходившем в Москве, впервые излагаются основы психогигиенической концепции, в рамках которой докладчик рассматривал вопросы охраны труда, борьбы с утомлением, гигиенические нормы продолжительности рабочего дня.

Читайте также:  Лунный календарь здоровья для стрельцов

Но только в начале XX в. в России в раскрытие темы профессионального здоровья начинают все более заметно вовлекаться собственно психологические факторы. Так, в 1920-е гг. формируется научная школа советской психотехники. Ее становление и развитие осуществлялось в тесной связи с мировой практикой прикладной психологии и, особенно, с успехами немецкой психотехники. Советская психотехника занималась вопросами профессионального отбора и профессиональной консультации, психологическим изучением профессий, закономерностями процесса формирования навыков. В спектр ее интересов входили и вопросы, имеющие непосредственное отношение к теме профессионального здоровья, – это способы рационализации труда, профилактика аварий и травм на производстве, изучение закономерностей утомления, вопросы психической гигиены. В начале 1930-х гг. в силу целого комплекса внешних и внутренних причин начинается кризисный период развития психотехники в СССР, и осенью 1936 г. она прекращает свое существование. И только спустя 20 лет это направление исследований снова становится востребованным, но уже как «психология труда».

Источник

Никифоров Г.С.. Книги онлайн

Никифоров Герман Сергеевич — российский психолог, специалист в области психологии профессиональной деятельности. Родился 22 февраля 1940 года в Ленинграде.

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологического обеспечения профессиональной деятельности, действительный член Академии гуманитарных наук, заслуженный деятель науки РФ. Председатель специализированного совета при Санкт-Петербургском государственном университете по защите докторских диссертаций.

Он является членом Учёного Совета СПбГУ, членом редакционной коллегии «Вестника СПбГУ».

Окончил электро-физический факультет ленинградского электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина) в 1963 г., работал по специальности инженером, затем старшим инженером. В 1966 г. поступил в очную целевую аспирантуру по кафедре эргономики и инженерной психологии Ленинградского гос. университета. После успешного окончания аспирантуры работал преподавателем СПбГУ.

Области научных исследований: проблемы профессиональной деятельности, а именно, надёжность профессиональной деятельности, психология профессиональной подготовки, механизмы психической саморегуляции, психология менеджмента, психология профессионального здоровья.

Тема кандидатской диссертации «Опыт экспериментального исследования надёжности человека-оператора в процессе приёма информации», тема докторской диссертации «Психологические основы самоконтроля».

Г. С. Никифоров внёс крупный вклад в разработку теоретических и практических основ психологии человека как субъекта психического самоуправления. Впервые в отечественной и зарубежной психологии им разработано учение о самоконтроле как фундаментальном психологическом механизме. Под его руководством и при его личном участии разрабатываются методологические и теоретико-практические вопросы предложенной им концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, определившей формирование нового научного направления в области практической психологии. Г. С. Никифоровым опубликовано 96 научных работ.

Книги (5)

Это современное учебное пособие по одной из новых психологических дисциплин — психологии здоровья — может быть использовано как для практических, семинарских, так и для лекционных занятий.

Тематика представленного материала отражает самые разные проблемы, которые находятся в центре внимания специалистов, занимающихся вопросами здоровья: какова роль личности в поддержании своего здоровья; как влияют на здоровье человека социальные и психологические факторы; какие методы разрабатываются и как используются в исследованиях в данной области и т. д.

Предлагаемое издание содержит тексты статей участников Международной конференции «Здоровая личность», г. Санкт-Петербург, 21-22 июня 2012.

Адресуется психологам, врачам, философам, педагогам, работникам социальной и медицинской сферы, а также исследователям, интересующимися проблемами здоровья личности в теоретической и прикладной психологии.

Соавтор: Дмитриева М.А., Снеткова В.М.

Учебное пособие предназначено для формирования у студентов-психологов необходимых практических умений в решении задач, связанных с психологическим обеспечением профессиональной деятельности. Представлены занятия по основным этапам профессионализации: профессиональное самоопределение и психодиагностика, профессиональная подготовка и адаптация, психологическое изучение и обеспечение безопасности профессиональной деятельности. В самостоятельный раздел вошли практические занятия по психологии менеджмента. Их тематическая направленность соответствует трем уровням рассмотрения: личность, коллектив, организация.

Практикум рассчитан на студентов старших курсов факультетов психологии университетов, а также студентов педагогических и экономических вузов, слушателей спецфакультетов переподготовки психологического профиля.

Первый в России учебник «Психология здоровья» посвящен новому, интенсивно развивающемуся направлению исследований. Обсуждаются основные этапы становления психологии здоровья и ее предметная область. Само понятие здоровья трактуется как системный феномен.

В книге рассматриваются слабо разработанные в зарубежной и отечественной психологии здоровья проблемы: критерии психического и социального здоровья, вопросы психологического обеспечения профессионального здоровья и долголетия человека.

Учебник предназначен студентам, аспирантам и преподавателям факультетов психологии университетов. Он может быть интересен и полезен философам, педагогам, врачам, социальным работникам — всем, чьи профессиональные интересы так или иначе связаны с темой здоровья.

Читайте также:  Чем полезны ноготки для здоровья

Книга является первой в России по курсу «Психология менеджмента». На основе последних достижений науки в ней прослеживается последовательная психологизация менеджмента в процессе его эволюции. Раскрывается психологическое обеспечение профессионального отбора и обучения менеджеров, их профессиональных функций, особенностей управления персоналом. Рассматриваются психологические аспекты маркетинга, а также слабо представленные в отечественной литературе вопросы женского менеджмента, тренинга менеджеров, их профессионального здоровья — долголетия.

Книга будет полезна тем, кто занимается менеджментом как в науке и обучении, так и ежедневной практике бизнеса.

Источник

Психология здоровья, Никифоров Г.С., 2006

Психология здоровья, Никифоров Г.С., 2006.

Первый в России учебник `Психология здоровья` посвящен новому, интенсивно развивающемуся направлению исследований. Обсуждаются основные этапы становления психологии здоровья и ее предметная область. Само понятие здоровья трактуется как системный феномен. В книге рассматриваются слабо разработанные в зарубежной и отечественной психологии здоровья проблемы: критерии психического и социального здоровья, вопросы психологического обеспечения профессионального здоровья и долголетия человека. Учебник предназначен студентам, аспирантам и преподавателям факультетов психологии университетов. Он может быть интересен и полезен философам, педагогам, врачам, социальным работникам — всем, чьи профессиональные интересы так или иначе связаны с темой здоровья.

Психология здоровья.
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания. Однако следует вспомнить, что интерес к одной из центральных ее проблем — проблеме психического здоровья личности — проявился со стороны российских ученых значительно раньше. Огромная заслуга в ее постановке и привлечении к ней внимания широкой общественности принадлежит академику Владимиру Михайловичу Бехтереву (1857-1927), по праву занимающему одно из первых мест в ряду корифеев русской научной мысли. Его авторское наследие поражает воображение не только объемом созданного, но и широтой распределения творческой активности. Его перу принадлежат работы в области медицины, в том числе по морфологии мозга, психиатрии и медицинской психологии, детской психологии, педагогики, общей психологии, а также психологии личности. Значение трудов Бехтерева и созданной им научной школы, как свидетельствуют тенденции развития психологии на рубеже XXI в., обретают все большую притягательную силу.

Тему психического здоровья российского народа Бехтерев формулирует уже в самом начале своей творческой деятельности. В целом ряде выступлений и публикаций он проводит мысль о том, что борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за ее здоровое развитие. Все творчество Бехтерева пронизано идеей «цельного» познания человека или, как принято говорить сегодня, целостного (холистического) подхода к его изучению. Личность, по Бехтереву, это человек со своим индивидуальным психическим укладом в единстве умственных и душевных качеств, активным отношением к окружающим его внешним условиям, способный к управлению своим поведением и собственной деятельности. Главное, что организует личность, — это ее направленность, т. е. то, что придает жизнедеятельности устремленный, нацеленный характер, что руководит мыслями, действиями и поступками.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 9
Раздел I. Психология здоровья: новое научное направление 11
Глава 1. Психология здоровья 12

История становления и современное состояние 12
Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры 19
Определение психологии здоровья и задачи исследования 26
Взаимосвязь с другими науками 28
Психологические факторы здоровья 31
Контрольные вопросы 39
Литература 40
Глава 2. Здоровье как системное понятие». 41
Значение здоровья и подходы к его определению 41
Идея системности в толковании понятия здоровья 44
Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни 50
Критерии психического и социального здоровья 55
Исследование представлений о критериях здоровья 61
Контрольные вопросы 66
Литература 66
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье 67
Глава 3. Физическое здоровье 68

Понятие «физическое здоровье» 68
Факторы физического здоровья 70
Адаптационные резервы организма 73
Двигательная активность и физическое здоровье 79
Оценка и самооценка физического здоровья 81
Контрольные вопросы 88
Литература 88
Глава 4. Гармония личности 90
Здоровье и гармония 90
Понятие гармонии личности 91
Гармония внешнего и внутреннего пространства личности 92
Гармония личности как гуманитарная проблема. 93
Гармония отношений личности. 97
Гармония развития личности 98
Духовное бытие и смысл жизни личности 100
Контрольные вопросы 103
Литература 103
Глава 5. Психологическая устойчивость личности 104
Понятие «психологическая устойчивость» 104
Общее представление о психологической устойчивости 106
Составляющие психологической устойчивости 108
Вера как опора психологи ческой устойчивости 112
Вера в магические силы (магическая направленность сознания) 116
Религиозная ориентация 117
Доминанты активности как опоры психологической устойчивости 118
Психологическая устойчивость как сопротивляемость 120
Психологическая зависимость как следствие снижения устойчивости 122
Контрольные вопросы 124
Литература 124
Глава 6. Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья 126
Общие положения 126
Психологические типы как формы психического здоровья 127
Акцентуации личности и психическое здоровье 134
Контрольные вопросы 141
Литература 142
Глава 7. Социальное здоровье 143
Здоровье как социальный феномен 143
Социальная структура и здоровье 151
Здоровье в территориальных общностях 161
Здоровье и социальные организации 165
Социальные изменения и здоровье общества 1 70
Система здравоохранения как институт социального контроля 172
Контрольные вопросы 173
Литература 174
Глава 8. Душевное здоровье и культура 176
Представления о душевном здоровье в истории европейской философии 176
Душевное здоровье и культура в трудах психологов. 202
Душевное здоровье и его культурная детерминация: динамическая концепция 216
Контрольные вопросы 228
Литература 229
Глава 9. Тендер и здоровье 230
Тенденции в здоровье мужчин и женщин 232
Тендерные предубеждения специалистов 235
Контрольные вопросы 240
Литература 240
Раздел III. Образ жизни 241
Глава 10. Здоровье и образ жизни 242

Понятие «образ жизни» 242
Основы рационального питания. 245
Личная гигиена и здоровье 252
Двигательная активность и здоровье 254
Кодекс здоровья. 259
Контрольные вопросы 262
Литература 262
Глава 11. Психология здорового образа жизни в контексте Нового Просвещения 264
Контрольные вопросы 273
Литература 274
Глава 12. Отношение к здоровью 275
Концепция «психология отношения» 276
Отношение к здоровью 279
Факторы, оказывающие влияние на отношение к здоровью. 283
Контрольные вопросы 291
Литература 291
Глава 13. Основы сексуального здоровья 292
Краткий исторический обзор 293
Понятие сексуального здоровья 296
Количественные основы сексуальности 299
Качественные основы сексуальности 302
Мужская и женская сексуальность . 303
Личностные особенности и сексуальность 307
Гармония и дисгармония сексуальных отношений 310
Профилактика сексуальных дисгармоний (Консультации по вопросам совершенствования сексуальных отношений) 314
Контрольные вопросы 319
Литература 320
Глава 14. Психологические аспекты эпидемии ВИЧ/СПИДа 321
Модели поведенческих изменений в свете проблемы ВИЧ/СПИДа 322
Сексуальность и СПИД 326
Психологические факторы рискованного поведения 332
Контрольные вопросы: 336
Литература 336
Глава15. Профилактическая наркология 337
Психологические основы первичной профилактики зависимостей. 337
Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей 340
Психологические модели аддиктивного поведения и пристрастия к наркотикам 343
Человечество без наркотиков? 346
Легальные наркотики 347
Табак 347
Алкоголь 349
Лекарства 357
Нелегальные наркотики 359
Личность и наркотики 361
Молодежь и риск употребления наркотиков 364
Факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков 365
Факторы зашиты 367
Спор о легализации 367
Политоксикомания 368
Созависимость 369
Контрольные вопросы 370
Литература 371
Интернет против наркотиков: 372
Приложение 372
«Групповой портрет» психоактивных вешеств 376
Ориентировочные индикаторы употребления наркотиков 381
Глава 16. Психическая саморегуляция и здоровье 386
Концепции психической саморегуляции 386
Виды психической саморегуляции 390
Контрольные вопросы 408
Литература 408
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье 409
Глава 17. Перинатальная психология 410

Перинатальная психология, психопатология и психотерапия 410
Влияние особенностей зачатия на развитие человека и его здоровье. 411
Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье 41 7
Влияние особенностей течения родов на развитие человека и его здоровье 422
Влияние особенностей раннего постнатального периода на развитие человека и его здоровье 424
Контрольные вопросы 429
Литература 4 29
Глава 18. Программы ранней помощи для детей от рождения до трех лет 430
Ранняя психотерапевтическая помощь 430
Социально-педагогическая ранняя помощь 432
Программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования 434
Контрольные вопросы 435
Литература 436
Глава 19. Внутренняя картина здоровья детей и подростков 437
Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья. 437
Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребенка 441
Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка 448
Роль семьи в формировании внутренней картины здоровья 453
Психологическая помощь детям и подросткам с искаженной внутренней картиной здоровья 457
Контрольные вопросы 463
Рекомендуемая литература 464
Глава 20. Психическое здоровье студентов 466
Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов 466
Стресс в студенческой среде 470
Ранняя профилактика психического здоровья студентов 475
Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов 476
Контрольные вопросы 479
Литература 480
Глава 21. Психология профессионального здоровья 481
Проблема профессионального здоровья: исторический аспект 481
Психологическое обеспечение профессионального здоровья 485
Профессиональное самоопределение 485
Профессиональная подготовка 486
Профессиональная адаптация 488
Надежность профессиональной деятельности 490
Стресс в профессиональной деятельности 495
Безопасность труда 503
Контрольные вопросы 506
Литература 506
Глава 22. Работоспособность как критерий профессионального здоровья 508
Понятие профессионального здоровья 508
Факторы профессиональной работоспособности. 509
Профессиональная реабилитация 513
Контрольные вопросы 516
Литература 517
Глава 23. Экстремальные условия деятельности и здоровье человека 518
Общая характеристика и классификация экстремальных условий деятельности 518
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций 521
Общая характеристика поведенческих и психических реакций человека в экстремальных ситуациях 526
Общая характеристика психогенных расстройств, возникающих при экстремальных ситуациях 533
Общее представление о деятельности в особых и экстремальных условиях 538
Особенности психогенных расстройств при деятельности в экстремальных условиях 541
Контрольные вопросы 546
Литература 546
Глава 24. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления 548
Феномен «выгорания» и его причины 548
Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности. 559
Ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания 564
Личностные и социальные ресурсы преодоления выгорания 564
Модели преодолевающего поведения как ресурс стрессоустойчивости 567
Классификации типов ресурсов преодоления 567
Выгорание и теория «консервации ресурсов» 569
Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием 571
Контрольные вопросы 572
Литература 572
Глава 25. Психология старения и долголетия 574
Основные понятия геронтологии 574
Признаки психического старения 578
Профилактика старения 588
Контрольные вопросы 597
Литература 597
Алфавитный указатель 599.

Читайте также:  Здоровье это ценность общества

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология здоровья, Никифоров Г.С., 2006 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Adblock
detector