Меню

Нести ответственность за свое здоровье

Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
статья на тему

сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_chuvstva_otvetstvennosti_za_svoe_zdorove.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Чернушка

Выступление на МО

Формирование чувства ответствен6ности за свое здоровье

Составила: Хасанова Т.Н. Воспитатель 1 категории

Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.

Начало XXI века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье.

Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это различие прекрасно видно по тому, как человек относится к своим собственным ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь

Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими.
Формирование ответственности – процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения.

Основные задачи формирования ответственности за свое здоровье следующие:

• сформировать у обучающихся представление о:

-позитивных факторах, влияющих на здоровье;

— правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

— рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной

• дать представление о:

— негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

— влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

— составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

— делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

— выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;

— представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

— потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровья необходимо, учитывая психологические и психофизические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы.

Одним из компонентов воспитания формирования ответственности за свое здоровья является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить обучающихся ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».

Следует осуществлять простые и очень важные действия:

  1. Убеждать обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  2. Во время учебного дня проводить подвижные игры.
  3. Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  4. Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  5. Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
  6. Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений.
  7. Обеспечивать каждого обучающегося горячим питанием в столовой.
  8. Следить за условиями теплового режима. Освещенности классных помещений.
  9. Привлекать обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
  10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учетом возрастных особенностей детей.
  11. Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных и групповых коллективах.

Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

Организация работы спортивных секций, кружков;

Проведение дополнительных уроков физической культуры.

Организация спортивных перемен.

Физкультминутки для учащихся.

Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

Урочная и внеурочная работа.

Спортивные кружки и секции: волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.

Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни поможет школьнику использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Приобретение обучающимися навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.

Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Усвоение и применение обучающимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.

Для сохранения здоровья я учу детей соблюдать режим дня.

Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.

В группе, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, а в интернате обучающиеся опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:

● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;

● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;

● создана медико-психологическая служба;

● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах, интернате.

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в школе-интернате являются:

● здоровье и здоровый образ жизни;

● соблюдение режима дня;

● соблюдение правил личной гигиены;

● санитарно-просветительные мероприятия (беседы, антиалкогольное и антитабачное);

● полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;

● различные формы физического воспитания:

● изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;

● обязательная прогулка на свежем воздухе с большой двигательной ктивностью.

Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.

В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы интерната.

Таким образом, для формирования чувства ответственности за свое здоровье зависит от многих составляющих:

● активного участия в этом процессе самих обучающихся;

● создание здоровьесберегающей среды;

● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

● планомерной работы с родителями;

● тесного взаимодействия социально-культурной сферой города.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз.

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять .

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества.

сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида.

Для ребенка от 6 до 17 лет важной средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодр.

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на.

Источник

Православная Жизнь

Порой люди сталкиваются с самыми разными мерами предосторожности, которые должны защитить их здоровье от различных болезней. Как быть христианину, если некоторые из этих мер ему не подходят?

Во время пандемии коронавирусной инфекции нередко доводится слышать разные слухи: то расскажут, что прививать от ковида будут всех, а если не хочешь — значит, сиди дома, не работай, то больных призывают изолировать чуть ли не в отдельные поселения, то сулят колоссальные штрафы за нарушение масочного режима. Слухи слухами, но ведь порой люди и правда сталкиваются с самыми разными мерами предосторожности, которые должны защитить их здоровье от различных болезней. Как быть христианину, если некоторые из этих мер ему не подходят? Имеет ли он право противостоять давлению общества, начальства и даже государства? Кому доверить решение вопросов нашего здоровья — врачу, духовнику, каким-то другим людям? Имеет ли право священник не благословить на какую-либо медицинскую процедуру? На эти непростые вопросы ответил протоиерей Владимир Шутов.

Почему люди не доверяют государству в вопросах здоровья?

Я считаю, что государство не может принуждать человека совершать какие-либо манипуляции по отношению к его здоровью, если сам человек этого не хочет. Но надо понимать, что государство — это тот орган, который призван принуждать человека исполнять законы. С юридической точки зрения оно имеет право заставить подчиняться требованиям, если они узаконены.

Почему люди нередко противятся воле государства, хотя оно, казалось бы, заботится об их здоровье? Потому что у них нет доверия ему, оно их не единожды обманывало. Даже маленькая ложь рождает большое недоверие. Это как в притче про мальчика, который кричал: «Волк!» В результате, когда приходит пора, требующая консолидации и единства, общество раскалывается, потому что не видит в своих вождях того, чего хотело бы — честности и открытости.

Недоверие в вопросах здравоохранения может возникать по нескольким причинам. Во-первых, людей настораживает, когда в медицинские вопросы вплетаются вопросы финансовой выгоды производителей или популяризаторов того или иного препарата, вакцины и так далее. Во-вторых, людям просто не хватает информации о продвигаемых государством мерах или лекарствах. В этой ситуации надо не принуждать, а разъяснять, почему нужно прививаться или использовать тот или иной препарат. В-третьих, могут пугать административные методы воздействия: если не сделаешь требуемое, получишь взыскание. Потому появляются диссиденты, которые отказываются от тех или иных мер, в результате чего страдают и государство, и люди. В такой ситуации нужно усилие общественности: учёных, специалистов, СМИ, которые будут вести просветительскую деятельность.

Здоровье христианина — достояние его самого, семьи и Церкви

Как быть в такой ситуации христианину? Он попадает в сложное положение: с одной стороны — должен подчиняться властям, с другой — имеет право поступать так, как считает полезным для себя. Конечно, человек обязан заботиться о своём здоровье, это дар Божий, который дан ему и его близким. Скажу больше: его здоровье — это достояние Церкви. Потому нет таких законов, которые могут требовать пренебрегать им. С другой стороны, не нужно превращать заботу о себе в фанатизм. Как говорил апостол Павел: «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Это не догматический вопрос, здесь важен другой аспект: как бы человек не поступал, не должно быть дискриминации, связанной с его выбором. Но вести просветительскую работу надо непременно, чтобы гражданин из-за своей глупости не навредил себе и не стал обузой близким.

Что касается допустимости проявления свободы воли относительно своего здоровья, то я отвечу словами митрополита Илариона (Алфеева), который в недавнем интервью о прививках против ковида сказал: любой дееспособный взрослый человек должен принимать самостоятельное решение — делать или не делать прививки, и, конечно, не должны ущемляться права тех, кто отказался от вакцинации. Это касается не только нынешней ситуации, связанной с пандемией. Наше тело принадлежит нам, и как о нём заботиться — касается только нас. Порой ведь бывает, что забота государства о здоровье человека может этому же человеку вредить. Например, человек привился от коронавируса, прилетает в другую страну — а там разрешено прививаться совсем другой вакциной, и только ей. Получается, он вынужден прививаться повторно — или лететь обратно. Если второй вариант ему не подходит, как быть? Прививаться снова? Но это вредно, так нельзя. Что делать? У человека возникает вопрос: а где во всём этом забота о моём здоровье? Может, здесь просто продвигают определённую вакцину? Выходит, это просто политические игры?

Другая ситуация: государство закупает самую дешёвую вакцину, и в поликлинике можно привиться только ей — выходит, людям не дают выбора. Хотя у состоятельных членов общества и высокопоставленных чиновников этой страны выбор есть. Опять возникают вопросы: почему так? Разве в демократическом государстве у всех граждан не должны быть равные права? И таких ситуаций сейчас немало. В итоге человек — не важно, христианин он или нет — ощущает себя обманутым и не хочет подчиняться никаким инициативам государства, даже хорошим. Более того: у него возникает желание снять с себя ответственность за своё здоровье и переложить её на кого-то другого: старца, целителя, врача, более опытного знакомого. Это тоже неправильно.

Врач? Священник? Духовник? Старец?

За здоровье человека несёт ответственность только он сам. За детей — только их родители, потому что только с них спросят, как они распорядились здоровьем своих чад. Ни священник, ни врач, ни кто-либо другой не может брать на себя ответственность за ваше самочувствие, лечение и меры профилактики различных заболеваний. Врач даёт рекомендации, как можно и нужно лечиться, но решение принимает пациент.

Что касается духовника, то часто люди даже не знают, кто это, собственно, такой. Им неведомо, какие отношения складываются между духовником и его духовным чадом, о степени ответственности первого перед вторым. Они не знают, что такая связь не формируется только по желанию одной из сторон. Не осознают, что это частная практика, а не всеобщая, то есть духовник нужен не всем. Тем более нельзя навязывать духовнику право и обязанность решения вопросов вашего здоровья. Желание переложить на другого ответственность — ошибочно. Апостол учит, что у христианина чувства должны быть «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Это касается каждого православного человека. Он должен сам понимать, что спасительно для его души. Если он поразмышляет, искренне помолится Богу, то любой вариант его выбора будет для него спасительным.

Как быть, если духовник не благословляет определённое лечение или процедуры?

Отношения духовника и духовного чада прежде всего основываются на ответственности первого за второго. Далеко не каждый священник, даже если вы у него регулярно исповедуетесь, — духовник, не каждая его рекомендация должна восприниматься как обязательная для исполнения. Это в большей мере монашеская традиция, и переносить её в мирскую жизнь семейных людей не всегда верно.

Если вы перекладываете ответственность за свой выбор на другого человека, помните: он может быть не готов к этому. Задумайтесь, кто будет отвечать за последствия в такой ситуации? Тот, кто посоветовал — или тот, кто просил совета? Тот, кто осмелился советовать — или тот, кто решил послушаться?

Есть давно сформировавшиеся традиции и правила духовной жизни, и нужно их учитывать. Если у христианина уже есть духовный опыт — возможно, ему и нужен духовник, но это не обязательно должен быть какой-то прозорливый старец. Святой Иоанн Лествичник пишет, что духовником должен быть человек, противоположный нашим страстям. А мы часто по своим прихотям и похотям ищем доброго любвеобильного батюшку, который нам будет всё прощать. Поможет ли такой духовный наставник в деле спасения?

Нередко семейные люди бросают своих приходских священников и едут окормляться в монастыри, к иеромонахам. Но монах исподволь будет направлять их к монашеской жизни. Как сочетать эти наставления с большой семьёй? Потому семейным лучше окормляться у белого духовенства — с большими семьями и соответствующим опытом, мудростью. Духовничество важно, но разум ведь никто не отменял.

В любой ситуации нужно прежде всего помолиться Господу Богу и попросить, если есть на то Его святая воля, послать вам духовника. Если же её нет — смириться и жить как все. Никогда не понимал, почему некоторые стремятся поехать за тридевять земель спрашивать то, что скажет любой священник на приходе? Нет ли гордыни, а то и просто глупости в этом?

Что касается вопросов здоровья, то советоваться можно и с врачами, и со священниками, но: если вы занимаетесь строительством, то в первую очередь будете искать консультации опытных строителей, верно? То же касается любой другой отрасли. Так почему же в плане здоровья мы так часто ищем ответы у тех, кто не имеет даже медицинского образования?

Священник призывает благодать Божию на принятое вами решение. Сравните «благословите на поездку к маме!» и «ехать ли мне к маме? благословите!». В первом случае вы приняли решение сами, во втором — предлагаете принять его за вас. Ответьте себе, готовы ли вы принять то, на что благословит вас священник? Нужно осознавать, что он может благословить как на положительное, так и на отрицательное решение, и надо быть готовым принять оба. А многие люди часто хотят услышать что-то конкретное, и провоцируют священника на конкретный ответ, задавая ему множество вопросов и путая.

У нас есть Господь, Священное Писание, Церковь, разве этого мало для спасения? Как говорил святой Ириней Лионский: апостолы, как богач в сокровищницу, положили в Церковь всё необходимое для нашего спасения.

Имеет ли право священник запрещать человеку то или иное медицинское вмешательство?

Священник может запрещать делать то, что вредит духовному здоровью человека. Если верующий приходит и просит благословения на явный грех, то священник это запрещает. Если же мы говорим о здоровье, это вопрос не о спасении души. Спасаются ведь не здоровые и не больные, спасаются терпеливые.

Я как священник не дерзнул бы как запрещать, так и благословить что-то в вопросах здоровья. Нужно подойти к этому вопросу максимально трепетно и аккуратно, а не разрешать или запрещать. Здесь нужно рассуждение. Навязать человеку свою греховную волю легко, но какова будет цена такому поступку? Благодать священства, конечно, действует, и можно благословить больного на какую-то процедуру, рассказать, какие могут быть последствия и как к ним подготовиться. Но окончательное решение принимает только сам человек. А вот молитвенное сопровождение мы готовы оказывать сколько угодно. Причём можем молитвенно поддерживать как принятие каких-то мер, так и отказ от них, потому что человек имеет право распоряжаться своим здоровьем так, как ему хочется. Конечно, в этой ситуации священник должен учитывать множество аспектов, чтобы решение одного человека не повлекло за собой соблазна для других.

Адекватный пастырь понимает свою ответственность, он не будет давать рекомендации, которые могут навредить. Если же человек направо и налево раздаёт благословения, то здесь надо быть осторожными. На мой взгляд, это попахивает психическими и духовными проблемами. Это горе — искать спасения и попасть в такую ловушку. Но здесь возникают вопросы к самому человеку: неужели он не чувствовал, кому доверяется? Возможно, он и не искал правды? Недаром апостол предупреждал, что «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4:3).

Главное — доверять Богу и не разрушать единство Церкви

Если человек искренне верит в Бога, ходит в храм Божий, выполняет самые простые духовные упражнения — дома молится, периодически открывает Священное Писание, стремится к Богу духом, регулярно исповедуется и причащается — у него всё будет хорошо. Господь «кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). Тот, кто пришёл в Церковь за Истиной, обретёт её, а тот, кто ищет чего-то «ахового», будет ходить от прихода к приходу, бегать по монастырям, пока не найдёт то, что будет тешить его самолюбие, или пока не встретит того, кто возьмёт ответственность за его решения.

В заключение хочу особо подчеркнуть: вопросы, связанные со здоровьем, не должны быть яблоком раздора и разделять приходы, семьи и тем более Церковь. Каждому из нас нужно немного остудить свой пыл, посмотреть вглубь себя, искренне помолиться Богу, а не рвать тело Церкви, утверждая, что те, кто прививается от ковида, спасётся, а остальные нет. Господь всех объединяет, всех призывает. И мы должна все вызовы жизни принимать как повод не разделиться, а объединиться. Нужно учиться быть толерантными к мнениям, которые нам не близки, потому что каждый имеет право на своё мнение. Никакая позиция не будет спасительной, если она приводит к раздору и разобщению.

Источник

Читайте также:  Вам дает здоровье молоко коровье
Adblock
detector