«Нестандартное физкультурное оборудование — средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
консультация на тему
Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, компьютеров, за столами ,поэтому в детских садах стараются повысить двигательную активность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.sredstvo_priobshcheniya_k_zozh.docx | 397.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартное физкультурное оборудование — средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
ормирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной активности – одна из важнейших задач, которая отражена во всех программах по воспитанию и обучению дошкольников.
Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, компьютеров, за столами . Поэтому в детских садах стараются повысить двигательную активность детей с целью формирования культуры движений, систематизации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, которые бы обеспечивали физическое развитие, функциональное совершенствование организма и укрепления здоровья детей. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно – пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно – развивающая среда.
Разнообразное физкультурное оборудование и пособия являются составной частью общей предметно – игровой среды дошкольного образовательного учреждения.
В процессе оптимизации двигательной активности детей правильный подбор и рациональное использования оборудования способствуют развитию двигательной сферы детей, позволяют более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка, способствуют формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию двигательных качеств и способностей, воспитанию интереса к двигательной активности.
Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепления здоровья и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.
Одним из средств решения поставленных задач является использование нестандартного физкультурного оборудования. Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения, как в помещении, так и на свежем воздухе.
Каждое из такого оборудования предназначено для отработки определенных умений и навыков, а эффективное его использование может обеспечить разнообразную и интересную для детей двигательную, игровую, познавательную деятельность, тем самым повысит функциональные возможности детского организма, укрепит его здоровье.
Использование нестандартного физкультурного оборудования :
- создаст положительный настрой для выполнения физических упражнений;
- повысит мышечный тонус;
- улучшит кровообращение;
- активизирует окислительно –восстановительные процессы в мышцах, суставах и тканях;
- повысит выработку лизоцима и интерферона, защищающих организм от инфекций, тем самым окажет благотворное воздействие на формирующийся организм детей, позволит им найти способы укрепления и сохранения здоровья, осознано выбрать здоровый образ жизни.
Нестандартное физкультурное оборудование должно соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, а размеры и конструкции оборудования и пособий должны отвечать анатомо – физиологическим особенностям детей, их возрасту, быть доступным, многофункциональным, привлекательным для детей, удобным в уборке и хранении, компактным, практичным, экономичным.
Многообразен мир вещей способных обрести вторую жизнь. При создании оборудования можно использовать самые различные материалы. Бесполезные на первый взгляд предметы превращаются в яркое, удобное в использовании оборудование для двигательной активности. В основном оно изготавливается из подручного материала: пенопласта, крышек от бутылок, фломастеров, остатков линолеума, поролона, клейкой бумаги, скотча, детских перчаток, природного материала, капсул от киндер – сюрпризов и тд., плюс фантазия.
Упражнения с нестандартным оборудованием создают положительный настрой, повышаю настроение, дают заряд бодрости и энергии.
Источник
проект «Нестандартное оборудование в воспитании здорового ребенка»
проект на тему
Данный материал содержит способы и методы работы с детьми в условиях детского сада по развитию двигательных умений и навыков с использованием нестандартного оборудования. Нестандартное оборудование изготовлено из подручного материала и носит авторский характер. Данный проект предназначен для воспитателей детских садов и инструкторов по физической культуре, также может применим в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_l.v.smirnovoy_na_konkurs_panorama_metodicheskih_idey_-_2016.docx | 50.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью
Муниципальное бюджетное учреждения города Костромы
«Городской центр обеспечения качества образования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №89»
на конкурс педагогического мастерства
«Панорама методических идей – 2016»
НОМИНАЦИЯ «Воспитатель со всех сторон»
Вид проекта: оздоровительный, практико – ориентированный
Направление (образовательная область): физическое развитие
Срок реализации: долгосрочный (2014-2015 учебный год)
Участники проекта: дети, педагоги, старшая медсестра, родители
Развитие движений в дошкольном возрасте — это потребность или путь к здоровью?
«Здоровье – это состояние полного физического,
духовного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических дефектов»
Полное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, правильная нормальная деятельность организма . Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается любовь к физкультуре. Детям, в большей степени, присуща естественная потребность в движении, которую необходимо удовлетворять. Во время игр, физических упражнений ребенок познает окружающий мир. Все это способствует развитию психических процессов, формированию положительных нравственных и волевых качеств. Физкультура для детей тоже, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше постройки, чем больше забот о физическом воспитании, тем больше успехов будет достигнуто. В.А.Сухомлинский отмечал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит умственное развитие, вера в свои силы, духовная жизнь…».
Дети большую часть времени проводят у телевизора, компьютера. Это вызывает утомление, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что ведет за собой нарушение осанки, искривление позвоночник, плоскостопие, задержку развития. Дети поступают в детский сад ослабленными ,болезненными , физически не развитыми , часто болеют и родители просят при первых симптомах просят не брать ребенка на физкультуру или не раздевать его во время физкультурных занятий.
Согласно проведённого анализа физической подготовки детей, выявлено 8 детей имеют нарушение осанки , 7 детей — плоскостопие , 4 человека имеют III группу здоровья. В движении заложены огромные возможности творческого , художественного потенциала личности. Физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности ребенка, а также к дефициту мышечной активности, снижению работоспособности. Медлительность, неловкость в движении вызывает насмешки, порождает комплекс неполноценности, неуверенности в своих возможностях. Дети замыкаются в себе, не хотят выполнять упражнения, участвовать в играх.
Работая воспитателем я поняла, что главное в жизни – здоровье ребенка. А физическая культура и здоровье, два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Я считаю, что главное назначение физической культуры — движение и активный отдых, которые являются основой здорового образа жизни ребенка. В своей работе использую физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками. Желание заниматься с нетрадиционными пособиями позволяет каждому ребенку познакомится с физическими свойствами этих предметов , развивает умение манипулировать им , различать форму и размер , обогащает самостоятельную деятельность детей , предупреждает их переутомление , обогащает словарь , развивает глазомерные оценки пространства. Вместе с физическим и умственным развитием детей при применении нестандартного оборудования развивается эстетическое, трудовое восприятие окружающего их мира.
Я добиваюсь с помощью нестандартного оборудования вносить элементы необычности, этим самым вызывая интерес, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника. Нестандартное оборудование — это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.
Таким образом, для поиска эффективных путей укрепления здоровья и активизации двигательной активности детей, а так же приобщения воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни, цель моего проекта : стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования. Для достижения цели выделяю ряд задач
- Формировать у детей двигательные умения и навыки.
- Обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности.
- Развивать у детей физические качества (ловкость, быстроту).
- Увеличить объем двигательной активности детей.
- Развивать творчество, фантазию при использовании нестандартного оборудования.
- Приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности.
- Ориентировать родителей на воспитание у детей ЗОЖ через приобщение к совместной деятельности (изготовление нестандартного спортивного оборудования и пособий, участие в совместных мероприятиях).
- Воспитывать у детей любовь к физическим упражнениям и спорту.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление прийти на помощь друг другу
• обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
- повысится интерес детей к физическим упражнениям и спорту;
- дети получат новые знания, обогатятся яркими впечатлениями;
- у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально — психологического климата для полноценного развития ребенка;
- родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
- пополнение методической копилки педагога: разработка конспектов, методических рекомендаций для родителей, создание картотек и др.;
- обогащение (пополнение) оптимальной двигательной среды нестандартным спортивным оборудованием, способствующей воспитанию культуры здоровья дошкольников.
Использование нестандартного оборудования в оздоровлении ребенка.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Движения — естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. В своей работе я применяю подвижные игры и игровые подражательные движения , как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; использую игры в дыхательной гимнастике, фольклор при проведении игровых массажей, гимнастики для глаз, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности. Чтобы повысить интерес с двигательной активности в своей работе использую нестандартное оборудование.
Объект: объект – дети, а предмет – физическое развитие
Диагностический инструментарий: анкеты.
Критерии оценки ожидаемых результатов: мониторинг физической подготовленности и показателей здоровья (диагностика физической подготовленности, физических качеств, дыхательной системы и др.)
База исследования : МБДОУ города Костромы «Детский сад № 89» подготовительная группа.
Источник
Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективное средство приобщения дошкольников к ЗОЖ
Нина Киселёва
Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективное средство приобщения дошкольников к ЗОЖ
Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективное средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Сегодня быть здоровым — актуально. «Береги здоровье смолоду»— этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни, ведь главная и великая ценность каждого человека — его здоровье.
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого дошкольного учреждения, а значит и моя, как руководителя физического воспитания. Наш детский сад с приоритетным осуществлением физического развития детей. Педагогический коллектив детского сада понимает важность и необходимость всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся у нас с детьми. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольника. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на готовность ребёнка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.
Чтобы обеспечить полноценную работу по осуществлению этой главной приоритетной направленности в воспитании подрастающего поколения в детском саду,я ставлю следующие задачи:
— воспитание потребности в здоровом образе жизни (алгоритм — от удовольствия к привычке, от привычки к потребности).
— развитие физических качеств и обеспечение хорошего уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка.
— создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни.
— поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом.
Считаю, что успех решения этих задач зависит от правильно организованной предметно- пространственной среды, прежде всего это двигательная предметно — развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, функциональной. В нашем спортивном зале мы используем именно такое оборудование.
Эффективно использовать физкультурное оборудование- это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Один из приёмов повышения эффективности физкультурного оборудования- новизна, которая создается за счёт внесения нового нестандартного оборудования.
Понятие «нестандартный» — не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный. (Словарь русского языка).
В работе с детьми я использую нестандартное оборудование, которое позволяет мне более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к занятиям. Каждое нестандартное физкультурное пособие многофункционально, что дает возможность применять его в различных видах движений. Например, при выполнении общеразвивающих упражнений на занятии, я использую тактильные дорожки, разноцветные султанчики, массажёры «орешки», одноразовые тарелки и др.
Занятия с использованиемковрика со следочками способствуют формированию фундаментальных координационных способностей детей: пространственной ориентации, кинестетического дифференцирования, равновесия, ритма, различных реакций.
Занятия на коврике «Гофр» со следочками полезны для предупреждения и коррекции плоскостопия, для развития координационных способностей детей.
Игры и занятия с «Игровой дорожкой» способствуют развитию у дошкольников координации движений при ходьбе, прыжках, лазании; помогают совершенствовать двигательные качества, укрепить мышцы ног и спины.
Игры и игровые упражнения с использованиемленты-гусеницы способствуют: 1. Развитию согласованности движений рук, ног, туловища у детей и взрослых.
2. Совершенствованию координации движений у людей разного возраста.
3. Обучению ловкости и точности движений.
4. Формированию навыков и умений менять темп движений.
5. Формированию личностных качеств ребёнка, таких, как целеустремлённость, воля к победе, ответственность перед партнёром.
6. Повышению эмоционального фона двигательной активности детей и взрослых.
В процессе занятий с ковриком «Топ-топ»у детей совершенствуются следующие навыки и умения:
1. Координация движений во время ходьбы, прыжков, бега.
2. Ориентировка в трёхмерном и двухмерном пространстве.
3. Зрительно- моторная координация.
4. Перемещение в пространстве.
5. Геометрические представления.
Изготовленное мною нестандартное оборудование несложное, недорогое, вносит в занятия элемент необычности, вызывает у детей интерес к физкультурным занятиям, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Оно создаёт радостный, эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает двигательную деятельность, помогает делать двигательные задания более наглядными, понятными. Например, пособие «Цветочная поляна» используется для прыжков, перепрыгивания, перешагивания, а так же способствует закреплению цвета. Очень нравятся детям занятия с использованием пособия «брёвнышки», сделанного из картонной трубы, раскрашенной под ствол берёзки. Через них они перепрыгивают, перекатывают ногами друг другу, забрасывают мячики и выполняют другие задания.
На занятиях по профилактике плоскостопия очень эффективны и разнообразны в применении «комочки» из поролона, «льдинки» из пенопласта, мешочки, наполненные горохом и фасолью, коврики с нашитыми на них карандашами, пуговицами и т. д.
Игры с использованием нестандартного оборудования формируют у детей умение легко использовать двигательный образец и свободно корректировать моторное действие в изменяющейся ситуации, то есть развивают способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместном решении двигательных задач. Игры «Ты смотри не опоздай, себе место занимай», «Ловкие водители», где используются разнообразные массажные коврики, балансёры, мостики, рули с геометрическими фигурами проходят на очень высоком эмоциональном уровне.
Я разработала конспекты занятий и развлечений с использованием нестандартного физкультурного оборудования изготовленного мной, воспитателями, родителями и успешно применяю их на практике. Под моим руководством в каждой возрастной группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные коврики для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мостики для перепрыгивания, султанчики, косички, колпачки и многое другое.
начение предметно-пространственного окружения для двигательной деятельности дошкольников очень велико. Используя нестандартное оборудование, с заинтересованностью, выдумкой, фантазией подходя к определению тематики и отбору физкультурных занятий, уделяя особое внимание ощущениям детьми радости от активного участия в различных спортивных мероприятиях, значительно увеличилась двигательная активность детей, улучшилась техника выполнения движений, возрос интерес к занятиям физкультурой. Это мы можем узнать из рассказов детей, отзывов их родителей и по результатам диагностики.
Педагогический коллектив нашего детского сада понимает важность воспитания культуры здоровья в дошкольном возрасте, верит, что все усилия пойдут на пользу, если ребёнок чувствует, что о нём заботятся, что он полноправный человек со своими желаниями и возможностями и у него всё обязательно получится. Я всегда с терпением, пониманием, любовью отношусь к своим воспитанникам, искренне, с радостью принимаю их успехи, и они мне платят тем же, благодарностью и любовью.
Физкультурно-музыкальный досуг «День защитника Отечества» 22 февраля 2013г. в МБДОУ был проведен физкультурно-музыкальный досуг посвященный 23 февраля «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» — с воспитанниками.
Презентация «Использование нетрадиционного физкультурного материала в условиях интеграции» В данной презентации представлен опыт работы творческой группы по физкультурно- оздоровительному направлению «Нехворай-ка» по созданию в.
Источник