Меню

Нервно психическое здоровье детей это

Психическое здоровье детей дошкольного возраста

Ольга Шестакова Тарасова
Психическое здоровье детей дошкольного возраста

В дошкольном воспитании решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но, в ней говорится, так же и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучало как бессмысленное словосочетание». Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Под термином «психическое здоровье» мы понимаем состояние душевного благополучия, психического комфорта, обеспечивающего адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения деятельности. Психическое здоровье зависит от огромного числа факторов, которые сливаются в огромный поток информации и постоянно влияют на человека на протяжении всей его жизни (от зачатия до смерти). А. А. Чуркин (1995) выделяет факторы, влияющие на психическое здоровье, и приписывает им процентное выражение, в зависимости от силы их влияния. На 50-55% психическое здоровье зависит от условий и образа жизни, на 20-25% — от состояния окружающей среды, на 15-20% — от генных особенностей и лишь на 10-15% от деятельности учреждения здравоохранения эти факторы в той же пропорции влияют и на общее здоровье.

Организм психически здоров, если наблюдается его адаптивность и адекватность ко всему объему получаемой информации. Имея определенную и уникальную способность восприятия информации, у организма существуют резервы для защиты от неблагоприятных последствий, резких изменений количества и качества информации. Специфическими защитными механизмами, можно назвать минимальную способность воспринимать информацию детьми (самосознание личности формируется до 3-х лет, а так же стресс (это некий химический ответ на информационный дисбаланс среды). Определенный уровень стресса необходим для нормальной реакции организма, но при объеме выше оптимального стресс приводит к различного рода психическим нарушениям.

Обеспечение же психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает предупреждение и устранение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения. Перечислим основные, на наш взгляд, причины кризиса психического равновесия ребенка — дошкольника, ведущего к психическим нарушениям,переходящих после на соматический уровень: действия педагога с недостаточной психологической подготовкой; неподготовленность детей к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам; завышенные ожидания со стороны взрослых в отношении детей; отрицательная оценка воспитателя, заметим, невольно выраженная им в неконтролируемой реплике. Нерациональное, скудное питание, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неправильная организация сна и отдыха. Вот, так мы считаем, не разрешение детских проблем может представлять угрозу психологическому благополучию малышей.

Психосоматика современного ребенка совершенно иная, чем у детей прошлых поколений. Дети имеют больший кругозор, больший словарный запас, эрудированны, начитанны. Но эти дети оказываются более незащищенными, неадаптированными перед степенью быстроразвивающегося потока информации. Степень «жестокости» этого потока увеличивается и ускоряется от социально-экономических условий жизни. Достигнув высокого уровня, она приводит среди всего положительного к дезорганизации природных основ эффективной жизнедеятельности растущей личности ребенка, кризису эмоциональности, а, как следствие, к стрессам, эмоциональной дисгармонии, отчужденности и незрелости чувств. Все эти проявления влекут к ухудшению состояния психического здоровья, росту показателей детской заболеваемости, детской смертности. Для нас не будет шокирующим известие о том, что рождается крайне мало здоровых детей.Причин много: болезни родителей, патологические беременности, родовые травмы, увеличение операций Кесарево сечения и т. д. Статус детской инвалидности (психические расстройства, врожденные аномалии, заболевания нервной системы) совсем не редкость. Кроме нарушений осанки, зрения к концу дошкольного возраста у детей наблюдается повышение случаев депрессий, агрессивности, тревожности.

И вот, здесь своей основной задачей мы выделяем просвещение родителей о наличии, предупреждении, да и вообще о существовании такой проблемы, как проблема сохранения психического здоровья их ребенка в уже дошкольном возрасте.

Первые признаки «психического нездоровья» могут появиться у младших дошкольников под влиянием разлуки с матерью, отцом, при поступлении в детский сад, помещении в санатории, больницу, дом ребенка. У детей старшего дошкольного возраста — под влиянием длительной неблагополучной обстановки дома (ссоры в семье, жестокое обращение, боязнь родителей, разводы родителей, неполные семьи, боязнь и неприятие воспитателей. И, как бич времени – отсутствие телевизионной культуры, бесконтрольный просмотр современных мультфильмов, компьютерных игр, только усугубляет положение. Утратило свою силу и актуальность совместное творчество родителей и детей, совместное времяпровождение, без присутствия новомодных гаджетов. Это выливается в длительное подавленное состояние, тоскливое настроение, ощущение неполноценности и недостаточности, однообразие представлений, заторможенность движений.

Среди психических болезней депрессии выходят на первое место и составляют 80% от общего числа психических расстройств. Депрессия как настроение, более или менее глубокого уныния, знакомо почти каждому взрослому человеку, пережившему кризис. Риск заболеть депрессией в течении всей жизни составляет 20%. Депрессия как расстройство отличается от депрессии как состояние или слишком большой продолжительностью и интенсивностью или же отсутствием стресса перед ее началом. Депрессивные расстройства у детей дошкольного возраста возникают гораздо чаще, чем их диагностируют. Их признаки (детские страхи, тревожность, неуверенность в себе) неоднократно описывались в работах А. Р. Лурия, Э. Л. Славина, Н. Вайзмана, А. Бобенко и др. В отличие от депрессий у взрослых, у которых она проходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном и моторном, у детей симптомы этого заболевания «маскируются» многочисленными неприятными соматическими ощущениями или поведенческими нарушениями. Наиболее часто дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон, отсутствие аппетита и прочее. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению.Изменяется внешний вид ребенка: отмечаются бледность кожных покровов, вялость, шаркающая походка, они могут производить впечатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

Читайте также:  Правила для здоровья кожи лица

Так, в рекомендациях педагогам по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников желательно включать то, что мальчики и девочки развиваются с определенными особенностями мышления, восприятия. Учитывая более высокую поисковую активность мальчиков и их эмоциональную чувствительность, излагать свои требования кратко и точно. Для девочек важно спокойно разобрать их ошибки, помнить об их эмоционально бурной реакции на критику. Когда капризничают мальчики, идет снижение активности левого, рационально – логического полушария, ругать за это – бесполезно и безнравственно. Девочки капризничают из-за усталости, истощения правого эмоционального полушария. Важно никогда не сравнивать детей. Обучая, не разрушать «врожденную грамотность». Наша оценка детей всегда субъективна. Край не важно не столь научить ребенка, а развить у него желание учиться. Для ребенка норма – ошибаться. Свои требования нужно превращать в желания ребенка. Самое важное – не навредить. К такой сложной работе по вопросам психического здоровья детей необходимо приобщать и родителей, так же обращаться за консультациями к педиатру, психиатру, психологу, дефектологу.

Насколько здоровье является жизненно важной ценностью для каждого из нас, помогут результаты анкеты-опросника «Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим».

Цель: определение внешних причин кризиса психического равновесия человека. Участникам опроса предлагается вписать в 1-ую графу свои нравственные пороки, во 2-ую графу свои физические недомогания.

Анкета — опросник «Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим».

Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим.Предлагается разделить листа на 2 части:

Мои нравственные пороки. Мои физические недомогания

Участники вписывают в те сведения о себе, которые часто без принуждения обсуждаются у себя дома в кругу семьи, на работе с коллегами или в других общественных местах.

Что же оказывается принятым и приличным в нашем современном обществе? Не обсуждая с окружающими свои нравственные пороки, что естественно, мы можем говорить о своих болезнях всем, везде и всюду – этот уровень культуры каждый человек может оценить лично, обратившись к анкете. С неправильным, неточным и неполным пониманием определением «здоровье», с пассивным отношением к собственному здоровью, невозможно сформировать осознанное отношение к здоровью у наших воспитанников. Рассуждая о здоровье, мы чаще и легче говорим о физическом здоровье, а мало и с меньшим пониманием о здоровье психическом, в то время как одно без другого не существует и главной целью дошкольного образования обозначено «охрана физического и психического здоровья». Проблемы психического здоровья должны быть рассматриваемы внутри, а не вне человеческого существа, ведь она зависит от него самого и его сознания. К осознанию этого мы, взрослые и должны подготавливать и подводить детей.

Консультация «Психическое здоровье детей в ДОУ» Психическое здоровье детей, одно из составляющих физического здоровья и залог гармоничного и успешного развития личности. Нормальным психическим.

Психическое развитие детей дошкольного возраста Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовки к занятиям плаванием. Важнейшими психическими новообразованиями.

Источник

Общая оценка проблем нервно-психического здоровья

Национальное психическое здоровье — это системообразующее ядро каждого государства. Но, как ни странно, пока человечество до понимания значимости главного, что есть человек, т.е. его мозг, его психические процессы, общество доходит очень медленно. В сознании большинства слово «психика» относится только к патологии, а все остальное для обывателя — это «нервная система». Слово «психика» приобрело оттенок чего-то неприличного, о чем вслух не говорят, или, по крайней мере, говорят шепотом.

А ведь именно психика — это национальный интеллект, культура, этническое самосознание и, наконец, способность общества к выживанию.

Психическим здоровьем нации сейчас практически никто не занимается. Человек поделен между ведомствами, каждое из которых занимается лишь маргиналами. До тех пор, пока ситуация не превратится в «ведомственный» (по аналогии со страховым) случай, т.е. болезнь, правонарушение, школьная неуспешность или инвалидность, интереса к персоне не появится. Ответственность за жизненную неуспешность ведомство постарается вменить в вину самому человеку, а если это ребенок — то его родителям.

В нашей медицине традиционно сложилось достаточно серьезное отношение к телесной патологии. В медицинском ВУЗе ее изучают 4-5 лет. А вот мозгу в программе отведены считанные часы. Главный руководящий орган, создающий то, что называется здоровьем, т.е. физическое, психическое и социальное благополучие, не достался никому. Вернее, его поделили. Психиатр регистрирует клинические феномены и пытается эмпирически воздействовать на них комбинациями психотропных средств. А рядовой невропатолог получает основную информацию о человеке с помощью древнего инструмента — молотка. В целом в медицине сложилась грустная ситуация, сформированная физиологом А.П. Зильбером: «Для ларинголога нет человека ниже ключицы, а для гинеколога — выше пупка». Собрать человека целиком некому, а потому пусть отвечает сам за себя.

Читайте также:  Как поддержать здоровье при диабете

Очень долго в представлении о личности и путях ее формирования господствовала теория примата социального над биологическим. Действительно, среда учит индивидуум, вернее, его мозг, выполнению главной задачи — выживанию. Но какой мозг вступает в жизнь, как он будет проходить школу жизни и почему успешность различна?

У этой проблемы глубокие корни. Не заглядывая в пострадавший при тоталитаризме генофонд нации, обратимся к сегодняшним причинам нервно-психического нездоровья. Только что зародившуюся жизнь подстерегают множество опасностей: вирусные инфекции, лекарственные воздействия, анемия, токсикозы (особенно второй половины беременности), нарушения плацентарного кровотока. На первом месте по повреждающему воздействию на мозг плода стоит кислородная недостаточность. Внутриутробная гипоксически-ишемическая энцефалопатия — одна из главных причин патологических родов. Пострадавший мозг плода, часто отягощенный гидроцефалией, не может полноценно руководить сложным нервно-мышечными, а вернее, системными реакциями на родовую деятельность организма матери.

В практике государственного здравоохранения акушерско-гинекологическая служба несет относительную ответственность только за здоровье женщины. Анемия беременных, в силу широкой распространенности, стала рассматриваться как вариант нормы. При угрозе самопроизвольного аборта используется туренал, обладающий тератогенным эффектом.

Неоправданно оптимистическое отношение сложилось к кесареву сечению. В широком распространении этого явления есть две причины: уменьшение осложненных родов и, возможно, главное — финансовая заинтересованность родильных домов: ведь операция оценивается дороже.

Наш опыт показывает, что кесарево сечение для ребенка совсем не благо, операция не уменьшает натальную патологию, а нередко становится ее причиной. При разрезе полости матки ребенок получает баротравму за счет резкого перепада давления. Он оглушен наркозом, его мышечная система расслаблена и не сопротивляется усилиям акушера, извлекающего его через узкий разрез. Возможность травмы при таком состоянии мозга возрастает.

Неонатологами давно выявлен еще один немаловажный факт. Во время естественных родов в организме ребенка образуется высокая концентрация эндорфинов и энкефалинов. Они защищают организм от боли и стресса при переходе в новую среду. При кесаревом сечении эта защита отсутствует. Наркоз, полученный ребенком вместе с матерью, затрудняет выработку надпочечниковых гормонов — катехоламинов, которые обеспечивают переключение всех систем на новый образ жизни.

При выписке из роддома мать часто не осведомлена о тех опасностях, которые подстерегают ее ребенка в будущей жизни. Ей никто не перевел, что значат записи в эпикризе «внутриутробная гипоксия», «гипоксически-травматическое поражение ЦНС», «гипоксически-ишемическая энцефалопатия».

В недельном возрасте ребенок переходит под наблюдение педиатра. Синдром нервно-мышечной возбудимости, общего беспокойства ребенка, как правило, объясняется неполадками в соматической сфере, чаще всего метеоризмом.

Если ребенку повезло, на него обратит внимание невропатолог и постарается до года (так определен срок обязательного наблюдения невропатологом) компенсировать церебральную недостаточность. Такая ситуация чаще сопровождает гидроцефально-гипертензионный синдром. В год матери объявят, что все в порядке, и ребенка «снимают с учета». Если патология более серьезная и есть значительная двигательная недостаточность, то вопрос о ДЦП не ставится. С этим диагнозом неврологическая служба опаздывает на 1,5-2 года, ждет, пока не возникнут выраженные атонические или спастические парезы. Но главное время лечения — младенчество — навсегда потеряно. Естественно, что за опоздание с диагнозом никто ответственности не несет. Просто «вашему ребенку не повезло».

Но если ребенка миновала эта трагическая чаша, то не стоит думать, что мозг забыл, как он голодал во внутриутробный период. Биологическая память устроена так, что она на всю оставшуюся жизнь помнит о прежней неприятности и всегда готова запустить механизмы защиты. Природа работает не так, как система здравоохранения, т.е. сначала дождемся клиники, а потом будем лечить. Биологическая память запускает системы защиты с опережением и некоторым избытком. И если мозг включал когда-то наработку спинномозговой жидкости, которая является компенсацией недостаточного кровоснабжения, то этот механизм, эта система обороны мозга будет работать долго. Проявит она себя симптомами общего беспокойства. Капризный, неугомонный, часто бесцельно суетливый ребенок становится мучителем всей семьи. Он плохо спит, часто плачет во сне. Впадает в истерику при малейшем отказе от выполнения его желаний, агрессивен. Уговоры и наказания усиливают беспокойство. Взрослые не понимают, что так внешне проявляется эмоциональный дискомфорт, депрессия. Если ребенку не удается разрядиться на ближних, он яростно ломает игрушки. Только не путайте ранний детский вандализм с исследовательским разбиранием игрушек на части. А если маленькому человеку совсем невыносимо, он направляет агрессию на себя: кусает руки, бьется головой о стену. Стремление вызвать боль, а иногда и «выпрашивание» наказания — явный признак депрессии. Боль приводит к выбросу внутренних морфинов, и ребенок временно затихает. Если справляться с трудным ребенком болью — разовьется мазохизм.

Читайте также:  Подрастающее поколение социальное здоровье

В детском саду нервный ребенок тоже симпатии не вызывает: трудно усваивает нормы поведения, нет устойчивого внимания, все не интересно, непослушен. Ему пытаются объяснить, что он не прав, т.е. не правильный. Его ругают, сравнивают с другими, хорошими. В одном детском саду придумали даже такую воспитательную меру — вешать на неслуха табличку «Я — плохой». Бессилие воспитателей трансформируется в обвинение родителей, мол, мало внимания уделяют ребенку. Дело доходит до серьезных конфликтов. «Плохого» стремятся всеми способами «выдавить» из сада. И редко дело доходит до совета полечить ребенка. Правда, умение давать советы в таком деликатном деле, как психическое здоровье, задача сложная. Если родителям категорически заявят: «Он у вас ненормальный, ведите его к психиатру», то советчик скорее получит в ответ такую же рекомендацию. Если ребенок и дойдет до врача, то это скорее будет детский невропатолог, которого проблемы формирования личности интересуют мало.

Нарушения поведения у детей — это внешнее проявление повреждений в эмоциональной сфере. Недаром в последней международной классификации болезней (МКБ-10) поведенческие и эмоциональные расстройства у детей включены в одну рубрику. Самым распространенным явлением, которое ни родители, ни педагоги-воспитатели не относят к патологии, является гиперкинетическое расстройство поведения с нарушением активности внимания. Неусидчивость и невнимательность стали главными формулировками в негативной оценке ребенка. Причем и родители, и педагоги рассматривают это состояние как проявление преднамеренной злой воли и ставят это в вину ребенку.

Сегодняшние знания о мозге и психике позволяют рассматривать гиперактивность как одно из проявлений тревоги. Задача мозга — обеспечить биологическое выживание решается за счет постоянного исследования окружающей среды и поиска опасности. Сенсорные системы мозга сканируют пространство, останавливаются на значимых элементах. Если пространство уже известно, однообразно, то мозг требует расширения зоны исследования. Однообразие интерьера наших квартир, садиковских групп, выстроенных по строгой геометрии рядов кроватей, стульев, приводят мозг в ярость. Сенсорный голод требует утоления. Поэтому лучше уползти в подворотню и насытиться беспредельностью нового мира. Многие родители недоумевают: в саду ребенок ведет себя прилично, а дома как с цепи срывается, кричит, скачет, скандалит. Особенно это случается с теми детьми, где семья живет по простому принципу: дорога в сад, дорога из сада — вот и вся прогулка. Да и прогулка в саду — все тот же надоевший двор. Кстати, и собака, сорвавшаяся с цепи или выпущенная из городской квартиры, так же носится для утоления двигательного и сенсорного голода. И ненасытная жажда телевизора — это тоже попытка утолить сенсорный голод.

При некоторых повреждениях мозга сенсорное насыщение не наступает. Чаще всего это случается, если мозг в начале своего развития перенес гипоксию. Формальный интеллект при этих повреждениях может не страдать, ребенок не глуп, но неусидчив, невнимателен. Грубых неврологических симптомов нет. Такие состояния именовались как минимальные мозговые дисфункции. Таких детей длительно пытались лечить успокоительными средствами, психотропными препаратами. В США был создан препарат «риталин», этакий нейролептический пеленальник, который делал ребенка вялым и тупым.

Решение проблем гиперактивного ребенка — это объединение усилий медиков, педагогов, психологов. Они должны быть согласован, дополнять друг друга. Эффективность, вероятно, связана с последовательностью корригирующих мер. До тех пор пока биологический субстрат будет функционировать как патологическая система, все попытки «уговорить» мозг быть правильным едва ли окажутся успешными. Биологическая терапия должна создавать условия для социального обучения.

Представления о биологической терапии должны быть в корне изменены. К сожалению, многие врачи продолжают расценивать нарушения поведения как злой умысел ребенка и стремятся к нейролептическому подавлению негативных тенденций, не заботясь о восстановительной терапии пострадавшего мозга.

Поврежденный незрелый мозг будет защищаться от неадекватных его возможностям требований, что приведет к оппозиционному поведению, бурным протестам или замкнутости, уходу в себя.

Психологические и педагогические воздействия должны наслаиваться на биологическую терапию с учетом динамики реагирования мозга. И еще один аспект. Развитие нейрофизиологических и нейропсихологических систем мозга не идет по прямой вперед и вверх. Развитие личности претерпевает качественные скачки. Наиболее заметна эта ситуация в подростковом возрасте, когда на поверхность выходит биосоциальное поведение. Оно тем отчетливее, чем больше мозгу пришлось затратить сил на обеспечение выживания организма. Дискордантность систем, проявлявшаяся до этого минимальными мозговыми дисфункциями, становится грубой. Появляются отчетливые признаки вегето-сосудистой неустойчивости со скачками артериального давления в обе стороны. Дезорганизация поведения достигает максимума, подросток бросает вызов миру взрослых, он все готов разрушить и перекроить на свой лад. Эмоциональное напряжение гиперактивного ребенка перерастает в дисфорию со склонностью к агрессии или острой жаждой избавления от депрессивного состояния. В этих ситуациях алкоголь и наркотики легко становятся частью жизни.

Но о детских депрессиях — это отдельный разговор.

Источник

Adblock
detector