Условия сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста
статья на тему
Что такое «психическое» здоровье? Какие факторы влияют на его сохранение?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_usloviya_sohr._fiz_psih_zdorovya.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Условия сохранения физического и психического здоровья детей в детском саду»
МДОУ ЦРР – д\с № 11
В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности, в нашей стране, одним из наиболее стрессогенных можно назвать фактор нестабильности: экономической, политической, ценностной. Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребенок с внешними признаками взрослости при внутренней социальной незрелости. Однако по мере того как ребенок становится старше, число стрессовых факторов не только не уменьшается, но и существенно увеличивается.
Что включает в себя понятие психологического здоровья?
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной. Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой стороны обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни.
Насколько психическое здоровье взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психическое здоровье» уже подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Поэтому именно психическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. В результате исследования Джюэтта, изучавшего психические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психически здорового человека, который приводится многими исследователями.
Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими
Психическое здоровье детей имеет свою специфику.
Для того, чтобы ее рассмотреть, можно еще раз обратиться к взглядам И.В.Дубровиной на соотношение психического здоровья и развития личности. И.В.Дубровина утверждает, что основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.
Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.
Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально- личностными особенностями.
Влияние факторов среды.
Под ними обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.
Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что дефицит общения с матерью может привести к различного рода нарушениям в развитии ребенка. Дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверх стимуляции ребенка.
В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важным становится и взаимоотношения с отцом. Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком в этом возрасте можно отнести:
а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т.п.;
б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет слишком тревожная мать.
Определим теперь место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку он:
— подает ребенку пример отношений с матерью;
— выступает прообразом внешнего мира. То есть освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то;
— является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.
Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести к нарушениям у ребенка половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей они могут привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной готовностью к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию.
Следующий фактор – это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.
Вторая группа факторов связана с детскими учреждениями.
Следует отметить встречу ребенка в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, который во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показали исследования, воспитатель не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению его потребностей в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации.
Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт, в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.
Подводя итог объективным факторам риска нарушения психического здоровья ребенка, поступающего в школу, можно сделать вывод, что преобладающими являются те или иные внутрисемейные факторы, однако негативное воздействие может оказать и пребывание ребенка в детском саду.
Довольно интересно проследить влияние индивидуальных свойств темперамента в плане риска нарушения психического здоровья. Стрессоустойчивость детей зависит от типа нервной системы. Данные психологических исследований позволяют сделать вывод, что отдельные свойства темперамента являются если не источником нарушения психического здоровья, то существенным фактором риска, который невозможно игнорировать.
Следующим важным условием становления психического здоровья детей является наличие у всех положительного фона настроения. А положительный фон настроения зависит от настроения значимых взрослых (родителей и педагогов).
Влияние факторов среды
1. Семейные неблагоприятные факторы:
— неправильный стиль воспитания (пренебрегающий, авторитарный, контролирующий);
-нарушение правил семейного воспитания;
— проблемный характер семьи (антипедагогическая, аморальная, кризисная, конфликтная и др.)
2. Неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями:
— не налажена взаимосвязь с педагогом;
— конфликтные отношения со сверстниками.
Источник
Психическое здоровье детей в дошкольных образовательных учреждениях.
учебно-методический материал по теме
Доклад к семинару для воспитателей о содержании и укреплении психологического здоровья дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_psikhologicheskoe_zdorove.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Психическое здоровье детей в дошкольных образовательных учреждениях
Сегодняшний день особо остро ставит перед обществом задачу сохранения и укрепления психического здоровья подрастающего поколения. Дошкольное образование должно стать той ступенью, с которой начнется взросление физически и психически здоровой личности. Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы. Таким образом целью данного доклада является систематизация знаний в области психическом здоровья ребенка и создание предпосылок для планирования целенаправленной работы по сохранению и укреплению психического здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений.
В последние годы в России специалисты различных сфер общественной деятельности все чаще озабочены проблемой психологического здоровья подрастающего поколения.
И от решения этой проблемы зависит состояние не только сегодняшнего, но и будущего населения нашей страны, его социально-психологические особенности и социально-демографическая структура на ближайшие 50 лет.
Дети являются не просто особым социальным слоем, но группой, определяющей прогресс развития общества в целом, и тем самым приоритетной. Ведь уровень культуры, образованности, здоровья детей уже через короткое время трансформируются в качество жизни и здоровье нации в целом, в развитие науки и разработку новых технологий, в авторитет нашей страны на мировой арене.
В настоящее время экономическое и социальное положение в современном обществе формируют большое число факторов риска для подрастающего поколения и ведут к целому ряду проблем. Важная роль в концепции модернизации образования отводится психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, здоровьесберегающим технологиям, способствующим сохранению и укреплению психологического и психосоматического здоровья. И нередко остаются вне поля зрения дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы психологического здоровья.
Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.
Всемирная организация зравоохранения (ВОЗ) предлагает понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия».
Специалисты выделяют следующие признаки психического здоровья.
Признаки психического здоровья:
- способность справляться с трудностями в сложных незнакомых ситуациях
- чувство уверенности и доверия
- формы проявления эмоций и поведения соответствуют ситуации и вероятным чувствам ребенка
- достаточный диапазон чувств
В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер .
Социально-культурный характер факторов, оказывающих негативное влияние на психологическое здоровье ребенка, обусловлен недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления и ускорением темпа современной жизни. Влияние этих факторов обуславливает чрезмерную загруженность родителей, их невротизацию, появление множества личностных проблем, что в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи оказывает негативное влияние на психику ребенка в семье.
Также на эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют социально-экономические факторы. А.И. Захаров особо выделяет среди них следующие: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Известно, что сильным психотравмирующим явлением становится для ребенка в раннем возрасте помещение в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для их воспитания, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью. В ситуации нормального и продолжительного близкого эмоционального общения ребенка с матерью к трем годам у детей формируется восприятие себя как отдельного индивида, вследствие чего постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста чувство зависимости от матери лишь повышается, что может перерасти в невротическую привязанность. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание стать более независимым от взрослых. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), основываясь на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. В тех же исследованиях было обнаружено, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.
Также на психологическое здоровье детей влияют социально-психические факторы, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.
Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что факторы риска психологического здоровья детей можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Всем специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить признаки психомоторного неблагополучия, которые должны вызывать особое внимание и необходимость помощи такого рода детям.
Признаки психомоторного неблагополучия у дошкольников:
- со стороны мышечного тонуса — сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность поз(втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);
- со стороны походки ребенка — на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;
- со стороны общей моторики — бесцельные, непродуктивные движения при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;
- со стороны жестикуляции и мимики — вялая, бедная, маловыразительная, возможно гримасничанье или неподвижность лица;
- со стороны речи — невнятная, невыразительная, монотонная речь, возможны заикания.
Чтобы помочь ребенку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития, социальную ситуацию семьи и использовать полученные знания в области поддержания психического здоровья ребенка.
Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.
Задачи психологической поддержки детей:
- Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
- Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
- Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.
Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:
- Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
- Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
- Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию
Воспитание личности невозможно без ее знания и понимания. Воспитатели нередко снисходительно относятся к рекомендациям психологов, а часто просто игнорируют их. Жизненный опыт и здравый смысл играют неоценимую роль в воспитании, но жизнь стала сложнее, а потому воспитание без специальных знаний психологии, физиологии, гигиены и многого другого — это воспитание «на авось». Важнейшим условием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, его индивидуальных особенностей, высокая требовательность к испытуемому, уважение к нему (по A.C.Макаренко).
Стоит помнить, что психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах; его отношению к людям, окружающему миру и обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающейся личности.
Источник