Необучаемые по состоянию здоровья
ВОПРОС: Я воспитываю ребенка, у него тяжелая форма ДЦП, он необучаемый, выплачивается ли компенсация родителям за обучение ребенка, если он не может обучаться?
ОТВЕТ. Во-первых, следует сказать, что понятия «необучаемый ребенок» нет с 2000 года. Каждый ребенок имеет право на образование. Это право гарантированно Конституции РФ.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, которые ведут образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования обучающимися данной категории.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с п.5 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ», обучение детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Вам необходимо обратиться в Департамент образования по организации обучения Вашего ребенка.
К Вашему ребенку могут приходить педагоги на дом.
Что касается компенсации, то следует пояснить следующее. До 1 сентября 2013 года в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 24.11.1995 N 181-ФЗ действовала статья 18, которая регламентировала порядок воспитания и обучения детей-инвалидов. Указанной статьей было установлено, что при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.
И во исполнение статьи 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» субъекты принимают соответствующие нормативные акты, которые устанавливают размер компенсации.
Во Владимирской области Законом «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» от 02.10.2007 N 120-ОЗ, установлена компенсация на социальную поддержку детей-инвалидов ДОШКОЛЬНОГО возраста. Финансовое обеспечение расходов на исполнение мер социальной поддержки детей-инвалидов дошкольного возраста осуществляется за счет субвенций из областного бюджета (далее — меры социальной поддержки). Средства первой части субвенции на исполнение мер социальной поддержки, направленных на воспитание и обучение детей-инвалидов дошкольного возраста в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, направляются в соответствующие образовательные учреждения.
Размер компенсации в 2013 г. составляет 871 рубль.
С 1 сентября 2013г. со вступлением в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статья 18 Закона «О социальной защите инвалидов» утратила силу.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013г., не предусматривает выплату компенсации на ребенка-инвалида, если он обучается на дому.
Тем не менее, субъекты вправе устанавливать дополнительную поддержку для детей-инвалидов.
Во Владимирской области такой дополнительной социальной поддержки для ребенка-инвалида школьного возраста не предусмотрено.
В случае невозможности организации обучения на дому, вы можете организовать семейную форму обучения, заключив договор на обучение и осуществления оплаты с образовательной организацией.
Ответ подготовлен ВООО АРДИ «СВЕТ» с учетом законодательства на 15.07.2015 г.
©Владимирская областная общественная организация
«Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов АРДИ «Свет»
Учреждена: 1 сентября 1995 г. Зарегистрирована: 22 марта 1996 г., рег. № 328. Численность: 672 человека. Благополучателей: 5767 человек.
Председатель Совета: Любовь Ивановна Кац. Члены Совета: Л. И. Кац, Ю. М. Кац, О. Г. Сторожук, В. Б. Тюлина, А.В.Белоусов.
Адрес для писем: 600005, Владимир,
ул. 850-летия, д. 7, кв. 2
Источник
Необучаемость как заболевание
Приходилось ли вам замечать, что ваш ребенок испытывает трудности с обучением — не может внимательно слушать, связно выражать свои мысли, думать, читать, писать, не усваивает правила правописания и никак не научится считать и решать математические задачи? Насколько сильно проявляются эти симптомы и мешают ли они процессу обучения? Возможно, ребенок не может сосредоточить внимание на одном предмете и поэтому кажется, будто он постоянно витает в облаках?
В этом ваш сын или дочка не одиноки. Каждый десятый ребенок школьного возраста (почти 4 миллиона в мировом масштабе) страдает от необычного расстройства — необучаемости. Приблизительно 20% из них страдают расстройством концентрации внимания. Понятие необучаемости можно определить как «значительное несоответствие между интеллектуальными способностями человека и теми навыками, которыми он обладает на каждой ступени развития».
Диагностика расстройства и понимание ситуации поможет плавно перейти к следующему этапу — поиску проверенных способов разрешения ситуации. Кроме полной и абсолютной родительской поддержки, что нужно ребенку, чтобы состояться как личность, добиться успеха и независимости? Читайте дальше, чтобы узнать больше о причинах и признаках детской необучаемости.
Необучаемость как заболевание
Не существует очевидных, заметных с первого взгляда признаков, позволяющих с уверенностью диагностировать необучаемость. Симптомы в основном проявляются в легкой форме, поэтому иногда необучаемость удается выявить только на позднем этапе развития ребенка. Некоторые дети страдают необучаемостью одного вида, в то время как у других нередко наблюдается несколько видов необучаемости.
Психологи считают, что существует множество причин возникновения необучаемости. Некоторые из них можно установить, некоторые — нет. Иногда нарушения связаны с неправильным развитием головного мозга, обусловленным генетическими факторами. Употребление алкоголя или наркотиков во время беременности также может спровоцировать это нарушение, также как и неблагоприятная экологическая среда в детстве. Выделяют также другие причины возникновения необучаемости:
- Несчастный случай, травма или заболевание, перенесенное матерью в период беременности
- Запаздывание в развитии — замедленное развитие ребенка по сравнению с ровесниками
- При нормальном зрении и слухе ребенок неправильно воспринимает обыкновенные звуки и зрелища, что объясняется расстройством нервной системы.
- Преждевременные роды или заболевания, перенесенные ребенком вскоре после рождения
- Присутствие токсинов в утробе или развитие в неблагоприятной экологической среде
- Несчастные случаи, травмы или заболевания, перенесенные в раннем детстве
Диагностика необучаемости
В школе или детском саду может возникнуть ситуация, в которой ребенок должен следовать указаниям воспитателя или учителя или реагировать ожидаемым образом. Иногда ребенок не может понимать письмо или даже не всегда понимает устную речь и не может пересказать услышанное. Необучаемость становится очевидной, когда отставание в учебе не проходит по мере взросления ребенка. Существуют различные методы диагностики каждого вида необучаемости. Диагноз «необучаемость» ставят ребенку (или взрослому) только после проведения всех необходимых тестов.
Виды необучаемости
Нарушение в развитии речевых и языковых навыков. Это нарушение очень часто встречается и, как правило, его «перерастают». Дети, страдающие этим расстройством, отличаются от ровесников следующим:
- Неправильно произносят некоторые звуки (например «клошечный клолик», а не «крошечный кролик») (нарушение артикуляции).
- Неправильно использует слова для выражения своих мыслей или неправильно называет предметы (нарушение речевых функций).
- Понимает лишь небольшой процент устной речи и неправильно реагирует на услышанное или не реагирует совсем (расстройство рецептивных функций).
Нарушения, связанные с образовательными способностями ребенка: ребенок очень медленно учится читать, писать и считать — гораздо медленнее своих ровесников.
- Расстройство чтения. Это необычное расстройство также получило название «дислексия». Дислексия представляет собой трудности, связанные с языком. Дислексы испытывают затруднения в чтении, произношении и восприятии речи, а также им тяжело выразить словами собственные мысли. Возникает невероятный разрыв между их учебным потенциалом и реальными результатами их обучения.
- Расстройство письма. Дисграфия имеет неврологическую этиологию и заключается в расстройстве письма, при котором человек испытывает трудности в написании букв или же не может усвоить правила правописания и поэтому делает грубые ошибки даже в самых элементарных словах.
- Расстройство счёта. Дискалькуляция — это нарушение, при котором ребенок не может справиться с математическими задачами или понимать математические правила и абстрактные математические концепции.
Другие нарушения: если проявления необучаемости не подпадают ни под одну из перечисленных выше категорий, их относят к следующим видам.
Расстройство координации движения и общей моторики: ребенок не может выполнять действия, требующие координации групп крупных или мелких мышц. Например, ребенку трудно раскрашивать картинку, вырезать, писать, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, ему неудобно бегать и прыгать.
Невербальное расстройство: при неврологическом нарушении функции полушарий головного мозга ребенку трудно осмысливать невербальную или визуально-пространственную информацию. Это приводит к нарушениям координации движений, трудностям с распознаванием образов, ослаблению математических способностей и зрительной памяти.
Расстройства внимания: само по себе расстройство внимания еще не считается видом необучаемости. Однако неспособность концентрировать внимание отвлекает ребенка от занятий и негативно влияет на успеваемость. Поэтому расстройство внимания можно условно отнести к нарушениям, связанным с образовательными способностями ребенка.
Как помочь
Если ребенку поставили диагноз «необучаемость», это ничего не говорит о его умственных способностях. По сути, интеллект ребенка в этом случае может быть даже выше среднего. При этом ребенок не отличается от сверстников, просто он не владеет определенными навыками, необходимыми для успеха в школе и на работе. Очень важно понимать это и не внушать ребенку мыслей о его неполноценности, чтобы он вырос успешным и уверенным в себе.
Медикаментозное лечение совершенно бесполезно при коррекции необучаемости. Заметное улучшение дает только родительское внимание и специальное обучение, адаптированное к потребностям и способностям ребенка. В большинстве развитых стран работают государственные школы для детей с подобными расстройствами. В некоторых школах существуют специальные программы обучения для плохо- и необучаемых детей. Эти программы разработаны с учетом вида необучаемости, которым страдает ребенок. Со временем ребенок может преодолеть свои недостатки, догнать сверстников и приобрести необходимые навыки.
Источник
Необучаемый ребёнок — причины, диагностика и виды психического расстройства
Основная причина расстройства — неправильное функционирование определённого отдела головного мозга. Вызвать это нарушение могут различные факторы.
Возможные причины нарушений
Основная причина расстройства — неправильное функционирование определённого отдела головного мозга. Вызвать это нарушение могут следующие факторы:
Во время беременности:
• Несчастный случай, травмы, заболевания мамы;
• Употребления мамой алкоголя и других ядов (наркотики, курение);
• Неблагоприятная экологическая обстановка в период вынашивания;
• Аномалии развития головного мозга плода.
Другие причины:
• Преждевременные или тяжёлые роды;
• Нервные расстройства. Неверное восприятие звуковой или зрительной информации;
• Травмы, перенесённые ребёнком в раннем детстве;
• Наследственность. Родители, страдающие необучаемостью, могут передать заболевание детям.
Диагностика проблем
Большинство родителей обнаруживают недуг в начальной школе, когда дети активно формируют навык чтение и письма.
Тревожные симптомы:
• Ребёнку трудно распознать и различить звуки и буквы (похожие, например, звук «с» и «ш»);
• Малыш путает числа, последовательность цифр, не распознаёт математические знаки, с трудом определяет время;
• Путает лёгкие слова, пропускает или переставляет слог, буквы в словах;
• Тяжело осваивает навыки и учебный материал;
• Эмоционально нестабилен, рассеян;
• Не может решить простые математические задачи без посторонней помощи;
• У ребёнка проблемы с чтением. Не хочет и не может читать вслух;
• Ребёнку сложно считать, проблемы с логикой;
• Плохая координация движений, неловкое письмо;
• Проблемы с письменной и устной речью.
Виды нарушений
1. Нарушения речевых и языковых функций:
Нарушение артикуляции — неправильное произношение звуков.
Нарушение речевых функций — трудности в подборе слова, назывании предметов и т. д.
Расстройство рецептивных функций — трудности в понимании устной речи.
Часто встречаются и, как правило, проходят по мере взросления.
2. Нарушения образовательных способностей:
Дислексия. Расстройство чтения. Дислексикам трудно читать, воспринимать и произносить речь, внятно выражать свои мысли.
Дети с дисграфией или расстройством письма не могут овладеть письмом и не усваивают правил орфографии.
С Дискалькуляцией или расстройством счёта, ребёнок не способен усвоить арифметику и математические правила, не может решать математические задачи.
3. Расстройство координации и моторики. Ребёнку трудно держать равновесие при стоянии, застёгивать пуговицу, работать пальчиками (мелкая моторика).
4. Невербальное расстройство. Ребёнок не может правильно определить расположение в пространстве объектов, людей, не понимает жесты, мимику. Как следствие — слабая зрительная память, трудности в узнавании образов.
5. Невнимательность, отсутствие концентрации. Не считается видом необучаемости, однако негативно сказывается на успеваемости ребёнка в школе.
Что же делать?
Необучаемые дети не отличаются от сверстников. У них слабо развиты навыки, необходимые для школы, но мышление не страдает и может быть выше среднего или нормальным.
Этот недуг не лечится медикаментозно. Развитие ребёнка зависит только от родителей, их внимания и участия в обучении. Существуют программы, разработанные специально для коррекции недостатков. Чем раньше начнётся коррекция, тем больше шансов убрать недостаток и догнать сверстников. Также работают специальные школы для детей с подобными проблемами.
Источник